Итоговый проект в 9 классе на теме "Глобальные проблемы человечества"
творческая работа учащихся по обществознанию (9 класс)

Кромин Илья Викторович

Итоговый проект в 9 классе на теме "Глобальные проблемы человечества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx106.03 КБ
Файл dolzhikov.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа» 2022 Автор проекта Должиков Ярослав Романович Руководитель Кромин Илья Викторович ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Слайд 2

Паспорт проекта Слайд №2 Название проекта «Глобальные проблемы человечества» Руководитель проекта Илья Викторович Кромин Автор проекта Должиков Ярослав Романович Название учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области Год разработки 2021 год Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту Обществознание Время работы Краткосрочный (1 месяц) Заказчик проекта Социум Проблема проекта Отношение россиян к глобальным проблемам человечества Цель проекта Изучение глобальных проблем человечества и изучить мнение людей о важности и влиянии этих проблем на жизнь общества Необходимое оборудование Компьютер с выходом в интернет, принтер Компьютерные программы, используемые при реализации проекта Интернет-сайт «https://ru.surveymonkey.com», MS Word, MS Excel, MS PowerPoint

Слайд 3

Глобальные проблемы человечества Слайд №3 - глобальные экологические проблемы; - проблема террористической угрозы; - проблема недопустимости войны, обеспечения мира на Земле и разоружения государств; - угроза пандемии, появление новых смертельно опасных вирусов и заболеваний, которые человечество не может эффективно лечить; - проблема ограниченности природных ресурсов; - проблема разрыва в развитии между богатыми и бедными странами и их населением; - демографические проблемы Земли: демографический взрыв в развивающихся и бедных странах и старение населения в развитых странах; - опасность гибели жизни на Земле в результате космической катастрофы; - техногенные проблемы человечества.

Слайд 4

Интернет-опрос на тему «Глобальные проблемы человечества» Слайд №4 В опросе приняли участие 37 человек, анкетирование предусматривало 4 вопроса и заняло в среднем не больше 2 минут Опрос организован с использованием интернет-платформы. Ссылка на опрос: «https://ru.surveymonkey.com» Опрос проводился анонимно, без указания персональных данных

Слайд 5

Какое определение глобальных проблем человечества Вы считаете наиболее полным? Слайд №5

Слайд 6

Какие глобальные проблемы Вы считаете наиболее важными для современного человека? (возможен выбор трех вариантов) Слайд №6

Слайд 7

Ощущаете ли Вы на себе влияние глобальных проблем человечества? Слайд №7

Слайд 8

Можете ли Вы внести свой вклад в решение глобальных проблем человечества? Слайд №8

Слайд 9

Выводы по результатам интернет-опроса Слайд №9 Самые значимые глобальные проблемы – экологические проблемы, проблемы недопустимости войны и разоружения; проблемы ограниченности природных ресурсов и техногенные проблемы Среди наиболее ощутимых эффектов влияния глобальных проблем - ухудшение здоровья в результате плохой экологии, тревожность по поводу проблемы мира и разоружения Каждый из нас может внести свой небольшой вклад в решение глобальных проблем человечества Глобальные проблемы человечества понимаются как проблемы, угрожающие здоровью человека, окружающей природы, существованию человечества в целом

Слайд 10

Какой вклад мы можем внести в решение глобальных проблем человечества? Слайд №10 Есть множество решений глобальных проблем человечества. У каждого человека есть возможность помочь нашей планете. Для улучшения экологии, каждый из нас должен научиться не загрязнять природу, сортировать мусор и отдавать его на переработку (например, сдавать макулатуру, пластиковые крышки). Для спасения лесов нужно научиться заменять дерево на другие материалы. Каждый может участвовать в посадке деревьев. Для недопустимости войны нужно быть вежливым и уважать окружающих, как минимум в своей стране. Ведь если мир и порядок будет в каждой стране, то не будет повода для конфликта. Каждый человек может бережно относиться к ресурсам, не тратить их напрасно. Таким образом, каждый человек может помочь предотвратить глобальные проблемы, нужно лишь принимать разумные решения и действовать.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Овсянниковская средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

ПРОЕКТ

на тему «Глобальные проблемы человечества»

(обществознание)

                                                        ученика 9 «Б» класса

                                                        Должикова Ярослава Романовича

Руководитель проекта:

Илья Викторович Кромин

д. Овсянниково

2022 г.

Содержание

Введение        3

1.1 Характеристика глобальных проблем человечества        6

1.2 Организация интернет-опроса, посвященного глобальным проблемам человечества        11

2. Оценка влияния глобальных проблем человечества на жизнь общества        12

2.1 Перспективы дальнейшего развития проекта        15

Литература        16

Приложение 1        17


Введение

На рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу. Для объединения различных подходов к глобальным проблемам, для осмысления полученных результатов, возникла необходимость в новой науке. Постепенно сформировалась особая область знания - теория глобальных проблем, или глобалистика. Она призвана выработать практические рекомендации для решения глобальных проблем.

Проект направлен на выявление отношения жителей России к глобальным проблемам человечества, понимание содержания и состава этих проблем, их негативного влияния на жизнь людей, а также определение вклада, которые каждый может внести в борьбу с глобальными проблемами.

Глобальным проблемам человечества уделяется внимание в книгах Р.К. Баландина, Т. Джунипера, О.В. Захаровой, Э. Колберт, Я.Д. Потрекий, Э. Уилсон.

Основным методом исследования является интернет-опрос с использованием сервиса https://ru.surveymonkey.com.  


Обоснование необходимости проекта

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порой и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода зарождающийся период современных глобальных проблем. Первые десятилетия XXI века поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных: экологические загрязнения, пандемия коронавирусной инфекции, угроза мировой войны. Так как мы живем в этот период, поэтому тему «Глобальные проблемы человечества» я считаю актуальной.

Тенденции развития человеческой культуры противоречивы, уровень общественной организации, политического и экологического сознания зачастую не соответствует активной преобразующей деятельности человека. Формирование всемирной человеческой общности, единого социокультурного пространства привело к тому, что ранее локальные проблемы приобрели глобальный масштаб. Главные причины и предпосылки глобальных проблем:

- ускорение темпов общественного развития;

- постоянно возрастающее антропогенное воздействие на биосферу;

- увеличение численности населения;

- усиление взаимосвязи и взаимозависимости между разными странами и регионами.


Цели и задачи проекта

Цель проекта – изучить глобальные проблемы человечества и изучить мнение людей о важности и влиянии этих проблем на жизнь общества.

Задачи проекта:

- характеристика глобальных проблем человечества;

- организация интернет-опроса, посвященного глобальным проблемам человечества,

- анализ результатов влияния глобальных проблем на жизнь общества;

- определить возможности общества и каждого человека по решению глобальных проблем человечества.


1.1 Характеристика глобальных проблем человечества

Существует несколько подходов к определению глобальных проблемы человечества. С учетом события последних лет наиболее актуальными мне кажутся следующие международные проблемы:

- глобальные экологические проблемы;

- проблема террористической угрозы;

- проблема недопустимости войны, обеспечения мира на Земле и разоружения государств;

- угроза пандемии, появление новых смертельно опасных вирусов и заболеваний, которые человечество не может эффективно лечить;

- проблема ограниченности природных ресурсов;

- проблема разрыва в развитии между богатыми и бедными странами и их населением;

- демографические проблемы Земли: демографический взрыв в развивающихся и бедных странах и старение населения в развитых странах;

- опасность гибели жизни на Земле в результате космической катастрофы;

- техногенные проблемы человечества.

Рассмотрим их более подробно.

Глобальные экологические проблемы. К концу 1960-х гг. среди угроз будущему человечества, исходящих от него самого, четко выделились экологические проблемы. Незаметно протекающие экологические процессы обычно выражаются в постепенном накоплении малых изменений, например в медленном росте концентраций загрязняющих веществ в природных объектах, в постепенном снижении поступления питания в малую реку из подземных водных источников, в незаметном за короткие промежутки времени наступлении саванны на тропический лес, а пустыни - на саванну и т.п. В числе глобальных экологических проблем – загрязнение природных оболочек Земли (атмосферы, гидросферы и т.п.), глобальное потепление климата, вырубка леса, уменьшение озонового слоя Земли.

Наиболее серьезную угрозу представляет глобальное потепление климата, которое вызывает активное таяние ледников, истончение морского арктического льда. По статистике последние 100 лет температура Земли повысилась в среднем на 0,85֠ С, что привело к поднятию уровня Мирового океана  на 21 см, при этом на последние 25 лет – почти на  8 см.  [1].

Глобальные экологические проблемы вызывают особую озабоченность мирового сообщества, потому что их  не может самостоятельно решить ни одно государство. Для этого необходимо международное сотрудничество и взаимодействие, коллективные усилия, но усилия каждого из нас в том, чтобы сделать все возможное для сохранения природы также важны [4].

Проблема террористической угрозы. По данным международных организаций в 2020 году в мире от терроризма погибло почти 30 тысяч человек,  общее число зафиксированных террористических актов составило более 10 тысяч.  Проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм. Главы практически всех государств борются с терроризмом [2].  

Проблема недопустимости войны, обеспечения мира на Земле и разоружения государств. Процесс глобализации способствовал осознанию мировым сообществом простой истины: планета у нас одна. Создание ядерного оружия привело к угрозе исчезновения мира и, возможно, всей жизни на Земле в случае военного конфликта мирового масштаба с участием стран, которые имеют атомные бомбы на вооружении.  Поэтому так остро стоит проблема мира и разоружения. В ООН постоянно идут заседания, где ответственные люди стараются снизить уровень напряжённости на планете. И каждый раз приходится рассуждать, как может быть решена проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны. В 2019 году в мире в 56 вооруженных конфликтах погибло более 50 тысяч человек. [3]

Проблема сохранения мира на Земле, предотвращение военных катастроф и конфликтов постоянно остаётся одной из важнейших на протяжении существования человечества. Сформированы во многих странах военно-промышленные комплексы тратят колоссальные средства на производство оружия и проведения научных исследований в этой сфере. Быстрый прогресс в военной области как раз и угрожает безопасности и способствует углублению глобальных проблем.

Угроза пандемии, появление новых смертельно опасных вирусов и заболеваний, которые человечество не может эффективно лечить. ХХ век познакомил человечество с такими опасными вирусами, как вирус СПИДа, Эболы, COVID-19. Пандемия коронавирусной инфекции, от которой по данным статистики Всемирной организации здравоохранения уже погибло более 6 миллионов человек во всем мире, показала, что человечество сегодня как никогда уязвимо перед новыми вирусами.  

Еще одной проблемой является повышение устойчивости бактерий перед антибиотиками. Все больше инфекционных заболеваний – например пневмонию, туберкулез, гонорею и сальмонеллез – становится труднее лечить из-за снижения эффективности антибиотиков. Следствием устойчивости к антибиотикам являются более продолжительные госпитализации, рост медицинских расходов и смертности [3]. 

Проблема ограниченности природных ресурсов (недостаток продовольствия, исчерпаемость полезных ископаемых, использование ресурсов Мирового океана и т.п. Все природные ресурсы Земли конечны. Закон основан на том, что, поскольку планета представляет собой естественно ограниченное целое, на ней не могут существовать бесконечные части. Следовательно, категория «неисчерпаемых» природных ресурсов возникла по недоразумению. Истощение природных ресурсов - серьёзная экологическая проблема, нависшая над человечеством. Суть её заключается в том, что люди расходуют природные ресурсы быстрее, чем те успевают восстанавливаться. И речь идёт не только о полезных ископаемых, а вообще обо всех компонентах природы (леса, животные и растения, плодородная почва, пресная чистая вода) [5].

Проблема разрыва в развитии между богатыми и бедными странами и их населением.  Экономический разрыв между населением богатых (стран с высоким уровнем доходов населения или так называемый «золотой миллиард») и бедных стран является результатом слабых политических и экономически институтов, следствием технологического отставания менее развитых стран, изменения мировой структуры экономики, протекционистских мер, принятых в развитых странах (и их отсутствия в развивающихся), перенаселения в развивающихся странах, приводит к экономическому отставанию и росту уровня бедности. По итогам  Разрыв в благосостоянии самых богатых и самых бедных в мире людей по итогам 2018 года увеличился до рекордного значения: 26 миллиардеров суммарно владели таким же состоянием, как 3,8 млрд. наименее обеспеченных жителей планеты [6].

Демографические проблемы Земли: демографический взрыв в развивающихся и бедных странах и старение населения в развитых странах. В развитых странах, с прогрессивными экономическими преобразованиями, наблюдается демографический кризис, характеризующийся падением рождаемости, сокращению численности населения и его старению. Демографическая проблема в развитых странах появляется через повышение числа абортов (Германия, Франция, Бельгия, Дания, Венгрия), а также увеличение случаев суицида. В бедных странах численность населения, наоборот, растет, что приводит к еще большей бедности населения [7].

Опасность гибели жизни на Земле в результате космической катастрофы. Космические угрозы в зависимости от сроков их осуществления можно разделить на угрозы настоящего и угрозы будущего. К угрозам настоящего в данной работе отнесены: солнечные вспышки, падение астероидов и метеоритов, космический мусор. К угрозам будущего отнесены: превращение Солнца в красного гиганта и столкновение галактик Андромеда и Млечный путь. Людям необходимо учитывать существование космических угроз, чтобы противостоять им. Однако Вселенная – это живой организм. И даже в случае исчезновения планеты Земля и людей, она и дальше будет жить.


1.2 Организация интернет-опроса, посвященного глобальным проблемам человечества

Для проведения исследования мнения людей о глобальных проблемах человечества была составлена анкета из 4 вопросов (Приложение 1).

Опрос проводился анонимно, персональные данные (имя, возраст, пол и т.п.) об участниках опроса не использовались.

Для упрощения обработки результатов анкетирования и увеличения числа участников опроса был организован интернет-опрос с использованием сервиса ru.surveymonkey.com. Интернет-ссылка на опрос: https://ru.surveymonkey.com/r/7BGXRH2. На момент написания проекта в опросе приняли участие 37 человек.


2. Оценка влияния глобальных проблем человечества на жизнь общества

Проанализируем полученные результаты интернет-опроса.

Большинство опрошенных считает, что глобальные проблемы человечества – это проблемы, которые могут нанести вред окружающей среде и здоровью человека (32%). На втором месте находятся сразу два вида проблем – это проблемы, угрожающие существованию жизни на планете Земля и проблемы, угрожающие жизнедеятельности человечества и сохранению цивилизации (30%) (рисунок 1).

Рисунок 1 – Ответы респондентов на вопрос «Какое определение глобальных проблем человечества Вы считаете наиболее полным?»

Что касается конкретных проблем, тут на первом месте  глобальные экологические проблемы (31%). Следующую позицию занимает проблема недопустимости войны, обеспечения мира на Земле и разоружения государств (23%). На третьем месте - проблема ограниченности природных ресурсов (16%). Оставшиеся проголосовавшие считают важными техногенные проблемы человечества (14%) (рисунок 2).

Рисунок 2 – Ответы респондентов на вопрос «Какие глобальные проблемы Вы считаете наиболее важными для современного человека? (возможен выбор трех вариантов)?»

В опросе также присутствовал вопрос: «Ощущаете ли Вы на себе влияние глобальных проблем человечества?» Большинство людей ощущают на себе  влияние глобальных проблем человечества (51%). Также 32% проголосовавших затрудняются ответить на данный вопрос. 16% людей, принявших участие в опросе, не ощущают на себе глобальные проблемы (рисунок 3).

Рисунок 3 – Ответы респондентов на вопрос «Ощущаете ли Вы на себе влияние глобальных проблем человечества?»

Большинство опрошенных людей считают, что они могу внести вклад в решение глобальных проблем (        54%). 35% затрудняются в ответе на данный вопрос, а 11% голосовавших считают, что не могут повлиять на решение глобальных проблем (рисунок 4).

Рисунок 4 – Ответы респондентов на вопрос «Можете ли Вы внести свой вклад в решение глобальных проблем человечества?»

Таким образом, результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что глобальные проблемы человечества значимы для большинства опрошенных россиян. Среди наиболее ощутимых эффектов их влияния были отмечены ухудшение здоровья в результате плохой экологии, тревожность по поводу проблемы мира и разоружения. В качестве вклада, который каждый человек может внести в решение глобальных проблем, участники опроса указали отказ от полиэтиленовой продукции, посадка деревьев, раздельный сбор мусора, бережное отношение к природе, экономия ресурсов.


2.1 Перспективы дальнейшего развития проекта

Опрос позволил выявить общее отношение жителей России к глобальным проблемам человечества. Можно продолжить проводить исследование общественного мнения по данной теме, например, для выявления различий в отношении к глобальным проблемам в зависимости от возраста, рода занятий опрошенных. Также можно разработать различные акции по развитию вклада в решение глобальных проблем, например, акции по посадке деревьев, раздельному сбору мусора.


Литература

  1. Баландин Р.К.  Управление климатом. Призрак глобального потепления. М.: Вече, 2018.
  2. Джунипер Т. Как спасти планету. Наглядные факты о состоянии Земли. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
  3. Захарова О.В. Глобальные проблемы современности. М.: Проспект, 2020/
  4. Колберт Э. Шестое вымирание. Неестественная история. М.:  Corpus (АСТ), 2014.
  5. Понарина Н.Н. Глобальные проблемы современности в контексте будущего человечества // Общество и право. 2012. №1.
  6. Потрекий Я.Д. Zero Waste: осознанное потребление без фанатизма. М.: Бомбора, 2019.
  7. Уилсон Э. Будущее Земли: Наша планета в борьбе за жизнь. М.: Альпина Диджитал, 2016.

Приложение 1

Анкета для проведения опроса по теме «Глобальные проблемы человечества»

1. Какое определение глобальных проблем человечества Вы считаете наиболее полным?

- проблемы, угрожающие человечеству на протяжении многих веков;

- проблемы, угрожающие жизнедеятельности человечества и сохранению цивилизации;

- проблемы, которые угрожают населению двух и более стран;

- проблемы, угрожающие существованию жизни на планете Земля;

- проблемы, которые могут быть решены при коллективных усилиях всех людей;

- проблемы, которые могут нанести вред окружающей среде и здоровью человека;

- другое (укажите):___________________________.

2. Какие глобальные проблемы Вы считаете наиболее важными для современного человека? (возможен выбор трех вариантов)

- глобальные экологические проблемы;

- проблема террористической угрозы;

- проблема недопустимости войны, обеспечения мира на Земле и разоружения государств;

- угроза пандемии, появление новых смертельно опасных вирусов и заболеваний, которые человечество не может эффективно лечить;

- проблема ограниченности природных ресурсов;

- проблема разрыва в развитии между богатыми и бедными странами и их населением;

- демографические проблемы Земли: демографический взрыв в развивающихся и бедных странах и старение населения в развитых странах;

- опасность гибели жизни на Земле в результате космической катастрофы;

- техногенные проблемы человечества;

- другое (укажите):____________________________.

3. Ощущаете ли Вы на себе влияние глобальных проблем человечества?

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

Если "да", то опишите это влияние или укажите проблему: _______________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Можете ли Вы внести свой вклад в решение глобальных проблем человечества?

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

Если "да", то уточните, какой вклад Вы можете внести в решение глобальных проблем человечества:__________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК-ЛЕКЦИЯ в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

УРОК-ЛЕКЦИЯ  в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» Цели урока: Образовательные: изучить на уроке строение вируса иммунодефицита человека, показать его отрицательн...

Внеклассное мероприятие в 8-11 классах "Спид - глобальная проблема человечества"

Внеклассное мероприятие в 8-11 классах "Спид - глобальная проблема человечества". Проведена в виде конференции. Предварительно проведено анкетирование обучающихся "Что я знаю о СПИДе?"...

Об организации и проведении общешкольного конкурса проектов в рамках ФГОС в параллели 6,8-х классов МАОУ СОШ № 7 «Глобальные проблемы человечества»

Об организации и проведении общешкольного конкурса проектов в рамках ФГОС в параллели 6,8-х классов МАОУ СОШ № 7 «Глобальные проблемы человечества»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ» 9 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Индивидуальный итоговый проект" 9 класс содержит: пояснительную записку,планируемые результаты освоения курса,...

Индивидуальный итоговый проект 9 класс "Выбор профессии"

Проектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности обучающихся 9 классов...Индивидуальный итоговый проект  – это учебный проект, выполненный обучающимся в рамках ...

Итоговый проект 9 класс на тему «Коран и Библия: сравнительный анализ (мировоззренческий аспект)»

laquo;Коран и Библия: сравнительный  анализ (мировоззренческий аспект)»Научное исследование библейского мировоззрения восходит к античному времени. Этой теме посвятили свои произведения др...