Межличностные отношения
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Урок обществознания в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mezhlichnostnye_otnosheniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Межличностные отношения

Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия владеть принципами работы с учебником, в тексте которою встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи работать в группе.

Формируемые УУД: 

предметные: применять понятийный аппарат (межличностные отношения, стереотип, симпатии антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

метапредметные — 1) коммуникативные: слушать других,  пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить (скорректировать); определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

4) личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за свои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Тема урока: «Межличностные отношения».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Какие отношения называются межличностными.

2. Чувства — основа межличностных отношений.

3. Виды межличностных отношений.

Проблемный вопрос урока

— Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?

III. Введение в новый материал

Люди — существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.

— Как правильно это делать?

— Что надо знать и учитывать в этом процессе?

Обсудим ответы на эти вопросы.

IV. Работа по теме урока

1. Какие отношения называются межличностными

Работа со словарем. Межличностные отношения.

Работа с текстом уч. на с. 50-51. Выделить особенности межличностных отношений.

особенная связь между людьми;

на связь человека с миром людей и вещей влияют чувства и разум;

вступают в непосредственный контакт 2 и более человек;

главное отличие – обоюдный характер:

• взаимодействие

• взаимопонимание

• взаимовосприятие

• взаимосвязь

• взаимопомощь

• взаимоконтроль и т.д.

2. Чувства — основа межличностных отношений

Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.

Все многообразие чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно разделить на 2 большие группы. Первую составляют те чувства, которые сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение; вторую – те чувства, которые затрудняют отношения, разъединяют людей, мешают их сотрудничеству.

Задание: Заполни таблицу. Раздели перечисленные ниже чувства на 2 группы: положительные и отрицательные.

Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.

Чувства

Способствующие развитию межличностных отношений

Препятствующие развитию межличностных отношений

Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми.

Симпатия – внутреннее расположение, привлекательность (легче почувствовать, ощутить).

— Какие люди вызывают у вас симпатию?

— Всегда ли впоследствии они оправдывают это чувство?

(Ответы учеников.)

Чувство, противоположное симпатии, получило название антипатия.

— Какие люди вызывают у вас антипатию?

— Всегда ли ваши чувства оправданны?

(Ответы учеников.)

Итак, мы выяснили, что человек, вызывающий у вас антипатию, на ваших глазах, возможно, совершил поступок, противоречащий вашим моральным устоям. Или ваши вкусы диаметрально противоположны... Или он просто не похож на вас... Причин может быть много.

Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества.

— Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.

Все яблоки красные

Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного города Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овщей и фруктов, так как в Канзасе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как-то в Канзасе опять начался ураган. Только на этот раз он занес Элли не в Волшебную Страну, а в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар. «Кто ты?» — спросила Элли. «Помидор» — ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попался большой желтый шар. Он представился: «Лимон», и предложил ей попробовать кусочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не заплакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше и увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень понравился вкус. «Дай я запомню, как тебя зовут», — сказала Элли. «Банан», — ответил фрукт. Элли пошла дальше. Она увидела красный шар, который свисал с дерева. «Эй, помидор, давай поболтаем», — сказала Элли. «Я не помидор, я яблоко», — прозвучал обиженный голос. «Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты помидор, и нечего меня обманывать». Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О «поболтать» уже не могло быть и речи.

Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась в поле, кругом были одни желтые шары. «Попробуй нас, мы такие сладкие», — шептали они. «Нашли дурочку! Вы желтые — значит, кислые», — ответила Элли сладким дыням (а это были именно они). Но вот на тропинке она увидела длинный плод. «Дай откушу», — сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли. От горечи и удивления Элли опять заплакала.

Вопросы к классу

— В чем была ошибка Элли?

— Почему Элли неправильно думала о разных фруктах?

— От этого она выиграла или проиграла?

(Ответы учеников.)

Можно сказать, что Элли попала в плен к стереотипам.

Стереотип – обобщенное и упрощенное представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.

Вопросы к классу

- Приведите примеры стереотипов.

- Помогают они или мешают в процессе восприятия? Ответ аргументируйте.

 (Ответы учеников.)

Ученые установили интереснейшую закономерность: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Они называют это важнейшим законом межличностных отношений.

Послушайте басню и ответьте на вопросы.

 

Зеркало

Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сначала мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.

Наш кривляка, разозлившись, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слезы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

-Я.

— А теперь посмотри: ты улыбнулся — и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он тоже, ты не сердишься — и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут — и добро, и зло возвращается к нам же.

Вопросы к классу

— Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

— Чему учит эта басня?

(Ответы учеников.)

В разных местах люди в различное время говорили об одних и тех же важных правилах, которые мы можем объединить в одно золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Каждый человек — это личность. У личности есть индивидуальные черты характера, внешности, мировоззрение и жизненные цели. Нет совершенно одинаковых людей. Нужно уважать индивидуальность. А что есть уважение? Уважение — это признание достоинств личности, значимости другого человека. Один человек может уважать кого-то, а другой в то же время будет этого человека ненавидеть.

Если человек кого-то ненавидит, то это ощущается как горе, обида, гнев, зависть, и в любом случае это очень негативные чувства, разрушающие нас изнутри, словно кислота, и мы незаметно становимся злыми и завистливыми эгоистами. Внутреннее состояние отражается на окружающих. Они подсознательно чувствуют негатив и сторонятся таких людей. Подумайте над этим.

3. Виды межличностных отношений

Из всего многообразия межличностных отношений мы можем выделить некоторые из них.

Задание: прочитайте текст на с. 52—54 § 6 учебника и заполните таблицу.

Виды межличностных отношений

Вид

Характеристика

Знакомство        

Приятельство        

Товарищество        

Дружба        

        

Представьте себе весы, на одной чаше которых находится богатство, а на другой — дружба. Вам предоставляется возможность заполнить чаши, поставив туда гирьки. Условие: вы имеете право поставить только одну гирьку.

— Какой выбор вы сделали? Почему?

(Ответы учеников.)

Дружбу ценили во все времена.

Задание: внимательно прочитайте приведенные пословицы и прокомментируйте их.

• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

• Старый друг лучше новых двух.

• Нет друга — ищи, а нашел — береги.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Друзья познаются в беде.

• Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

• Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

(Проверка выполнения задания.)

Давайте попытаемся разрешить проблемы, которые достаточно часто возникают в вашей жизни.

Проблемное задание. Работая в группах, проанализируйте предложенные ситуации, прокомментируйте их, назовите возможное решение и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

Ситуация для первой группы. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, и он называет их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Вопрос для первой группы

— Как бы поступили вы?

Ситуация для второй группы. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц, Вера, поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула Иру, а портфелем стукнула Колю. Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Вопросы для второй группы

— Кто из детей повел себя правильно?

— Почему вы так считаете?

Ситуация для третьей группы (рассказ В. Осеевой «До первого дождя»), Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня — за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.

 — Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли укрыть одним плащом, — сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу. Вопросы для третьей группы

— Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

— Почему покраснела Маша?

Творческое задание. Работая в группах, создайте проект «Законы дружбы».

Законы дружбы

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с ним радости и горе.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг.

3. Дружба — это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм несовместимы.

5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.

7. Беспринципность опустошает дружбу.

(Презентация проектов.)

Нормальные отношения между людьми возможны, если они способны сочувствовать, сопереживать, ставить себя в положение другого человека. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними.

В процессе межличностных отношений люди не просто общаются. Они учитывают определенные правила и формируют тот или иной стиль отношений.

По стилю межличностные отношения делятся на официальные и личные. Официальные отношения связаны с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом. Личные отношения не ограничены заданными формальными правилами. Мир этих отношений богат и разнообразен.

Работа с иллюстрациями на с. 56

V. Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

— Вам понравился урок?

— Чему научил нас этот урок?

— Какие полезные, нужные знания вы извлекли из этого урока?

— Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?

(Ответы учеников.)

VI. Подведение итогов уроков

На уроке мы убедились, что не так-то просто строить межличностные отношения. Стоит прислушаться к заповедям древних: «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо».

«Торопитесь делать добро» — таков был девиз Ф.П. Газа — врача жившего в России в первой половине XIX в. Пусть он станет девизом и для каждого из вас.

Домашнее задание

1. Прочитать § 6 учебника.

2. Выполнить в рабочей задания § 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей.

Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды....

Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы

Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...

Конспект урока по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" 8 класс

Урок «Межличностные отношения» способствует помочь восьмиклассникам лучше уяснить свое место в системе многообразных связей с ближайшим окружением, знакомит учащихся с особенностями и видами межличнос...

Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников

В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты коррекции и развития межличностных отношений  младших школьников.Материалы работы могут быть использованы классными руководи...

Межличностные отношения

Урок по обществознанию в 8 классе по учебнику Боголюбова...

Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения

Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...