Рабочая программа по курсу Практикум по обществознанию 10-11 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10, 11 класс)

Виктория Брониславовна Фролкова

Рабочая программа по элективному курсу "Практикум по обществознанию" для 10-11 класса для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ Г. КРАСНОДАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ДМИТРИЯ КАРБЫШЕВА

УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического совета

МАОУ СОШ № 22

Протокол № 1 от «31» августа 2021 г.

Председатель ПС

__________ Л.Г.Денисенко

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по курсу Практикум по обществознанию

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс): среднее общее образование (10-11 класс)                         

                                   (начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Направление социально-гуманитарное

Количество часов  68 (1 час в неделю)                                                                

Учитель   Фролкова Виктория Брониславовна                                                

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 с изменениями и дополнениями)                

с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з)                                                        

на основе :методического комплекта по обществознанию------                                        

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание».

Личностные результаты

Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:

  1. Гражданского воспитания:
  • гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным;
  • активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
  • культуры межнационального общения; приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
  • уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
  • стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  • правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов;
  • опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
  • опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
  • идентификацим себя в качестве субъекта социальных преобразований;
  • компетентностей в сфере организаторской деятельности;
  • ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера;
  • компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

  1. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
  • российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости использования русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;
  • осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастности истории народов и государств, находившихся на территории современной России; интериоризации гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
  • осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  • высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;
  • патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, любови к родному краю, родному дому;
  • ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, осознанной выработки собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.

  1. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
  • знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, умения справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей;
  • способности к нравственному самосовершенствованию;
  • представлений об основах светской этики,
  • знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
  • понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
  • осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания: идентификациия себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовности и способности к ведению переговоров;
  • навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений;
  • дружеских чувств, коллективных взаимоотношений.

  1. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
  • эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
  • эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
  • способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
  • потребности в общении с художественными произведениями;
  • активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.

  1. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
  • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
  • представлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека и общества с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
  • навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.

  1. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
  • осознания ценности жизни
  • осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • осознания последствий и неприятия вредных привычек;
  • знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

  1. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
  • готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • уважительного отношения к труду;
  • опыта участия в социально значимом труде;
  • коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных интересов и потребностей.

  1. Экологического воспитания:
  • основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств, опирающихся на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом;
  • опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях: готовности к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности;
  • экологически целесообразного отношенияк природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования;
  • способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;
  • экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
  • идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
  • выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
  • ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
  • обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • различать результаты и способы действий при достижении результатов;
  • определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
  • соотносить свои действия с целью обучения.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
  • принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
  • определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
  • выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
  • выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
  • формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
  • критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
  • оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
  • оперировать данными при решении задачи;
  • выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • характеризовать специфику норм права;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;

  1. Основное содержание программы

10 класс (34 ч.)

        Раздел 1. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. (2 ч.)

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков.

        Раздел 2. Методика решения заданий разного типа. (6 ч.)

Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения.

Выполнения заданий закрытого типа части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности.

Анализ выполнения заданий части 1 с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 17-20.

17-20 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды текстов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

Специфика заданий 21.

Задание 21 – задание, раскрывающее сформированность  навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа (график) для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

Задание 22 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

Задание 23 - задание, раскрывающее сформированность  навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. Работа с текстом Конституции.

Задание 24 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка работы над составлением сложного плана.

Задание 25–задание на владение умением применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений. Владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов. Система оценивания задания.

        Раздел 3. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ.  (24 ч.)

Тема 1. «Человек и общество» (12 ч.)

Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы.

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие и проблема общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Специфика решения заданий с развёрнутым ответом и алгоритм их выполнения. Решение заданий на анализ и интерпретацию источника по разделу «Человек и общество»

Решение  заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания по разделу «Человек и общество»

Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Человек и общество».

Тема 2. «Право» (12 ч.)

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Воинская обязанность и альтернативная государственная служба. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.

Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты.

Специфика решения заданий с развёрнутым ответом и алгоритм их выполнения Решение заданий на анализ и интерпретацию источника по разделу «Право»

Решение  заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания по разделу «Право»

Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Право».

        Раздел 4. Итоговое тестирование. (2 ч.)

11 класс (34 ч.)

Раздел 1. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (24 ч.)

Тема 1 «Экономика» (14 ч.)

        «Экономика»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы.

Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. От чего зависит тип экономической системы?

        Сложные  вопросы по теме «Рынок и рыночные структуры».

Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Как связаны между собой показатели: выручка, издержки, прибыль?  Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки.

Решение задания 21 (график).

Какая форма организации бизнеса выгоднее для предпринимателя? Преимущества и недостатки форм организации бизнеса.Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки.Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.Источники финансирования бизнеса.

Решение заданий с выбором ответа. Решение тренировочных  заданий первой части по теме «Экономика». Решение тренировочных заданий части первой и второй ЕГЭ.

Роль государства в экономике. Налоги, их виды и функции. Основы денежной и бюджетной политики. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.

Специфика решения заданий с развёрнутым ответом и алгоритм их выполнения Решение заданий на анализ и интерпретацию источника по разделу «Экономика»

Решение  заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания по разделу «Экономика»

Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Экономика».

Тема 2. «Политика» (10 ч.)

«Политика»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы.

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения.

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Специфика решения заданий с развёрнутым ответом и алгоритм их выполнения Решение заданий на анализ и интерпретацию источника по разделу «Политика»

Решение  заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания по разделу «Политика»

Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по разделу «Политика».

Раздел 2. Решение заданий разного типа (8 ч.)

        Решение  заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания. Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах по темам. Решение задания 21 (график).

Задания на умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации.  Составление сложного плана по разным темам.

Раздел 3. Итоговое тестирование. (2 ч.)

  1. Тематическое планирование.

10 класс

Раздел

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

(на уровне универсальных учебных действий)

Основные направления

воспитательной деятельности

Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы.

2

Р:сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

П: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

К: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания)

7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Методика решения заданий разного типа.

6

Р: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали

П:критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

К: при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания)

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

24

Р: организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели

П: находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

К: распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

1.Гражданское воспитание

7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Тема 1. «Человек и общество»

12

Р:сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

П: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

К: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

8.Экологическое воспитание

Тема 2. «Право»

12

Р: сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

П: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

К: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

1.Гражданское воспитание

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Итоговое тестирование.

2

П: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания)

11 класс

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

24

Р: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали

П: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

К:  при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

Тема 1 «Экономика»

14

7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Тема 2. «Политика»

10

1.Гражданское воспитание

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Раздел 2. Решение заданий разного типа

8

Р: сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

П: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

К: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

Итоговое тестирование.

2

П: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания)

  1. Перечень учебно-методического обеспечения
  1. сайт ФИПИ https://fipi.ru 
  2. 30 типовых экзаменационных вариантов ЕГЭ - 2022, под редакцией О.А. Котоой, Т.Е. Лисковой, изд. Национальное образование, М., 2022 г.
  3. Модульный триактив по обществознанию 10-11 класс, под редакцией О.А. Котоой, Т.Е. Лисковой, изд. Национальное образование, М., 2019 г.
  4. сайт СтатГрада https://statgrad.org 

СОГЛАСОВАНО                                                                            

Протокол заседания методического

объединения учителей

естественно-гуманитарного цикла

от  «30» августа 2021 г. № 1

___________/А.В. Щеглова/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

__________ Л.Н.Кулиш

            «30» августа 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "практикум по подготовке к ЕГЭ по обществознанию"

Программа  содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по математике» 10-11 класс

Предлагаемая программа «Практикум по математике» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития лично­сти, таким как общеинте...

Рабочая программа элективного курса "Практикум по написанию сочинения". 11 класс (34 часа, базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинения» для 11 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по математике» для 11в класса на 2021 – 2022 учебный год

На изучение курса в 11 классе отводится  68 часов из расчета 2 часа в неделю.Программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации ма...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии» для 9 класса /

Изучение материала данного курса направленно на подготовку школьников к ОГЭ и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля, а также повторения курса биологии за 6-8 классы....

Рабочая программа учебного курса «Практикум по биологии» для 9 класса

Рабочая программа учебного курса «Практикум по биологии» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями  ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от...