Методическая разработка урока по обществознанию 8 класс тема: "Религия"
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс)
Обобщение и систематизация знаний о религии и религиозных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_8_klass_religiya.docx | 74.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Религия как одна из форм культуры»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема урока | Религия как одна из форм культуры | ||
Учитель | Груздова Ольга Сергеевна, ГБОУ школа № 401 Санкт-Петербурга | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | обобщить и систематизировать знания о религии и религиозных организациях | ||
Задачи | Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия» Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни | ||
Образовательные ресурсы | Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2017. Флипчарт | ||
План урока |
| ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | В начале урока проводится беседа в ходе которой дети решают кроссворд и находят ключевое слово «религия». Затем они пытаются определить основное содержание данной темы. Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно? - Действительно ли смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в тебе? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему. Предлагают версии. Составляют план деятельности | Работа в парах Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа с учащимися Объяснение учителя Сообщение учащихся о видах религии Практическая работа. беседа с учащимися Анализ документов. Самостоятельная работа Беседа с учащимися? | А давайте подберем слова-ассоциации, которые подходят к пониманию слова «религия». Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У» Сгруппируйте похожие понятия и назовите признаки, по которым проводилось объединение. Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия? Каковы исторические формы развития религии. Перечислите мировые религии. Сообщения учащихся о формах религии Христианство (сообщение) Ислам (сообщение) Буддизм (сообщение) 3. Функции религии. Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Заполните таблицу Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана. Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей? 1.Религиозные организации и объединения На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». В чём состоит опасность многих существующих ныне сект? Свобода совести и свобода вероисповедания, что это такое? Что такое атеизм? Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. В Конституции РФ статья 28 Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в Конвенция ООН о правах ребенка | Подбирают слова, делают вывод (ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.) Отвечают на поставленные вопросы и делают вывод. Составляют определение. Записывают определение в тетрадь. Дети выступают с сообщениями о различных видах религии Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, заполняют таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника. Учитель с их помощью корректирует записи, дублирует на доске. - Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. - Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Учащиеся читают документы и делают выводы по деятельности религиозных организаций в России. Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. | Работа в парах Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах Фронтальная работа Работа в парах Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Записи в тетради.
Устные ответы Записи в тетради Записи в тетради Устные ответы и записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Проведение анкетирования по выявлению уровня толерантности к мировым религиям (с помощью ИКТ-технологии Kahoot) | По результатам анкетирования проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод о роли религии в жизни человека. Сравнение полученных данных в классе с данными социологического исследования «Религия в молодежной среде» в 2017 году (Приложение 4). | Учащиеся проводят осмысление изученного. | Фронтальная работа | Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения, формулируют выводы и проблемы Личностные: формирование собственной позиции по указанному вопросу | Оценка результатов анкетирования |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений. Оценивание работы обучающихся | Проводит беседу по вопросам: - Что такое религия? - Почему данные религии названы мировыми? К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий? - Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий? - Каковы между ними различия? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: § 12, составить синквейн.
| Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение № 1
Решите кроссворд.
1.м | о | 8.р | а | л | ь | |||||||
2.о | б | щ | е | с | т | в | о | |||||
3.к | у | л | ь | т | у | р | а | |||||
4.п | а | т | р | и | о | т | и | з | м | |||
5.и | г | р | а | |||||||||
6.л | и | ч | н | о | с | т | ь | |||||
7.о | б | я | з | а | н | н | о | с | т | и |
- Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
- Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
- Достижения людей в материальной и духовной жизни.
- Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
- Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
- Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
- Они всегда там, где права.
Найдите ключевое слово (религия).
Приложение № 2
Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.
Функция религии | Её сущность | примеры |
Регулирующая | ||
Воспитательная | ||
Мировоззренческая | ||
Психологическая (компенсаторная) | ||
Коммуникативная Коммуникативная | ||
Интегративная |
Приложение № 3
Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии.
Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.
Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:
• Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия
• Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
• Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
• Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.
На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.
Приложение № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».
Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...
Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)
Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....
методическая разработка урока по обществознанию для 6-го класса
Урок "Мы на необитаемом острове" построен в форме игры-соревнования для 6 класса...
разработка урока и презентация по теме "Религии мира и их основатели"
Урок в 4-м классе "Религии мира и их основатели"Рогожникова Ольга Егоровна – учитель истории и обществознание МАОУ СОШ № 10, г. Чайковский, Пермский крайТип урока: изучение нового материала.Форма...
Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"
Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...