Конспект урока по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Канаева Алла Сергеевна

Разработка урока по обществознанию 6 класс, по теме "Общение". Учебник 6 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

                  

                                       

  6 класс                                        

  Тема «Общение»    

                                                              

Цель урока: уметь самостоятельно добывать знания, строить межличностные отношения  на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания в обычной жизни.

Планируемые результаты:

Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения, умение слушать других.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент.

 Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Прошу Вас повернуться  друг к другу, улыбнуться и поприветствовать, подарив всем своё хорошее настроение.

Учитель: Но прежде чем начать наш урок, давайте повторим правила нашей работы:

1.Уважаем друг друга: внимательно слушаем отвечающего, не выкрикиваем, не перебиваем, ждём своей очереди.

2.Оцениваем ответ, а не человека.

3.Ничего не придумываем, отвечаем откровенно и искренне.

 2.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: На такой позитивной ноте давайте и продолжим наш урок.

 Предлагаю вашему вниманию сюжет из юмористического журнала “Ералаш”.

  Видеосюжет.

 Вопрос. Почему внук не понял дедушку?

Учитель: А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Ребята, а сейчас я бы хотела, чтобы вы мне объяснили, как понимаете вот это высказывание.

   А. Сент-Экзюпери: Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”.

(Высказывание А. Сент-Экзюпери побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.)

Дети выражают свое понимание мысли А. Сент-Экзюпери.

-благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;

- усваивают правила поведения и применяют их на практике;

общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;

любой человек оценивает себя как бы глазами других людей;

 чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе;

 речь – черта, отличающая человека от животного;

 общение присуще только человеку;

 через общение человек получает знания об окружающем мире;

 общение позволяет усвоить нравственные ценности;

 благодаря общению люди учатся оценивать поступки;

 усваивают правила поведения и применяют их на практике;

 общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;

 через общение человек получает сведения о самом себе.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже довольно долго  рассуждаем, а может,   кто- то  догадался, какая сегодня будет тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”.

Учитель: Да ребята, вы совершенно правы. Тема урока   «Общение».

 Откройте тетради и запишите тему урока. (запись в тетради)

 Мы с вами живем среди людей.                                                            

Наше время -    время активных, предприимчивых деловых людей.

 Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся 

расширить свои знания по этой теме.

Учитель: 

Ребята приведите свои примеры общения?

 (обучающиеся приводят  свои примеры)

Человек читает книгу –

Смотрит спектакль …

Говорит по телефону…

Выступление с лекцией………….

Беседа с другом………………….

Посещение выставки, музея…..

Учитель: Общение-это широкое и многоплановое понятие. 

 Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

Я скажу вам больше. Общение - это один из самых главных видов деятельности человека.
Мы сегодня на уроке тоже с вами общаемся.
  

      

3. Актуализация знаний учащихся.   

Учитель: Ребята, давайте вспомним, из чего состоит любая деятельность?

Ученики отвечают на вопрос учителя. 

 (Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.)

 Учитель: Давайте попытаемся сформулировать цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока.

Цель: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей, способы и правила общения, умение слышать друг друга.

Учитель: А чтобы реализовать нашу цель  давайте составим план нашего с вами общения. ( организует работу обучающихся по составленному плану) .

       План.

1. Что такое общение.
2. Способы общения.

3. Правила общения. 

       

4 .Открытие нового знания.

Учитель: Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение”

(Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение)

Учитель: Какие ассоциации у вас вызывает слово общение?

Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”.

 Учитель на экране высвечивает кластер.

общение

-обмен информацией;                                         - обмен опытом

-взаимопонимание              - деловые отношения

- дружеские отношения                - взаимодействие

Учитель: Из каких источников мы ещё можем узнать,  что такое общение?
 (Ученики отвечают на вопрос учителя,  что  можно  посмотреть в словарях.)

5. Работа в группах со словарями.

Учитель:  А сейчас мы поработаем с вами исследователями  в группах.

1  – это группа «ФИЛОСОФЫ»

2 – это группа «ПСИХОЛОГИ»

3  – это группа  «ЭТИМОЛОГИ»

На столах у вас лежат выдержки из словарей. Внимательно прочитайте определения понятия «общение», проанализируйте и подберите дополнения к составленному кластеру.

Учитель контролирует выполнение работы.

Философский словарь:  

 “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей).  В  результате, которого  происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности

Психологический словарь:

   “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

 В толковом словаре В. Даля:

  слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Учитель: Вы все  большие молодцы, справились с поставленной задачей, а теперь давайте обратимся к нашему учебнику на стр.67, 108. 

Как автор Боголюбов даёт нам объяснение понятия «ОБЩЕНИЕ».  Дети работают с текстом и называют определение.

ОБЩЕНИЕ - взаимные деловые или дружеские отношения людей.

ОБЩЕНИЕ – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности.

 Работа в тетрадях.

Учитель: Молодцы! А сейчас, запишем это определение к себе в тетрадь. Их необходимо заполнить.

Учитель: Общение – это великая благость. Мы счастливы тем, что можем говорить, толковать, заявлять, беседовать. В процессе эволюции речевой аппарат человека основательно развился - и вот уже в течение длительного исторического периода люди не испытывают сложностей в разговорах друг с другом. Общаться не всегда легко, но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки.

Работа парами.

Учитель: А теперь поработаем в парах и выполним задание. Оно заключается в том, чтобы из половинок фраз, которые находятся в конвертах на ваших столах, составить пословицу. Кто готов поднимает руку.

 Слово не стрела, а в сердце язвит.

 Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

 Много наговорено, да мало переварено.

 Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет.

 Больше думай, меньше говори.
Думай дважды – 
говори раз.
Где общение
, там и примирение.
 Где общение, там и мир.
Говорить – не устать, было б что сказать.
Все мы говорим, да слушать порой некому.
В иное время не надо знать, что люди говорят.
Во сне проговорился – наяву поплатился.
Где говорят деньги, там молчит совесть.

Выполнение задания по группам.

1.Перед вами перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу

Качества, помогающие общению

Качества, мешающие общению

Дружелюбие                              Любознательность

Внимательность                        Жадность

Высокомерие                             Уважение

Равнодушие                                Подлость

Отзывчивость                          Зависть

Честность                                 Целеустремленность

Доброта                                   Гнев

Общительность,                      Восторг

 Чувство юмора                       Уважение

Учитель: Ребята, но для чего люди общаются?

Каким образом происходит общение?                                                  

   Задание: используя приём «Мозговой штурм», выскажите свои предположения на тему : « Для чего человеку необходимо общение?»

(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)                                                                                                                              Давайте рассмотрим средства общения.

 О них вы узнаете, прочитав  в учебнике на с.68-69. (Ученики работают с учебником, стр. 68, тетрадью)

Учитель:   Назовите цели общения?

Называют цели общения:

- обмен информацией

- узнать что-то новое

- установление взаимопонимания

Поделиться радостями или огорчениями

посоветоваться

Учитель: Назовите средства общения?

Называют средства общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос, взгляд, поза, движения.)

 5. Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление.

Учитель: Выполним следующее задание. Перед Вами список средств, используемых в общении. Распределите их по столбцам таблицы.

                                                               Средства

Речевое общение

Неречевое общение

Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент, мелодия, цветы.

                                 Самостоятельная работа

Давайте составим памятку  «Правила общения».  

Кто готов? Давайте зачитаем.

Правила общения:

Будьте доброжелательны и вежливы.

Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.

Говорите правильно, четко, без лишних слов.

Подбирайте слова, понятные собеседнику.

Не перебивайте собеседника, умейте слушать.

1.Проявлять терпение: не прерывать, не мешать. Помни, что задача слушающего – помочь в выражении проблем говорящего.

2. Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить тебе.

3. Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточься на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь.

4. Не давай советов: помни, что лучшие решения – это те, к которым человек приходит сам, а не те, которые кто – то подсказал.

5. Не слушай своего собеседника и старайся увидать в его словах и позиции отрицательные моменты.

 6. Этап обобщения и коррекции полученных результатов.

Учитель: Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами.

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».

Предлагаю выполнить следующее задание.

Учитель: Заполните таблицу «Особенности общения со сверстниками, старшими и с младшими».

Особенности общения

Со сверстниками

Со старшими

С младшими

 Найдите в приведенном ниже списке примеры особенностей общения (можно добавить от себя).

- Рассмотри в качестве примера любую ситуацию из своей жизни, в которой ты проявляешь себя в общении?

обязательное возникновение конфликта

уважение к возрасту старших

сложность с пониманием относиться к фантазиям младших

общение подразумевает полное равенство

для родителей их дети всегда выступают в роли ребенка

Давайте сравним результаты со слайдом.

«Особенности общения со сверстниками, старшими и с младшими».

Особенности общения

Со сверстниками

Со старшими

С младшими

Возникновение конфликта

Возникновение конфликта

Сложность с пониманием относиться к фантазиям младшим

Общение подразумевает полное равенство

Уважение к возрасту старших

Для родителей их дети всегда выступают в роли ребёнка

 Тест.                                                                                                                                                                                                                                                                 А 1)    Взаимные, деловые или дружеские отношения людей:

А) общение          Б) ритуал   В) деятельность      Г) нормы

А 2). Какое качество особенно ценится в общении?

А) умение интересно рассказывать

Б) умение слушать

В) умение рассмешить

Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами

А 3).Общение – это

а) удовольствие;

б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;

в) дружба

г) любовь

А 4). Верны ли суждения об общении:

а) существует как речевое, так и неречевое общение;

 б) даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?

а) верно только а            в) верны оба суждения

б) верно только б            г) оба суждения неверны

А 5). Верны ли суждения о целях общения: а) в ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами; б) целью общения часто является само общение?

а) верно только а            в) верны оба суждения

б) верно только б           г) оба суждения неверны  

Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу. 

  Ответы: 1- а 2- б  3- б   4- а 5 – в.

0 ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

Более 3 ошибок - 2

7.Рефлексия  

Учитель: итак, ребята, мы рассмотрели все пункты плана.

Давайте вспомним, какую же цель мы поставили в начале урока. (выяснить, что такое общение и его роль в жизни людей).

Скажите, мы достигли цели урока?

Тогда нам остается закрепить полученные знания.

Вы любите играть? Я предлагаю с помощью игры «крестики-нолики», которая даст возможность заработать дополнительные баллы. Вы любите играть в эту игру?

На партах у вас лежат листочки с игровым полем. Возьмите их. Я буду читать утверждение, если вы считаете, что это утверждение верное – ставите Х, если неверное – О.

1.Общение – это взаимные деловые дружеские отношения (Х)

2.Мы можем общаться с помощью и речи и жестов (Х)

3.Для того, чтобы общение приносило удовольствие, надо придерживаться правил общения (Х)

4.Неречевое общение существует только в форме жестов (О)

5.В ходе общения происходит обмен информацией (Х)

6.Общение происходит только в семье (О)

7.Общение всегда приносит удовольствие (О)

8.Результатом общения можно считать развитие самого человека (Х)

9.Жесты и мимика относятся к речевому (вербальному) способу общения (О)

Проверка (подсчет) общих баллов и выставление оценок.

 

Домашнее задание. 

 Параграф 8 (пересказ), записи в тетради, составление синквейна на тему «Общение»

Итог урока.

Учитель: Ребята! Общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие.  Но, ребята, при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами поэтому: Я хочу вам всем подарить на память формулу правильного общения.

“Попробуйте 
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться. 
Не орать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить”.

И всё у вас получится!

Благодарю вас за урок истинного общения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...