Технологическая карта по теме "Общение" 7 класс
учебно-методический материал по обществознанию (7 класс)
Осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; умение учащихся формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_obshchestvoznaniyu.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
учителя обществознания Токарёвской сош №2 филиал в д. Чичерино Машковой В. Ю.
Предмет обществознание
Класс 6 класс
Тема урока «Общение»
Тип урока Изучение нового материала
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности; осмысленного отношения к искусству общения.
Предметные:
осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; умение учащихся формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
Метапредметные:
умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, осуществлять расширенный поиск информации
Техники и технологии: общение, техника вербального и невербального общение, формы общения.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)
Учебник Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций; под ред Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.-М.:
Просвещение,2015. Философский словарь М. «Просвещение» 1998г.Психологический словарь М. «Просвещение» 2000г., Толковый словарь
В.Даля. М. «Мир книги» 2002г.,А.Барто Стихи М. «Просвещение» 2007г.,Сборник стихов о Родине. М. «Эксмо» 2007г , мультимедийная
презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска, документ – камера
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД | ||||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | Формы оценивания | |||
1. Организационный. Входная диагностика. | Приветствует учеников. Предлагаю вашему вниманию сюжет из юмористического журнала «Ералаш» | Формирование у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность | Обеспечение обучающимся своей учебной деятельности | Согласование своих действий | Включение в учебный процесс | ||
2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Урок у нас будет интересным, т.к. тема урока касается каждого из нас. Какая тема будет, вы сами определите, прослушав стихотворение Беловой Натальи. Без общенья жить нельзя, Без общенья скука. Без общенья ты и я Не поймем друг друга! Это значит, мы должны Говорить с друзьями, С братом, бабушкой, сестрой И, конечно, с мамой. Про соседей не забыть, Вежливо общаться, Чтоб не стыдно было вам С глазами их встречаться. Как вы думаете, о чем это стихотворение? Учитель: Какое ключевое слово вы услышали? О чем мы сегодня будем говорить? (совместное определение темы) Тема нашего урока: «Общение». Далее предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Записывает поставленную учащимися цель на доске. | Высказывают свое понимание главной мысли стихотворения Н.Беловой. Формулируют тему урока: «Общение» Формулирует цель урока. Цель: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей. План урока: 1.Понятие общения 2.Способы общения 3. Формы общения 4.Правила общения (план урока)
|
| Постановка учебной деятельности на основе известного и неизвестного | Умение сотрудничать, отстаивать свое мнение. | Способность к рассуждению, умение выделить главное и второстепенное. | Беседа |
3.Актуализация знаний. | Задает вопросы учащимся: почему внук не понял дедушку? (вопрос) А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? | Отвечают на вопросы учителя. | Умение излагать свои мысли, делать выводы, умение приводить примеры из личного опыта. | Способность к рассуждению, умение выделить главное и второстепенное. | Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Осознание учащимися структуры деятельности (цель-средства-действия-результат) | Устные ответы |
4.Открытие нового знания. | Организует работу учащихся по намеченному плану. Итак, давайте рассмотрим понятия «общение». Попробуйте подобрать ассоциации к слову общение. Чертит на доске схему и фиксирует все сказанное учениками на доске: все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее: - взаимодействие; -взаимопонимание; - обмен информацией. Задает вопрос учащимся: Из каких ещё источников мы можем узнать, что такое общение? Раздает по группам материал выдержек из словарей и конкретизирует задание: внимательно прочитайте и дополните схему. 1 группа. Философский словарь. «Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности». 2 группа. Психологический словарь. «Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению». 3 группа. В толковом словаре В. Даля слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Необходимо проговорить с учениками правила работы в группе и проконтролировать выполнение работы. После дополнения кластера делает вывод: Общение – особая форма связи между людьми, их взаимодействие и действие, совершаемое вместе, сообща. (схема понятия «общение») Итак, мы узнали, что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения
Прочитайте в учебнике с.68-69. и назовите способы общения. | Называют свои ассоциации к понятию «общение» Отвечают на вопрос учителя. Можем посмотреть в словарях. В группах знакомятся с определениями понятия «общение», анализируют, сравнивают с имеющимися ассоциациями и подбирают дополнения к составленной схеме. Записывают определение понятия «общения» в тетрадь Называют способы общения: Речевое (вербальное, словесное, т.е. устная и письменная речь) и неречевое (невербальное, мимика, взгляд, жесты, поза, интонация). ( способы общения) | Умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы. Выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познаний. | Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах. | Развитие способности к согласованию действий с учетом позиции других | Закрепление понятия общение и знакомство с разными способами общения. | Устные ответы |
5.Выражение решения проблемы. | Сейчас будем работать в группах. Каждой группе нужно будет передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы постараются определить способ передачи информации и содержание. Выполнение работы в группах контролируется учителем. Почему же Марина хотела побыстрее научить правильно говорить своего брата? Потому что пока ещё из-за неправильного произношения смысл произнесенных братом слов искажается, поэтому не всегда можно понять, что же он хотел сказать. Организует подведение итогов работы групп Организует работу с документ-камерой. Выводит на экран изображение картины В.Г.Перова «Охотники на привале». Какое общение изобразил В.Г.Перов? Что выражают глаза, жесты и мимика каждого из охотников? Какие достоинства и недостатки можно отметить у вербального и невербального общения? Приведите примеры влияния невербального взаимодействия на ход общения. Подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. ( вербальное и невербальное общение) | Самостоятельно работают в группах. 1 группа Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто Буква «Р» Пять лет Сереже в январе, А как на санках, например, На брата сердится сестра: Она твердит: — Прижми язык, Твердит Марина: — «Рак», «ручей».- Она твердит: — Скажи «метро», Не так легко сказать «ремень», Чихнула старшая сестра, Теперь он любит букву «Р», 2 группа Невербальное общение. Смоделировать и изобразить ситуацию приветствия и доброжелательного общения. 3 группа Вербальное общение. Выразительно прочитать стихотворение З.Александровой «Родина». Если скажут слово «родина», сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Старый тополь у ворот, У реки берёзка скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! Рассматривают картину на экране и отвечают на вопросы. Учащиеся отмечают достоинства и недостатки, приводят примеры. | Умение организовать, контролировать и оценивать свою деятельность. Развитие творческих способностей. | Умение соотнести свои действия с планируемым результатом | Умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию других людей | Применение полученных знаний о способах общения на практике через выразительное чтение стихов А.Барто и З.Александровой и сценки . | Беседа |
6.Применение нового знания. | Вы успешно справились с творческим заданием по способам общения и далее мы обсудим формы общения. Каждой группе раздает листочки с информацией о формах общения. 1.Служебное (деловое) – построено на убеждающей информации, выражается в приказе, совете, просьбе и рассчитано на подчинение одного лица другому; участники общения воздействуют друг на друга и стремятся достичь нужного изменения поведения. Например: при поступлении ребенка в музыкальную школу родитель пишет заявление на имя директора. 2.Повседневное ( бытовое) – общение с друзьями, родителями. 3.Убеждающее –построено на влиянии на взгляды или действия других. Например: родители-дети, учитель-ученик. 4.Ритуальное (этикет) – процесс соблюдения или выполнения предписанного этикета. Например: при входе учителя в класс -школьники встают. Итак, вы познакомились с формами общения. Предлагаю применить свои знания на практике . Я вам показываю иллюстрацию, а вы определяете какой форме общения она соответствует. Повседневное общение Ритуальное общение Убеждающее общение Деловое общение Подводит учащихся к выводу: в зависимости от характера и содержания сообщаемой информации выделяют следующие формы общения: 1.Служебное (деловое) 2.Повседневное ( бытовое) 3.Убеждающее 4.Ритуальное (этикет) ( Формы общения). | Работа в группах, изучают формы общения. В группах учащиеся распределяют иллюстрации по формам общения, подбирают доказательства. | Развитие навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений. | Освоение способов совместной деятельности. Умение использовать информацию из разных источников, выделять необходимую для ответа на вопросы. Систематизировать полученную информацию. | Умение слушать и учитывать позицию других | Умение ориентироваться в информации о формах общения. (выделять признаки разных форм общения по тексту и иллюстрациям) | Работа в группах |
7.Домашнее задание. | Закрепим знания, полученные на уроке, усвоим правила общения с разными людьми. | Записывают задание в дневник | Способности анализировать, обобщать, создавать развернутый план, обосновывать выводы, решать творческие задачи и представлять результаты | Составить и записать правила общения с родителями, с друзьями, с братьями и сёстрами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....