Наука в современном обществе
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс)
Конспект урока для 8 класса по обществознанию с использованием методики формирующего оценивания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nauka_v_sovremennom_obshchestve.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Яркова Светлана Николаевна | ||
Класс | 8 | |
Предмет | обществознание | |
Тема урока | Наука в современном обществе | |
Цели урока | Понимание учащимися особенностей научного знания и роли науки в современном мире, иметь представление о нравственной ответственности ученого за результаты своих исследований. | |
Критерии оценивания | -ученик знает и понимает значение понятие «наука»; -применяет знания для составления кластера и работы с документом; -участвует в работе группы и обсуждении по теме урока | |
Начало урока 7 мин | 1. Организационный момент Актуализация опорных знаний О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И разум, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель, И беззаботный созидатель – Блаженный гений и талант – Один – алмаз, другой – бриллиант, Воображенье – дерзкий странник, И восхищение творцом, Чей неизвестный нам посланник С неузнаваемым лицом И в величайших откровеньях, И в мимолётнейших прозреньях Явленью всякому дал суд – Всё достигается чрез труд." А.С. Пушкин) (слайд с достижениями науки, фото ученых) 2. Мотивационный этап. Сообщение учителя. Сегодня у вас есть возможность не только принять участие в уроке, но и оценить свое участие. Мы живем в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В современном мире нам необходимо уметь мгновенно переключаться с одной области знаний на другую, своевременно реагировать на изменение ситуации на рынке труда, иметь среднее или высшее образование, всю жизнь продолжать обучение, т.е. совершенствоваться. Так, что же в себя включает понятие «образование». Вспомним, проверим как вы усвоили пройденную тему. 3. Проверка д.з. 1. Из двух суждений выберите верный: а) образование — это целенаправленный процесс воспитания в интересах человека, семьи, общества и государства; б) образование — это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности: 1. верно только а 3) верны оба суждения 2. верно только б 4) оба суждения неверны 2. Организация учебной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей: 1. социализация 3) воспитание 2. принуждение 4) образование 3. Из двух суждений выберите верное: а) одним из принципов образования в Российской Федерации является его общедоступность; б) одним из законодательно закрепленных в Российской Федерации принципов образования является сочетание светского и религиозного образования в государственных образовательных учреждениях: 1. верно только а 3) верны оба суждения 2. верно только б 4) оба суждения неверны 4. Из двух суждений выберите верное: а) одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования; б) одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования: 1. верно только а 3) верны оба суждения 2. верно только б 4) оба суждения неверны 5.Почему в наше время так необходимо непрерывное образование? (знания требуют постоянного обновления, развития) 4. Этап актуализации знаний по предложенной теме (определение темы и целей урока) ( на слайде) Ребята, помогите восстановить пропуски. Учащиеся должны заполнить пропуски 1. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. 2. Духовная сфера жизни общества включает в себя: право, религию, образование, науку, искусство, мораль. ( слайды об ученых Нобелевских лауреатах) - Учитель : Что вы знаете о Нобелевской премии? ( ответы учащихся) Учитель: - Мне кажется информации вполне достаточно, чтобы вы назвали тему сегодняшнего урока. План: (Слайд)
Цели урока (слайд) : (Приём «Домысливание»). Предлагается тема урока и слова «помощники»: Нам предстоит узнать о ….. Мы поговорим о …… Мы сможем ….. С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока. Сообщение темы и целей урока. Постановка учебных задач. | Материал на слайдах презентации и озвучен учителем. Дети отмечают ответы буквами в тетрадях. Затем открываются ответы и критерии оценивания: 5 верных-отлично усвоил тему! 4-хорошо, но обращай внимание на детали! 3-неплохо, но есть над чем поработать, ты упускаешь много важного! Менее 3-следует приложить старание и повторить изученный материал! Самооценивание. |
Середина урока 25-27 минут | 1.Изучение нового материала: 1. Что такое наука? Возрастание роли современной науки Научное знание по своей природе является систематизированным. В нем принято выделять несколько элементов. Для наглядности предлагаю вам составить кластер к термину – «наука». Основу- схему – я показываю вам на слайде, а заполнить вам ее придется самим, используя материал учебника. Учитель организует работу групп по составлению кластера (в целях экономии времени лучше использовать заготовку с последующим заполнением) «Наука в современном мире» Работа в группах 3-6 человек с текстом учебника стр.72-73 с последующим представлением результатов работы, корректировкой учителем и другими участниками. Для наглядности пишем на доске, используя разные цвета. Учащиеся знакомятся с соответствующим разделом в учебнике и выписывают в тетради определение и отличительные признаки науки: — оперирует научными фактами; — использует категории и законы логики; — даёт систематизированные знания; — опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство и др.); — использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия). Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень: итоги наблюдений, измерений, экспериментов. Теоретический уровень: теории, законы и принципы. Далее учитель предлагает проблемный вопрос всем группам— Почему роль науки в обществе постоянно возрастает? (Роль науки в современном обществе постоянно возрастает по причине быстрого технического прогресса. Наука- главный двигатель.) Прошу группы оценить ответ какой из групп был лучшим. 2. Нравственные принципы труда ученого Учитель: На первый взгляд, наука и нравственность так далеко отстоят друг от друга, что странно даже ставить вопрос об их соотношениях и пересечениях. Получается, что между наукой и нравственностью обнаруживается разрыв, ведь исследуемые ими проблемы лежат в разных плоскостях. Но все обстоит не так просто. Ведь наука не существует в неких чисто духовных сферах, не витает над миром, она затрагивает огромное множество человеческих интересов. Работа с текстом источника «Манифест Рассела –Эйнштейна» Фронтальное чтение текста с карточек о нравственной ответственности ученых за свои исследования. Вопросы к документу: - Что означает слово «манифест»? (При затруднении обратитесь к словарю.) - С какой целью учёным предлагается собраться на международную конференцию? - Кем считают себя учёные, подписавшие данный Манифест? - В чём учёные видят опасность новой войны с использованием ядерного и водородного оружия? - Какой вопрос учёные ставят перед человечеством в данном документе? - В чём учёные видят пользу соглашения о запрещении ядерного оружия? - В чём учёные, подписавшие Манифест, видят свой общественный долг? — Какими качествами должен обладать настоящий ученый? - Должен ли он обладать высокими моральными качествами? Почему? (Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.) | 1. Данный метод является интерактивным. Возрастает глубина понимания изучаемого материала, форма кластера позволяет увидеть многомерность понятия «Наука», формируются коммуникативные навыки. Взаимооценивание 2. Овладение навыками смыслового чтения, умение формулировать и аргументировать своё мнение, познавательная активность. |
Конец урока 5 мин. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. (3 минуты) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Коренные изменения в системе научных знаний в XX веке превратили ___________(1) в непосредственную производительную силу общества. Произошло коренное, качественное преобразование ____________(2) и сельского хозяйства. Определяющими направлениями _____________(3) оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой _____________(4). Наиболее ценными качествами являются уровень _____________(5), профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. В мире возрастают требования к уровню образования и квалификации, в геометрической прогрессии возрастает использование компьютерной техники в __________(6)». Список слов: A) наука Д) производство Б) промышленность Е) образование B) политика Ж) прогресс Г) экономика Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. В ответе напишите только буквы, обозначающие соответствующее слово из Списка! Правильный ответ: АБЖГЕД. (на слайде) - самопроверка Наш урок подходит к концу. Продолжите фразы. -Мне больше всего удалось... -Мне было сложно… -Мне было интересно... Домашнее задание: Повторить тему п.9 Составление синквейна в тетради с термином «Наука» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наука в современном обществе
Охарактеризовать науку как особую систему знаний, отличительные черты науки, роль науки в современном обществе....
Наука в современном обществе
8 класс...
Наука в современном обществе
К учебнику Боголюбова "Обществознание", 8 класс....
Методическая разработка урока "Образование и наука в современном обществе"
Методическая разработка урока по обществознанию в формате ФГОС для 8 класса.Учебное пособие: учебник "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение", 2013...
Презентация "Наука в современном обществе" 8 класс
Презентация по обществознанию (учебник Боголюбова, 8 кл) "Наука в современном обществе"...
Наука в современном обществе
Разработка технологической карты урока по обществознанию (8 класс)....
Наука в современном обществе
Презентация к учебнику Л.Н.Боголюбова...