конспект урока по теме Конституция РФ
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Конституция РФ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_uchitel_goda.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Конституция России.
Цели урока: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи: 1. показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;
2. развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;
3. воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
ХОД УРОКА
- Оргмомент
- Изучение нового материала.
Ребята, скажите какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?
Какую информацию можно извлечь из паспорта?
Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика?
Какую информацию можно извлечь из дневника?
Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?
Так давайте подумаем о чем мы с вами будем говорить на уроке?
- Запишите пожалуйста тему урока «Конституция РФ»
Скажите, а вы знакомы с основным законом страны
Конституция – это основной закон страны. На этом уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства. Также наша задача на уроке - через изучение статей Конституции развивать умение анализировать тексты, характеризовать смысл основных понятий.
Послушайте одну древнюю причту
Китайский философ 4 в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.
Как вы думаете к чему я рассказала вам эту причту?
План
1.Исторический путь России к демократической Конституции.
2. Общая характеристика Основного закона страны.
- Что означает понятие «Конституция»? (слайд )
В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.
Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.
Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году. .(слайд )
В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века.(слайд )
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.
Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.
Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.
Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.
Потом были четыре советские Конституции (слайд ):
1918 г. – Конституция РСФСР
1924 г. – Конституция СССР
1936 г. – «сталинская» Конституция
1977 г. – «брежневская» Конституция.
Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.
Работа с текстом конституции. Рассмотрим структуру Конституции РФ. Откройте Конституцию на странице содержание. Что же представляет основной закон государства? Какова структура Конституции? Что такое преамбула? (введение. Вступление) Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).(слайд 7)
Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
Постараемся выделить ценности, которые содержит эта краткая вводная часть. (вера в добро и справедливость – нравственные ценности; утверждая права обязанности человека – ценности демократии; возрождая государственность России и утверждая незыбленность ее демократической основы - ценности демократии; Что память предков; передавших нам любовь и уважение к Отечеству – ценности патриотизма; сознавая себя частью мирового сообщества – ценности мирового сотрудничества; утверждая гражданский мир и согласие – ценности социального мира)
- Что составляет основу российской государственности?
Заполните схему «Основы конституционного строя» (Приложение1), используя ст.1 п.1, ст.2 Конституции.
Разбор признаков:
Что значит демократическое государство? (государство в котором власть принадлежит народу)
Правовое? (государство в котором законы играют приоритетную роль)
Что значит федеративное государство? (Россия состоит из равноправных субъектов федерации)
Пользуясь статьей 65 Конституции, назовите субъекты федерации. (республики- 22; края – 6; области – 49; города федерального подчинения – 3; автономная область – 1; автономные области – 10)
- Сколько всего субъектов федерации? (89)
Молодцы, правильно. Каждая республика имеет свою конституцию, законодательство, остальные субъекты - Устав и законодательство.
- скажите пожалуйста г. Брянск является субъектом Федерации? А Брянская область?
Какой документ имеет Брянская область как субъект Федерации? (Устав)
- Что же является основами российской государственности? (демократизм, федеративность, правовое государство)
Итак, мы выяснили, что Конституция - основной Закон государства. Изучая политическую сферу, вы говорили о том, что государство является источником власти. С образованием и развитием государства происходило и разделение ветвей власти. Назовите три ветви власти. (законодательная, исполнительная, судебная)
- Скажите, пожалуйста, какой орган обладает законодательной властью?
- снова обращаемся к Конституции. Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109 главы 5 заполните таблицу «Принципы формирования парламента»
Парламент (Федеральное собрание) | ||
Как называются палаты парламента | ||
Как формируются палаты | ||
Количественный состав палат | ||
Какая из палат является верхней, какая нижней | ||
Какая из двух палат может быть распущена кем |
Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?
Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.
Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.
Быть гражданином России – это значит:
иметь права, установленные юридическими нормами;
получать от государства гарантии соблюдения прав;
быть государству в чем-то обязанным.
Карточка №1. Ст. 17-64
Каким образом у человека возникают права? Ст. 17
На какие группы мы можем разделить все права и свободы человека? (примеры на каждую группу прав) ст. 18-44
С какого возраста гражданин самостоятельно может осуществлять права в полном объеме? (ст. 60)
Права и свободы человека ограничиваются чем-нибудь или действуют без ограничений? Ст. 17, 29, 55
Какие органы помогают человеку защитить себя? Ст. 46
(Можно подать жалобу в суд, обратиться в прокуратуру, в Конституционный суд (ст. 125). Как крайняя мера - Комитет ООН по правам человека в Женеве, или в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.)
Классификация прав и свобод:
Задание: Перед вами перечень ваших прав. Внесите в схему права в соответствующий блок:
- право на жизнь, 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право жить в семье, знать своих родителей; 4) право свободно формулировать и выражать своё мнение; свобода слова, совести, мысли; 5)принимать участие в выборах, референдумах, 6) право на отдых; 7) право на образование; 8) право частной собственности; 9) свобода вероисповедания; 10) право на труд
Слайд 13. Проверяем:
личные | социальные | политические | экономические | культурные |
1,2,3 | 6 | 4,5, | 8,1 | 7,9 |
Задание «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
Задание 6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
Карточка №2. ст.57, 58, 59(1)
Мы знаем, что прав без обязанностей не бывает. А какими обязанностями нас наделила Конституция РФ. ст.57, 58, 59(1)
Есть мнение, что ст.57, 58, 59(1) противоречат принципу прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законе. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте ответ!
Основные обязанности человека и гражданина РФ: 1. Соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей 2. Защита Отечества 3. Уплата законно установленных налогов и сборов 4. Бережное отношение к природе и окружающей среде 5. Забота о памятниках истории и культуры 6. Забота о детях и нетрудоспособных родителях 7. Получение основного общего образования
Вывод: Какой принцип важней: «государство для человека» или «человек для государства»?
IV. Закрепление изученного на уроке.
Мы не знали в начале урока ответы на некоторые вопросы. Как теперь мы на них ответим?
Тест по теме «Конституция России»
1. Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
а) в 1977 г.; б) в 1918 г.; в) в 193 6 г.
2. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 12 июня 1993 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 12 декабря 1995 г.
3. Конституция – это:
а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
б) юридический акт, содержащий все законы страны;
в) текст законов.
4. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;
б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
5. Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько)
а) демократическое; б) общенародное;
в) федеративное; г) союзное;
д) конфедеративное; е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления.
6. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание П.11 Познакомиться с полномочиями Президента РФ и Правительства РФ
Рефлексия
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас.
Что вы узнали сегодня на уроке.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Конституция"
Коспект урока по обществознанию 9 класс. Тема -Конституция. Урок предполагает различные виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная. Использованы интерактивные технологии, в том числе работа с ...
Конспект урока на тему: Конституция РФ 11 класс
Цель урока:- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы; воспитывать уважение к истории РФ и Основному Закону страны - Конституции РФ; Задачи:- ор...
Конспект и презентация к парламентскому уроку на тему: "Конституции Республики Татарстан - 25 лет!"
В нашей школе, как и по всей стране, традиционным стало проведение парламентских уроков. впервые в Татарстане парламентский урок прошел 28 октября 2009 году по теме: "Где рождаются законы". ...
Конспект открытого урока по теме: "Конституция РФ"
Открытый урок по теме: "конституция РФ"...
Конспект урока по теме: "Хочешь жить достойно? Знай Конституцию"
Конспект урока по теме: "Хочешь жить достойно? Знай Конституцию"...
Конспект урока по теме "Конституция РФ"
Данный материал будет полезен при проведении урока обществознания в 9 классе....
Конспект урока по теме: "Конституция РФ. Общая характеристика".
Тип урока – изучение нового материала (форма – интерактивный урок). Урок рассчитан на два учебных часа. Предлагаю урок, который позволит:изучение учащимися представления об...