Межличностные отношения
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Предварительный просмотр:
Межличностные отношения
Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия владеть принципами работы с учебником, в тексте которою встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи работать в группе.
Формируемые УУД:
предметные: применять понятийный аппарат (межличностные отношения, стереотип, симпатии антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
метапредметные — 1) коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить (скорректировать); определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
4) личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за свои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Тема урока: «Межличностные отношения».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Какие отношения называются межличностными.
2. Чувства — основа межличностных отношений.
3. Виды межличностных отношений.
Проблемный вопрос урока
— Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
III. Введение в новый материал
Люди — существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.
— Как правильно это делать?
— Что надо знать и учитывать в этом процессе?
Обсудим ответы на эти вопросы.
IV. Работа по теме урока
1. Какие отношения называются межличностными
Работа со словарем. Межличностные отношения.
Работа с текстом уч. на с. 50-51. Выделить особенности межличностных отношений.
особенная связь между людьми;
на связь человека с миром людей и вещей влияют чувства и разум;
вступают в непосредственный контакт 2 и более человек;
главное отличие – обоюдный характер:
• взаимодействие
• взаимопонимание
• взаимовосприятие
• взаимосвязь
• взаимопомощь
• взаимоконтроль и т.д.
2. Чувства — основа межличностных отношений
Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.
Все многообразие чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно разделить на 2 большие группы. Первую составляют те чувства, которые сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение; вторую – те чувства, которые затрудняют отношения, разъединяют людей, мешают их сотрудничеству.
Задание: Заполни таблицу. Раздели перечисленные ниже чувства на 2 группы: положительные и отрицательные.
Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.
Чувства | |
Способствующие развитию межличностных отношений | Препятствующие развитию межличностных отношений |
Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми.
Симпатия – внутреннее расположение, привлекательность (легче почувствовать, ощутить).
— Какие люди вызывают у вас симпатию?
— Всегда ли впоследствии они оправдывают это чувство?
(Ответы учеников.)
Чувство, противоположное симпатии, получило название антипатия.
— Какие люди вызывают у вас антипатию?
— Всегда ли ваши чувства оправданны?
(Ответы учеников.)
Итак, мы выяснили, что человек, вызывающий у вас антипатию, на ваших глазах, возможно, совершил поступок, противоречащий вашим моральным устоям. Или ваши вкусы диаметрально противоположны... Или он просто не похож на вас... Причин может быть много.
Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества.
— Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.
Все яблоки красные
Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного города Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овщей и фруктов, так как в Канзасе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как-то в Канзасе опять начался ураган. Только на этот раз он занес Элли не в Волшебную Страну, а в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар. «Кто ты?» — спросила Элли. «Помидор» — ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попался большой желтый шар. Он представился: «Лимон», и предложил ей попробовать кусочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не заплакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше и увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень понравился вкус. «Дай я запомню, как тебя зовут», — сказала Элли. «Банан», — ответил фрукт. Элли пошла дальше. Она увидела красный шар, который свисал с дерева. «Эй, помидор, давай поболтаем», — сказала Элли. «Я не помидор, я яблоко», — прозвучал обиженный голос. «Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты помидор, и нечего меня обманывать». Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О «поболтать» уже не могло быть и речи.
Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась в поле, кругом были одни желтые шары. «Попробуй нас, мы такие сладкие», — шептали они. «Нашли дурочку! Вы желтые — значит, кислые», — ответила Элли сладким дыням (а это были именно они). Но вот на тропинке она увидела длинный плод. «Дай откушу», — сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли. От горечи и удивления Элли опять заплакала.
Вопросы к классу
— В чем была ошибка Элли?
— Почему Элли неправильно думала о разных фруктах?
— От этого она выиграла или проиграла?
(Ответы учеников.)
Можно сказать, что Элли попала в плен к стереотипам.
Стереотип – обобщенное и упрощенное представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.
Вопросы к классу
- Приведите примеры стереотипов.
- Помогают они или мешают в процессе восприятия? Ответ аргументируйте.
(Ответы учеников.)
Ученые установили интереснейшую закономерность: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Они называют это важнейшим законом межличностных отношений.
Послушайте басню и ответьте на вопросы.
Зеркало
Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сначала мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.
Наш кривляка, разозлившись, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слезы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
-Я.
— А теперь посмотри: ты улыбнулся — и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он тоже, ты не сердишься — и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут — и добро, и зло возвращается к нам же.
Вопросы к классу
— Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
— Чему учит эта басня?
(Ответы учеников.)
В разных местах люди в различное время говорили об одних и тех же важных правилах, которые мы можем объединить в одно золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Каждый человек — это личность. У личности есть индивидуальные черты характера, внешности, мировоззрение и жизненные цели. Нет совершенно одинаковых людей. Нужно уважать индивидуальность. А что есть уважение? Уважение — это признание достоинств личности, значимости другого человека. Один человек может уважать кого-то, а другой в то же время будет этого человека ненавидеть.
Если человек кого-то ненавидит, то это ощущается как горе, обида, гнев, зависть, и в любом случае это очень негативные чувства, разрушающие нас изнутри, словно кислота, и мы незаметно становимся злыми и завистливыми эгоистами. Внутреннее состояние отражается на окружающих. Они подсознательно чувствуют негатив и сторонятся таких людей. Подумайте над этим.
3. Виды межличностных отношений
Из всего многообразия межличностных отношений мы можем выделить некоторые из них.
Задание: прочитайте текст на с. 52—54 § 6 учебника и заполните таблицу.
Виды межличностных отношений
Вид | Характеристика |
Знакомство | |
Приятельство | |
Товарищество | |
Дружба |
Представьте себе весы, на одной чаше которых находится богатство, а на другой — дружба. Вам предоставляется возможность заполнить чаши, поставив туда гирьки. Условие: вы имеете право поставить только одну гирьку.
— Какой выбор вы сделали? Почему?
(Ответы учеников.)
Дружбу ценили во все времена.
Задание: внимательно прочитайте приведенные пословицы и прокомментируйте их.
• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
• Старый друг лучше новых двух.
• Нет друга — ищи, а нашел — береги.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Друзья познаются в беде.
• Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
• Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
(Проверка выполнения задания.)
Давайте попытаемся разрешить проблемы, которые достаточно часто возникают в вашей жизни.
Проблемное задание. Работая в группах, проанализируйте предложенные ситуации, прокомментируйте их, назовите возможное решение и ответьте на вопросы.
Рабочий материал
Ситуация для первой группы. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, и он называет их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
Вопрос для первой группы
— Как бы поступили вы?
Ситуация для второй группы. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц, Вера, поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула Иру, а портфелем стукнула Колю. Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
Вопросы для второй группы
— Кто из детей повел себя правильно?
— Почему вы так считаете?
Ситуация для третьей группы (рассказ В. Осеевой «До первого дождя»), Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня — за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли укрыть одним плащом, — сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу. Вопросы для третьей группы
— Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
— Почему покраснела Маша?
Творческое задание. Работая в группах, создайте проект «Законы дружбы».
Законы дружбы
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с ним радости и горе.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг.
3. Дружба — это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
7. Беспринципность опустошает дружбу.
(Презентация проектов.)
Нормальные отношения между людьми возможны, если они способны сочувствовать, сопереживать, ставить себя в положение другого человека. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними.
В процессе межличностных отношений люди не просто общаются. Они учитывают определенные правила и формируют тот или иной стиль отношений.
По стилю межличностные отношения делятся на официальные и личные. Официальные отношения связаны с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом. Личные отношения не ограничены заданными формальными правилами. Мир этих отношений богат и разнообразен.
Работа с иллюстрациями на с. 56
V. Рефлексия
Наш урок подходит к концу.
— Вам понравился урок?
— Чему научил нас этот урок?
— Какие полезные, нужные знания вы извлекли из этого урока?
— Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?
(Ответы учеников.)
VI. Подведение итогов уроков
На уроке мы убедились, что не так-то просто строить межличностные отношения. Стоит прислушаться к заповедям древних: «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо».
«Торопитесь делать добро» — таков был девиз Ф.П. Газа — врача жившего в России в первой половине XIX в. Пусть он станет девизом и для каждого из вас.
Домашнее задание
1. Прочитать § 6 учебника.
2. Выполнить в рабочей задания § 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей.
Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды....
Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы
Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...
Конспект урока по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" 8 класс
Урок «Межличностные отношения» способствует помочь восьмиклассникам лучше уяснить свое место в системе многообразных связей с ближайшим окружением, знакомит учащихся с особенностями и видами межличнос...
Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников
В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты коррекции и развития межличностных отношений младших школьников.Материалы работы могут быть использованы классными руководи...
Коррекция познавательной деятельности учащихся школы VIII вида через систему межличностных отношений
Доклад...
Межличностные отношения
Урок по обществознанию в 8 классе по учебнику Боголюбова...
Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения
Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...