проект Полины Буренковой 11 класс
проект по обществознанию (11 класс)
Наша память ничего не забудет! Местный материал ву теме Великая Отечественная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii_rossii_v_10_klasse_iskusstvo_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.doc | 49.5 КБ |
proekt_11a_burenkova_polina.doc | 394.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ средняя школа №2 г. Вязьмы Смоленской области 215110 Смоленская обл., г. Вязьма, Загородный пер., 23 Тел.: директор: 4-28-82; учительская: 4-25-42; бухг.: 4-11-92, http://school2.vzm.su, email: school2-vzm@yandex.ru |
Конспект урока с применением ИКТ по истории России в 11 классе
Учитель истории Каткова С.В. |
2018 г. |
Цель: создать условия для осознания обучающимися роли искусства в победе советского народа в Великой Отечественной войне;
Задачи:
- развивать умения решать проблемные задачи, извлекать информацию из различных источников, анализировать, делать выводы;
- формировать навыки работы с с мультимедиа учебником;
- воспитывать уважение к мужеству людей, создававших гениальные произведения в тяжелейшее для страны время.
Оборудование: Мультимедиа учебник «История России. XX век» А.А. Данилов, Л. Г. Косулина, Антонова Т.С, проектор,экран.
План урока
1. «Когда грохочут пушки, музы молчат»?
Роль искусства в трудные военные годы.
2.Произведения литературы, музыки, живописи военных лет.
- Вклад деятелей искусства в победу над фашизмом.
Ход урока
- Постановка проблемы.
Учитель: Что вы знаете о влиянии искусства на личность?
Какое влияние произведения искусства оказывают на вас?
- Выдвижение гипотезы
- Предположите: какую роль могло играть искусство в годы Великой Отечественной войны?
Учащиеся: Искусство создаёт настроение человека. В военные годы оно должно звать на борьбу с врагом, поднимать боевой дух, вызывать ненависть к захватчикам.
Учитель: Предложите путь проверки гипотезы.
Учащиеся предлагают познакомиться с произведениями военных лет. Диск №4. Раздел 1938-1945 г. Уровень 3.»
4. Демонстрация произведений военных лет. Анализ произведений.
Задание: Проанализируйте данные документы по схеме.
Документ 1. Песня «Священная война» муз А. Александрова, слова Лебедева-Кумача и кадры кинохроники. Анализ и обсуждение.
Документ 2..Песня «Синий платочек» муз Г.Петербургского, слова С.Максимова, исп. К. Шульженко
Документ 3. Стихи К.Симонова «Жди меня». Читает автор. Анализ и обсуждение.
Документ 4. Стихи А.Ахматовой «Мужество». Читает автор.
.Документ 5. Картина Х. Якупова «Перед приговором». Анализ и обсуждение. Документ 6. Картина Н. Непринцева «Отдых после боя» Анализ и обсуждение.
Документ 7. Фотодокумент. «У кинотеатра».
Документ8. Фотодокумент «Кадр из кинофильма «Машенька»
Схема анализа источника
3. Обсуждение
С какими источниками по истории Великой Отечественной войны вы познакомились?
В чем особенность этих источников?
Что вы узнали о судьбе авторов этих произведений?
Какие чувства вызвали у вас эти документы?
Какое влияние могли они оказать на современников?
Какой вид источников оказывает самое сильное эмоциональное воздействие на вас? Почему?
Как могли воспринимать эти произведения современники Великой Отечественной войны?
Какие основные темы звучат в произведениях, с которыми вы познакомились?
Почему наряду с темой ненависти к врагу звучит тема любви?
Почему эти произведения военных лет были так популярны?
Сделайте вывод о том, какую роль они могли сыграть в победе над врагом?
Вывод: В стихах, песнях, живописи, кинофильмах периода Великой Отечественной войны звучат темы ненависти к врагу, любви к Родине, родным и близким, тема возвращения домой с победой. Эти произведения оказывали большое эмоциональное воздействие на современников. Они поднимали боевой дух, звали к борьбе, напоминали о доме, близких людях. Самое сильное эмоциональное воздействие оказывали стихи и песни, музыка. Они затрагивали самые сокровенные чувства людей. Писатели, поэты, музыканты были участниками военных событий и поэтому их произведения звучат так проникновенно. Искусство поднимало боевой дух солдат на фронте, давало силы тем, кто трудился в тылу, ждал писем от родных. Деятели искусства внесли большой вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Рефлексия:
Что нового ты узнал на уроке?
Чему ты научился?
Какое настроение вызвали у тебя произведения Великой Отечественной войны?
Как ты относишься к ним?
Что понравилось вам на уроке с использованием компьютера?
Литература:
- Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории. Владас 2000 г
- Данилов А.А. История России XX век «Просвещение» 2016 г
- История России XX век Клио Софт.2010 https://www.softportal.com/software-5118-istoriya-rossii-xx-vek-multimedia-uchebnik.html
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя школа №2 г. Вязьмы Смоленской области
215110 Смоленская обл., г. Вязьма, Загородный пер., 23
Тел.: директор: 4-28-82; учительская: 4-25-42; бухг.: 4-11-92,
http://school2.vzm.su, email: school2-vzm@yandex.ru
проект
ученицы 11 А класса Буренковой Полины
Мужество — добродетель,
в силу, которой, люди в опасности
совершают прекрасные дела.
( Аристотель)
Выбирая тему для своего работы, я старалась найти достойный объект для исследования. Но в голову не приходило ничего оригинального, пока я не услышала о подвиге одной нашей землячки по имени Прасковья Захаровна Каретникова. Эта женщина в годы Великой Отечественной войны спасла и выходила около двадцати красноармейцев. Согласитесь, поступок, действительно, достойный внимания. Поэтому я решила заняться этим вопросом. При написании работы я ставила перед собой следующие цели:
- Узнать подробнее о жизни Прасковьи Захаровны.
- Узнать подробности о ее подвиге.
- На основании своих исследований написать работу.
Прошло уже шестьдесят семь после победы в одной из самых сложнейших для нашей страны войн. И постепенно воспоминания начинают стираться, людей, которые являлись участниками военных кампаний, становится все меньше и меньше. Но так нельзя. Нельзя, чтобы этот период в истории нашей страны был забыт. Да, война – это страшное время, но забывая его, мы забываем о подвиге наших прадедушек и прабабушек, следовательно, мы не уважаем их, а неуважение к своим предкам - это неуважение к себе самому, прежде всего. Поэтому я считаю, что моя работа актуальна в наше время. Ее можно использовать на уроках в качестве элемента патриотического воспитания молодого поколения. Мой реферат показывает, насколько мужественным и отчаянным может быть человек в минуты опасности, как он может рисковать собой ради других. И очень жаль, что мало, кто знает о таком подвиге, именно поэтому я и выбрала эту тему для своей работы. Нужно прославлять подвиги неизвестных героев, ведь на момент войны они являлись маленькой, но значительной деталью огромного механизма, направленного на борьбу с врагом. И если бы не они, ни их мужество, отвага и самоотверженность, неизвестно, что бы было с нами, может мы бы и вовсе не родились.
Поэтому я считаю, что нашему поколению необходимо интересоваться подвигами наших соотечественников. И большей частью, именно тех, о которых не сможешь прочитать в школьных учебниках истории. Да, подвиги Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, Ларисы Михеенко поистине великие. Но ведь поступок Прасковьи Захаровны не является меньшим по значимости. Именно ему и будут посвящены страницы моего реферата.
.Как все начиналось
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
(Музыка В. Белого Слова А. Суркова
«Песня смелых»)
31 июля 1941 года фашистская авиация совершила первый налет на вяземский железнодорожный узел. На него были сброшены сотни бомб. В этот день здесь погибло свыше 500 человек, среди которых были заместитель начальника станции Н. Крамской, начальник технического отдела В. Ярошенко, инженер Г. Ярошевич, дежурный по станции В Халдеев. Через 14 часов восстановительной бригаде удалось восстановить движение по одному пути. Об этом страшном событии напоминает мемориальная доска, установленная на здании вокзала. 17 августа немецкая авиация повторила массированный налет на Вязьму. Вражеские самолеты еще много раз появлялись над городом, сбрасывали бомбы, обстреливали цели из пулеметов. Прилагая героические усилия, вязьмичи делали все возможное, чтобы поезда на фронт следовали без задержек. Вот так вспоминает этот день Ветеран ВОВ Гужева Ирина Ильинична:
«По ходу боев оказалась в лесу перед Вязьмой. Лес был забит нашими войсками, очень много было раненых. Мы оказывали помощь раненым и эвакуировали их. Ночью враг высадил десант, нам было приказано покинуть лес и прибыть на ст. Вязьма. Фашисты очень сильно бомбили станцию, ходить в рост было опасно, раненых было очень много и нам пришлось ползком по путям, перетаскивать их к эшелону, находящемуся в укрытии. Сообщили, что враг высадил десант в районе города, и мы получили приказ отходить. Город был в огне. Враг разбомбил нефтебазу, горела нефть, и этим пожаром хорошо было освещено шоссе Вязьма-Гжатск-Можайск, по которому мы отходили. Фашистские бомбардировщики, нагруженные бомбами с яркими сильными огнями, бомбили и бомбили нас. На этой дороге был сплошной ужас: лежали убитые, раненые, разбитые машины, а бомбы падали и падали на середину дороги и на обочину. Я до сих пор слышу этот гул тяжелых самолетов – бомбардировщиков. До Гжатска мы не добрались».
С самого начала Великой Отечественной войны центральное московское направление было главным для немецкого командования. И после того как в середине июля 1941 года немецко-фашистскими войсками был занят Смоленск, большое стратегическое значение приобретает Вязьма как последний крупный железнодорожный узел на прямом пути врага к Москве. Вязьма была связующим звеном между Москвой, Смоленском, Ржевом, Калугой, Брянском, и именно важностью железнодорожного узла объясняется то упорство, с которым сражались обе противоборствующие стороны за Вязьму в 1941-1943.
Фашисты стремительно прорывались к Москве. Основной путь лежал вдоль автомагистрали Москва – Минск . Немцами была разработана операция под кодовым названием «Тайфун». Первый этап этого плана предусматривал нанесение мощного удара с целью разрыва единого фронта обороны, с последующим окружением основных сил советских фронтов на московском направлении. Одни танковые клещи должны были сомкнуться под Брянском, другие – под Вязьмой.
30 сентября на брянском, а 2 октября из районов Рославля и Духовщины на вяземском направлении началось это грандиозное сражение. В окружении оказались многие армии и дивизии. Удары наносились разновременно, северо-западнее и юго-западнее Вязьмы, что не позволило преодолеть стальную завесу и вырваться из окружения большинству частей и соединений.
Во время ожесточенных боев на Западном фронте, некоторым дивизиям пришлось отступить из-под Минска и сражаться в окружении на Смоленщине. Несколько солдат, о которых дальше пойдет речь в моем реферате участвовали в этих сражениях.
1.1 В окружении
Быть может, кто-нибудь иной
Расскажет лучше нас,
Как горько по земле родной
Идти, в ночи таясь.
Как трудно дух бойца беречь,
Чуть что скрываясь в тень.
Чужую, вражью слышать речь
Близ русских деревень
(А. Т. Твардовский, «Баллада о товарище»)
Наши бойцы двинулись редким лесочком вдоль дороги, по которой в том же направлении на восток шли фашисты. В пути группа увеличилась за счет солдат из других частей, выходивших также из окружения. Бойцы шли молча, под покровом ночи, обходя деревни, оккупированные врагом, прислушиваясь к каждому шороху. Но они и не подозревали, что немцы ждут их в засаде у села Ризское, которое находится буквально в нескольких километрах от Вязьмы. Завязалась ожесточенная битва, наши военные сражались до последних сил, через некоторое время боевые действия утихли. Один из солдат, решил воспользоваться ситуацией и пробраться в деревню, чтобы попросить кого-нибудь из ее жителей, обработать ему раны. Возле леса он увидел одинокую хату. Он сомневался, что кто-то может жить в такой покосившейся избе, но все же решил попытать счастье. Тем более что и выбора у него не было, так как в это время в деревне хозяйничали немецко-фашистские оккупанты, и пробраться вглубь деревни было просто невозможно.
1.2 Стук в окно
( Мне удалось разыскать правнучку П. Каретниковой - Тамару Васильевну Нечитайло, которая поделилась со мной своими воспоминаниями)
Тем временем хозяйка этой небольшой избы (см. приложение №1) на окраине деревни готовилась ко сну. Внезапно ее внимание привлек стук в окно. Вроде бы ничего не обычного: в деревне обосновались немцы. И они часто стучали в окна и двери местным жителям: то хлеба им, то «млека» подавай. Но это был не стук приклада. Поэтому женщина приоткрыла занавеску, за окном стоял советский солдат и знаками просил ее открыть дверь. Прасковья Захаровна немедля ее открыла . При свете стало видно, что боец в насквозь пропитанной кровью гимнастерке. Он еле держался на ногах. «Заходи, касатик, постараюсь помочь тебе» – произнесла Прасковья.
Раненого красноармейца звали Георгий Недомерков, и служил он в рядах Красной армии в качестве водителя бензовоза. На нем он подвозил горючее для 27-ой танковой дивизии, но через некоторое время горючее кончилось и для танков, и для самого бензовоза, и поэтому, дабы не отдавать его врагу, было принято решение его сжечь.
Прасковья Захаровна промыла и перевязала ему раны. Наутро Георгий отправился к своим товарищам, Прасковья Захаровна проводила его дворами, и ему удалось остаться незамеченным.
1.3 Решающий бой
Миг перед схваткой, перед боем,
У слабых силу заберёт.
А воин собран и спокоен,
В нём удаль с силою живёт.
(Ю. Марковцев)
В этот же день битва продолжилась, но инициатива постепенно переходила к немцам. Хотя наши уставшие, израненные и измотанные солдаты не сдавались, держались до последнего. Но даже воевать им уже было нечем, так как все патроны были израсходованы в предыдущих схватках, не заправленные танки остались в лесу. Преимущество было у немцев.
Из воспоминаний Недомеркова Г. Н.
«И когда фашистские автоматы начали извергать смертоносный свинец, схватка была недолгой. Последнее, что я увидел, теряя от открывшихся ран сознание, это то, как фашистский водитель гусеничного тягача проехал по лежавшему раненому солдату, раздробив по самые колени обе ноги».
2. Спасительная миссия
И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно.
(Ю. Друнина)
В Ризском знали, что поблизости идут ожесточенные бои, и так как там проживало население, состоящее главным образом из женщин, которые никак не могли остаться равнодушными, было принято решение оказать хоть какую-нибудь помощь советским солдатам. Несколько женщин, в числе которых была и семидесятишестилетняя Прасковья Захаровна, отправились на поле боя. На плащ-палатках они тащили раненых по снегу и размещали их в избе Каретниковой.
Желая узнать подробнее о подвиге этой женщины, я встретилась с журналистом Юрием Поляковым, который в 1987 году писал про нее статью в «Ленинском пути». Как оказалось, он писал ее со слов уже знакомого нам Георгия Николаевича Недомеркова. И он рассказал мне следующее: «В 1941 году зима пришла рано, уже в начале октября начались обильные снегопады, и лесная опушка, где проходила та битва, была усеяна сплошь ранеными и убитыми, которых заметало снегом. Как же Прасковья сумела определить, кто мертв, а в ком еще теплится жизнь? Этот вопрос ей потом задавали спасенные бойцы. На него она отвечала так: « Касатики, коли, жив человек, то снежок-то на нем подтаивать будет, вот я и уносила таких». И оказалось таких - четырнадцать человек».
Первое, что увидел Георгий, когда очнулся – это доброе лицо своей новой знакомой. Сначала, он подумал, что ему оно привиделось, закрыл глаза и открыл вновь, но лицо не исчезло.
- Жив, солдатик, жив родненький, говорила я тебе остаться, а ты не послушал меня, – тихо прошептала она, осматривая окровавленные пятна на его шинели.
- А где немцы? – спросил Георгий, постепенно приходя в себя.
- Да ушли, окаянные, учинив над вами расправу, – ответила она – Вот подлечу тебя, и ты еще с ними повоюешь, ты молодой, силы быстро восстановишь. Вон как они к столице нашей лезут, но только руки больно коротки, не бывать им в Москве.
2.1 Подпольный лазарет
Госпиталь. Палата.
Койки у стены.
Здесь лежат ребята,
Вкус познав войны.
(И. Дергоусов)
Итак, дом Прасковьи Захаровны превратился ,в своего рода, подпольный лазарет. Женщина сумела разместить в своем доме четырнадцать раненых бойцов. Это было очень рискованным предприятием, потому что немцы все еще оставались в деревне, и они не щадили тех, кто оказывал хоть какую-то помощь советским солдатам. Они, не задумываясь, расстреливали их. И причем расстрел производился прямо перед окнами жилых домов, чтобы все местные жители запомнили, что будет с теми, кто окажет помощь красноармейцам-окруженцам и партизанам; их трупы запрещали хоронить, и тела лежали еще долгое время. Поэтому Прасковью отговаривали все соседки держать у себя в доме солдат. Ведь не посмотрят немцы на ее почтенный возраст, расстреляют.
Из воспоминаний Тамары Васильевны Нечитайло:
«Бабушка немцев не боялась, и не боялась смерти. К тому же она знала, что помочь этим раненым бойцам кроме нее никто не сможет, до госпиталя далеко, а все остальные дома в деревне прямо под носом у немцев. Но ей посчастливилось найти где-то старую табличку, на которой было написано «Тиф», она установила ее возле своего дома, и когда оккупанты приближались, она принималась отчаянно махать руками и жестами показывать, что больна – вот немцы и старались к ней не заглядывать ».
Хотя один раз к ее дому подъехал немецкий полицейский и стал требовать молока. «Ишь ты какой бравый нашелся, молока он захотел», - подумала старушка и притворилась глухонемой. Немцу пришлось убраться прочь.
Но больше всего Прасковью Захаровну пугало, что у нее нет никаких лекарств и перевязочных материалов. Одна из женщин нашла на поле санитарную сумку, но вскоре бинты кончились. И тогда старушка начинает разрезать на узкие полоски новые простыни и наволочки, которыми в предвоенные годы ее одаривали дети. А она их вырастила девять. И в эти минуты четырнадцать раненых бойцов, которые находились в ее избе, тоже были для нее детьми, такими же близкими, своими, советскими.
Из воспоминаний Георгия Николаевича Недомеркова:
«Прасковья Захаровна по первому, подчас слабому стону просыпалась даже глубокой ночью и старалась облегчить участь раненых. Это необыкновенное сострадание к людскому горю, заботливость навсегда останутся в моей памяти. Хлопотливая, добрая, готовая пойти на все, лишь бы только мы выжили».
Ранение у Георгия оказалось нетяжелым. Поэтому он вскоре окреп и стал помогать Каретниковой ухаживать за ранеными. Вместе с ним она без всяких медицинских средств выправила открытый перелом ноги молодому старшине, привязала с двух сторон дощечки вместо гипса, после чего боец стал быстро поправляться.
Также у хозяйки возникли большие трудности с тем, как прокормить столько человек. Небольшой запас продуктов быстро таял, односельчане помогали, чем могли, тайно приносили ей свои скудные припасы, но этого было недостаточно. Поэтому Прасковья просит соседских мужчин, оставшихся в деревне, зарезать единственную корову. И к вечеру того же дня, солдаты были накормлены свежей говядиной.
2.2 Опять на фронт
И снова в бой
Не устоять на грани,
Между огнём и тьмой
И снова в бой
Выбор всегда за тобой
( А. Лефлер «Снова в бой»)
Бойцы быстро шли на поправку, набирали силы. Но не все. Особенно протяжно стонал артиллерист, тот самый, которому фашистский тягач проехал по ногам. Ему была необходима помощь профессионалов.
И Прасковья разузнав, что в Вязьме есть больница, где лечат русские врачи, отправила Георгия спросить у них, что возможно сделать для раненого солдата.
Георгий закоулками пробрался в город, нашел эту больницу и переговорил с русским врачом.
Врач не сразу согласился принять тяжелораненых бойцов, видимо, не поверив сначала Георгию. И только когда Недомерков, минуя посты, на подводе привез их в условленное место и врач убедился, что это действительно советские солдаты, он согласился переправить их в секретный подпольный госпиталь. Не знал тогда Георгий, что этот подпольный госпиталь находился в лесу, недалеко от Вязьмы.
Бойцы поправлялись – и по одному уходили с занятой гитлеровскими оккупантами территории к линии фронта, которая находилась уже под Москвой. Все они после выздоровления сердечно благодарили Прасковью Захаровну за спасение.
Настал день, когда и Георгий Недомерков, обняв свою спасительницу, как родную мать, распрощался с ней. Затем, в декабре 1941 года он удачно перешел линию фронта и вышел в расположение советских частей. Вскоре его направили в школу младших командиров, но закончить ее так и не удалось. Курсантов неожиданно послали на пополнение 192-й стрелковой дивизии. Из-под Ростова их перебросили под Сталинград. И здесь Георгий был вновь ранен. А после выздоровления он оказался в пятой воздушной армии первого Украинского фронта. Обслуживал теперь Георгий штурмовики «ИЛ-2», которые наши летчики называли «летающими танками», а немцы – «черной смертью». Действительно, крылатый броненосец врага не щадил, нанося ему мощные, сокрушительные удары возмездия. Закончил Недомерков войну под Берлином.
3.Тридцать лет спустя
Летят года без остановки,
Лишь память в сердце всё хранит
И не забыть бойцу винтовки,
Не будет подвиг тот забыт.
Народ у нас непобедимый,
И не сдаётся никогда,
За Родину, за край любимый,
Готов он жизнь отдать всегда.
(Л. Кожевникова «Воспоминания о войне»)
В 1971 году деревню Ризское посетил необычный гость, он расспрашивал всех о некой Прасковье Каретниковой, но никто не слышал об этой женщине.
Этим гостем был Георгий Николаевич Недомерков (см. приложение №2), он приехал из своей родной Калуги, надеясь разыскать избу, в которой жила его спасительница. Но от деревни осталось всего три дома. Напрасно расспрашивал он жителей о ней. Никто про нее не мог ничего сказать, так как все были приезжие. И вот совершенно случайно он встретил женщину, которая рассказала ему, что Прасковья Захаровна умерла еще 1942 году, все-таки возраст и многочисленные лишения взяли свое. Но она не имеет понятия, где она похоронена.
Из воспоминаний Тамары Нечитайло:
«Георгий Николаевич постоянно присылал письма в Ризское на имя Прасковьи Захаровны Каретниковой, но ее к тому времени уже не было в живых. И, несмотря на то, что в соседней деревне Кудрино жила ее дочь Татьяна, письма не передавались».
Тогда Георгий Николаевич пишет письмо красным следопытам из второй школы города Вязьма, которые под руководством Валерии Евгеньевны Гавриловой находят могилку этой славной женщины. Спасенный красноармеец установил памятник на этом месте (см. приложение №3 и №4) и на небольшом листочке из нержавеющей стали написал:
«Прочти и поклонись! Здесь похоронена Каретникова Прасковья Захаровна (1856-1942). Рискуя своей жизнью, эта русская женщина в 1941 году на оккупированной врагом территории, у себя дома прятала и лечила 14 солдат. Вечная ей слава и низкий поклон.
От спасенного ею Недомеркова Г. Н.»
4. Мама
...Да разве об этом расскажешь —
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
(М. Исаковский «Русской женщине»)
Просматривая материалы школьного музея, я наткнулась на газетную статью от октября 1987 года, рубрика называлась «Читатель – наш корреспондент». И в этой статье одна женщина рассказывала о том, как изучая газету «Ленинский путь», она обратила внимание на снимок женщины, очень похожей на ее бабушку. Она сразу же показала его матери. На что та ответила: «Так это твоя прабабушка, Прасковьей ее звали». И неожиданно Тамара Васильевна Нечитайло (см. приложение №5) открыла для себя, что ее предок совершила поистине героический поступок.
Мне посчастливилось найти открытки Тамары Васильевны, которые она присылала к нам школу. Узнав адрес, я отправилась к ней, хотелось поговорить с этой женщиной, в надежде, что она располагает информацией по теме моего реферата.
Познакомившись с ней, я узнала много новой информации о Прасковье Захаровне Каретниковой и о ее дочери, Татьяне, которая в годы Великой Отечественной Войны потеряла своего единственного сына и мужа. Сыну Татьяны на тот момент было шестнадцать лет, и он подорвался на мине, когда нес важное донесение, а муж партизанил в лесах и попал под обстрел.
В соседней деревне тем временем у одного красноармейца, попавшего в вяземский концлагерь, умерла жена. Оставив пятерых детей, старшей из них было всего пятнадцать. Чтобы вызволить отца из плена, они решились отправиться в город и просить немцев сжалиться над их семьей. Те отпустили израненного отца, взамен на флягу меда, крынку сметаны и горшочек масла, которые собирали всем селом.
Вернувшись домой, отец решается просить знакомую женщину стать матерью для пятерых его детей: Ани, Гриши, Валентины, Володи и Вити.
А вот так вспоминает то время Мотыченкова Валентина Федоровна (см. приложение №6) :
«Нас было пятеро у родителей, когда умерла мать. Шел 1944 год, пришел с фронта израненный отец. В доме пусто, холодно и голодно. Что делать? Ведь без матери – дом сирота, а нас пять детей. И вот отец решает идти в соседнюю деревню, просить знакомую женщину стать его женой. Не знаю, какой уж там у них состоялся разговор, и как было тяжело в те военные годы, но она согласилась. И этой доброй отзывчивой женщиной, оказалась Каретникова Татьяна Егоровна – дочь Прасковьи Захаровны.
Мне было тогда тринадцать лет. Как же мы были рады тому, что у нас появилась мама, и будет теперь, кому за нами приглядеть. Не знаю, где, что она брала, но по тем временам мы были одеты, обуты и сыты. Из старых своих платьев, из кусков ситца шила она нам платья, рубашки – прикрыла нашу наготу. Вечерами мать рассказывала нам, как погиб в партизанах ее единственный сын, как ее мама Прасковья Захаровна выносила с поля боя раненых бойцов и потом выхаживала их. Мать делилась с нами всем: последним куском хлеба, радостями и невзгодами, и самым главным – материнским теплом своего сердца. Вот таким – Человеком с большой буквы была наша мама.»
5.Еще не конец
Я поинтересовалась у Юрия Александровича Полякова во время нашей беседы, удалось ли ему найти еще кого-нибудь из тех четырнадцати спасенных бойцов во время написания статьи. Но он ответил отрицательно, ведь нет почти никакой зацепки. У Георгия Николаевича был листок, на котором он записал имена и адреса своих товарищей, но, к сожалению, когда он перебирался через реку, листок намок и разобрать, что там было написано – невозможно.
Я пыталась разыскать самого Георгия Николаевича или его родственников, чтобы узнать какие-нибудь неизвестные факты, но мои попытки не увенчались успехом. Я обзванивала всех Недомерковых, проживающих в Калуге, разыскивала его родственников через социальные сети, но тщетно. Казалось бы, все, конец истории, но у меня появилось еще несколько идей о том, как можно найти детей или внуков Георгия Николаевича, а также узнать о судьбе тех четырех солдат, которые попали в засекреченный госпиталь СЭГ- 290 в лесу. И этим летом я планирую продолжить свои исследования, ведь в этой истории нельзя поставить точку.
Заключение
Несколько лет назад на уроке музыки мы заговорили о войне. И учительница обронила такую фразу: «Но вы-то хоть что-то знаете о войне, в отличие от параллельного класса. Они сказали, что ничего не хотят знать о ней, потому что война – это плохо».
Прошло уже столько времени, а я до сих пор помню эти слова. Поразительно, как меняются нравы. Лет тридцать назад любой ребенок знал имена героев Великой Отечественной Войны: Александра Матросова, Василия Клочкова. А сейчас?.. Становится просто стыдно за своих сверстников. Ведь в нашем возрасте Александр Матросов закрывал собственным телом вражеский дзот, именно в нашем возрасте пятнадцатилетняя девочка по имени Настя Макарова из деревни Мищенка Вяземского района предпочла смерть фашистскому плену. А на что способны мы?
Мне было интересно заниматься исследованием об этой женщине, совершившей такой героический поступок. Мне кажется, что для ее подвига должно быть место в истории нашего Отечества. Не все боролись против врага с оружием в руках, некоторые люди, в том числе и Прасковья Захаровна, помогали красноармейцам, тем самым внося огромный вклад в Великую Победу. И мы должны чтить таких людей. Потому что именно им мы обязаны своими жизнями. Они должны быть примерами для современной молодежи. Хотя нынешнее поколение выбирает для себя совершенно иные идеалы, к сожалению.
Но я надеюсь, что мой реферат не будет стопкой обычных листов, а будет использован на уроках истории, и, может быть, кто-нибудь и задумается на тему цены победы во Второй мировой войне, увидит, что все, даже обычная крестьянка из ближней деревни боролась за свободу.
7. Приложения
(приложение №1 Каретникова П.З. гл. 1.2)
7. Список использованной литературы
1) Никольский, Б. Н.; Голубева, А. Г.; Раевский, Б. М. и др. Саша Бородулин. Галя Комлева. Нина Куковерова. Лара Михеенко Серия: Пионеры-герои М.: Малыш, 1973. 30 с. Тираж 100000 экз
2) И. А. Смирнов «Вязьма – старинный русский город» - 1988
3) Газета «Ленинский путь», № 23 – 1987
4) К91 Комаров Д. Е. Вяземская земля в годы Великой Отечественной войны. – Смоленское областное книжное издательство «Смядынь»,2004. – 488 с.
5) Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Памятники Отечества», малая серия 1996 «Старый мир» - Поклон из Вязьмы.
6) Е. А. Попов «На вяземской земле» - типография ООО «Авось-ка» Смоленская обл., г. Десногорск.
7) Материалы школьного музея
8) В29 Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 12. Ради жизни на Земле/Сост. В. Заливако. - М.: Современник, 1987. – 734 с., фотоил.
9) «Ленинский путь» октябрь 1987
10) http://julijadrunina.narod.ru/war/druninawar.htm
11) Стихи военных лет. 1941 – 1945. [Текст] / сост. С. Наровчатов. – М.: Худож. лит., 1985. – 623 с.
12) Об огнях-пожарищах… Песни войны и победы [Текст] / сост. Г. П. Лобарев. – М.: Республика, 1994. – 416 с
13) http://www.zitata.eu/aristotel.shtml
14) Советская поэзия. В 2-х томах.
Библиотека всемирной литературы. Серия третья.
Редакторы А.Краковская, Ю.Розенблюм.
Москва: Художественная литература, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект ученицы 6 класса МАОУ СОШ №19, пос Пироговский, Косовой Виолетты "Математика, астрономия, искусство" по теме "Координатная плоскость", 6 класс.
В проекте я постараюсь рассказать и показать как по известным координатам определить положение точки на плоскости. Но это было бы слишком просто и поэтому мне захотелось эту тему из матема...
Проектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связей Тема проекта: «Муай Тай в моей жизни» Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-А Иванова Ольга Александровна Исполнитель проекта: ученик 6Б класса
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПроектная деятельность на уроках английского языка с использованием межпредметных связейТема проекта: «Муай Тай в моей жизни»Руководитель: учитель анг. языка МБОУ СОШ № 2 г. Моздок РСО-...
Учебный мини - проект «Скульптурный портрет планеты».Участники проекта: учащиеся 5 класса
Учащиеся включаются в создание проекта; на основе проектного задания разрабатывают туристический маршрут «Скульптурный портрет планеты»; оформляют проект в форме контурной карты ...
Технологическая карта к уроку технологии по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения проекта.» для 5 класса
Знакомство с этапами выполнения творческого проекта....
Практико-исследовательский проект "Проведение литературного проекта в 9 классе"
Литературный проект "Читаем сказку "Рапунцель" братьев Гримм появился благодаря курсам культурного центра им Гете в Москве....
Презентация Что такое творческий проект? Этапы написания творческого проекта.Фартук 5 класс
Этапы написания творческого проекта по технологии 5 класс...
Индивидуальный проект обучающегося 11 класса. Проектная работа (исследовательский проект) на тему: «О чём нам может рассказать капля крови, или зачем сдавать анализы?»
Представленный материал содержит реферат, презентацию и проектный продукт (буклет)....