Программа "Введение в экономику"
методическая разработка (9 класс) по теме
Программа для учащихся 9 класса с особыми интеллектуальными особенностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekonomike_redakt.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
______________________
______________________
______________________
«____»__________2010 г.
« Введение в экономику»
программа для учащихся 9 класса, 34 часа, 1 час в неделю
Учитель:
Смирнова Галина Николаевна
Великий Новгород
2012/2013 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность.
В наше время в связи с переходом от одной экономической системы к другой и с возникновением новых экономических отношений, требуется формирование нового поколения экономически грамотных людей. Появление в нашей школе курса «Введение в экономику» является попыткой приобщения учащихся к азам экономической грамотности, формирования нового экономического мышления. Курс позволяет учащимся адаптироваться в современной жизни в сложный период перехода к рыночной экономике.
В ЦППРК учатся подростки, для которых очень сложен процесс адаптации к внешнему окружающему миру в современной жизни. Психофизические особенности учащихся с ЗПР характеризуются недостаточно высоким уровнем развития познавательных процессов и интеллекта в целом. Не способствует развитию экономической грамотности в большинстве случаев и семья. Следовательно, уроки экономики для этих учащихся являются единственно доступным источником формирования правильного экономического мышления и подготовкой к дальнейшему изучению основ экономики в средних профессиональных учебных заведениях.
1.2.Научная обоснованность.
Программа составлена на основе программы И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности».
И.В.Липсиц рекомендует эту программу для изучения в 7-8 классах, а предпочтительнее в 9 классе, т.к. она должна предварять изучение базового уровня экономики в 10 классе (или в среднем профессиональном учебном заведении).
Программа И.В.Липсица основана на принципах:
системного подхода к изучению экономики;
гуманизма;
системности коррекционно-развивающих задач;
научности.
1.3.Направленность и уровень программы.
Цель - формирование у учащихся основ экономических знаний, необходимых для ориентации в современном рыночном мире, создание основы для дальнейшего изучения экономики.
Задачи:
развитие экономического образа мышления;
усвоение элементарной экономической терминологии;
рост экономической грамотности;
воспитание уважения к труду.
Программа предназначена для учащихся 9 классов, что соответствует рекомендациям И.В.Липсица. В ГОУ ЦППРК №12 обучаются дети, которым ранее был поставлен диагноз ЗПР. Эти учащиеся отличаются низким уровнем развития познавательных процессов и интересов, общей осведомленности, мышления. Поэтому изучение основ экономики должно способствовать развитию словарного запаса учащихся, общей и предметной осведомленности, умению устанавливать причинно- следственные связи, развитию абстрактного мышления.
1.4.Форма проводимой работы.
Групповая форма в виде урока со всем классом.
1.5.Длительность программы.
Программа курса «Введение в экономику» рассчитана на 34 урока,1 час в неделю. Проводится один год в 9 классе коррекционного образовательного учреждения VII вида.
1.6.Условия реализации.
Занятия проводит учитель ВКК. Уроки проводятся в кабинете, оборудованном учебными столами. Классной доской, компьютером, DVD, телевизором. Выполнение программы обеспечено дидактическим раздаточным материалом, тематической методической библиотечкой.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
I раздел. «Что такое экономика »- 4 часа.
В этом разделе учащиеся познакомятся с историей возникновения экономики, её значением в жизни человека, с основными отраслями экономики и элементами организации производства.
II раздел «Торговля и производство» - 6 часов.
В этом разделе изучаются особенности рынка, развитием розничной и оптовой торговли, особенностями биржевой торговли, как торговля помогает производству.
III раздел «Деньги» - 11 часов.
Этот раздел знакомит учащихся с историей возникновения и видами денег, деятельностью банков и кредитованием.
IV раздел «Заработная плата»- 7 часов.
В том разделе учащиеся познакомятся с миром профессий, с тем как люди зарабатывают деньги, важностью приобретения профессии и с тем, как построить свою карьеру и как она влияет на доходы.
V раздел»Собственность» - 4 часа.
В разделе учащиеся узнают о видах собственности и способах её получения, о том. Как можно лишиться собственности.
2.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
№п/п | Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы | Кол-во часов |
1 | Зачем нужна экономика. | Знать об экономике, как хозяйственной деятельности, зачем и когда люди создали экономику. | составление опорного конспекта, обсуждение задания по роману Д.Дефо «Робинзон Крузе»,тестирование по теме урока | 1 |
2 | Как устроена хозяйственная жизнь человечества | Что помогает людям жить лучше, что такое уровень жизни и от чего зависит продолжительность жизни. | составление опорного конспекта, тестирование по теме урока, диспут «От чего зависит продолжительность жизни человека?» | 1 |
3 | Как возникла экономика | Когда и как возникла экономика, иметь понятие о производственных ресурсах, производительности и отраслях экономики. | беседа, обсуждение, практическая работа «Отрасли экономики» | 1 |
4 | Как организуется производство благ | Иметь представление о технологии как основе организации использования производственных ресурсов, о менеджменте. | обсуждение «Чем менеджеры отличаются от предпринимателей», эссе «Мой герой» | 1 |
5 | Торговля - союзник производства | Зачем людям торговля и как она помогает производству, роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человека. | составление схемы «Торговля», тестирование | 1 |
6 | Какая бывает торговля | Понятие о розничной торговле, её функциях. | составление опорного конспекта | 1 |
7 | Многоликая розничная торговля | Понятие о розничной торговле, торговой сети, дилерах. | экскурсия в магазин | 1 |
8 | Зачем нужна оптовая торговля | Выгоды оптовой торговли, понятие о скидках. | составление схемы «Отличия оптовой торговли от розничной» | 1 |
9 | Как оптовая торговля помогает производству | Как производство влияет на развитие оптовой торговли и наоборот, развитие оптовой торговли в России. | зачетное тестирование по пройденному материалу | 1 |
10 | Зачем нужна биржа | Сущность и организация биржевой торговли, типы биржевых стратегий, кто такие брокеры и дилеры. | составление схем «Брокеры и дилеры», «Модель биржи» | 1 |
11 | Деньги - помощник торговли | Что такое деньги и их функции. | тестирование по предыдущему материалу | 1 |
12 | Краткая история звонкой монеты | Когда были изобретены монеты, как сложилась денежная система. | составление схемы «Биография монеты в России» | 1 |
13 | Зачем люди придумали банки | Когда и зачем появились первые банки, современное банковское дело. | составление опорного конспекта | 1 |
14 | Банковские деньги | Что такое банковская расписка, чек, банкнота. | составление опорного конспекта | 1 |
15 | Как бумажные деньги стали главными | Эволюция денег, эмиссия денег. | беседа | 1 |
16 | Как банки сделали деньги невидимыми | Что такое безналичные денежные расчеты, как люди платят чеками. | заполнение таблицы «Плотность банковского обслуживания» | 1 |
17 | Как работают безналичные деньги | Чем безналичные деньги отличаются от наличных, как работает система безналичных расчетов. | заполнить таблицу «Виды платежных карточек» | 1 |
18 | Деньги и банки в век электроники | Кто придумал платежные карточки, оплата товаров с помощью кредитной и дебетной карточек. | составить опорный конспект | 1 |
19 | Как работает электронная карточка | Что такое кредитная история и «стоп - лист». | составление схемы «Отличие смарт - карты от карты- кошелька» | 1 |
20 | Как создаётся и работает банк | Что такое банк и как он работает. | сообщения учащихся о банках В.Новгорода | 1 |
21 | Что такое кредитование | Чем передача в долг гражданам отличается от кредитования банком, принципы кредитования. | составление схемы «Принципы и механизмы кредитования», практическая работа «Расчет прибыли банка» | 1 |
22 | Как люди зарабатывают деньги | Что такое заработная плата и её виды. | составление таблицы «Реальный доход наемного работника» и «Виды оплаты труда» | 1 |
23 | Почему существует повременная зарплата | Как оплачивают труд некоторым категориям работников. | опорный конспект | 1 |
24 | В мире профессий и заработков | Что такое человеческий капитал и кто востребован на рынке труда. | сообщения учащихся о профессиях своих родителей и своей будущей профессии | 1 |
25 | Как люди добиваются увеличения своих заработков | Система профессионального образования, её значение и роль. | тестирование, составление таблицы «Эволюция профессионального образования» | 1 |
26 | Что такое карьера и как она влияет на доходы | Что такое карьера и как она формируется. | диспут « Кто такой карьерист? Быть карьеристом плохо или хорошо?» | 1 |
27 | Как платят за творчество | Отличие творческого труда от наемного, особенности оплаты творческого труда. | составление схемы «Гонорар и роялти» | 1 |
28 | Как производство помогает творцам | Формы защиты авторского права, кража интеллектуальной собственности. | составление таблицы «Формы защиты авторского права» | 1 |
29 | Что такое собственность и зачем она людям | Собственность и её типы. | составление опорного конспекта | 1 |
30 | Как люди становятся собственниками | Способы приобретения собственности, границы прав собственников. | схему составить «как работают права собственников» | 1 |
31 | За что можно лишиться собственности | Знать, какими законными способами владелец может лишиться собственности, законодательные основания изъятия собственности, понятие о банкротстве. | диспут «Банкротство- хорошо или плохо для экономики?» | 1 |
32 | Экономика: как всё это работает вместе | Как потребности влияют на хозяйственную деятельность, что такое маркетинг и кто такие маркетологи, что такое прибыль. | составление схемы «Маркетинг» | 1 |
33 - 34 | Обобщение знаний по курсу. Зачет | тестирование | 2 |
3.Требования к результату реализации программы.
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
функции денег;
банковскую систему;
причины различий в уровне оплаты труда;
виды ценных бумаг;
собственность, её виды.
Уметь:
описывать действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда;
объяснять причины неравенства доходов, инфляции;
приводить примеры факторов производства и факторных доходов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
4.Методы и средства оценки результативности программы.
Подготовка и защита учащимися реферата по выбранной теме или итоговое тестирование. К теме каждого урока разработано тестирование, позволяющее осуществлять диагностику по усвоению обучающимися тем разделов и в целом программы .( Содержание тестов прилагается ).
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Блидман Д.Л. «Экономика:9 класс, ответы на билеты»,М,Эксмо,2007 г.
ЗаиченкоН.А. «Опорный конспект школьника по экономике», рабочая тетрадь для 7-8 класса, М. ВИТА-ПРЕСС,2004 г.
Замек М.Я. «32 урока по экономике»,рабочая тетрадь учителя,М. ВИТА-ПРЕСС, 1995 г.
Романов В.М. «О том, как Митрофан делал первые шаги в коммерции», М, 1993 г.
Любимов Л.Л., И.В.Липсиц «Основы экономики», М.Просвещение, 1994 г.
Липсиц И В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений, М.ВИТА-ПРЕСС, 2009 г.
Экономика 7-8 классы, поурочные планы по учебнику И.В.Липсица, автор- составитель Г.А.Сафронова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Проверочный тест по теме "Зачем нужна экономика? Устройство экономики" 7 класс
В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...
Презентация для урока экономики сказка "Экономика изумрудного государства"
В презентации, в форме сказки, рассмотрены типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9,11 КЛАССЫ...
Практические занятия по дисциплине «Аудит» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)» 3 курс
На современном этапе рыночной экономики происходят существенные изменения в экономике, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне: складывается современная система рыночных отношени...
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)
Сегодня необычная игра: Экономика и обществознание в гостях у нас....