Рабочая программа по обществознанию 9 кл.
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Рабочая программа по обществознанию 9 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_9_kl.docx | 268.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе ФГОС ООО, Примерных программ основного общего образования и рабочей программы (Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2019)
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»..
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
- Приказ МоиН РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"(Зарегистрирован 14.09.2020 № 59808)
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10. № 189
- Положение о рабочей программе МБОУ «Большекуналейская СОШ им.Гуслякова Г.И.»
Место учебного предмета «Обществознание» в образовательном плане.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Обществознание» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часа (из расчета один учебный час в неделю).
УМК
Для работы по данной программе используется учебник: Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкий — 5-е изд.— М., 2019.
Воспитательные аспекты при изучении обществознания реализуются через формирования гражданственности как интегративного качества личности, включающего в себя внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, любовь к Родине, уважения к государственной власти, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. На формирование этих качеств влияют объективные условия: особенности государственного устройства, уровень правовой, политической и нравственной культуры в нем, а также субъективные факторы – особенности семейного и общественного воспитания. Курс обществознания призван сформировать у обучающихся ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия. Воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениям.
Требования к результатам обучения освоения содержания учебного предмета «Обществознание».
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятий.
-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять план решения проблемы;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать свое мнение;
-понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство и факты;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- относительно целостное представление о человеке;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Содержание курса «Обществознание. 9 класс»
Глава I. Политика (11 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления
политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.
Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового
государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты
выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность
политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические
партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.
Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II. Право (22 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права».
Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности
правового статуса несовершеннолетних.
Понятие «правонарушения». Признаки и виды правонарушений. Виды юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ.
Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан.
Права, свободы и обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие
международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и
гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты
прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-
правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего
работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и
обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды
административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие «преступления».
Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период
вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Заключение (1 ч)
Итоговое повторение. Обобщение и систематизация знаний по курсу
«Обществознание. 9 класс».
Глава I. Политика (11 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II. Право (22 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие «правонарушения». Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Права, свободы и обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие
международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-
правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие «преступления». Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период
вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Заключение (1 ч)
Итоговое повторение. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Обществознание. 9 класс».
Тематическое планирование
№ урока | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Глава I. Политика (11 ч) | |||
1 | Политика и власть | 1 | |
2-3 | Государство | 2 | |
4 | Политические режимы | 1 | |
5 | Правовое государство | 1 | |
6 | Гражданское общество и государство | 1 | |
7 | Участие граждан в политической жизни | 1 | |
8-9 | Политические партии и движения | 2 | |
10-11 | бобщение и систематизация по теме «Политика». Практикум бобщение и систематизация по теме «Политика». Практикум бобщение и систематизация по теме «Политика». Практикум Обобщение и систематизация по теме «Политика». Практикум Обобщение и систематизация по теме «Политика» | 2 | |
Глава II. Право (22 ч) | |||
12 | Роль права в жизни человека, общества и государства Роль права в жизни человека, общества и государства Роль права в жизни человека, общества и государства Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 | |
13 | Правоотношения и субъекты права | 1 | |
14 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | |
15 | Правоохранительные органы | 1 | |
16 | Конституция РФ | 1 | |
17 | Основы конституционного строя РФ | 1 | |
18-19 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | |
20-21 | Гражданские правоотношения | 2 | |
22-23 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 2 | |
24-25 | Семейные правоотношения | 2 | |
26 | Административные правоотношения | 1 | |
27-28 | Уголовно – правовые отношения | 2 | |
29 | Социальные права | 1 | |
30 | Международно-правовая защита жертв международных конфликтов | 1 | |
31 | Правовое регулирование в сфере образования | 1 | |
32-33 | Обобщение и систематизация по теме «Право» | 2 | |
34 | Обобщение и систематизация по курсу «Обществознание» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...