Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс)

в соответствии ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obshchestvoznanie_8_klass.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

« Цыбинская средняя общеобразовательная школа»

                                 

                     

                                   УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _______

Рабочая программа

учебного предмета   «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

                                                                       

(базовый уровень)

для 8 класса

Составитель

Ногач Т.А., учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2018г

 Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»

 -      соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г . № 1897 с последующими изменениями - http://standart.edu.ru/;

 -составлена в соответствии с требованиями:

- Основной образовательной программы  основного общего образования для 5 – 9 классов МОУ «Цыбинская СОШ» (утверждена приказом №  75-ОД от 26   августа 2019г.)  

- Учебного  плана МОУ « Цыбинская СОШ » на 2019 - 2020 уч.г.

 На основе авторской программы под редакцией  Л.  Н.  Боголюбова «Рабочие  программы. Обществознание. 5—9 классы», М, Просвещение, 2014г.  с  изменениями;

   

В программу были внесены изменения:

  1. Добавлен вводный урок.
  2. Тема «Личность и общество» вместо 5 ч., рассчитана на 13 ч., в том числе добавлен урок-практикум и  добавлен повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектов.
  3. Тема «Сфера духовной культуры», вместо 7 ч., содержит 10 ч., в том числе добавлен урок-практикум и  добавлен повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектов.
  4. Тема «Социальная сфера», содержит вместо 4 ч., 8 ч., в том числе добавлен урок-практикум и  добавлен повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектов
  5. Тема «Экономика», содержит вместо 12 ч., содержит 28 ч. с целью выполнения регионального компонента, в том числе добавлен урок-практикум и  добавлен повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектов.
  6.  распределено на  повторительно-обобщающие уроки -3 часа
  7. Резерв –4 ч,.

Предмет «Обществознание» относится к обязательной части учебного плана. По учебному плану школы на 2019-2020 уч.год  предмету  «Обществознание,», базовый уровень, в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Программа реализуется на основе учебника – Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2015 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета 

Личностные результаты:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты  изучения обществознания  проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами  являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

     

Ученик научится:

  • понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей;

понимать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные

отношения.

понимать общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной

жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы;

межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы

ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между

поколениями;

наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества;

принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире;

опасность политического экстремизма;

 возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни

современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и

государства;

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных

отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности

людей в различных сферах;

Ученик получит возможность научиться:

наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с

опорой на экономические знания;

характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя.

   

Содержание учебного предмета 8 класс (68 ч. )

Введение (1 ч.)

Тема 1. Личность и общество (13 ч)

Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?

Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?

Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.

 Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие  человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.

Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью? практикум по теме «Личность и общество». Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество».

Тема 2. Сфера духовной культуры (10 ч)

Сфера духовной жизни.  Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие  культуры в современной России.

Мораль.  Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали.  Добро и зло.

Долг и совесть. Что такое долг. Долг  общественный  и  долг  моральный. Совесть.

Моральный выбор- это ответственность. Моральный выбор. Свобода- это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной  науки.

Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения.  Свобода совести, свобода вероисповедания.. практикум по теме «Сфера духовной культуры» Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры».

Тема 3. Социальная сфера (8 ч)

Социальная структура общества.  Что такое социальная структура? Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их  разрешения.

Социальный статусы  и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.

Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и  традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это?» практикум по теме «Социальная сфера». Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера».

Тема 4. Экономика (29 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Главные  вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.

Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности.

Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.  «Невидимая рука» рынка.

Производство- основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и  ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.

Роль государства в экономике. Зачем экономике государство.  Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы  прав потребителя.

Инфляция и семейная экономика. Номинальные  и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Безработица. Безработица- спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют. практикум по теме «Экономика» .Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика»

Урок обобщающего повторения (3 ч.).

Резервный урок (3 ч.)

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Введение

1 ч.

Личность и общество

13 ч

Сфера духовной культуры

10 ч

Социальная сфера

8 ч

Экономика

29 ч

Урок обобщающего повторения

3 ч.

Резервный урок

3 ч.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР __________/  Ногач Т.А./

«26»  августа 2019 г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

 протокол № 1 от «30» августа 2020г.

Руководитель ШМО _____________ /  Горнякова Т.А../

Календарно – тематическое планирование

по «Обществознанию»  

8 класс (68 часов)

№ урока

по

порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1

1

Введение.

Инструктаж по ТБ на уроках обществознания.

 (1 ч.)

Личность и общество.

(13 ч)

2

 Что делает человека человеком?

3

Человек, общество, природа.

4

Человек – венец природы?

5

Общество как форма жизнедеятельности людей.

6

Основные сферы жизни общества

7

Ступени развития общества

8

Развитие общества.

9

Глобальные проблемы современности.

10

Человек, индивид, личность.

11

Как стать личностью.

12

Урок –практикум по теме «Личность и общество»

13-14

12-13

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество»

Сфера духовной культуры. (10 ч.)

15

1

Сфера духовной культуры и её особенности

16

2

Мораль.  

17

3

Долг и совесть.

18

4

Моральный выбор - это ответственность.

19

5

Образование

20

6

Наука в современном обществе.

21

7

Религия как одна из форм культуры

22

8

Религиозные организации и объединения

23

9

Урок –практикум по теме «Сфера духовной культуры»

24

10

Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры».

Социальная сфера. (8 ч.)

25

1

Социальная структура общества

26

2

Социальные статусы  и  роли

27

3

В поисках себя. Отцы и дети.

28

4

Нации и межнациональные отношения

29

5

Межнациональные отношения в современном  обществе.

30

6

Отклоняющееся поведение.

31

7

Урок –практикум по теме «Социальная сфера»

32

8

Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера».

Экономика (29ч.)

33

1

Экономика и ее роль в жизни общества.

34

2

Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага

36

3

Главные вопросы экономики.

37

4

Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.

38

5

Собственность.

39

6

Формы собственности. Защита права собственности.

40

7

Рыночная экономика.

41

8

Рыночное равновесие.  «Невидимая рука» рынка.

42

9

Производство - основа экономики.

43

10

Факторы производства.

44

11

Разделение труда и специализация.

45

12

Предпринимательская деятельность.

46

13

Цели фирмы и  ее основные организационно-правовые формы.

47

14

Малое предпринимательство

48

15

Роль государства в экономике.

49

16

Государственный бюджет.

50

17

Распределение доходов.

51

18

Доходы граждан и прожиточный минимум

52

19

Потребление.

53

20

Экономические основы  прав потребителя.

54

21

Инфляция и семейная экономика.

55

22

Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

56

23

СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ

57

24

Безработица, ее причины и последствия.

58

25

Роль государства в обеспечении занятости.

59

26

Мировое хозяйство и международная торговля.

60

27

Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.

61

28

Урок –практикум по теме «Экономика»

62

29

Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика»

Итоговое повторение по курсу (3 ч.)

63

1

Итоговое повторение по курсу обществознания 8 класс.

64

2

Итоговое контрольное тестирование по курсу обществознания 8 класс.

65

3

Анализ итогового контрольного тестирования. Работа над ошибками. Задачи на новый учебный год.

66-68

1-4

Резерв- 3часа

Итого часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических работ

 

по программе

68

5

1

4

выполнено

 

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР __________/  Ногач Т.А./

«26»  августа 2019 г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

 протокол № 1 от «30» августа 2019 г.

Руководитель ШМО _____________ /  Горнякова Т.А../


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...