Рабочая программа по обществознанию 7 кл
рабочая программа по обществознанию (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание 7 класс» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
∙ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
∙ Авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание 7 класс».
Обучение ведётся по учебнику: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др. «Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений», под. ред. Л.Н. Боголюбова, 2020 г.
Программа рассчитана на 35 часов в год.
В целях эффективной реализации ФГОС запланирована организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Оценивание осуществляется в соответствии с Положением о системе оценивания и о промежуточной аттестации гимназии.
Предполагаемые результаты освоения учебной дисциплины
Личностными результатами освоения программы являются:
∙ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
∙ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
∙ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
∙ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
∙ освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
∙ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
∙ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
∙ формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
∙ формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
∙ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
∙ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
∙ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
∙ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
∙ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
∙ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
∙ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
∙ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
∙ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
∙ смысловое чтение;
∙ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
∙ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
∙ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
∙ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения программы являются:
∙ формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
∙ понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
∙ приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
∙ формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
∙ освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
∙ развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание учебного курса «Обществознание 7 класс»:
Введение в курс «Обществознание 7 класс».
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Глава 1. Мы живем в обществе.
Общество – что это такое? Как устроено общество. Общественные отношения. Социальная солидарность.
Что значит жить по правилам. Многообразие правил. Социальные нормы. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды и церемонии. Правила этикета и хорошие манеры. Сетикет.
Экономика и ее основные участники. Что такое экономика? Натуральное и товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага. Основные участники экономики.
Производственная деятельность человека. Что и как производить. Затраты производства. Прибыль. Успешное прогнозирование своего дела.
Обмен, торговля, реклама. Зачем люди обмениваются. Торговля и ее формы. Реклама – двигатель торговли.
Домашнее хозяйство. Понятие «домохозяйство». Виды домохозяйств. Экономические функции домохозяйств. Доходы и потребления домашних хозяйств. Семейный бюджет. Финансовые цели и планы. Активы и пассивы.
Бедность и богатство. Потребительская корзина и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Человек в обществе: труд и социальная лестница. Путь к успеху лежит через труд. Планирование своего жизненного пути.
Зачем людям государство. Страна и государство. Когда и почему возникло государство. Может ли прожить общество без государства. Что отличает граждан от подданных. Правила использования государственных документов, удостоверяющие личность гражданина РФ и его права.
Почему важны законы. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость.
Культура и ее достижения. Культура вокруг нас. Какими путями человек приобщается к культуре. Культурный человек. Правила изучения и охранения памятников культуры своего края.
Глава 2. Наша Родина – Россия.
Наша страна на карте мира. Российская Федерация. Государственный язык. Что такое патриотизм и как быть патриотом.
Государственные символы России: герб, флаг, гимн.
Конституция РФ. Конституция – основной закон страны. Конституция РФ как юридический документ.
Гражданин России. Понятие «гражданин». Права и обязанности граждан России.
Мы – многонациональный народ. Понятие «нация». Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Защита Отечества. Долг и обязанность. В чем заключается военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.
Заключение (2 часа).
Обобщение и закрепление полученных знаний и умений. Анализ результатов работы класса, отдельных учащихся за прошедший год.
Тематика исследовательских проектов и творческих работ обучающихся по курсу «Обществознание 7 класс»:
1. Бизнес (иллюстрированный словарь). (гл. 1)
2. Знай свои права (пособие для подростка). (гл. 2)
3. Защита правопорядка. (гл. 2)
4. Как работает современный рынок. (гл. 1)
5. Как стать бизнесменом. (гл. 1)
6. Многообразие юридических профессий. (гл. 2)
7. Молодой человек на рынке труда (как найти достойную работу)? (гл. 1)
8. Моя реклама. (гл. 1)
9. Растения и животные Красной книги Московской области. (гл. 1)
10. Человек долга – кто он, каков он? (гл. 2)
Тематическое планирование
№п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Контр. и провер. работы | Проектная деятельность |
1 | Введение в курс «Обществознание 7 класс». | 1 |
|
|
2 | Мы живем в обществе. | 21 | 1 | |
3 | Наша Родина – Россия. | 11 | 1 | |
4 | Заключение. | 2 | 1 | |
| Итого: | 35 | 2 | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | форма | дата | примечание | |
| |||||
план | факт | ||||
1 | Введение в курс «Обществознание 7 класс». |
|
| ||
Глава 1. Мы живем в обществе. (21 ч.) | |||||
2 | Как устроена общественная жизнь. |
|
| ||
3 | Учимся ценить социальную солидарность. |
|
| ||
4 | Что значит жить по правилам. |
|
| ||
5 | Учимся общаться в Интернете. |
|
| ||
6 | Экономика и ее основные участники. |
|
| ||
7 | Учимся принимать рациональное решение. |
|
| ||
8 | Производственная деятельность человека. |
|
| ||
9 | Обмен, торговля, реклама. |
|
| ||
10 | Учимся быть думающими покупателями. |
|
| ||
11 | Домашнее хозяйство. |
|
| ||
12 | Учимся быть финансово грамотными. |
|
| ||
13 | Бедность и богатство. |
|
| ||
14 | Человек в обществе: труд и социальная лестница. |
|
| ||
15 | Учимся планированию своего жизненного пути. |
|
| ||
16 | Зачем людям государство. |
|
| ||
17 | Почему важны законы. |
|
| ||
18 | Учимся читать и уважать закон. |
|
| ||
19 | Культура и ее достижения. |
|
| ||
20 | Учимся изучать и охранять памятники культуры своего края. |
|
| ||
21 | Практикум к главе 1. |
|
| ||
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе». |
|
| ||
Глава 2. Наша Родина – Россия. (11 ч.) | |||||
23 | Наша страна на карте мира. |
|
| ||
24 | Государственные символы России. |
|
| ||
25 | Учимся уважать государственные символы России. |
|
| ||
26 | Конституция Российской Федерации. |
|
| ||
27 | Гражданин России. |
|
| ||
28 | Учимся быть достойными гражданами. |
|
| ||
29 | Мы – многонациональный народ. |
|
| ||
30 | Учимся уважать людей любой национальности. |
|
| ||
31 | Защита Отечества. |
|
| ||
32 | Практикум к главе 2. |
|
| ||
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Наша Родина – Россия». |
|
| ||
34 | Защита проектов и творческих работ по курсу «Обществознание 7 класс». |
|
| ||
35 | Итоговое повторение и обобщение материала по курсу «Обществознание 7 класс». |
|
|
Учебно-методический комплект, литература:
1. Александрова И. Ю. «Обществознание. Интенсивный курс» – М.: Айрис-Пресс, 2015;
2. Бекешев К. А. «Обществознание: учеб. пособие» – М.: Проспект, 2017;
3. Боголюбов Л. Н. «Общая методика преподавания обществознания в школе» – М.: Дрофа, 2018;
4. Исаев Б. А. «Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие» – М.: Юрайт, 2017;
5. Никитин А. Ф. «Обществознание. 7 класс. Методическое пособие» – М.: Дрофа, 2014;
6. Северина О.А. «Обществознание. 6-11 классы. Проектная деятельность учащихся» – М.: Просвещение, 2014;
7. Тюляева Т. И. «Обществознание: настольная книга учителя» – М.: Астрель, 2015;
8. Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание. 5-9 классы» – М.: Просвещение, 2018;
Интернет ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
http://educom.ru/
http://www.ecsocman.edu.ru/ – Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.countries.ru/library.htm/ – Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ – Культура России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...