Рабочая программа учебного курса «Практикум по биологии» для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс)

Родин Владимир Андреевич

Рабочая программа учебного курса «Практикум по биологии» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями  ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая  2012 года  №  413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645, приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 31 декабря  2015 года № 1578.

Данная программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_biologii.docx536.03 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе учебного курса «Практикум по биологии» (9 класс)

Рабочая программа учебного курса «Практикум по биологии» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями  ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая  2012 года  №  413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645, приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 31 декабря  2015 года № 1578.

Данная программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).

C:\Users\Владимир\Desktop\Скан_20240917 (3).jpg

Рабочая программа учебного курса «Практикум по биологии» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1578.

В соответствии с концепцией модернизации школьной программы элективные курсы являются обязательным компонентом школьного

образования. Рабочая программа учебного курса составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов и кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по биологии в 9 классе.

На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, на занятиях элективного курса особое внимание целесообразно уделить повторению, закреплению, систематизации наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.

Изучение материала данного курса направленно на подготовку повторение курса биологии 5-8 классов.

Предусматривает изучение предмета на базовом уровне.

Данная программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2017-2018 уч. год.

Раздел I. Планируемые результаты.

Личностными результатами обучения являются:

-чувство гордости за российскую биологическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность,

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории естественно- научного направления

-умение управлять своей познавательной деятельностью

Метапредметными результатами являются:

-Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности для изучения живых организмов

-использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизации, выявление причинно- следственных связей

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике

Умение самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации

-использование различных источников для получения информации,

Предметными результатами являются:

Обобщение и систематизация знаний о:

-классификации растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;

-особенностях строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;

-особенностях строения бактериальной клетки;

-особенностях строения тканей растений и человека;

-особенностях строения вегетативных и генеративных органов растений и основных процессах жизнедеятельности;

-многообразии и распространении основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;

-происхождении основных групп растений и основных типов и классов животных;

-значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека;

-особенностях организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

-о сущности биологических процессов: обмена веществ и превращении энергии, питании, дыхании, выделении, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.

Ученик научится:

-сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;

-определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

-распознавать и описывать органы растений и системы органов человека на рисунках, таблицах;

-характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека;

-изучать признаки биологических объектов: живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий); генов, хромосом, клеток; популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;

 - выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

 -осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет; -составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории;

 - объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении.

 Научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

- для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

 - оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Раздел II. Содержание учебного курса «Практикум по биологии» 9 класс

(34 часа)

Основное содержание (по темам или разделам)

Характеристика основных видов учебной деятельности

Раздел1 . Биология как наука. Признаки живых организмов. (2 часа)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей. Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы, делать выводы.

Раздел 2. Система, многообразие и эволюция живой природы (8 часов)

 Царство Растения.

 Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Определять понятие «ткань». Устанавливать взаимосвязь строения и функций органов растений. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Характеризовать и находить отличительные признаки растений классов двудольных и однодольных, семейств крестоцветных, пасленовых, бобовых, розоцветных. Находить общие черты и различия строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников в связи со средой жизни. Сравнивать особенности размножения мхов и папоротников, делать выводы. Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Сравнивать строение семени и споры, делать выводы. Объяснять особенности процессов размножения и развития голосеменных. Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды с их разнообразием. Выделять существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.

Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Усложнение животных в процессе эволюции. Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными, переносчиками возбудителей болезней.

Характеризовать особенности размножения рыб в связи с обитанием в водной среде. приспособленности к его сохранению Обосновывать место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Характеризовать черты приспособленности представителей классов к окружающей среде. Объяснять причины разнообразия рыб, усложнения их организации с точки зрения эволюции животного мира. Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания. Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания. Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов позвоночных, делать выводы. Определять черты более высокой организации. Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту. Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности у млекопитающих. Устанавливать различия между отрядами ластоногих и китообразных, парнокопытных и непарнокопытных. Объяснять взаимосвязь строения и жизнедеятельности животных со средой обитания. Сравнивать представителей разных отрядов и находить их сходство и различия.

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Вирусы- неклеточные формы жизни. Инфекционные заболевания человека: грипп, гепатит. ВИЧ- инфекция.

Определять отличительные признаки клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Характеризовать существенные признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки, входящей в состав ткани. Определять понятия «ВИЧ», «СПИД». Анализировать строение вириона ВИЧ и механизм инфицирования им клеток хозяина. Обосновывать соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний. Называть меры профилактики СПИДа.

Царство Грибы. Лишайники. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека

Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах. Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и лишайников, делать выводы. Характеризовать строение шляпочных грибов. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника и микропрепаратам. Распознавать съедобные и ядовитые грибы на рисунках. Объяснять значение грибов для человека и для природы. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений. Характеризовать черты усложнения строения растений в связи с выходом на сушу. Описывать основные этапы эволюции растений. Выделять признаки усложнения организации растений.

Раздел 3. Человек и его здоровье (20 ч) Клетка и организм. 

Клеточное строение организма . Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Органоиды клетки уметь узнавать на рисунках. Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Определять понятие «мутаген».

Биосоциальная сущность и в.н.д. человека Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Условные и безусловные рефлексы. Сон и его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека. Память, эмоции, речь, мышление. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.

Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам. Называть черты морфологического сходства и отличия человека от других представителей отряда Приматы и семейства Человекообразные обезьяны. Называть факторы, влияющие на формирование речи в онтогенезе. Называть познавательные процессы, свойственные человеку. Раскрывать понятия «долговременная память» и «кратковременная память». Различать механическую и логическую память. Объяснять связь между операцией обобщения и мышлением. Описывать роль мышления в жизни человека. Определять понятия «темперамент», «характер (человека)», «способность (человека)». Описывать с помощью иллюстрации в учебнике типы темперамента. Классифицировать типы темперамента по типу нервных процессов

Нервная система и органы чувств человека. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств, их роль в жизни человека.

Раскрывать значение понятий «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс». Описывать роль разных систем органов в организме. Объяснять строение рефлекторной дуги. Объяснять различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов. Описывать строение спинного мозга. Раскрывать связь между строением частей спинного мозга и их функциями. Сравнивать безусловное и условное торможение. Раскрывать связь между неправильной функцией желёз внутренней секреции и нарушениями ростовых процессов и полового созревания. Объяснять развитие и механизм сахарного диабета. Описывать роль адреналина и норадреналина в регуляции работы организма. Объяснять различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов. Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Различать с помощью иллюстрации в учебнике симпатический и парасимпатический подотделы автономного отдела нервной системы по особенностям строения. Различать парасимпатический и симпатический подотделы по особенностям влияния на внутренние органы. Объяснять значение прямых и обратных связей между управляющим и управляемым органом. Объяснять роль безусловного и условного торможения для жизнедеятельности.

Пищеварительная, дыхательная, и выделительная системы человека.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Ткани. Органы, системы органов. Питание,Система пищеварения, роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Обмен веществ в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Укрепление здоровья: сбалансированное питание. Факторы риска: несбалансированное питание, курение и употребление алкоголя. Инфекционные заболевания( кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, угарным газом, спасении утопающего.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей и их функций. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма. Называть функции различных органов пищеварения. Раскрывать понятия «лёгочное дыхание», «тканевое дыхание». Называть функции органов дыхательной системы. Описывать строение дыхательных путей. Описывать строение лёгких человека. Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных. Раскрывать роль гемоглобина в газообмене. Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром. На примерах защитных рефлексов чихания и кашля объяснять механизм бессознательной регуляции дыхания. Называть факторы, влияющие на интенсивность дыхания. Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких. Называть меры, снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух. Характеризовать особенности строения кровеносной и дыхательной систем в связи с выполняемыми функциями. Описывать признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения ими и меры профилактики. Называть пути заражения глистными заболеваниями и возбудителей этих заболеваний. Описывать признаки пищевого отравления и приёмы первой помощи.

Внутренняя среда организма человека. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Профилактические прививки. Первая помощь при кровотечениях. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровь.

Называть органы иммунной системы, критерии выделения четырёх групп крови у человека. Различать разные виды иммунитета. Называть правила переливания крови. Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой. Раскрывать понятие «гуморальная регуляция». Описывать строение кругов кровообращения. Понимать различие в использовании термина «артериальный» применительно к виду крови и к сосудам. описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений. Сравнивать виды кровеносных сосудов между собой. Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой. Раскрывать понятие «гуморальная регуляция».

Покровы тела. Опора и движение. Размножение и развитие организма человека.

Покровы тела и их функции. Опора и движение. Опорно - двигательный аппарат. Уход за кожей , волосами и ногтями укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, рациональная организация труда. Гиподинамия. Профилактика травматизма, ожогов, обморожений. Приемы оказания первой медицинской помощи . Размножение и развитие организма человека.

Различать разные виды и типы тканей. Описывать особенности тканей разных типов. Классифицировать причины заболеваний кожи. Называть признаки ожога, обморожения кожи. Описывать меры, применяемые при ожогах, Называть слои кожи. Объяснять причину образования загара. Различать с помощью иллюстрации в учебнике компоненты разных слоёв кожи. Раскрывать связь между строением и функциями отдельных частей кожи (эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и т. д.) Называть части скелета. Описывать функции скелета. Описывать строение трубчатых костей и строение сустава. Объяснять значение составных компонентов костной ткани. Называть отделы позвоночника и части позвонка. Раскрывать значение частей позвонка. Объяснять связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки Называть части свободных конечностей и поясов конечностей. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелета конечностей. Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими и жевательными мышцами. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелетной мышцы. Определять понятия «мышцы- антагонисты», «мышцы-синергисты». Объяснять условия оптимальной работы мышц. Описывать два вида работы мышц. Объяснять причины наступления утомления мышц и сравнивать динамическую и статическую работу мышц по этому признаку Называть признаки различных видов травм суставов и костей. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы. Анализировать и обобщать информацию о травмах опорно-двигательной системы и приёмах оказания первой помощи в ходе разработки и осуществления.

Раздел 4. Экология(2 часа)

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы. Выделять экологические группы организмов

Раздел 5 «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ» (2 часа) 

Характеристика структуры и содержания экзаменационной 13 работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности. Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению

Раздел III. Тематическое планирование учебного курса                  «Практикум по биологии» 9 класс (34 часа)

№ п/п

Тема урока, раздела

Кол. час.

Дата

провед.

План

Факт

Раздел 1. Биология как наука. Признаки живых организмов

2 ч.

1

Обобщение по темам: «Биология как наука», «Методы биологии» «Признаки живых организмов»

1

2

Тест №1: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» .Анализ ошибок.

1

Раздел 2. Система, многообразие и эволюция живой природы

8ч.

3

Ткани высших растений.

1

4

Органы высших растений.

1

5

Обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные .

1

6

Бактерии.

1

7

Грибы

1

8

Тест№2«Царства: Бактерии, Грибы, Растения». Анализ ошибок.

1

9

Царство животные.

1

10

Учение об эволюции животного мира.

Тест №3 «Царство Животные, «Учение об эволюции органического мира»

1

Раздел 3. Человек и его здоровье

20ч.

11

Клеточное строение организма . Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1

12

Ткани. Органы, системы органов.

1

13

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

1

14

Условные и безусловные рефлексы. Сон и его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики. Темперамент

1

15

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека.

1

16

Тест №4«Общий план строения человека», «Нейро- гуморальная регуляция организма»

1

17

Строение спинного и головного мозга. Органы чувств, их роль в жизни человека

1

18

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Ткани. Органы, системы органов. Питание. Система пищеварения, роль ферментов в пищеварении. Укрепление здоровья.

1

19

Дыхание. Система дыхания.

1

20

Тест№5 «Система пищеварения, дыхание»

1

21

Обмен веществ в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

1

22

Инфекционные заболевания( кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, угарным газом, спасении утопающего.

1

23

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма.

1

24

Иммунитет. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Профилактические прививки. Первая помощь при кровотечениях. Решение тестовых заданий.

1

25

Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ

1

26

Тест№6«Внутренняя среда организма человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ». Анализ ошибок

1

27

Покровы тела и их функции. Уход за кожей , волосами и ногтями. укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, рациональная организация труда. Профилактика травматизма, ожогов, обморожений. Приемы оказания первой медицинской помощи .

1

28

Опора и движение. Опорно - двигательный аппарат Гиподинамия

Тест№7 «Опорно- двигательный аппарат», «Органы чувств»

1

29

Тест№8 Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека

1

30

Тест№9«Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

1

Экология

2 ч.

31

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

1

32

Тест№10«Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

1

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

2 ч.

33

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

1

34

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ

1

Итого:

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Практикум по русскому языку" для 9 класса

Планирование составлено на основе:1. Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного общего образования,  утвержден  приказом Министерства обр...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии» для 9 класса /

Изучение материала данного курса направленно на подготовку школьников к ОГЭ и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля, а также повторения курса биологии за 6-8 классы....

Рабочая программа учебного курса «Практикум по математике» 11 класс

Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике....

Рабочая программа учебного курса «Практикум по математике» 10 класс

Рациональные числа. Решение задач на проценты. Иррациональные числа. Преобразование числовых выражений, содержащих корни п-й степени. Действительные числа. Решение задач на составление уравнений....

Рабочая программа элективного курса «Практикум по биологии» 9 класс

Предлагаемый курс направлен на закрепление, систематизацию и углубление знаний изученного материала за курс 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Практикум по биологии» для 10-11 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка Элективный курс включает 9 разделов, два из которых выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по решению задач по математике» 5 класс

Тип программы:  программа  основного  общего образованияСтатус программы:  рабочая программа учебного курса «Практикум по решению задач по математике»  5 классНазн...