Деятельностный подход в изучении истории
статья по обществознанию

Ахпашева Агния Михайловна

Содержание деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._deyatelnostnyy_podhod._ahpasheva_a.m.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в изучении истории и обществознания в школе

   Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и умения».

   Всякое учение - деятельность. Тем не менее термин «деятельностный подход» требует некоторого разъяснения. Под таким подходом понимается планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников.

   Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников и воплощается на всех этапах планирования и организации учебного процесса – в педагогическом целеполагании, в выборе содержания, форм и средств обучения. Деятельность школьника при этом не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте, миропознания и самопознания, личностного становления и развития ребенка, подростка.

   Разработана следующая структура познавательной деятельности школьников при изучении истории.

  1. Локализация исторических событий, явлений во времени и пространстве:
  •  определение хронологической последовательности событий, их принадлежности к веку, эпохе;
  • указания периодов, этапов в ходе, исторических событий, определение местоположения различных объектов на исторической карте);
  1. Описание (реконструкция) прошлого:
  • описание исторических объектов (предметов, сооружений, письменных памятников и т.д.);
  • описание событий – рассказ о событиях, их участниках, обстоятельствах (описание на основании одного или нескольких источников, с составлением простого или сложного плана, от лица участников событий, современников, историков и т.д.).
  • описаний состояний – занятий, образа жизни и образа мысли, людей в разных обществах в разные эпохи.
  1. Работа с историческими источниками:
  •  описание внешнего вида источника (его материала, способа передачи информации, стиля, языка и т.д.);
  • нахождение (выявление) основных и дополнительных фактов, сопоставление их с другими известными данными;
  • определение назначение и принадлежности источника, характеристика его создателя (автора), отнесение источника к той или иной группе;
  • предложение о степени достоверности, объективном или субъективном характере источника.
  1.  Анализ, объяснение исторических событий и явлений:
  • соотнесение факта и процесса выявления;
  • раскрытие характерных, существенных признаков событий и явлений;
  • объяснение исторических событий, ситуаций, явлений;
  • объяснение причин и следствий, обусловленности исторических событий;
  • объяснение направленности, тенденций исторических событий и процессов.
  1. Рассмотрение версий и оценок исторических событий и личностей:
  • изложение и разъяснение содержащихся в учебной и внеучебной литературе версий и оценок;
  • сопоставительное рассмотрение нескольких оценок, выявление общего и различий;
  • суждение о том, какие взгляды, мотивы, критерии лежат в основе отдельных версий и оценок;
  • аргументированный выбор версии, оценки из числа существующих в учебной и внеурочной литературе;
  • определение и обоснование собственного отношения к событиям прошлого и настоящего.

  В преподавании истории широкое распространение получили разнообразные формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций (ролевые игры, характеристики исторических альтернатив, моделирование хода событий  и т.д.), сопоставлением версий и оценок исторических событий (диспуты, «круглые столы» и др.). Однако это не облегчает, а, скорее, усложняет выбор оптимального варианта планирования учебного процесса. При таком выборе необходимо учитывать место отдельных уроков в теме, а так же оптимальное соотношение: а) содержание исторического материала и формы его изучения; б) в содержании – обобщенных характеристик и рассмотрении конкретных событий, ситуаций; в) в деятельности – фронтальной и индивидуальной работы.

   Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодателей.

   Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность эффектно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

   Используя на уроках обществознания деятельностный подход к обучению, возможно достичь формирования ключевых компетенций у учащихся:

 - готовность к разрешению проблем,

 - технологическая компетентность,

 - готовность к самообразованию,

 - готовность к использованию информационных ресурсов,

 - готовность к социальному взаимодействию,

 - коммуникативная компетентность.

   Содержание данных компетенций позволит гражданину успешно реализовать себя в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамического развития социальных отношений.

   Решение этой задачи потребует введения в процесс преподавания современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащегося по достижению определенной цели и его самооценку. Претерпевает изменения и роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, модератора групповой дискуссии учащихся, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося. Такой технологией и является деятельностный подход к обучению старших школьников.

   Для формирования основных компетенций у учащихся необходимо применять на уроках следующие задания и моделировать следующие ситуации:

  1. Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов.
  2. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам («научная конференция», «дебаты» и др.), при подготовке к которым школьники учатся выявлять общее и отличия в одних и тех же научных и художественных текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента.
  3. Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений россиян по спорным вопросам обществознания, представление результатов опросов в виде диаграмм, коллажей.
  4. Подготовка эссе по спорным вопросам обществознания. Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными фактами, опираться на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними.
  5. Подготовка исследовательских работ к научно-практическим конференциям.

   Таким образом, вектор формирования знаний школьников при реализации деятельностного подхода к обучению обществознанию – это постепенное движение познавательной деятельности школьников от различия версий к их пониманию, анализу системы аргументов их авторов и, далее, к построению собственной аргументированной версии, соотнесенной с мнениями предшественников.

   Деятельностный подход позволяет школьникам освоить разнообразные «роли», востребованные в повседневной жизни. Среди них «аналитический обозреватель» статей на обществоведческие темы в СМИ, новинок киностудии (художественных фильмов); «журналист», пишущий на обществоведческие темы и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование деятельностного подхода при изучении темы "Создание таблиц в среде текстового процессора Word"

В основу урока была положена теория поэтапного формирования умственных действий на основе ориентировочной основы деятельности (ООД)  - текстуально или графически оформленной модели изучаемого дей...

Организационно-деятельностный подход в изучении истории Древнего мира в 5 классе гимназии.

Описание форм организации индивидуальной и коллективной игровой творческой познавательной деятельности на уроках истории древнего мира в 5 классе гимназии № 1515...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

«Важная цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер...

Системно-деятельностный подход в изучении биологии и пути его реализации.

Деятельность - это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.Системно-деятельностный подход нацеле...

Системно-деятельностный подход к изучению русского языка в современной школе

В настоящее время происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах обучения, так и в условиях, в которых приобретают знания учащиеся.  Предлагаемый подход к...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Методическая разработка. Системно-деятельностный подход в изучении темы «Контрреформация и религиозные войны в Европе» на уроках истории в 7 классе

Методическая разработка раскрывает возможности применения  системно - деятельностного подхода, лежащих в основе ФГОС, на уроках истории в 7 классе применительно к конкретной теме «Контррефо...