РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине « Обществознание » 7 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений .
рабочая программа по обществознанию (7 класс)
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения учеником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Ученик основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_rabochaya_programma_obshchestvoznanie_1.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат № 1
(МБОУ Купинская школа-интернат№ 1)
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Сохина Т.П. __________ | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ Купинской школы-интерната №1 Нестерова Г. В. __________ | «Утверждено» Директор МБОУ Купинской школы-интерната №1 Кокарева О.В. __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине « Обществознание »
7 класс
для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
ПЕДАГОГА
Герций Валентины Ивановны
(образование высшее, квалификационная категория: высшая)
Недельная нагрузка
1 час
Годовая нагрузка
34 часа
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № __1_от «22»_08. 2022 г.
г. Купино
2022-2023 уч. Год
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы по обществознанию для 7 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М. : Просвещение, 2020.).
в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598 - 20 «Санитарно—эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- учебным планом МБОУ МОУ СОШ села Новая Толковка на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения учеником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Ученик основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной (в том числе экономической и правовой информации) и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданской, общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 6 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся. Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 6 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 6 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Курс «Обществознание» для 6 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейноконцентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (6—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
РАЗДЕЛ 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Образовательная программа предусматривает:
- количество учебных недель – 35 (основание: Устав ОУ);
- количество учебных дней в неделю – 5;
- количество часов по предмету – 1 час в неделю (согласно Пр. № 62 от 28.08.2020 г. по ОУ);
- Всего часов за год – 35 часов (согласно расписания).
РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 КЛАСС
Тема I. Мы живём в обществе (24 ч)
Как устроена общественная жизнь. Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения.
Что значит «жить по правилам». Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи.
Экономика и её основные участники. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Производственная деятельность человека. Производство — основа экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага. Затраты производства.
Обмен, торговля, реклама. Обмен. Торговля и её формы. Реклама —
двигатель торговли.
Домашнее хозяйство. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов
и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Бедность и богатство. Богатство материальное и духовное. Прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Человек в обществе: труд и социальная лестница. Значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Положение человека в обществе в зависимости от группы, в которую он входит. Профессиональный успех и положение в обществе.
Зачем людям государство. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства.
Почему важны законы. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения.
Культура и её достижения. Культура вокруг нас. Культурный человек.
Тема II. Наша Родина — Россия (10 ч)
Наша страна на карте мира. Наше государство — Российская Федерация. Русский язык как государственный. Патриотизм.
Государственные символы России. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. История государственных символов России.
Конституция Российской Федерации. Конституция как основной закон страны. Конституция РФ как юридический документ.
Гражданин России. Гражданственность. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Мы — многонациональный народ. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.
Итоговый урок (1 час).
РАЗДЕЛ 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс (35 часов)
№ | Раздел, тема, основное содержание по темам | Кол-во часов | Характеристика основных видов общеобразовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Тема I. Мы живём в обществе (24 часа) | |||
1 | Как устроена общественная жизнь | 1 час | Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни. |
2 | Как устроена общественная жизнь | 1 час | |
3 | Что значит «жить по правилам» | 1 час | Раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека. |
4 | Всероссийская проверочная работа по обществознанию | 1 час | |
5 | Что значит «жить по правилам» | 1 час | Различать отдельные виды социальных норм. |
6 | Экономика и её основные участники | 1 час | Объяснять сущность проблемы ограниченности экономических ресурсов. Различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наёмных работников. Раскрывать на примерах значение рационального поведения субъектов экономической деятельности. |
7 | Экономика и её основные участники | 1 час | |
8 | Производственная деятельность человека | 1 час | Называть факторы, влияющие на производительность труда. Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт. Использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности. Раскрывать значение рационального поведения субъектов экономической деятельности. |
9 | Производственная деятельность человека | 1 час | |
10 | Обмен, торговля, реклама | 1 час | Анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя. Грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях. |
11 | Обмен, торговля, реклама | 1 час | |
12 | Домашнее хозяйство | 1 час | Характеризовать экономику семьи. Анализировать структуру семейного бюджета. Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы. Составлять семейный бюджет. Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека. |
13 | Домашнее хозяйство | 1 час | |
14 | Бедность и богатство | 1 час | Раскрывать на примерах проявления богатства материального и духовного. Различать прожиточный минимум и потребительскую корзину. Объяснять причины неравенства доходов в обществе. Описывать различные формы перераспределения доходов |
15 | Бедность и богатство | 1 час | |
16 | Человек в обществе: труд и социальная лестница | 1 час | Объяснять с помощью примеров значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Раскрывать влияние социального окружения на положение человека в обществе. Обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. Учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности. |
17 | Человек в обществе: труд и социальная лестница | 1 час | |
18 | Зачем людям государство | 1 час | Объяснять причины возникновения государства. Характеризовать важнейшие признаки государства. Раскрывать задачи (функции)государства на примере современного Российского государства. Приводить примеры жизненных ситуаций, в которых необходимы документы, удостоверяющие личность и её права (паспорт, СНИЛС). |
19 | Зачем людям государство | 1 час | |
20 | Почему важны законы | 1 час | Объяснять и конкретизировать с помощью примеров такие задачи государственных законов, как установление и поддержание порядка, равенства всех перед законом. Оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие. Осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. |
21 | Почему важны законы | 1 час | |
22 | Культура и её достижения | 1 час | Характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать своё мнение о явлениях культуры. Описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа. Описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним. Описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры. |
23 | Культура и её достижения | 1 час | |
24 | Практикум по теме «Мы живём в обществе» | 1 час | Называть и объяснять обязанности граждан РФ. Раскрывать связь прав и обязанностей. Обосновывать важность соблюдения дисциплины. Моделировать ситуации, связанные с последствиями несоблюдения дисциплины. |
Тема II. Наша Родина — Россия (10 ч) | |||
25 | Наша страна на карте мира | 1 час | Описывать положение Российской Федерации на карте мира. Приводить примеры проявления патриотизма из истории и жизни современного общества. Характеризовать функции русского языка как государственного. |
26 | Наша страна на карте мира | 1 час | |
27 | Государственные символы России | 1 час | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна России. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. |
28 | Государственные символы России | 1 час | |
29 | Конституция Российской Федерации | 1 час | Использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. |
30 | Гражданин России | 1 час | Объяснять на примерах сущность понятия «гражданственность»; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества. Использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. |
31 | Гражданин России | 1 час | |
32 | Мы — многонациональный народ | 1 час | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современности российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. |
33 | Защита Отечества | 1 час | На примерах объяснять содержание конституционной обязанности защищать Отечество. Осознавать значение военной службы как патриотического долга. Конкретизировать с помощью примеров значение и пути подготовки себя к выполнению воинского долга. |
34 | Практикум по теме «Наша Родина – Россия» | 1 час | Систематизировать представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. |
Заключительный урок (1 ч) | |||
35 | Итоговое тестирование | 1 час | Выполнить тестовое задание. Наметить перспективы обучения в 8 классе. |
РАЗДЕЛ 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ п.п. урока | Раздел учебной программы Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к результату | Дата проведения урока | Виды контроля | |||
предметные УУД | метапредметные УУД | личностные УУД | по плану | фактическая | |||||
Тема I. Мы живём в обществе (24 часа) | |||||||||
1. | Как устроена общественная жизнь | 1 | Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни. | Научатся: называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Получат возможность научиться определять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | 02.09. | Текущий | |
2. | Как устроена общественная жизнь | 1 | 09.09. | Текущий | |||||
3. | Что значит «жить по правилам» | 1 | Раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека. | Научатся: объяснять понятия: социальные нормы, привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония, правила, манеры, санкции, табу, традиции, этикет, сетикет; | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | 16.09. | Текущий | |
4. | Всероссийская проверочная работа по обществознанию | 1 | 23.09. | Тематический | |||||
5. | Что значит «жить по правилам» | 1 | Различать отдельные виды социальных норм. | Получат возможность научиться называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | 30.09. | Текущий | |
6. | Экономика и её основные участники | 1 | Объяснять сущность проблемы ограниченности экономических ресурсов. Различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наёмных работников. Раскрывать на примерах значение рационального поведения субъектов экономической деятельности. | Научатся: определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики. Получат возможность научиться как взаимодействуют основные участники экономики. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | 07.10 | Текущий | |
7. | Экономика и её основные участники | 1 | 14.10. | Текущий | |||||
8. | Производственная деятельность человека | 1 | Называть факторы, влияющие на производительность труда. Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт. Использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности. Раскрывать значение рационального поведения субъектов экономической деятельности. | Научатся: определять, какова роль разделения труда в развитии производства. Получат возможность научиться что такое прибыль, виды затрат. | Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия | Оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. | 21.10. | Текущий | |
9. | Производственная деятельность человека | 1 | 28.10. | Текущий | |||||
10. | Обмен, торговля, реклама | 1 | Анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя. Грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях | Научатся: объяснять понятия и термины: обмен, общественное разделение труда, экономический продукт, товар, рынок, стоимость, потребительская стоимость, меновая стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая торговля, розничная торговля, внутренняя торговля, внешняя торговля, реклама, рекламное агентство, торговый знак, бренд, потребитель; Получат возможность научиться определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. | 11.11. | Текущий | |
11. | Обмен, торговля, реклама | 1 | 18.11. | Текущий | |||||
12. | Домашнее хозяйство | 1 | Характеризовать экономику семьи. Анализировать структуру семейного бюджета. Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы. Составлять семейный бюджет. Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека. | Научатся: объяснять понятия и термины: домохозяйство, потребление, доход, сбережения, бюджет, активы, пассивы. Получат возможность научиться определять экономические функции домохояйств, выделять источники доходов семьи, определять что такое семейный бюджет и какие существуют финансовые цели и планы. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания | 25.11. | Текущий | |
13. | Домашнее хозяйство | 1 | 02.12. | Текущий | |||||
14. | Бедность и богатство | 1 | Раскрывать на примерах проявления богатства материального и духовного. Различать прожиточный минимум и потребительскую корзину. Объяснять причины неравенства доходов в обществе. Описывать различные формы перераспределения доходов | Научатся: объяснять понятия и термины: бедность, богатство, потребительская корзина, прожиточный минимум. Получат возможность научиться объяснять почему происходит неравенство доходов и как перераспределяются доходы. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | 09.12. | Текущий | |
15. | Бедность и богатство | 1 | 16.12. | Текущий | |||||
16. | Человек в обществе: труд и социальная лестница | 1 | Объяснять с помощью примеров значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Раскрывать влияние социального окружения на положение человека в обществе. Обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. Учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности. | Научатся: объяснять понятия социальная лестница, квалификация. Получат возможность научиться объяснять как интересы человека могут повлиять на его социальное положение, выяснять почему одни люди более успешны, чем другие и что может привести к улучшению положения человека в обществе. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. | 23.12. | Текущий | |
17. | Человек в обществе: труд и социальная лестница | 1 | 13.01. | Текущий | |||||
18. | Зачем людям государство | 1 | Объяснять причины возникновения государства. Характеризовать важнейшие признаки государства. Раскрывать задачи (функции)государства на примере современного Российского государства. Приводить примеры жизненных ситуаций, в которых необходимы документы, удостоверяющие личность и её права (паспорт, СНИЛС). | Научатся: объяснять понятия и термины: страна, государство, налоги, граждане, подданные. Получат возможность научиться определять где и когда возникли государства, какие задачи решает государство и чем граждане отличаются от подданных государства. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | 20.01. | Текущий | |
19. | Зачем людям государство | 1 | 27.01. | Текущий | |||||
20. | Почему важны законы | 1 | Объяснять и конкретизировать с помощью примеров такие задачи государственных законов, как установление и поддержание порядка, равенства всех перед законом. Оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие. Осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. | Научатся: объяснять понятия: закон, законодательные органы, демократический политический режим, справедливость, Конституция, Афинская демократия, свобода и ее границы, противоправный, законность, правопорядок; Получат возможность научиться определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания | 03.02. | Текущий | |
21. | Почему важны законы | 1 | 10.02. | Текущий | |||||
22. | Культура и её достижения | 1 | Характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа. | Научатся: описывать духовные ценности российского народа, выражать собственное отношение к ним, выражать своё мнение о явлениях культуры. Получат возможность научиться Описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы , участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | 17.02. | Текущий | |
23. | Культура и её достижения | 1 | 24.02. | Текущий | |||||
24. | Практикум по теме «Мы живём в обществе» | 1 | Называть и объяснять обязанности граждан РФ. Раскрывать связь прав и обязанностей. Обосновывать важность соблюдения дисциплины. Моделировать ситуации, связанные с последствиями несоблюдения дисциплины. | Научатся работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | Сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. | 03.03. | Тематический | |
Тема II. Наша Родина — Россия (10 часов) | |||||||||
25. | Наша страна на карте мира | 1 | Описывать положение Российской Федерации на карте мира. Приводить примеры проявления патриотизма из истории и жизни современного общества. Характеризовать функции русского языка как государственного. | Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | 10.03. | Текущий | |
26. | Наша страна на карте мира | 1 | 17.03. | Текущий | |||||
27. | Государственные символы России | 1 | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна России. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. | Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | 31.03. | Текущий | |
28. | Государственные символы России | 1 | 07.04. | Текущий | |||||
29. | Конституция Российской Федерации | 1 | Использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. | Научатся: анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи; характеризовать исторические этапы развития конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи | Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | 14.04. | Текущий | |
30. | Гражданин России | 1 | Объяснять на примерах сущность понятия «гражданственность»; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества. Использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | 21.04. | Текущий | |
31. | Гражданин России | 1 | 28.04. | Текущий | |||||
32. | Мы — многонациональный народ | 1 | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современности российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать Логические задачи высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | 05.05. | Текущий | |
33. | Защита Отечества | 1 | На примерах объяснять содержание конституционной обязанности защищать Отечество. Осознавать значение военной службы как патриотического долга. Конкретизировать с помощью примеров значение и пути подготовки себя к выполнению воинского долга. | Научатся: объяснять понятия долг, патриотизм, обязанность, защита Отечества, присяга; Получат возможность научиться: определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга | Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | 12.05. | Текущий | |
34. | Практикум по теме «Наша Родина – Россия» | 1 | Систематизировать представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | 19.05. | Тематический | |
Заключительный урок (1 ч) | |||||||||
35. | Итоговое тестирование | 1 | Умение работать с тестовыми заданиями | Научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль. | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. | 26.05. | Итоговый |
РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Используемый учебно-методический комплекс:
1.Учебник: Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2020.
2.Рабочая программа: Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская]. — М. : Просвещение, 2020.
3.Поурочные разработки: Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская]. — М. : Просвещение, 2017.
4.Рабочая тетрадь: Обществознание. 7 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: Просвещение, 2018.
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по обществознанию по данной программе:
Литература для учителя:
- Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
- Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
- Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
- Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
- Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами /А.Ю.Лабезникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.
- Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011
- С.А. Нижников. Тесты по обществознанию. Учебное пособие. «Экзамен» М., 2006.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. М., «Дрофа» 2001.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
- Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
- Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
- Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
- Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999.
Литература для обучающихся:
- Конституция РФ. М., 2002.
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка.
- Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995.
- Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
- Обществознание. Пособие-репетитор.-Ростов-на-Дону, 2008 г.
- Справочник школьника, Обществознание –Москва, 2003 г.
- Словарь исторических и общественно-политических терминов -Москва. 2005 год.
- Б.А. Райзберг. Твоя экономика. Учебное пособие М., 1996.
- Краткий экономический словарь школьника. М., «просвещение» 1993.
- Детский экономический словарь. М., «просвещение» 1993.
- Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru —Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm —Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение)
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.
http://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Планируемые результаты реализации программы по предмету -7 класс:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
• различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Личностные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
∙ образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
∙ знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
∙ ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
∙ основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;
∙ гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
∙ эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
∙ уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
∙ уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
∙ уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
∙ позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
∙ умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
∙ готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
∙ потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
∙ умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
∙ устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
∙ целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
∙ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
∙ планировать пути достижения целей;
∙ уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
∙ принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
∙ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
∙ адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
∙ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
∙ формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
∙ устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
∙ аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
∙ задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
∙ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
∙ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
∙ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
∙ владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
∙ работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
∙ основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
∙ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
∙ давать определения понятиям;
∙ устанавливать причинно-следственные связи;
∙ обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
∙ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
∙ объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
∙ основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
∙ структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
Ученик научится:
∙ ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
∙ находить в тексте требуемую информацию;
∙ решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
∙ структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
∙ преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
∙ интерпретировать текст;
∙ откликаться на содержание текста;
∙ откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
∙ на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
∙ в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
∙ использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Система оценки достижения планируемых результатов.
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 8 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 8 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 9 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 9 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
Рабочие программы по дисциплине "Обществознание" (5-6-е, 9-й классы) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Рабочие программы предназначены для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Коррекционно-развивающая работа Изучение всеобщей истории в специальной (коррекционной) школе на 2-ой ступени образования ведётся с уч...