Рабочая программа по обществознанию 10 -11 класс
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Матафонова Алёна Владимировна

Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.

      Место учебного процесса «Обществознание» в учебном плане – обязательная часть.

      Уровень подготовки учащихся – 2 часа в учебную неделю, т.е. 68 часов за учебный год – 136 часов за курс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть – Кутского муниципального образования

Иркутской области

Рассмотрена:                                                                                           Согласована:                                                                                           Утверждена:

на заседании ШМО                                                          заместитель директора по                                          Приказом МОУ СОШ 5 УКМО № 153 -од.                                                          

гуманитарного цикла                                                  УВР МОУ СОШ № 5 УКМО                                                                              «01» сентября  2021 г.                                                        

протокол № 1                                                                                      А.А.Шаманова                                                                  

«31» августа 2021 г.                                                                «31» августа 2021 г.                                                                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по предмету «Обществознание»

базовый уровень.  10-11 класс

 (срок реализации 2 года)

Составитель программы:

Матафонова Алёна Владимировна –

учитель истории первой категории

МОУ СОШ № 5 УКМО.

г. Усть – Кут

2021 год.

        Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з)Образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 5 УКМО, реализующей ФГОС на уровне среднего общего образования (для 10 - 11 классов).

      Рабочая программа включает в себя планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.

      Место учебного процесса «Обществознание» в учебном плане – обязательная часть.

      Уровень подготовки учащихся – 2 часа в учебную неделю, т.е. 68 часов за учебный год – 136 часов за курс.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

      В результате изучения учебного предмета "Обществознание" на уровне среднего общего образования:

      Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Выделять черты социальной сущности человека;
  • определять роль духовных ценностей в обществе;
  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
  • различать виды искусства;
  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
  • выявлять особенности научного познания;
  • различать абсолютную и относительную истины;
  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

  • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
  • формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

  • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
  • конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
  • объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
  • оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
  • различать формы бизнеса;
  • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
  • различать экономические и бухгалтерские издержки;
  • приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
  • различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
  • различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
  • выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
  • определять причины безработицы, различать ее виды;
  • высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
  • объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
  • анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
  • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
  • высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
  • различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
  • различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

  • Выделять критерии социальной стратификации;
  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
  • конкретизировать примерами виды социальных норм;
  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

  • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
  • различать политическую власть и другие виды власти;
  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
  • высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
  • раскрывать роль и функции политической системы;
  • характеризовать государство как центральный институт политической системы;
  • различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
  • обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
  • характеризовать демократическую избирательную систему;
  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
  • конкретизировать примерами роль политической идеологии;
  • раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
  • оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
  • иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
  • различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
  • выделять основные элементы системы права;
  • выстраивать иерархию нормативных актов;
  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
  • различать понятия "права человека" и "права гражданина", ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
  • раскрывать содержание гражданских правоотношений;
  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
  • различать организационно-правовые формы предприятий;
  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
  • давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

       Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
  • характеризовать основные методы научного познания;
  • выявлять особенности социального познания;
  • различать типы мировоззрений;
  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Экономика

  • Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
  • выявлять противоречия рынка;
  • раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
  • раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
  • обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
  • различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
  • определять практическое назначение основных функций менеджмента;
  • определять место маркетинга в деятельности организации;
  • применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
  • оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
  • раскрывать фазы экономического цикла;
  • высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
  • извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

  • Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
  • анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
  • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
  • толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
  • находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
  • выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
  • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
  • анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

  • Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
  • выделять основные этапы избирательной кампании;
  • в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
  • отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
  • самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
  • характеризовать особенности политического процесса в России;
  • анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений

  • Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
  • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
  • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
  • ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
  • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
  • прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
  • характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Содержание учебного курса «Обществознание» 10 класс. (68 ч)

Глава 1. Человек в обществе. (23 ч)

       Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества. Общество и природа. Общество и культура. Общество в узком и широком смысле. Признаки общества. Взаимосвязь сфер общества. Противоречивость воздействия людей на природу. Феномен «второй природы». Глобальные экологические проблемы. Материальная культура. Социально- философские идеи нового времени. Теория общественного договора. Экономические воззрения А. Смита. Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И.Канта и Г. Гегеля. Кантовский моральный императив. Зарождение социологии как отрасли научного знания. Человек как продукт биологический, социальной, культурной эволюции. Науки о человеке. Влияние научно-технического прогресса на природу. Антропогенные нагрузки. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Типы мировоззрения. Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности. Потребности, интересы, мотивы. Виды деятельности: творческая, игровая, трудовая, учебная. Знание в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики, рационалисты, агностики. Истина, ее объективность и критерии. Абсолютная и относительная истина. Научное мышление и ненаучное. Мифология, жизненный опыт, здравый смысл. Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Свобода и ответственность личности. Самопознание и самооценка. Глобальная угроза терроризма. Международный терроризм. 

Повторение и обобщение по теме: «Человек в обществе»

     Глава 2. Общество как мир культуры. (17 ч)

Духовная культура. Понятие культура. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство. Народная, массовая и элитарная культуры. Искусство, его формы и направления. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Этики науки. Образование. Религия в современном мире. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России и современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Средства массовой информации и культура. Духовный мир личности. Интеграция личности в систему национальной и мировой культур. Духовные ценности. Путь к духовной личности. Российский менталитет. Социальное мышление.

Повторение и обобщение по теме: «Общество как мир культуры»

      Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений. (27 ч).

 Социальные нормы. Функции и сущность права. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Отрасли права. Источники права. Виды нормативных документов. Система права Российской Федерации. Конституционное право РФ. Административное право. Понятие и нормы гражданского права. Трудовое право. Уголовное право. Правомерное поведение. Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Процессуальные отрасли права. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовые основы антитеррористической политики РФ.

Повторение и обобщение по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»

Итоговое повторение – 1 час

11 КЛАСС (68 ч)

         Глава 1. Экономическая жизнь общества. (24 ч).

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Повторение и обобщение по теме: «Экономическая жизнь общества»

        Глава 2. Социальная сфера (19 ч)

Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальная стратификация и неравенство. Социальный статус личности и группы. Оценка значимости социальных позиций: авторитет, престиж. Многообразие социальных ролей. Социальная мобильность. Социальные нормы и социальный контроль. Отклоняющееся поведение. Преступность. Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Виды и типы семьи. Особенности современной семьи. Тенденции развития семьи в современном обществе. Социальные процессы в современной России. Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Появление новых социальных групп. Проблема становления среднего класса. Политика государства в области социальных отношений. Этнические общности. Этническое многообразие человечества. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения в современном мире. Национальная политика. Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Возрастная стратификация. Особенности социализации молодых людей. Специфические общественные функции молодежи.

Повторение и обобщение по теме: «Социальная сфера»

      Глава 3. Политическая жизнь общества. (24 ч)

Роль политической системы в жизни общества. Структура и сущность политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Политический режим. Политическое управление. Деятельность государственного аппарата в управленческом процессе. Признаки правового государства. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Демократия, ее принципы и политические механизмы. Политический плюрализм. Многопартийность и партийные системы. Парламентаризм. Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность Политический терроризм. Современный этап мирового развития. Целостность и противоречивость современного мира. Приоритеты внутреннего развития страны. Суверенная демократия. Своеобразие геоэкономического пространства. Скрытые ресурсы экономического роста. Необходимость постиндустриальной модернизации. Взаимосвязь глобальных проблем. Угрозы и вызовы. Демографический вызов. Экологический вызов. Экономический вызов. Социальный вызов. Военный и террористический вызовы. Общенациональные приоритеты России. Бедность – это несправедливость. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность. Что мы можем сами?

Повторение и обобщение по теме: «Политическая жизнь общества»

Итоговое повторение – 1 час

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание учебного курса «Обществознание»

Наименование разделов, тем

Виды учебной деятельности

10 класс. (68 ч)

1

Глава 1. Человек в обществе. 23 ч

  • Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.
  • Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.
  • Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.
  • Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс» приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.
  • Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития)
  • Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем

2

Глава 2. Общество как мир культуры.17 ч

  • Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии.
  • Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.
  • Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.
  • Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию.
  • Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.
  • Определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму.

3

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений. 27ч

  • Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике подходов к определению права.
  • Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие роль системы права в регулировании общественных отношений. Описывать взаимосвязь права и закона.
  • Исследовать существующие между ними различия; разъяснять сущность права, его различные значения
  • определять, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений
  • раскрывать общие черты и специфику отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления, применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
  • систематизировать общие черты и специфику отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; использовать социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

4.

Итоговое повторение

Использовать основные положения курса, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

11 КЛАСС (68 ч)

Наименование разделов, тем

Виды учебной деятельности

Глава 1. Экономическая жизнь общества. (24ч)

1

Глава 1. Экономическая жизнь общества. (24ч)

  • Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.
  • Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.
  • Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.
  • Описывать действие рыночного механизма формирования рыночных цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества.
  • Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства.
  • Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства.
  • Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.
  • Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет» Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.
  • Называть основные источники доходов граждан.
  • Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. Различать номинальные и реальные доходы граждан.
  • Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан.
  • Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности.
  • Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы.
  • Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости.
  • Оценивать собственные возможности на рынке труда.

2

Глава 2. Социальная сфера. (19ч).

  • Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях ее изменения из адаптированных источников различного типа
  • Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанные и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственной отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями.
  • Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения.
  • Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни

3

Глава 3. Политическая жизнь общества. (24ч)

  • Характеризовать власть и политику как социальные явления.
  • Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства
  • Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства
  • Раскрывать принципы правового государства
  • Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы примерами из истории, современных событий, личного опыта. Описывать различные формы участия граждан в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности
  • Называть признаки политической партии и показывать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности

4

Итоговое повторение

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Усть-Кутского муниципального учреждения

Иркутской области

                   РАССМОТРЕНО:                                                            «СОГЛАСОВАНО»:                                                                               «УТВЕРЖДЕНО»:

                   на заседании   ШМО                                                     Заместитель директора                                                          Приказом  МОУ СОШ № 5 УКМО

                   Протокол № 1                                                                МОУ СОШ № 5 УКМО                                                         № 153 – од от «01» сентября 2021г

                   «31» августа 2021 г                                                        __________А.А. Шамановой                                                                        

                                                                                                                 « 31 »   августа  2021 г.                                                

Календарно – тематическое планирование   курса «Обществознание».  

10 класс.

Составил:

Матафонова Алёна Владимировна –

учитель истории первой категории

МОУ СОШ № 5 УКМО.

г. Усть- Кут.

2021 г.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию.

       Курс обществознания    входит в число дисциплин, включённых в учебный план. Согласно учебному плану на изучение данного предмета отводится 70 часов (2 часа в неделю). Запланировано   70 часов.  

№ п/п

Дата проведения урока

Наименование раздела программы

Тема уроков

Примечание

Кодификатор

Факт

план

1.

07.09

07.09

Глава I.

Человек в обществе

20 ч

Введение. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Входной контроль

2.

Что такое общество.

3

14.09

14.09

Общество как сложная система.

1.8

4

Общество как сложная система.

1.9

5

21.09

21.09

Динамика общественного развития.

1.16

6

Динамика общественного развития.

1.17

7

28.09

28.09

Социальная сущность человека.

1.1

8

Социальная сущность человека.

9

05.10

05.10

Деятельность – способ существования людей.

1.5

10

Деятельность – способ существования людей.

11.

12.10

12.10

Познавательная и коммуникативная деятельность.

1.7

12.

Познавательная и коммуникативная деятельность.

13.

19.10

19.10

Свобода и необходимость в деятельности человека.

1.2

14

Свобода и необходимость в деятельности человека.

15

02.11

09.11

Современное общество.

1.3

16

Современное общество

1.4

17

09.11

16.11

Глобальная угроза международного терроризма.

18

Глобальная угроза международного терроризма.

19

16.11

23.11

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек в обществе»

1.18

20.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек в обществе»

21

23.11

30.11

Глава II.

Общество как мир культуры

16 ч

Духовная культура общества.

1.10

22

Духовная культура общества.

23

30.11

07.12

Духовный мир личности.

24

Духовный мир личности.

25

07.12

07.12

Мораль.

1.15

26

Мораль.

27

14.12

14.12

Наука и образование.

1.11

28

Наука и образование

1.12

29

21.12

21.12

Религия и религиозные организации.

1.13

30

Религия и религиозные организации

31

11.01

11.01

Искусство.

1.14

32

Искусство.

33

18.01

Массовая культура.

34

Массовая культура.

35

25.01

Повторительно – обобщающий урок по главе «Общество как мир культуры»

36

Повторительно – обобщающий урок по главе «Общество как мир культуры»

37

01.02

Глава III.

Правовое регулирование общественных отношений

26 ч

Современные подходы к пониманию права.

38

Современные подходы к пониманию права.

39

08.02

Право в системе социальных норм.

5.1

40

Право в системе социальных норм.

41

15.02

Источники права.

42

Правоотношения и правонарушения.

43

22.02

Предпосылки правомерного поведения

5.5

44

Предпосылки правомерного поведения.

45

01.03

Гражданин РФ.

46

Гражданское право.

47

15.03

Семейное право.

5.17

48

Семейное право.

5.6

49

29.03

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

5.10

50

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

51

05.04

Экологическое право.

5.9

52

Экологическое право.

53

12.04

Процессуальные отрасли права.

54

Процессуальные отрасли права.

55

19.04

Конституционное судопроизводство

5.12

56

Конституционное судопроизводство

 

57

26.04

Международная защита прав человека.         

58

Международная защита прав человека.

5.4

59

17.05

Правовые основы антитеррористической политики в РФ.

60

Человек в ХХI веке.

5.13

61

24.05

Урок предоставления результатов проектной деятельности по темам главы III «Правовое регулирование общественных отношений»

62

Итоговое повторение по курсу обществознания.

Календарно- тематическое планирование уроков обществознания. 11 класс.

        Курс обществознания    входит в число дисциплин, включённых в учебный план. Согласно учебному плану на изучение данного предмета отводится 68 часов (2 часа в неделю). В связи с выходом обучающихся 11 класса на итоговую аттестацию в мае и сокращением учебного времени, рабочая программа в данном классе запланирована на 64 часа. Праздничный день - 23 февраля.

№ п/п

Дата проведения урока

Тема уроков

Примечание

Кодификатор

Факт

план

Глава 1. Экономическая жизнь общества .26 ч

1.

08.09

Роль экономики в жизни общества

2.

Роль экономики в жизни общества. Входной контроль

3

15.09

Экономика: наука и хозяйство

2.1

4

Экономика: наука и хозяйство

2.2

5

22.09

Экономический рост и развитие

2.2

6

Экономический рост и развитие

2.11

7

29.09

Рыночные отношения в экономике

2.4

8

Рыночные отношения в экономике

2.13-2.14

9

06.10

Фирма в экономике

2.5

10

Фирма в экономике

11

13.10

Правовые основы предпринимательской деятельности

12

Правовые основы предпринимательской деятельности

13

20.10

Слагаемые успеха в бизнесе

14

Слагаемые успеха в бизнесе

15

03.11

Экономика и государство

2.12

16

Экономика и государство

17

10.11

Финансы в экономике

2.6, 2.10

18

Финансы в экономике

2.7 -2.8

19

17.11

Занятость и безработица

2.9

20

Занятость и безработица

21

24.11

Мировая экономика

2.15

22

Мировая экономика

23

01.12

Экономическая культура

2.16

24

Экономическая культура

25.

08.12

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Экономическая жизнь общества»

26

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Экономическая жизнь общества»

Глава 2. Социальная сфера. 16 ч.

27

15.12

Социальная структура общества

3.1-3.2

28

Социальная структура общества

29

22.12

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

3.11

30

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

31

12.01

Нации и межнациональные отношения

3.4-3.5

32

Нации и межнациональные отношения

33

19.01

Семья и быт

3.10

34

Семья и быт

35

26.01

Гендер — социальный пол

36

Гендер — социальный пол

37

02.02

Молодёжь в современном обществе

3.3

38

Молодёжь в современном обществе

39.

09.02

Демографическая ситуация в современной России

40

Демографическая ситуация в современной России

41

16.02

Повторительно-обобщающие уроки по главе II «Социальная сфера общества».

42

Повторительно-обобщающие уроки по главе II «Социальная сфера общества».

Глава 3. Политическая жизнь общества. 28 ч

43

02.03

Политика и власть

4.1

44

Политика и власть

45

09.03

Политическая система

4.3

46

Политическая система

4.4-4.5

47

16.03

Гражданское общество и правовое государство

4.6

48

Гражданское общество и правовое государство

49

30.03

Демократические выборы

4.9

50

Демократические выборы

51

06.04

Политические партии и партийные системы

4.7-4.8

52

Политические партии и партийные системы

53

13.04

Политическая элита и политическое лидерство

54

Политическая элита и политическое лидерство

55

20.04

Промежуточная аттестация ( в формате ЕГЭ)

56

 

57

27.04

Политическое сознание и политическое поведение

58

Политическое сознание и политическое поведение

59

04.05

Политический процесс и культура политического участия

60

Политический процесс и культура политического участия

61

11.05

Повторительно-обобщающие уроки по главе III «Политическая жизнь общества»

62

Повторительно-обобщающие уроки по главе III «Политическая жизнь общества»

Итоговое повторение. 2 ч

63

18.05

Заключение. Взгляд в будущее

64

Итоговое обобщение: понятийный аппарат, написание мини - сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....