Социализация и воспитание
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Чудецкий Александр Николаевич

урок по обществознанию для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._chudetskiy_a.n.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Социализация и воспитание

Тип: УЗМ

Цели урока:

Составить представление обучающихся об отношении понятий «социализация» и «воспитание»

Планируемые результаты

Предметные (обществознание):

а) актуализировать знания обучающихся о социализации и воспитании;

б) ознакомить обучающихся с основными особенностями процесса социализации и воспитания.

Метапредметные:

а) развить навыки анализа теоретического материала;

Личностные:

а) сформировать учебную мотивацию обучающихся;

б) создать условия для обучения грамотной дискуссии, выражения мнения.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

2 минуты

Мы уже затрагивали особенности того процесса, в ходе которого человек становится не только биологическим, но и социальным существом. Как такой процесс называют?

Найти определение понятию «социализация человека» в тетради

Социализация

Обучающиеся работают с более ранними записями в тетради. Находят определение. Читают.

1 минута

В ходе социализации человек превращается в личность. Если человек не подвержен социализации, он не становится личностью.

Схема

               социализация

Общество 🡪 человека

Что должно случиться, чтобы человек не стал личностью, то есть не проходил процесс социализации.

Предлагают версии ответов.

Приходим к выводу, что социализация невозможна при изоляции от общества

1 минута

Как часто называют людей, выросших отдельно от общества? И не получивших социальные качества?

Подбирают подходящие ответы.

Вспоминают литературных героев. Маугли

4 минуты.

Феральные люди

Ромул и Рем

По факту психологи указывают, что люди выросшие вне общества никогда не смогут полностью к обществу адаптироваться. Предположите, почему? 2 минуты – самостоятельное обсуждение

одна из версий: отсутствует воспитание.

Высказывают свои предположения.

Возможные варианты:

 - отсутствуют контакты с другими людьми

 - невозможность получить социальный статус вне общества и так далее

Тема: социализация и воспитание

Актуализация необходимых знаний

3 минута

Мы говорили, что есть тек институты, организации и люди, которые как бы помогают нам социализироваться. Как их называют?

Найти в тетради определение понятию «агент социализации»

Какие два вида агентов принято выделять?

В чем между ними разница?

Устные ответы на вопросы.

Поиск определений в более ранних записях.

Ответы.

2 минуты

Если говорить о воспитателе, то к какому из этих видов агентов его следует отнести? 1 минута на обсуждение. Ответ и объяснение.

Учитель поясняет причины, по которым воспитателя следует отнести к агентам первичной социализации

Отвечают по поднятой руке.

Организация познавательной деятельности

2 минуты

Записать три слова: образование, социализация и воспитание. Какое из этих слов наиболее широкое? 1 минута на обсуждение: найти ответ и объяснение

Отвечают по поднятой руке.

2 минуты

Социологи часто отмечают, что образование человек получает для статуса, воспитание – для того, чтобы человек понимать, как жить в обществе.

Записываем определение

Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений

Записывают

4 минуты

Записать: Большинство психологов считают, что воспитание – составная часть социализации. Привести два аргумента в пользу точки зрения (обсуждение в парах). 3 минуты на обсуждение.

Обсуждение в классе.

обсуждают в парах.

приводят аргументы.

Высказывают версии.

4 минуты

Вместе с тем, воспитание имеет ряд особенностей, которые делают его особым элементом социализации.

Подумать и написать особенности воспитания, которые отличают от социализации. 3 минуты. Для этого стоит сравнить эти два явления. В том числе их определения

обсуждают в парах.

приводят аргументы.

4 минуты

Итак, как мы сказали воспитание – лишь одна из составляющих социализации. У нее есть специфические особенности. Назовите их.

При необходимости учитель может назвать любое отличие в качестве примера.

Обсуждение в классе. Высказывают свои версии. Ведут записи.

3 минуты

Добавить:

- социализация может быть как стихийна, так и целенаправленна; воспитание всегда целенаправленно

 - социализация – это всегда влияние общества на нас (схема: общество 🡪человек). Воспитание включает и самовоспитание (человек 🡪 человек)

 - социализация непрерывный процесс, а воспитание может прерываться

 

Записывают, вносят коррективы в уже имеющиеся записи

Подведение итогов урока

3 минуты

Схема: социализация. Стрелочки вниз. Под одной из них – воспитание. В ходе еще каких процессов может осуществляться социализация? 1 минута - рассуждение

обсуждаем: воспитание, обучение, социально-значимая деятельность, общение

Думают, заполняют схему

Записывается, осуществляется обсуждение

Подведение итогов и рефлексия

5 минут

Листы бумаги. Выполнить задание

Высказывание И.Канта.

«Человек может стать человеком только путём воспитания. Он — то, что делает из него воспитание». (И. Кант)

Тема

Идея

+ кто бы согласился с идеей, которую отразил Кант?

Дать понять, что я бы согласился частично, так как помимо воспитания на человека существенное влияние оказывает его социализация.

Выполняется задание на раздаточном материале

Задают уточняющие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Социализация и воспитание"

Автором данной разработки урока является учитель истории и обществознания Н.Л.Сотникова. Урок построян на основе использования технологии развития критического мышления по учебнику А.И.Кравченко "Обще...

Ткачева Г.А. Проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования с использованием сетевых проектов

Позитивный опыт работы школы №519 Московского района Санкт-Петербурга в течение десяти лет в статусе школы-лаборатории и экспериментальной площадки по направлению воспитательной работы позволили ей ст...

деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условияхреализации ФГОС.

деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условияхреализации ФГОС.docx...

программа социализации и воспитания обучающихся

Программа воспитания и социализации обучающихся...

Программа социализации и воспитания 5-9 классы

Программа является составной частью Общей образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) и может служить макетом  для создания конкретных программ в конкретных образовательных у...

Социализация и воспитание младших школьников по программе "Путь к Успеху"

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также само...

Программа социализации и воспитания 5 класс

Дана программа социализации и воспитания учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС второго поколения....