Индивидуальный проект
элективный курс по обществознанию (10 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Индивидуальный проект» в 10 классе (2 часа в неделю)
уровень образования: среднее общее образование, программа: общеобразовательная
Составитель: Михайлова Гузель Робертовна, учитель 1 квалификационной категории
1.Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» создана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями), требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования
- Образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Малошильнинская СОШ»
Цель:
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы.
Задачи:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
- мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
- исследовательское;
- инженерное;
- прикладное;
- бизнес-проектирование;
- информационное;
- социальное;
- игровое;
- творческое.
- На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
- социальное;
- бизнес-проектирование;
- исследовательское;
- инженерное;
- информационное.
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, брошюры, книги;
- реконструкции событий;
- эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:
- рефератов;
- статей, обзоров;
- отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
- моделей, образцов;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
- конференций,
- семинаров
- круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
- Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
- Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
- Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)
- Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
- Координирует работу обучающихся.
Роль ученика
- Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.
- Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
- Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме).
- Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
- Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.
- Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.
Формы организации занятий:
- Индивидуальная;
- Парная;
- Групповая;
- Коллективная;
- Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования.
Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
- защита темы проекта/исследования (идеи);
- защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:
- Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
- Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);
- Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).
Место индивидуального проекта в учебном плане
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом МБОУ «Малошильнинская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ на выполнение индивидуального проекта обучающимися 10 класса отводится 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_individualnyy_proekt.docx | 87.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малошильнинская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол от «___» ___20___г. №_
Введено приказом
от «___» ____20___г.№ ___
Директор
МБОУ «Малошильнинская СОШ»
___________ Р.И. Сафин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Индивидуальный проект» в 10 классе (2 часа в неделю)
уровень образования: среднее общее образование, программа: общеобразовательная
Составитель: Михайлова Гузель Робертовна, учитель 1 квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора___________ Г. Р. Михайлова от _________20____г.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от ______ __20____ г. № ___
Руководитель МО __ _______________
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» создана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями), требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования
- Образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Малошильнинская СОШ»
Цель:
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы.
Задачи:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
- мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
- исследовательское;
- инженерное;
- прикладное;
- бизнес-проектирование;
- информационное;
- социальное;
- игровое;
- творческое.
- На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
- социальное;
- бизнес-проектирование;
- исследовательское;
- инженерное;
- информационное.
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, брошюры, книги;
- реконструкции событий;
- эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:
- рефератов;
- статей, обзоров;
- отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
- моделей, образцов;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
- конференций,
- семинаров
- круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
- Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
- Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
- Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)
- Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
- Координирует работу обучающихся.
Роль ученика
- Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.
- Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
- Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме).
- Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
- Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.
- Возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.
Формы организации занятий:
- Индивидуальная;
- Парная;
- Групповая;
- Коллективная;
- Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования.
Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
- защита темы проекта/исследования (идеи);
- защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:
- Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
- Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);
- Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).
Место индивидуального проекта в учебном плане
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом МБОУ «Малошильнинская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ на выполнение индивидуального проекта обучающимися 10 класса отводится 2 часа.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
- умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
ученик научится:
- определять область своих познавательных интересов;
- искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
- находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
- планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
- использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
- ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
- видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
- предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование;
- целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающиеся смогут:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Содержание и тематическое планирование курса
Наименование разделов и тем | Содержание | Количество часов | Форма организации занятий |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности (4 ч.) | Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные требования к исследованию. Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. | 3 | Групповая |
Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций | 1 | Самостоятель ная работа | |
Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием (6ч.) | Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов. | 3 | Групповая |
Практическая работа № 1. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы. Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. Практическая работа № 3. Составление плана работы | 3 | Самостоятель ная работа | |
Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета (7ч.) | Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «антиплагиат». | 4 | Групповая |
Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми системами Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме проекта/исследования | 3 | Самостоятель ная работа | |
Раздел 4. Индивидуальное проектирование (7ч.) | Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. Коррекция плана работы и списка информационных источников | 5 | Индивидуальная |
Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования. Выбор методов, составление плана работы. Определение источников информации. | 2 | Самостоятель ная работа | |
Раздел 5. Сбор и систематизация полученной информации (11ч.) | Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования. | 2 | Индивидуальна я |
Практическая работа № 7Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков. Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой аудитории Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования Практическая работа № 10 Определение рисков при реализации проекта/исследования | 9 | Самостоятель ная работа | |
Раздел 6. Обработка полученного материала (11ч.) | Оказание помощи в обработке полученного материала | 2 | Индивидуальная |
Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат) | 9 | Самостоятель ная работа | |
Раздел 7. Оформление проектной/исследовате льской работы (12 ч.) | Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования. Технология презентации | 3 | Индивидуальная |
Практическое овладение научным стилем. Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. | 9 | Самостоятель ная работа | |
Раздел 8. Защита проекта /исследовательской работы (9ч.) | Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования. Подготовка к защите. Навыки монологической речи. Аргументированная речь. | 3 3 | Индивидуальная Групповая |
Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному):
| 3 | Самостоятель ная работа К.Р | |
Раздел 9. Подведение итогов (1ч.) | Организация рефлексии. Подведение итогов, анализ результатов, удовлетворенности работой, возможных перспектив. | 1 | Групповая |
ИТОГО |
-самостоятельная работа:
| 28 40 68 |
Учебно-тематическое планирование
Раздел | Объем часов | ||
Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |
1. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности | 4 | 3 | 1 |
2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием | 6 | 3 | 3 |
3. Алгоритм работы с литературой и ресурсами Интернета | 7 | 4 | 3 |
4. Индивидуальное проектирование | 7 | 5 | 2 |
5. Сбор и систематизация полученной информации | 11 | 2 | 9 |
6. Обработка полученного материала | 11 | 2 | 9 |
7. Оформление проектной/исследовательской работы | 12 | 3 | 9 |
8. Защита проекта /исследовательской работы | 9 | 6 | 3 |
9. Подведение итогов | 1 | 1 | - |
ИТОГО | 68 | 28 | 40 |
Планирование по Индивидуальному проектированию для уровня среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы по учебному курсу «Индивидуальное проектирование», с учетом авторской программы под редакцией Михайловой Г.Р., 2020г.
Календарно-тематическое планирование курса
Наименование разделов | Тема урока | Количество часов | Дата | Форма организации занятий | |
По плану | По факту | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Основные по-нятия проект-ной и исследова-тельскойдеятельности | Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные требования к исследованию. | 1 | 02.09 | Групповая | |
Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Структура проекта | 1 | 04.09 | Групповая | ||
Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению | 1 | 09.09 | Групповая | ||
Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций | 1 | 11.09 | Самостоятельная работа | ||
Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием | Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. | 1 | 16.09 | Групповая | |
Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. | 1 | 18.09 | Групповая | ||
Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов. Обзор основных материалов по теме | 1 | 23.09 | Групповая | ||
Практическая работа № 1. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы. | 1 | 25.09 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. | 1 | 30.09 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 3. Составление плана работы | 1 | 02.10 | Самостоятельная работа | ||
Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета | Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. | 1 | 07.10 | Групповая | |
Критерии оценки проектной и исследовательской работы. Расчет календарного графика проектной деятельности | 1 | 09.10 | Групповая | ||
Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг. | 1 | 14.10 | Групповая | ||
Присвоение. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «антиплагиат». | 1 | 16.10 | Групповая | ||
Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми системами | 1 | 21.10 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках | 1 | 23.10 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме проекта/исследования. | 1 | 28.10 | Самостоятельная работа | ||
Раздел 4. Индивидуальное проектирование | Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. | 1 | 30.10 | Групповая | |
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. | 1 | 11.11 | Индивидуальная | ||
Коррекция плана работы и списка информационных источников | 1 | 13.11 | Групповая | ||
Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности | 1 | 18.11 | Групповая | ||
Формулировка темы, целей, задач. Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования. | 1 | 20.11 | Самостоятельная работа | ||
Методы проверки гипотезы. Методы исследования | 1 | 25.11 | Групповая | ||
Выбор методов, составление плана работы. Определение источников информации. | 1 | 27.11 | Самостоятельная работа | ||
Раздел 5. Сбор и систематизация полученной информации | Фиксация результатов теоретического или экспериментального исследования. | 1 | 02.12 | Групповая | |
Фиксация результатов теоретического или экспериментального исследования. | 1 | 04.12 | Индивидуальная | ||
Практическая работа № 7 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков. | 1 | 09.12 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 7 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков. | 1 | 11.12 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 7 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков. | 1 | 16.12 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой аудитории | 1 | 18.12 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой аудитории | 1 | 22.12 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования | 1 | 25.12 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования | 1 | 13.01 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 10 Определение рисков при реализации проекта/исследования | 1 | 15.01 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 10 Определение рисков при реализации проекта/исследования | 1 | 20.01 | Самостоятельная работа | ||
Раздел 6. Обработка полученного материала | Обработка полученного материала | 1 | 22.01 | Индивидуальная | |
Обработка полученного материала | 1 | 27.01 | Индивидуальная | ||
Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. | 1 | 29.01 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. | 1 | 03.02 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. | 1 | 05.02 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. | 1 | 10.02 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. | 1 | 12.02 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат) | 1 | 17.02 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат) | 1 | 19.02 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат) | 1 | 24.02 | Самостоятельная работа | ||
Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат) | 1 | 26.02 | Самостоятельная работа | ||
Раздел 7. Оформление проектной/исследовательской работы | Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования. Оформление ссылок, сносок, списка литературы. | 1 | 03.03 | Групповая | |
Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Оформление ссылок, сносок, списка литературы | 1 | 05.03 | Индивидуальная | ||
Технология презентации | 1 | 10.03 | Групповая | ||
Технология презентации | 1 | 12.03 | Самостоятельная работа | ||
Практическое овладение научным стилем. | 1 | 17.03 | Самостоятельная работа | ||
Практическое овладение научным стилем. | 1 | 19.03 | Самостоятельная работа | ||
Сбор и систематизация материалов. Оформление проектных работ. Формулирование выводов | 1 | 02.04 | Самостоятельная работа | ||
Сбор и систематизация материалов. Оформление проектных работ. Формулирование выводов. | 1 | 07.04 | Самостоятельная работа | ||
Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Формулирование выводов | 1 | 09.04 | Самостоятельная работа | ||
Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Формулирование выводов | 1 | 14.04 | Самостоятельная работа | ||
Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Формулирование выводов | 1 | 16.04 | Самостоятельная работа | ||
Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Формулирование выводов | 1 | 21.04 | Самостоятельная работа | ||
Раздел 8. Защита проекта /исследовательской работы | Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования. | 1 | 23.04 | Групповая | |
Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования. Использование наглядных средств | 1 | 28.04 | Индивидуальная | ||
Подготовка к защите. Навыки монологической речи. | 1 | 30.04 | Групповая | ||
Составление конспекта выступления на защите. | 1 | 05.05 | Индивидуальная | ||
Аргументированная речь. Отработка техник диалога. Дебаты | 1 | 07.05 | Групповая | ||
Аргументированная речь. Отработка техник диалога. Дебаты | 1 | 14.05 | Индивидуальная | ||
Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному): 1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования. 2. Актуальность. 3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. | 3 | 19.05 21.05 26.05 | Самостоятельная работа | ||
Подведение итогов | Рефлексия проектной деятельности. Подведение итогов проектной /исследовательской деятельности. | 1 | 28.05 | Групповая |
Информационное обеспечение для учащихся и учителей-тьютеров:
1. sh9jarcevo.edusite.ru (Раздел «Образование», подраздел «Индивидуальный проект»)
Информационное обеспечение для учителя-тьютера:
1. Формирование универсальных учебных действий в основной и средней школе: от действия к мысли.// Система заданий// Под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Прсвещение, 2011, с.159
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
- Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М.: ИОСО РАО, 2003. - 26 с.
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: методические рекомендации. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2003. - 176 с.
- Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.,2001.
- Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся// Завуч. -2001. -№1. - С.93-119.
- Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. -М.: Русское слово, 2011. - 112 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М., 2012.
- Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М., 2001.
Приложение 1.
Ш К А Л А
О Ц Е Н К И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО П Р О Е К Т А
Показатели | Градация | Баллы | Оценка |
1. Обоснованность актуальности темы – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность | Обоснована; аргументы целесообразны | 2 | |
Обоснована; целесообразна часть аргументов | 1 | ||
Не обоснована, аргументы отсутствуют | 0 | ||
2. Конкретность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме | Конкретны, соответствуют | 2 | |
Неконкретны или не соответствуют | 1 | ||
Целей и задач нет или не соответствуют теме | 0 | ||
3. Обоснованность выбора методики работы – обеспечивает или нет достижение цели | целесообразна, обеспечивает | 2 | |
сомнительна | 1 | ||
явно нецелесообразна | 0 | ||
4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих работ по проблеме | Использованы достаточное количество источников информации | 2 | |
Использовано недостаточное количество информации | 1 | ||
Необоснованный подбор информации | 0 | ||
5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы | Освещена значительная часть проблемы | 2 | |
Проблема освещена фрагментарно | 1 | ||
Проблема не освещена | 2 | ||
6. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы | Доступны для самостоятельного выполнения | 2 | |
Выполнимы под наблюдением специалиста | 1 | ||
Выполнимы только специалистом | 0 | ||
7. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта | Эксперимент логичен и обоснован | 2 | |
Эксперимент частично логичен и обоснован | 1 | ||
Эксперимент не логичен и не обоснован | 0 | ||
8. Наглядность представления результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.) | Использованы все необходимые способы | 2 | |
Использована часть способов | 1 | ||
Использован только один способ | 0 | ||
9. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций | Приводятся и обсуждаются разные позиции | 2 | |
Разные позиции приводятся без обсуждения | 1 | ||
приводится и обсуждается одна позиция | 0 |
10. Наличие собственной позиции (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам | Автор имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать | 2 | |
Автор имеет собственную точку зрения, но не может ее аргументировать | 1 | ||
Автор не имеет собственной точки зрения (придерживается чужой точки зрения) | 0 | ||
10. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, гипотезе | Соответствуют, гипотеза оценивается автором | 2 | |
Соответствуют частично | 1 | ||
Не соответствуют, нет оценки гипотезы | 0 | ||
14. Конкретность выводов и уровень обобщения | Выводы конкретны, построены на обобщении результатов | 2 | |
Выводы неполные | 1 | ||
Выводов нет, неконкретны | 0 | ||
Максимальный балл | 28 |
Оценка проекта
Оценка | «5» | «4» | «3» |
Баллы | 28 - 25 | 24 – 21 | 20 – 17 |
Приложение 2.
Ш К А Л А
О Ц Е Н К И ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПРИ ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО П Р О Е К Т А
Показатели | Градация | Баллы | Оценка |
1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта | Соответствует полностью | 2 | |
Соответствует не в полном объеме | 1 | ||
Не соответствуют | 0 | ||
2.Структурированность(организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания | Структурировано, обеспечивает | 2 | |
Частично | 1 | ||
Не структурировано, не обеспечивает | 0 | ||
3. Культура выступления | Рассказ, обращённый к аудитории рассказ без обращения к тексту | 2 | |
Рассказ с частым обращением тексту | 1 | ||
Чтение с листа | 0 | ||
4. Доступность сообщения о содержании проекта, его | Доступно без уточняющих вопросов | 2 |
целях, задачах, методах и результатах | Доступно с уточняющими вопросами | 1 | |
Недоступно с уточняющими вопросами | 0 | ||
5. Целесообразность наглядности и уровень её использования | Целесообразна | 2 | |
Частично | 1 | ||
Нецелесообразна | 0 | ||
6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут) | Соответствует | 2 | |
Превышен ( не более 2 минут) | 1 | ||
Превышен (более 2 минут) | 0 | ||
7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения | Все ответы чёткие, полные | 2 | |
Не на все вопросы есть четкие ответы | 1 | ||
Все ответы неполные | 0 | ||
8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении | Владеет свободно | 2 | |
Частично | 1 | ||
Не владеет | 0 | ||
9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументиро-вано ответить на его вопросы | Умеет вести дискуссию | 2 | |
Частично | 1 | ||
Не может аргументированно ответить оппоненту | 0 | ||
Максимальный балл | 18 |
Оценка защиты исследовательского проекта
Оценка | «5» | «4» | «3» |
Баллы | 18 - 16 | 15 – 13 | 12 – 9 |
Приложение 3.
Общий балл за индивидуальный проект
(среднее арифметическое выполнения и защиты проект)
Баллы | Оценка | ||
Выполнение проекта | Защита проекта | Средний балл | |
28 – 25 | 18 – 16 | 23 – 21 | «5» |
24 – 21 | 15 – 13 | 20 – 17 | «4» |
20 – 17 | 12 – 9 | 16 – 13 | «3» |
Критерии оценки содержания проекта
Приложение 4
Критерий 1. Постановка цели проекта | |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель сформулирована, но не обоснована | 1 |
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах | 2 |
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована | 3 |
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта | |
План достижения цели отсутствует | 0 |
План имеется, но не обеспечивает достижения поставленной цели | 1 |
Краткий план состоит из основных этапов проекта | 2 |
Развернутый план, включает основные и промежуточные этапы | 3 |
Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования | |
Использована неподходящая информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы целям и содержанию проекта | |
Заявленные в проекте цели не достигнуты | 0 |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | 1 |
Используемые способы работы соответствует теме и цели проекта, но являются недостаточными | 2 |
Способы работы достаточны и используются уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | |
Критерий 6. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему | 2 |
проекта, применены элементы творчества | |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий 7. Анализ хода работы, выводы и перспективы | |
Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы | 0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы, намечены перспективы | 3 |
Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру, допущены некоторые нарушения | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями | 3 |
Максимальный балл: 24 |
Приложение 5
Критерии оценки защиты проекта
Критерий 1. Качество проведенной презентации | |
Презентация не проведена | 0 |
Автор читает с листа, не уложился в регламент | 1 |
Автор часто обращается к записям, уложился в регламент | 2 |
Автор свободно излагает сообщение, обращается к записям изредка, уложился в регламент | 3 |
Критерий 2. Речь выступающего | |
Изложение непоследовательно и нелогичность | 0 |
Последовательность и логичность нарушаются | 1 |
Изложение последовательно и логично, но воспринимается сложно | 2 |
Изложение последовательно и логично, доступно для широкой аудитории | 3 |
Критерий 3. Ответы на вопросы | |
Ответы на поставленные вопросы отсутствуют или не соответствуют содержанию вопроса | 0 |
Ответы на вопросы неразвернутые, неаргументированные | 1 |
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, входят за рамки регламента | 2 |
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, в рамках регламента | 3 |
Критерий 4. Качество компьютерной презентации | |
Презентация отсутствует | 0 |
Презентация повторяет текст выступления, перегружена информацией, затрудняет восприятие | 1 |
Презентация дополняет текст выступления, но перегружена информацией, затрудняет восприятие | 2 |
Презентация дополняет текст выступления, не перегружена информацией, оптимальна для восприятия | 3 |
Критерий 5. Качество презентации | |
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 1 |
Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
Максимальный балл: | 15 |
Приложение 6
Таблица перевода суммы баллов оценки в пятибалльную оценку
Процент | Общий балл | Отметка | Уровень освоения МПР |
0 – 40 | 0 – 16 | 2 | Пониженный |
41 – 74 | 17 – 29 | 3 | Базовый |
75 – 90 | 30 – 35 | 4 | Повышенный |
91 – 100 | 36 – 39 | 5 | Высокий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный проект. Тема проекта: Легенды российского спорта.
Индивидуальный информационн-познавательный проект. По направлению: << Физическая культура >>. Тема проекта: << Легенды российского спорта >>....
Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.
Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни, поговорки, стихотворения, афо...
Группа МЖКХ 3 Индивидуальные проекты 21 - 22.10. 20. Тема .1 Выбор темы проекта.
Тема 1 "Выбор темы проекта"Задание1. Выберите тему проекта. См. файл.2. Обьясните приоритет выбора данной темы.3. Найдите несколько источников по данной теме....
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
"ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ПОЧЕМУ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА – ЭТО СЛОЖНО, НО ИНТЕРЕСНО". 10 класс. Индивидуальный проект.
Данная методическая разработка (технологическая карта урока) поможет учителю в проведении вводного занятия курса "Индивидуальный проект". Основная идея состоит в знакомстве обучающихся с про...