Рабочая программа по обществознанию 6- 9 класс
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)

Матафонова Алёна Владимировна

Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.

                Место учебного процесса «Обществознание» в учебном плане – обязательная часть.

                Уровень подготовки учащихся – 1 час в учебную неделю, т.е. 35 часов за учебный год – 136 часов за курс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть – Кутского муниципального образования

Иркутской области

Рассмотрено:                                                          Согласовано:                                                                                                                    Утверждаю:

на заседании ШМО                                               заместитель директора по                                                                                      Приказ № 153 -од.                                                          

гуманитарного цикла                                           УВР МОУ СОШ № 5 УКМО                                                                            «01» сентября  2021 г.                                                        

протокол № 1                                                         _________ А.А.Шаманова                                                                  

«31» августа 2021 г.                                                  «31» августа 2021 г.                                                                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по предмету «Обществознание». 6 - 9 класс

 (срок реализации 5 лет)

Составитель программы:

Матафонова Алёна Владимировна –

учитель истории первой категории

МОУ СОШ № 5 УКМО.

г. Усть – Кут

2021 год.

         Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020), Образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 5 УКМО, реализующей ФГОС на уровне основного общего образования (для 5 -9  классов)

       Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.

                Место учебного процесса «Обществознание» в учебном плане – обязательная часть.

                Уровень подготовки учащихся – 1 час в учебную неделю, т.е. 35 часов за учебный год – 136 часов за курс.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Человек. Деятельность человека.

      Выпускник научится:

- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

- приводить примеры основных видов деятельности человека;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

     Выпускник получит возможность научиться:

- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество.

      Выпускник научится:

- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

 Выпускник получит возможность научиться:

- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

- осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

- различать отдельные виды социальных норм;

- характеризовать основные нормы морали;

- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

- характеризовать специфику норм права;

- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

- раскрывать сущность процесса социализации личности;

- объяснять причины отклоняющегося поведения;

- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

 Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

- описывать явления духовной культуры;

- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

- оценивать роль образования в современном обществе;

- различать уровни общего образования в России;

- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

- раскрывать роль религии в современном обществе;

- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

- описывать основные социальные роли подростка;

- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

- раскрывать основные роли членов семьи;

- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

- раскрывать понятия "равенство" и "социальная справедливость" с позиций историзма;

- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

- объяснять роль политики в жизни общества;

- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

   Гражданин и государство

Выпускник научится:

- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

- раскрывать достижения российского народа;

- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия "гражданство";

- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

- характеризовать систему российского законодательства;

- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

- характеризовать гражданские правоотношения;

- раскрывать смысл права на труд;

- объяснять роль трудового договора;

- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

- называть и конкретизировать примерами виды налогов;

- характеризовать функции денег и их роль в экономике;

- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Содержание программы учебного курса «Обществознание».

6 класс.

Тема І. Загадка человека. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность человека.        Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности        людей        с        ограниченными возможностями.        Способности и потребности человека.

Тема II. Человек и его деятельность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Сознание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.

Тема III. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в  отношениях  между  людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения.  Стадии  возникновения  и  развития  конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.

7 класс.

Тема І. Мы живём в обществе. Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство — основа экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага. Затраты производства. Обмен. Торговля и её формы. Реклама — двигатель торговли. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Богатство материальное и духовное. Прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Положение человека в обществе в зависимости от группы, в которую он входит. Профессиональный успех и положение в обществе. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. Культура вокруг нас. Культурный человек.

Тема II. Наша Родина — Россия. Наше государство — Российская Федерация. Русский язык как государственный.  Патриотизм. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн.  История государственных символов России. Конституция как основной закон страны. Конституция РФ как юридический документ. Гражданственность. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.

8 класс.

Личность и общество

Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Сфера духовной культуры

Сфера духовной жизни. Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Что такое мораль. Основные ценности и нормы морали.

Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор — это ответственность. Моральный выбор.

Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.

Наука в современном обществе. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного.

Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование и его роль в современном обществе. Значение образования в условиях информационного общества. Образование в России (уровни образования). Непрерывное образование.

Самообразование.

Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы.

Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Влияние искусства на развитие общества и личности. Искусство как одна из форм духовной культуры. Многообразие видов искусства. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество.

Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.

Семья как малая группа. Признаки семьи как малой группы.

Функции семьи. Семейные роли. Семейные ценности.

Нации и межнациональные отношения. Этнические группы.

Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.  Взаимодействие людей  в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Социальная политика государства. Что такое социальная политика государства. Политика формирования доходов населения. Пенсионное обеспечение. Развитие социальных отраслей. Социальная защита населения.

Социализация личности и отклоняющееся поведение.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Экономика

Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Собственность. Функции экономической системы. Типы экономических систем.

Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков.

Производство — основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Виды предпринимательской деятельности. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы

предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хоз-во.

Роль государства в экономике. Роль государства в экономике.

Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Функции налогов.

Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан.

Банковские услуги. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного банковского обслуживания. Защита от финансовых махинаций.

Страховые услуги. Зачем нужно страхование. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Как получить страховую выплату. Финансовая грамотность.

Рынок труда и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Современный работник. Каким должен быть современный работник. Выбор жизненного пути. Готовимся выбирать профессию.

9 класс.

Раздел І. Политика. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формированию гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.  Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.  Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Международные и межгосударственные отношения. Международные конфликты и пути их решения. Международные организации.

Раздел II.   Гражданин и государство.        Что такое конституционный строй. Основы государственного устройства. Основы отношений человека и гражданина с государством. Основы устройства общества и его отношений с государством. Понятие прав, свобод и обязанностей.        Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Президент РФ — глава государства. Законодательная и представительная власть в РФ.  Правительство РФ высший орган исполнительной власти в стране.        Субъекты        Российской Федерации. Принципы федеративного устройства России. Статус субъектов Федерации.        Разграничение полномочий между федеральным центрами субъектами Федерации. Судебная власть   РФ.   Принципы        осуществления судебной власти в РФ. Суды Российской Федерации. Участие граждан в отправлении правосудия. Судьи.        Правоохранительные органы         РФ. Адвокатура. Нотариат.

Раздел III.  Основы российского законодательства.  Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов.  Сущность и особенности правоотношений. Различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Физические и юридические лица. Юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и  виды  юридической  ответственности. Презумпция      невиновности.      Сущность      гражданского      права.     Право собственности. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодатель. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Юридические понятия семьи и брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях (KoAП). Административные правонарушения. Виды административных наказаний. Особенности уголовного права. Виды уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Необходимая оборона. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно- правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов. Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

6 класс (34 ч)

Наименование разделов, тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

(на уровне учебных действий).

Вводный урок (1 ч)

Ознакомиться с содержанием курса,

основными задачами обучения и требованиями к учащимся.

Планировать собственную учебную деятельность при изучении курса

Тема І. Загадка человека (12 ч)

Уроки 2-3. Принадлежность к двум мирам (2 ч)

Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы. Сравнивать свойства человека и животных

Уроки 4-5. Человек — личность (2 ч)

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике социальных черт

личности.

Характеризовать черты сильной личности.

Уроки 6-7. Отрочество — особая пора (2 ч)

Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

Уроки 8-9. Потребности и способности человека (2 ч)

Характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека. Оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью.

Уроки 10-11. Если возможности ограниченны (2 ч)

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья.

Оценивать значение заботы о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Урок 12. Мир увлечений (1 ч)

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Оценивать значение здорового образа жизни.

Планировать собственное свободное время.

Урок 13. Практикум к теме I (1 ч)

Тема II. Человек и его деятельность (9 ч)

Уроки 14-15. Деятельность человека (2 ч)

В модельных и реальных ситуациях выделять сущностные и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. Приводить примеры основных видов деятельности человека. Оценивать роль деятельности в жизни человека и общества

Уроки 16-17. Труд — основа жизни (2 ч)

Характеризовать особенности труда как вида деятельности. Объяснять значение труда в жизни общества и человека. Различать материальную и моральную оценку труда.

Уроки 18-19. Учение — деятельность школьника (2 ч)

Оценивать роль образования в современном обществе. Различать уровни общего образования в России. Объяснять необходимость непрерывного образования современных условиях. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Уроки 20-21. Познание человеком мира и себя (2 ч)

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки и моральные качества, выявлять их динамику.

Урок 22. Практикум к теме II (1 ч)

Тема III. Человек среди людей (11 ч)

Уроки 23-24. Отношения с окружающими (2 ч)

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Характеризовать чувства, лежащие в основе межличностных отношений. Моделировать собственное поведение в различных ситуациях межличностных отношений

Уроки 25-26. Общение (2 ч)

Характеризовать общение как важный канал взаимодействия людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели средства общения. Оценивать собственное умение общаться.

Уроки 27-28. Человек в группе (2 ч)

Характеризировать с помощью примеров различные виды групп в обществе. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать возможные групповые санкции. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением места человека в конкретной группе. Моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Урок 29. Отношения со сверстниками (1 ч)

Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике связей младшего подростка со сверстниками, одноклассниками и друзьями. Иллюстрировать примерами значение поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение взаимодействовать со сверстниками.

Уроки 30-31. Конфликты в межличностных отношениях (2 ч)

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуации, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Урок 32. Семья и семейные отношения (1 ч)

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуации, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Урок 33. Практикум к теме III (1 ч)

Урок 34. Заключительный урок (1 ч)

7 класс. (34 ч)

Тема І. Мы живём в обществе (23 ч)

Уроки 1-2. Как устроена общественная жизнь (§1) 2 ч

Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни

Уроки 3—4. Что значит жить по правилам (§ 2) 2 ч

Раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека. Различать отдельные виды социальных норм.

Уроки 5-6. Экономика и её основные участники (§ 3) 2 ч

Объяснять сущность проблемы ограниченности экономических ресурсов.

Различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наёмных работников.

Раскрывать на примерах значение рационального поведения субъектов экономической деятельности

Уроки 7-8. Производственная деятельность человека (§ 4) 2ч

Называть факторы, влияющие на производительность труда. Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт.

Использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы деловой и предпринимательской деятельности. Раскрывать значение рационального поведения субъектов экономической деятельности

Уроки 9-10. Обмен, торговля, реклама (§ 5) 2 ч

Анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя. Грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Уроки 11-12. Домашнее хозяйство (§ 6) 2 ч

Характеризовать экономику семьи. Анализировать структуру семейного бюджета. Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы. Составлять семейный бюджет. Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека

Уроки 13-14. Бедность и богатство (§ 7) 2 ч

Раскрывать на примерах проявления богатства материального и духовного. Различать прожиточный минимум и потребительскую корзину. Объяснять причины неравенства доходов в обществе. Описывать различные формы перераспределения доходов.

Уроки 15-16. Человек в обществе: труд и социальная лестница (§8) 2 ч

Объяснять с помощью примеров значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Раскрывать влияние социального окружения на положение человека в обществе. Обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. Учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности.

Уроки 17-18. Зачем людям государство (§ 9) 2 ч

Объяснять причины возникновения государства. Характеризовать важнейшие признаки государства. Раскрывать задачи (функции) государства на примере современного российского государства. Приводить примеры жизненных ситуаций, в которых необходимы документы, удостоверяющие личность и её права (паспорт, снилс).

Уроки 19-20. Почему важны законы (§ 10) 2 ч

Объяснять и конкретизировать с помощью примеров такие задачи государственных законов как установление и поддержание порядка, равенства всех перед законом. Оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие. Осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами

Уроки 21-22. Культура и её достижения (§ 11) 2 ч

Характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать своё мнение о явлениях культуры. Описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа. Описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним. Описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры.

Урок 23. Практикум по теме I (1 ч)

Тема II. Наша Родина Россия (10 ч)

Уроки 24-25. Наша страна на карте мира (§ 12) 2 ч

Описывать        положение        Российской Федерации на карте мира. Приводить примеры проявления патриотизма из истории и жизни современного общества. Характеризовать функции русского языка как государственного.

Уроки 26-27. Государственные символы России (§ 13) 2 ч

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна России. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России.

Урок 28. Конституция Российской Федерации (§ 14) 1 ч

Использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Уроки 29-30. Гражданин России (§ 15) 2 ч

Объяснять на примерах сущность понятия «гражданственность»; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества. Использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Урок 31. Мы — многонациональный народ (§ 16) 1 ч

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современности российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

Урок 32. Защита Отечества (§ 17) 1 ч

На примерах объяснять содержание конституционной обязанности защищать Отечество. Осознавать значение военной службы как патриотического долга. Конкретизировать с помощью примеров значение и пути подготовки себя к выполнению воинского долга.

Урок 33. Практикум по теме II (1 ч)

Урок 34. Заключительный урок (1 ч)

8 класс (35 ч)

Введение 1 ч

Глава 1. Личность и общество (6часов)

Тема 1. Что делает человека человеком? (1ч).

Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности человека.

Тема2. Человек, общество, природа (1ч).

Раскрывать смысл понятия «ноосфера»» Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.  Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы.

Тема3. Общество как форма жизнедеятельности людей (1ч).

Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Тема 4. Развитие общества (1ч).

Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс» приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития) Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем

Тема 5. Как стать личностью (1ч).

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, ее мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры.

Тема6. Практикум по теме: «Личность и общество» (1ч) 

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

Глава2. Сфера духовной культуры (8 часов)

Тема7. Сфера духовной жизни (1ч).

Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии.

Тема8. Мораль (1ч).

Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

Тема9. Долг и совесть. (1ч).

Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

Тема10. Моральный выбор – это ответственность (1ч).

Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

Тема11. Образование (1ч).

Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.

Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию.

Тема 12. Наука в современном обществе (1ч).

Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.

Тема13. Религия как одна из форм культуры (1ч).

Определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму.

Тема 14. Практикум по теме: «Сфера духовной жизни» (1ч)

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов

для школьников.

Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке

социальных ситуаций.

Глава 3. Экономика (13часов)

Тема15. Экономика и ее роль в жизни общества (1ч).

Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.

Тема 16. Главные вопросы экономики (1ч).

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

Тема 17. Собственность (1ч).

Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности.

Тема 18. Рыночная экономика (1ч).

Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования рыночных цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества.

Тема 19. Производство – основа экономики (1ч).

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства.

Тема 20. Предпринимательская деятельность (1ч).

Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально- этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.

Тема 21. Роль государства в экономике (1ч).

Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет» Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.

Тема 22. Распределение доходов. (1ч).

Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения.

Тема 23. Потребление. (1ч).

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

Тема 24. Инфляция и семейная экономика (1ч).

Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения.

Тема 25. Безработица, ее причины и последствия (1ч).

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда.

Тема 26. Мировое хозяйство и международная торговля (1ч).

Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс»

Тема 27. Практикум по теме: «Экономика» (1ч)

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

Глава 4. Социальная сфера (5часов)

Тема 28. Социальная структура общества (1ч).

Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях ее изменения из адаптированных источников различного типа

Тема 29. Социальные статусы и роли (1ч).

Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанные и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственной отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями.

Тема 30. Нации и межнациональные отношения (1ч).

Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения.

Тема 31. Отклоняющееся поведение. (1ч).

Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

Тема 32 Практикум по теме: «Социальная сфера» (1ч)

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

Заключительный урок (1ч)

Провести диагностику результатов   обучения в 8 классе.

Подвести итоги учебной работы за год.

Наметить перспективы обучения в 9 классе

9 класс

Введение (1 ч)

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в

процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Глава1. Политика (9ч)

Тема1. Политика и власть (1ч).

Характеризовать власть и политику как социальные явления.

Тема2. Государство. (1ч).

Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства

Тема 3. Политические режимы (1ч).

Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства

Тема4. Правовое государство (1ч).

Раскрывать принципы правового государства

Тема5. Гражданское общество и государство (1ч).

Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление

Тема 6. Участие граждан в политической жизни (1ч).

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы примерами из истории, современных событий, личного опыта. Описывать различные формы участия граждан в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности

Тема7. Политические партии и движения (1ч).

Называть признаки политической партии и показывать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности

Тема8 практикум по теме: «Политика» (2ч)

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Глава2. Право (18 ч)

Тема9. Роль права в жизни общества и государства. (1ч)

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства

Тема10. Правоотношения и субъекты права. (1ч)

Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений» Объяснять причину субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность». Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений.

Тема 11.  Правонарушения и юридическая ответственность. (1ч)

 

Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности.

 Тема 12. Правоохранительные органы. (1ч)

Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

Тема13-14 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. (2ч)

Характеризовать Конституцию РФ. Как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие ее высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2,10,15,17,18, Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина.

Тема 15-16 Права и свободы человека и гражданина. (2ч)

Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)

Тема 17.  Гражданские правоотношения. (1ч)

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

Тема 18. Право на труд. Трудовые правоотношения. (1ч)

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Тема 19. Семейные правоотношения. (1ч)

Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать ее из адаптированных источников различного типа.

Тема 20. Административные правоотношения. (1ч)

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний.

Тема 21. Уголовно- правовые отношения. (1ч)

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

Тема 22. Социальные права. (1ч)

Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство» На конкретных примерах иллюстрировать основные направления социальной политики нашего государства.

Тема 23. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. (1ч)

Объяснять сущность гуманитарного права

Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.  Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно- правовой защиты жертв войны. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление»

Тема24. Правовое регулирование отношений в сфере образования. (1ч)

Объяснять смысл понятия «право на образование» Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование.

Тема 25. Практикум по теме: «Право» (2ч)

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности.

Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.

Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.  Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Тема 26. Заключительный урок (1ч)

Характеризовать основные тенденции развития общества. Оценивать различные варианты социальных прогнозов и собственные перспективы



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального учреждения

Иркутской области

                   РАССМОТРЕНО:                                                            «СОГЛАСОВАНО»:                                                                               «УТВЕРЖДЕНО»:

                   на заседании   ШМО                                                     Заместитель директора                                                          Приказом  МОУ СОШ № 5 УКМО

                   Протокол № 1                                                                МОУ СОШ № 5 УКМО                                                         № 153 – од от «01» сентября 2021г

                   «31» августа 2021 г                                                        __________А.А. Шамановой                                                                        

                                                                                                                 « 31 »   августа  2021 г.                                                

Календарно – тематическое планирование   курса «Обществознание».  

6 класс.

Составил:

Матафонова Алёна Владимировна –

учитель истории первой категории

МОУ СОШ № 5 УКМО.

г. Усть- Кут.

2021 г.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию.

        Курс обществознания    входит в число дисциплин, включённых в учебный план. Согласно учебному плану на изучение данного предмета отводится 35 часов (1 час в неделю). Запланировано   35 часов.

Дата

Раздел

Тема

Примечание

План

Факт

1

03.09

03.09

Введение 1ч

Вводный урок

2

10.09

10.09

Тема 1.

Загадка человека

(12ч)

Принадлежность к двум мирам

3

17.09

17.09

Принадлежность к двум мирам

4

24.09

24.09

01.10

Человек – личность

5

01.10

Человек – личность

6

08.10

08.10

Отрочество – особая пора

7

15.10

15.10

Отрочество – особая пора

8

22.10

22.10

Потребности и способности человека

9

05.11

12.11

Потребности и способности человека

10

12.11

19.11

Когда возможности ограничены

11

19.11

26.11

Когда возможности ограничены

12

26.11

03.12

Мир увлечений

13

03.12

10.12

Практикум по теме I: “Загадка человека»

14

10.12

17.12

Тема 2.

Человек и его деятельность  

(9 ч)

Деятельность человека

15

17.12

24.12

Деятельность человека

16

24.12

Труд – основа жизни

17

14.01

Труд – основа жизни

18

21.01

Учение – деятельность человека

19

28.01

Учение – деятельность человека

20

04.02

Познание человеком мира и себя

21

11.02

Познание человеком мира и себя

22

18.02

Практикум к теме II

23

25.02

Отношения с окружающими

24

04.03

Тема 3.

Человек среди людей  

(11 ч)

Отношения с окружающими

25

11.03

Общение

26

18.03

Общение

27

01.04

Человек в группе

28

08.04

Человек в группе

29

15.04

Отношения со сверстниками

30

22.04

Конфликты в межличностных отношениях

31

29.04

Конфликты в межличностных отношениях

32

06.05

Семья и семейные отношения

33

13.05

Практикум к теме III

34

20.05

1 ч

Заключительный урок

35

27.05

1 ч

Резерв

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального учреждения

Иркутской области

                   РАССМОТРЕНО:                                                            «СОГЛАСОВАНО»:                                                                               «УТВЕРЖДЕНО»:

                   на заседании   ШМО                                                     Заместитель директора                                                          Приказом  МОУ СОШ № 5 УКМО

                   Протокол № 1                                                                МОУ СОШ № 5 УКМО                                                         № 153 – од от «01» сентября 2021г

                   «31» августа 2021 г                                                        __________А.А. Шамановой                                                                        

                                                                                                                 « 31 »   августа  2021 г.                                                

Календарно – тематическое планирование   курса «Обществознание».  

7 класс.

Составил:

Матафонова Алёна Владимировна –

учитель истории первой категории

МОУ СОШ № 5 УКМО.

г. Усть- Кут.

2021 г.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию.

      Курс обществознания    входит в число дисциплин, включённых в учебный план. Согласно учебному плану на изучение данного предмета отводится 34 часа (1 час в неделю). Запланировано – 32 часа.  

п/п

Дата

Наименование раздела программы

Тема урока

Примечание

Факт

План

1

07.09

07.09

Глава I.

 Мы живем в обществе.      

(21 ч)

Вводный урок

2

14.09

14.09

Как устроена общественная жизнь

3

21.09

21.09

Что значит жить по правилам

4

28.09

28.09

Что значит жить по правилам

5

05.10

05.10

Экономика и её основные участники.

6

12.10

12.10

Экономика и её основные участники.

7

19.10

19.10

Производственная деятельность человека

8

02.11

02.11

Производственная деятельность человека

9

09.11

09.11

Производственная деятельность человека

10

16.11

16.11

Обмен, торговля, реклама

11

23.11

23.11

Обмен, торговля, реклама

12

30.11

30.11

Домашнее хозяйство

13

07.12

07.12

Домашнее хозяйство

14

14.12

14.12

Бедность и богатство

15

21.12

21.12

Бедность и богатство

16

11.01

11.01

Человек в обществе: социальная лестница

17

18.01

Зачем людям государство

18

25.01

Зачем людям государство

19

01.02

Почему важны законы

20

08.02

Культура и ее достижения

21

15.02

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Мы живем в обществе»

22

22.02

Глава II.

Наша Родина - Россия.

(11 ч)

Наша страна на карте мира

23

01.03

Наша страна на карте мира

24

15.03

Государственные символы России

25

29.03

Конституция Российской Федерации

26

05.04

Конституция Российской Федерации

27

12.04

Гражданин России

28

19.04

Мы – многонациональный народ

29

26.04

Мы – многонациональный народ

30

10.05

Защита Отечества

31

17.05

Практикум по теме: «Наша Родина – Россия»

32

24.05

Повторительно – обобщающий урок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального учреждения

Иркутской области

                   РАССМОТРЕНО:                                                            «СОГЛАСОВАНО»:                                                                               «УТВЕРЖДЕНО»:

                   на заседании   ШМО                                                     Заместитель директора                                                          Приказом  МОУ СОШ № 5 УКМО

                   Протокол № 1                                                                МОУ СОШ № 5 УКМО                                                         № 153 – од от «01» сентября 2021г

                   «31» августа 2021 г                                                        __________А.А. Шамановой                                                                        

                                                                                                                 « 31 »   августа  2021 г.                                                

Календарно – тематическое планирование   курса «Обществознание».  

8 класс.

Составил:

Матафонова Алёна Владимировна –

учитель истории первой категории

МОУ СОШ № 5 УКМО.

г. Усть- Кут.

2021 г.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 8 класс.

      Курс обществознания    входит в число дисциплин, включённых в учебный план. Согласно учебному плану на изучение данного предмета отводится 35 часов (1 час в неделю). Запланировано – 34 часа

п/п

Дата

Наименование раздела программы

Тема урока

Примечание

кодификатор

Факт

План

1

02.09

02.09

Глава I.

Личность и общество

8 часов

Вводный урок.

2

09.09

09.09

Что делает человека человеком

1.4

3

16.09

16.09

Что делает человека человеком

4

23.09

23.09

Человек, общество и природа.

1.2

5

30.09

30.09

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1.1

6

07.10

07.10

Развитие общества

7

14.10

14.10

Как стать личностью

1.5

8

21.10

21.10

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность и общество»

9

11.11

11.11

Глава II.

Сфера духовной культуры.

7 часов

Сфера духовной жизни

2.1

10

18.11

18.11

Мораль.

2.5

11

25.11

25.11

Долг и совесть. Моральный выбор- это ответственность

12

02.12

02.12

Образование

2.3

13

09.12

09.12

Наука в современном обществе

2.2

14

16.12

16.12

Религия как одна из форм культуры

2.4

15

23.12

23.12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Сфера духовной культуры»

16

13.01

Глава III.  Социальная сфера.

5 часов

Социальная структура общества

4.1

17

20.01

Социальные статусы и роли. Социальная сфера

4.3

18

27.01

Нации и межнациональные отношения

4.7

19

03.02

Отклоняющееся поведение

4.5

20

10.02

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальная сфера»

21

17.02

Глава IV.

Экономика.

13 часов

Экономика и ее роль в жизни общества

3.1

22

24.02

Главные вопросы экономики

23

03.03

Собственность

24

10.03

Рыночная экономика

25

17.03

Производство- основа экономики

3.4

26

31.03

Предпринимательская деятельность

3.7

27

07.04

Роль государства в экономике

28

14.04

Распределение доходов

29

21.04

Промежуточная аттестация. ВПР

3.10

30

28.04

Потребление

31

06.05

Инфляция и семейная экономика

32

13.05

Безработица, ее причины и последствия

33

20.05

Мировое хозяйство и международная торговля

34

27.05

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального учреждения

Иркутской области

                   РАССМОТРЕНО:                                                            «СОГЛАСОВАНО»:                                                                               «УТВЕРЖДЕНО»:

                   на заседании   ШМО                                                     Заместитель директора                                                          Приказом  МОУ СОШ № 5 УКМО

                   Протокол № 1                                                                МОУ СОШ № 5 УКМО                                                         № 153 – од от «01» сентября 2021г

                   «31» августа 2021 г                                                        __________А.А. Шамановой                                                                        

                                                                                                                 « 31 »   августа  2021 г.                                                

Календарно – тематическое планирование   курса «Обществознание».  

9 класс.

Составил:

Матафонова Алёна Владимировна –

учитель истории первой категории

МОУ СОШ № 5 УКМО.

г. Усть- Кут.

2021 г.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 9 класс.

      Курс обществознания    входит в число дисциплин, включённых в учебный план. Согласно учебному плану на изучение данного предмета отводится 35 часов (1 час в неделю). В связи с выходом обучающихся 9 класса на итоговую аттестацию в мае и сокращением учебного времени, рабочая программа в данном классе запланирована на 32 часа.

п/п

Дата

Наименование раздела программы

Тема урока

Примечание

кодификатор

Факт

План

1

02.09

02.09

1 час

Вводный урок.

2

09.09

09.09

Глава1. Политика

(10 ч)

 

Политика и власть

3

16.09

16.09

Политика и власть

4

23.09

23.09

Государство

5

30.09

30.09

Политические режимы

6

07.10

07.10

Правовое государство

7

14.10

14.10

Гражданское общество и государство

8

21.10

21.10

Участие граждан в политической жизни

9

11.11

11.11

Политические партии и движения

10

18.11

18.11

Межгосударственные отношения

11

25.11

25.11

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Политика»

12

02.12

02.12

Глава2.

Гражданин и государство (8 ч)

Основы конституционного строя РФ.

13

09.12

09.12

Права и свободы человека и гражданина.

14

16.12

16.12

Права и свободы человека и гражданина.

15

23.12

23.12

Высшие органы государственной власти в РФ

16

13.01

Россия – федеративное государство

17

20.01

Судебная система РФ.

18

27.01

Правоохранительные органы РФ.

19

03.02

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Гражданин и государство»

20

10.02

Роль права в жизни человека, общества и государства

21

17.02

Правоотношения и субъекты права.

22

24.02

Правонарушения и юридическая ответственность.

23

03.03

Правонарушения и юридическая ответственность.

24

10.03

Гражданские правоотношения.

25

17.03

Гражданские правоотношения.

26

31.03

Право на труд. Трудовые правоотношения.

27

07.04

Семейные правоотношения.

28

14.04

Административные правоотношения.

29

21.04

Уголовно- правовые отношения.

30

28.04

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

31

06.05

1 ч

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Основы российского законодательства»

32

13.05

1 ч

Итоговое повторение

33

20.05

Практикум по теме: «Право»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....