Методическая разработка урока по обществознанию 8 класс тема: "Религия"
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс)

Груздова Ольга Сергеевна

Обобщение и систематизация знаний о религии и религиозных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_8_klass_religiya.docx74.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Религия как одна из форм культуры»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Религия как одна из форм культуры

Учитель

Груздова Ольга Сергеевна, ГБОУ школа № 401 Санкт-Петербурга

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

обобщить и систематизировать знания о религии и религиозных организациях

Задачи

Обучающие:  формировать  представление  о  разнообразии  культурных

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Образовательные  ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2017. Флипчарт

План урока

  1. Особенности религиозной веры
  2. Роль религии в жизни общества
  3. Религиозные организации и объединения.
  4. Свобода совести и, свобода вероисповедания

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа по изученному материалу.

В начале урока проводится беседа в ходе которой дети решают кроссворд и находят ключевое слово «религия». Затем они пытаются определить основное содержание данной темы.

Что такое религия?

Когда появились первые религии?

Что им было свойственно?

- Действительно ли смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в тебе?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.  Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

Беседа с учащимися

Объяснение учителя

Сообщение учащихся о видах религии

Практическая работа.

беседа с учащимися

Анализ документов. Самостоятельная работа

Беседа с учащимися?

А давайте  подберем слова-ассоциации, которые подходят к пониманию слова «религия».   Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы

 Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У» Сгруппируйте похожие понятия и назовите признаки, по которым проводилось объединение.

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия? Каковы исторические формы развития религии. Перечислите мировые религии.

Сообщения учащихся о формах религии  

Христианство (сообщение)

Ислам (сообщение)

Буддизм (сообщение)

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Заполните таблицу

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.    

 Обратите внимание на христианские заповеди.   Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

1.Религиозные организации и объединения

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В чём состоит опасность многих существующих ныне сект?

Свобода совести и  свобода вероисповедания, что это такое? Что такое атеизм?

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28  

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в  Конвенция ООН о правах ребенка

Подбирают слова, делают вывод (ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Отвечают на поставленные вопросы и делают вывод. Составляют определение. Записывают определение в тетрадь.

Дети выступают с сообщениями о различных видах религии

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, заполняют таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника. Учитель с их помощью корректирует записи, дублирует на доске.

- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было  хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Учащиеся читают документы и делают выводы по деятельности религиозных организаций в России.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

Работа в парах

Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа.

Работа в парах

Фронтальная работа

Работа в парах

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

 Устные ответы

Записи  в тетради.

 

Устные ответы

Записи в тетради

Записи в тетради

Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Проведение анкетирования по выявлению уровня толерантности к мировым религиям (с помощью ИКТ-технологии Kahoot)

По результатам анкетирования проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод о роли религии в жизни человека. Сравнение полученных данных в классе с данными социологического исследования

«Религия в молодежной среде» в 2017 году (Приложение 4).

Учащиеся проводят осмысление изученного.

Фронтальная работа

Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения, формулируют выводы и проблемы

Личностные: формирование собственной позиции по указанному вопросу

Оценка результатов анкетирования

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений. Оценивание работы обучающихся

Проводит беседу по вопросам:

- Что такое религия?

- Почему данные религии названы мировыми? К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

- Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

- Каковы между ними различия?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: § 12, составить синквейн.

  1. существительное;
  2. глагола;
  3. прилагательных;
  4. Предложение.
  5. Короткий вывод.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение № 1

Решите кроссворд.

1.м

о

8.р

а

л

ь

2.о

б

щ

е

с

т

в

о

3.к

у

л

ь

т

у

р

а

4.п

а

т

р

и

о

т

и

з

м

5.и

г

р

а

6.л

и

ч

н

о

с

т

ь

7.о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

  1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
  2. Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
  3. Достижения людей в материальной и духовной жизни.
  4. Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
  5. Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
  6. Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
  7. Они всегда там, где права.

Найдите ключевое слово (религия).

Приложение № 2

   Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функция религии

Её сущность

примеры

Регулирующая

Воспитательная

Мировоззренческая

Психологическая (компенсаторная)

Коммуникативная

Коммуникативная

Интегративная

Приложение № 3

Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии.

 Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

•        Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

•        Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

•        Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

•        Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

Приложение № 4

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

методическая разработка урока по обществознанию для 6-го класса

Урок "Мы на необитаемом острове" построен в форме игры-соревнования для 6 класса...

разработка урока и презентация по теме "Религии мира и их основатели"

Урок в 4-м классе "Религии мира и их основатели"Рогожникова Ольга Егоровна – учитель истории и обществознание МАОУ СОШ № 10, г. Чайковский, Пермский крайТип урока: изучение нового материала.Форма...

Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"

Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...