Практическая работа по теме "Связи в обществе" на «Формирование читательской грамотности»
методическая разработка по обществознанию

Канаева Алла Сергеевна

 Данная практическая работа дана на формирование читательской грамотности. В данной работе проверяются  умения: 

- находить и извлекать информацию;

- интегрировать и интерпритировать информацию;

- осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyazi_v_obshchestve.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

СВЯЗИ В ОБЩЕСТВЕ

Почему выжил Робинзон

В начале XVIII века английский писатель Даниэль Дефо написал свою известную на весь мир книгу о Робинзоне Крузо — человеке, которому удалось выжить после кораблекрушения, добраться вплавь до необитаемого острова, прожить на нём 28 лет и вернуться на родину.

Задумаемся: что помогло Робинзону остаться в живых? Ответ не так уж и сложен: те невидимые связи с обществом, в котором он родился, вырос и жил. У него были разносторонние знания, опыт и взятые с корабля вещи, необходимые для жизни: съестные припасы, одежда, плотницкие инструменты, ружья и пистолеты, дробь и порох, сабли, пилы, топор и молоток. То есть он обладал многими достижениями западной цивилизации того времени. А разнообразные умения Робинзона, его трудовые навыки помогли ему построить хорошо укрытое и защищённое жилище, изготовить одежду и посуду, засеять поля ячменём и рисом, приручить диких коз, которые водились на острове и стали стабильным источником мяса и молока, а также шкур для изготовления одежды.

В наше время имя Робинзона стало нарицательным. Оно встречается в названиях кафе, телевизионных шоу, фильмов, интернет-сайтов.

О типах взаимодействий

Для каждого человека общество начинается с его связей с другими людьми, взаимодействия с ними.

Типы этих связей, этих взаимодействий могут быть различными.

Люди могут находиться в непосредственной социальной связи — воспринимать друг друга органами чувств, например видеть, слышать, чувствовать прикосновения.

Каждый участник такой связи оказывает воздействие на других участников и испытывает их воздействие на себе. Оно может изменить, например, способы общения, цели, намерения, моральные ценности.

Другой тип взаимодействия — это опосредованная социальная связь. Она возникает между людьми, разделёнными либо временными, либо географическими рамками. Люди могут находиться далеко друг от друга, но сотрудничать, например, в процессе производства на основе разделения труда. Так, те, кто выращивает пшеницу, взаимодействуют с людьми, выпекающими из этой пшеницы хлеб, хотя они никогда не видели друг друга. Подобная опосредованная связь возможна и в области искусства, и в политической деятельности, и в прочих областях.

Особый тип связи устанавливается между людьми разных времён. Её можно назвать связью-преемственностью. Человек в современном обществе опирается на культуру, идеи, ценности (материальные и духовные), созданные людьми, жившими до него. Эта связь представляет собой воздействие прошлого на настоящее.

Крупнейший русский и американский социолог XX века Питирим Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен:

1)        обмен идеями (представлениями, убеждениями, мнениями и т. д.);

2)        обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;

3)        обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоционального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).

Можно также говорить о взаимодействии профессиональном (представителей одной и разных профессий), семейно-родственном (супругов, родителей и детей и т. п.), территориально-поселенческом (жителей той или иной местности) и др.

Из жизни президента

В кабинете президента США Теодора Рузвельта висел прекрасный портрет его выдающегося предшественника Авраама Линкольна. «Часто, когда мне нужно было принять какое-то решение по сложному и запутанному вопросу, когда возникали столкновения прав и интересов,— говорил Рузвельт,— я смотрел на Линкольна и старался представить себе, как бы он поступил при таких же обстоятельствах. Вам это может показаться странным, но, скажу откровенно, мне казалось, что это облегчало разрешение моих трудностей».

Мы вместе

Каждый из нас в повседневной жизни вступает во взаимодействие с разными людьми, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, круга друзей. Такое повседневное межличностное взаимодействие называют взаимодействием на микроуровне.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, сфер и даже общества в целом.

Власть и право превращают людей в соучастников управления обществом, его системами, институтами, а политические и правовые связи людей стабилизируют все социальные связи.

Социальное взаимодействие может быть слабым или прочным, устойчивым или неустойчивым, может принимать различные формы. Но связи взаимодействия существуют между всеми людьми и объединяют их в совокупность, именуемую обществом.

(По материалам Интернета и книги «Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 1. Экономика и политика)


Практическая работа «Формирование читательской грамотности»

Инструкция по выполнению работы

  1. Выберите для работы один из трёх предложенных составных текстов.
  2. Составьте задания/вопросы, направленные на развитие читательской грамотности у обучающихся. Количество заданий – 8. При составлении заданий ориентируйтесь на перечень читательских умений (см. Приложение).

Важно!

  • По первому умению «Находить и извлекать информацию» должно быть составлено 3 задания/вопроса;

По второму умению «Интегрировать и интерпретировать информацию» - 3 задания/вопроса;

По третьему умению «Осмысливать и оценивать содержание и форму текста» - 2 задания/вопроса.

  • Обязательно должны быть следующие типы заданий:

- выбор всех правильных ответов;

- задания на сопоставления;

- задания с развернутым ответом;

- задания на исключение неправильных утверждений.

  1. Файл с ответом озаглавьте своей фамилией и прикрепите в поле для ответов.

Практическая работа оценивается по системе зачет/незачет.

Зачет выставляется при выполнении всех перечисленных требований к практической работе.

 

         Название выбранного для работы текста - Связи в обществе.

Формируемые умения/деятельность ученика

Задания

Ответы

1. Находить и извлекать информацию.

1.2.1.Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

Отметьте одно верное утверждение:

Через сколько лет Робинзон Крузо сумел вернуться на родину?

1) 27

2)28

3)29

2)

1. Находить и извлекать информацию.

1.2.2.Находить одну или  несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

К какому типу взаимодействия относится взаимодействие с одноклассниками?

1)непосредственная социальная связь

2)опосредованная социальная связь

3)связь-преемственность

1)

1. Находить и извлекать информацию.

1.2.2.Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

Как в учебной литературе классифицируются основные формы взаимодействия? Найдите и выпишите данные формы.

Три основные формы:

кооперация, конкуренция,  конфликт

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

Что помогло Робинзону Крузо выжить в изоляции от общества?

Разносторонние знания, опыт, взятые с корабля вещи, необходимые для жизни, трудовые навыки.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.5.Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

Определите типы взаимодействия между людьми по иллюстрациям в тексте

Непосредственная социальная связь

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (тезис- пример)

Установите соответствие между типами взаимодействия и их содержанием

1В, 2А, 3Б.

Типы взаимодействия

Содержание

1)обмен идеями

А)Любовь, ненависть, презрение

2)обмен чувствами

Б)Согласование действий

3)обмен волевыми импульсами

В)Представление, убеждение, мнение

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.7. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

Как вы думаете, возможно ли жить в обществе и быть свободным от него?

Отметьте ответ  и обоснуйте его.

Да

Нет

Обоснование:  Нет. С детства каждый человек тесно связан с обществом. Семья, детский сад, школа, дальше учёба, работа. Находясь в обществе, человек преодолевает разные трудности. Чтобы поддерживать комфорт и порядок в обществе, необходимы действия многих людей. Без общества человек не имеет возможности развиваться, либо останавливается в развитии. Поэтому не может. Ведь с помощью усилий каждого человека создаются условия жизни общества в целом.

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста

Докажите, что стабильность общества обусловлена  социальным взаимодействием людей?

Разделённое общество нестабильно и способно привести его к гибели. Для стабильности общества необходимо организовать и упорядочить возникающие общественные отношения, вводить определённые правила взаимодействия. Если у людей будут общие интересы, сформируются общие правила поведения,  разрешатся конфликты, общество будет стабильным.


Приложение

Читательские умения

1. Находить и извлекать информацию

1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

  1.  Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

  1. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
  1. Определять наличие/отсутствие информации

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

  1.  Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

  1.  Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

  1. Понимать назначение структурной единицы текста
  2. Оценивать полноту, достоверность информации
  3. Оценивать нейтральность (объективность) источника информации

3.6 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.7 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

3.8 Различать факт и мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Решение практических задач по формированию читательской грамотности"

Решение практических задач по формированиючитательской грамотности...

практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра

1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Презентация "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся."...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...