Социализация и воспитание
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
урок по обществознанию для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._chudetskiy_a.n.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Социализация и воспитание | Тип: УЗМ | ||
Цели урока: Составить представление обучающихся об отношении понятий «социализация» и «воспитание» | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные (обществознание): а) актуализировать знания обучающихся о социализации и воспитании; б) ознакомить обучающихся с основными особенностями процесса социализации и воспитания. | Метапредметные: а) развить навыки анализа теоретического материала; | Личностные: а) сформировать учебную мотивацию обучающихся; б) создать условия для обучения грамотной дискуссии, выражения мнения. | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
2 минуты Мы уже затрагивали особенности того процесса, в ходе которого человек становится не только биологическим, но и социальным существом. Как такой процесс называют? Найти определение понятию «социализация человека» в тетради | Социализация Обучающиеся работают с более ранними записями в тетради. Находят определение. Читают. | ||
1 минута В ходе социализации человек превращается в личность. Если человек не подвержен социализации, он не становится личностью. Схема социализация Общество 🡪 человека Что должно случиться, чтобы человек не стал личностью, то есть не проходил процесс социализации. | Предлагают версии ответов. Приходим к выводу, что социализация невозможна при изоляции от общества | ||
1 минута Как часто называют людей, выросших отдельно от общества? И не получивших социальные качества? | Подбирают подходящие ответы. Вспоминают литературных героев. Маугли | ||
4 минуты. Феральные люди Ромул и Рем По факту психологи указывают, что люди выросшие вне общества никогда не смогут полностью к обществу адаптироваться. Предположите, почему? 2 минуты – самостоятельное обсуждение одна из версий: отсутствует воспитание. | Высказывают свои предположения. Возможные варианты: - отсутствуют контакты с другими людьми - невозможность получить социальный статус вне общества и так далее | ||
Тема: социализация и воспитание | |||
Актуализация необходимых знаний | |||
3 минута Мы говорили, что есть тек институты, организации и люди, которые как бы помогают нам социализироваться. Как их называют? Найти в тетради определение понятию «агент социализации» Какие два вида агентов принято выделять? В чем между ними разница? | Устные ответы на вопросы. Поиск определений в более ранних записях. Ответы. | ||
2 минуты Если говорить о воспитателе, то к какому из этих видов агентов его следует отнести? 1 минута на обсуждение. Ответ и объяснение. Учитель поясняет причины, по которым воспитателя следует отнести к агентам первичной социализации | Отвечают по поднятой руке. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
2 минуты Записать три слова: образование, социализация и воспитание. Какое из этих слов наиболее широкое? 1 минута на обсуждение: найти ответ и объяснение | Отвечают по поднятой руке. | ||
2 минуты Социологи часто отмечают, что образование человек получает для статуса, воспитание – для того, чтобы человек понимать, как жить в обществе. Записываем определение Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений | Записывают | ||
4 минуты Записать: Большинство психологов считают, что воспитание – составная часть социализации. Привести два аргумента в пользу точки зрения (обсуждение в парах). 3 минуты на обсуждение. Обсуждение в классе. | обсуждают в парах. приводят аргументы. Высказывают версии. | ||
4 минуты Вместе с тем, воспитание имеет ряд особенностей, которые делают его особым элементом социализации. Подумать и написать особенности воспитания, которые отличают от социализации. 3 минуты. Для этого стоит сравнить эти два явления. В том числе их определения | обсуждают в парах. приводят аргументы. | ||
4 минуты Итак, как мы сказали воспитание – лишь одна из составляющих социализации. У нее есть специфические особенности. Назовите их. При необходимости учитель может назвать любое отличие в качестве примера. | Обсуждение в классе. Высказывают свои версии. Ведут записи. | ||
3 минуты Добавить: - социализация может быть как стихийна, так и целенаправленна; воспитание всегда целенаправленно - социализация – это всегда влияние общества на нас (схема: общество 🡪человек). Воспитание включает и самовоспитание (человек 🡪 человек) - социализация непрерывный процесс, а воспитание может прерываться
| Записывают, вносят коррективы в уже имеющиеся записи | ||
Подведение итогов урока | |||
3 минуты Схема: социализация. Стрелочки вниз. Под одной из них – воспитание. В ходе еще каких процессов может осуществляться социализация? 1 минута - рассуждение обсуждаем: воспитание, обучение, социально-значимая деятельность, общение | Думают, заполняют схему Записывается, осуществляется обсуждение | ||
Подведение итогов и рефлексия | |||
5 минут Листы бумаги. Выполнить задание Высказывание И.Канта. «Человек может стать человеком только путём воспитания. Он — то, что делает из него воспитание». (И. Кант) Тема Идея + кто бы согласился с идеей, которую отразил Кант? Дать понять, что я бы согласился частично, так как помимо воспитания на человека существенное влияние оказывает его социализация. | Выполняется задание на раздаточном материале Задают уточняющие вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Социализация и воспитание"
Автором данной разработки урока является учитель истории и обществознания Н.Л.Сотникова. Урок построян на основе использования технологии развития критического мышления по учебнику А.И.Кравченко "Обще...
Ткачева Г.А. Проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования с использованием сетевых проектов
Позитивный опыт работы школы №519 Московского района Санкт-Петербурга в течение десяти лет в статусе школы-лаборатории и экспериментальной площадки по направлению воспитательной работы позволили ей ст...
деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условияхреализации ФГОС.
деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условияхреализации ФГОС.docx...
программа социализации и воспитания обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся...
Программа социализации и воспитания 5-9 классы
Программа является составной частью Общей образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) и может служить макетом для создания конкретных программ в конкретных образовательных у...
Социализация и воспитание младших школьников по программе "Путь к Успеху"
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также само...
Программа социализации и воспитания 5 класс
Дана программа социализации и воспитания учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС второго поколения....