Введение в экономику
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Урок для 9 класса по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudetskiy_a.n.konspekt_uroka.docx | 37.18 КБ |
chudetskiy_a.n._metodicheskie_poyasneniya.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока | ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ | ||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||
Цель урока | Сформировать у учащихся общее представление об основах экономической науки. Познакомить учащихся с разнообразием человеческих потребностей и способами их удовлетворения. Мотивировать учащихся к изучению экономики и пробудить в них интерес к данной науке | ||
Образовательные ресурсы | 1. Учебник: Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.П.Насонова; под общ.ред. Г.А. Бордовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с.: ил. 2. Видеофрагменты | ||
План урока | 1. Потребности человека 2. Экономические блага 3.Значение экономической науки | ||
Личностно значимая проблема | Каждому человеку свойственно обладать потребностями. Потребности людей безграничны, однако возможности их удовлетворения ограничены. Как изучение экономики может помочь удовлетворять потребности максимально эффективно? | ||
Методы и формы | Методы: частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Экономика, наука, потребности, блага, экономические блага | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебникаи видеофрагментами; составлять таблицы; формулировать определения научных терминов; определять понятия; устанавливать связи между общественными явлениями, делать выводы. Обучающиесяпонимают значения экономики; понимают несоответствие объемов человеческих потребностей и имеющихся благ. | Познавательные:устанавливают связи между различными общественными явлениями. Получают необходимую информацию об основах экономической теории и хозяйственной деятельности человека. Выдвигают собственные суждения, организовывают сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работают самостоятельно. Происходит формирование умений обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности и внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность в изучении экономической теории; выражают положительное отношение к процессу познания; задают вопросы учителю, себе и друг другу. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к обществознанию и экономике в частности. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | 3 | Беседа с учителем, просмотр видеороликаК уроку Введение в экономику. 9 класс.wmv | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Показывает видеоролик (приложен к конспекту). Организует беседу по вопросам: - о чем идет речь в первой части ролика? - какие потребности есть у вас? - можете ли вы удовлетворить все свои потребности? - что бы вы хотели узнать | Обучающиеся анализируют свои потребности и приходят к выводу, что не могут удовлетворить все свои потребности. Обучающиеся предлагают узнать, каким образом можно удовлетворить свои потребности | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в обсуждении; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Устные ответы |
II. Актуализация знаний | 4 | Беседа | 1.Актуализация. На прошлом уроке мы познакомились со структурой учебника. Какой науке он посвящен? 2.Постановка темы. Как вы видите: в этом году мы будем изучать экономику. Эта наука и позволит нам узнать об удовлетворении наших потребностей. Сегодня у нас первый урок: как бы вы предложили его назвать? И какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке? | Отвечают на вопросы, высказывают свои предложения, формулируют тему и цели урока | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; на основе обсуждения формулируют ответы на вопросы и термины. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы, работают в парах, ведут дискуссию | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 22 | Работа в группах | 1.После ответов обучающихся учитель приступает к объяснению материала. Как мы уже выяснили, экономика поможет узнать нам об удовлетворении наших потребностей. Однако у всех ли потребности одинаковы? 2.Происходит деление класса на три группы (возможно, по рядам) Первая группа: обсудите и запишите, какие бы вы смогли удовлетворить потребности, если бы обладали 10 тысячами рублей Вторая группа: обсудите и запишите, какие бы вы смогли удовлетворить потребности, если бы обладали 100 тысячами рублей Третья группа: обсудите и запишите, какие бы вы смогли удовлетворить потребности, если бы обладали 1 млн. рублей При необходимости возможна организация большего числа групп | Отвечают на вопрос учителя, аргументируют свою точку зрения Обсуждают, ведут беседу, обмениваются собственными суждениями, приходят к коллегиальному решению вопросов | Фронтальная работа Групповая работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и видеоролика; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экономике; самостоятельно формулируют вопросы и ответы; ориентируются в тексте учебника и содержании видеоролика. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников; схематично отражают информацию в тетради; отделяют новое от известного; выделяют главное. | устные ответы записи в тетради |
Презентация результатов деятельности Беседа, работа с электронной доской Работа в парах Работа в тетради, выполнение задания Рассказ учителя, беседа | Хорошо, вы обсудили. Представители трех групп сейчас продемонстрируют свои ответы. Хорошо. Как вы видите, когда наш доход растет, мы можем удовлетворить все большее количество потребностей. Рисует график на доске (Образец: К уроку 9 класса Введение в экономику График.bmp). Однако есть ли предел нашим потребностям? Как вы видите, потребностей у нас много. Но как их удовлетворяет современный человек – участник жизни современного общества? Работая в парах, напишите: что нам нужно для этого? Ограничьтесь тремя важнейшими тезисами. Метод, разработанный на основе методики польского педагога Ежи Романец: Теперь передайте тетради сидящим за вами ребятам. Посмотрите: сошлись вы в ответах или нет? Если вы согласны с тезисом одноклассника, поставьте напротив него знак «+», если не | Выступают перед классом. Дискутируют. Уточняют информацию. Выдвигают свои варианты ответов. Дискутируют. Приходят к общему выводу. Работают в парах. Выдвигают собственные суждения, предлагают свои варианты ответа на вопросы. Выслушивают друг друга. Работают самостоятельно, анализируют результаты работы одноклассника, оценивают, дополняют друг друга. | Защита результатов работы Фронтальная Групповые формы работы Индивидуальные формы работы | Устные ответы Устные ответы Записи в тетради Записи в тетради | |||
Беседа, анализ выполнения работы Беседа Беседа | согласны – знак «-» и дополните его ответ своими записями. Обмен тетрадями повторяется 2-3 раза Итак, верните себе свои тетради. Давайте посмотрим: какие тезисы набрали у вас наибольшее количество плюсов? То, что вы написали, в экономике принято называть благами. Благо – то, что удовлетворяет наши потребности. К сожалению, многие блага ограничены и нам не доступны. Тогда как потребности наши безграничны. Исходя из этого, как вы думаете: над каким вопросом в течение столетий мучились экономисты? На основе ответов учащихся помогает им сформулировать основную задачу экономики: понять, как в условиях ограниченных возможностей максимально эффективно удовлетворить потребности людей | Ведут подсчеты. Отвечают учителю. Выдвигают свое мнение. Аргументируют. Оценивают коллективную работу Отвечают на вопросы. Выдвигают свое мнение. Дискутируют. Приходят к общему ответу Выдвигают собственные суждения. Дискутируют. | Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа | Устные ответы Устные ответы Устные ответы, записи в тетради | |||
V. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Выполнение задания по учебнику, работа в тетрадях | Вы уже знаете, что потребности людей безграничны, а количество многих благ – ограничено. Выясните с помощью учебника: какие блага относят к экономическим, а какие – к неэкономическим. В чем между ними отличие. (наиболее успевающим учащимся дается дополнительное задание) | Выполняют задания в тетради. Выясняют значение терминов «экономические блага» и «неэкономические блага». Сравнивают значения. (Наиболее успевающие обучающиеся выполняют задание 10 после 2 параграфа: объясняют смысл пословицы «Беден не тот, у кого мало есть, а тот, кто многого желает») | Индивидуальные формы работы | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Записи в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 4 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам:
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Таким образом, экономические блага в обществе ограничены, а как следствие наши потребности не могут быть удовлетворены полностью, но изучение хозяйственной деятельности человека позволит их удовлетворить максимально эффективно | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание работы обучающихся на уроке |
Домашнее задание | 5 | Параграф второй. Подготовить рассказ об одном из великих экономистов (список в параграфе). Учитель уточняет: обучающиеся должны сделать акцент на том, как выбранный ими экономист предлагал удовлетворять потребности людей. Учитель инициирует выработку критериев для оценивания рассказа, которые будут применены при проверке домашнего задания на следующем уроке. | Записывают домашнее задание. Предлагают критерии оценивания рассказа | Фронтальная работа |
Литература
- Учебник: Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. И.П.Насонова. М. Вентана - Граф2011
- Обществознание: программа: 6-11 классы общеобразовательных учреждений. М. Вентана – Граф, 2009
- Энциклопедия для детей. Общество. Ч.1. Экономика и политика. – М.: Аванта, 2005
- Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2008. 320 с.
Электронно-образовательные ресурсы
- Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org/
- Учительский портал http://www.uchportal.ru/
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
к уроку «Введение в экономику» (9 класса)
Актуальность урока. Тяжелый экономический кризис, который наблюдается в современной России, а также очевидная необходимость развития в стране не сырьевых секторов экономики обуславливают потребность в повышении внимания учителей и обучающихся к изучению экономики. Курс обществознания 9 класса в соответствии с линейкой учебников под общей редакцией академика Г.А.Бордовского рассчитан на освоение учащимися общеобразовательных школ основ экономической теории.
Урок «Введение в экономику» позволяет решить задачи: а)мотивировать учащихся к изучению экономической науки б)поставить основные вопросы, над решением которых будут работать обучающиеся с помощью учителя в)сформулировать общие представления о потребностях людей и способах их удовлетворения.
Кроме того, проведение данного урока поможет в начале учебного года вовлечь учащихся в работу с несколькими источниками информации: учебником и видеороликом. Урок предполагает ведение беседы с учителем, выполнение самостоятельных заданий и работу в группе. Таким образом, в результате проведения данного урокаобучающиеся легче адаптируются к учебному процессу после продолжительного летнего отдыха.
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС и позволяет вовлекать учащихся в предусматриваемые стандартами виды деятельности. Кроме того, урок (при рассмотрении его как части целого учебного процесса) помимо изучения нового материала выполняет функцию мотиватора к дальнейшей учебной деятельности на уроках обществознания.
Структура урока предусматривает использование системно-деятельностного подхода при изучении нового материала. Под руководством учителя обучающиеся используют набор источников информации (текст учебника, видеоролик) для выполнения заданий и извлечения материала. Школьники самостоятельно выдвигают свои суждения и предположения, участвуют в дискуссии с учителем и в группах, формулируют выводы по теме урока
Проведение урока способствует формированию таких личностных УУД как стремление хорошо учиться, участвовать в познавательной деятельности и работе коллектива, проявлять интерес к изучаемому материалу. Среди регулятивных УУД – способности выделять и формулировать учебные задачи, искать ответы на вопросы и выстраивать термины, приходить к выводам и формулировать их. Развивающиеся коммуникативные УУД: желание проявлять активность в коллективе для решения познавательных задач, умение ставить вопросы и вести дискуссию, осознанно читать текст учебника и просматривать содержание видеоролика. Наконец, урок ведет к развитию познавательных УУД: ставить познавательные цели, извлекать информацию из различных источников, дополнять и расширять имеющиеся знания, планировать образовательный процесс.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание. Проведение урока «Введение в экономику» способствует формированию у учащихся интереса к экономической деятельности и изучению экономики. Обсуждение вопросов потребностей человека способствует их воспитанию в качестве рационального потребителя. Обучающиеся начинают понимать ответственность человека за собственное качество жизни.
Методы организации учебной деятельности
1. Использование видео материалов. Использование видеоролика позволяет привлечь внимание учащихся к проблеме, а также использовать возможности визуальной памяти
2.Кодирование информации: использование специальных символов во время коммуникации школьников. Позволяет визуализировать и систематизировать информацию.
3.Эвристическая беседа и работа в группах. Использование технологий мозгового штурма и «вопрос-ответ-вопрос». Позволяет учащимся под наблюдением и направлением учителя самостоятельно приходить к теоретическим умозаключениям из разрозненных суждений и жизненного опыта
4. Организованная дискуссия (в том числе методом Ежи Романец). Способствует развитию умений самостоятельного решения поставленных задач, повышает культуру общения. В процессе дискуссии обучающиеся приходят к освоению новых знаний, формулируют умозаключения.
Методы стимулирования познавательной активности учащихся на уроке
1.Самостоятельная формулировка темы урока и учебной задачи. На основе анализа содержания учебникаобучающиеся самостоятельно определяют тему вводного урока. Благодаря этому осознают необходимость вводного урока в экономику в связи с дальнейшей программой обществознания 9 класса.
2.Создание проблемной ситуации. Рассуждение о существующих противоречиях в экономических отношениях: высокий уровень человеческих потребностей и ограниченность возможностей для их удовлетворения. Проблемная ситуация помогает учащимся осознать значимость экономической науки, а учителю – мотивировать школьников на изучение экономики.
3.Формулирование итога урока и рефлексия. Краткая беседа по пройденному материалу в конце урока. Подведение итогов урока совместно с учащимися. Позволяет учащимся оценить значение пройденного материала. Концентрирует их внимание на значении изучения экономической науки. Позволяет оценить полученные знания и умения и выстроить планы по дальнейшему их совершенствованию.
4.Совместная выработка критериев оценивания выполнения домашнего задания. Способствует воспитанию чувства ответственности и самоуважения. Позволяет учащемуся адекватно оценить собственную роль в своем образовании. Помогает понять суть домашнего задания. Дает основу для процедуры самооценки и оценивания своих одноклассников на следующем уроке при проверке выполнения домашнего задания.
В ходе урока нами используются элементы методики польского педагога Ежи Романец «356». В ее основе лежит задача организации дискуссии во время учебного процесса путем обмена конспектами школьников. Во время дискуссии обучающиеся делятся на группы. Каждая группа пишет в тетрадях три способа решения поставленной учителем задачи. После этого группы обмениваются записями, отмечая в тетрадях своих одноклассников тезисы, с которыми они согласны или не согласны. Далее такой обмен может продолжаться несколько раз, в результате чего обучающиеся класса приходят приблизительно к единообразному решению поставленной проблемы.
Подобная методика эффективна в условиях ограниченного количества времени. Позволяет учащимся организованно обмениваться мнениями. Кроме того, она способствует развитию умений передачи информации посредством письменной речи и использования символов.
При проведении данного урока использовать данную методику в полном объеме представляется неэффективным, в результате чего мы предлагаем использовать ее в измененном виде.
Планируемые результаты проведения урока | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебникаи видеофрагментами; составлять таблицы; формулировать определения научных терминов; определять понятия; устанавливать связи между общественными явлениями, делать выводы. Обучающиесяпонимают значения экономики; понимают несоответствие объемов человеческих потребностей и имеющихся благ. | Познавательные:устанавливают связи между различными общественными явлениями. Получают необходимую информацию об основах экономической теории и хозяйственной деятельности человека. Выдвигают собственные суждения, организовывают сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работают самостоятельно. Происходит формирование умений обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности и внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность в изучении экономической теории; выражают положительное отношение к процессу познания; задают вопросы учителю, себе и друг другу. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к обществознанию и экономике в частности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Введение в экономику"
Программа для учащихся 9 класса с особыми интеллектуальными особенностями...
Элективный курс "Введение в экономику"
Данный элективный курс поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомит с тем, как этот мир устроен и позволит понять, почему события в нём разви...
«Введение в экономику »
Настоящая рабочая программа основывается на учебном курсе «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» ...
Элективный курс по экономике в 9 классе "Введение в экономику"
Элективный курс по экономике в 9 классе "Введение в экономику"...
программа элективного курса "Введение в экономику"
Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор бу...
рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса "Введение в экономику" для 10 - 11 классов.
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование куса "Введение в экономику" для 10 - 11 классов создана для учащихся профильного уровня. Курс рассчитан на 68 уч. часа. 34 часа в 10 классе и...
Дистанционный курс "Введение в экономику"
Дистанционный курс "Введение в экономику"...