Конспект урока по теме "Конституция РФ"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Филипенко Анастасия Михайловна

Данный материал будет полезен при проведении урока обществознания в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_konstitutsiya_rf.docx298.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  по теме:  

«Конституция Российской Федерации - основной Закон страны ».

Тема урока:  Конституция РФ – основной закон страны.

Предмет: обществознание.

Класс: 9 общеобразовательный класс

Программно-методическое обеспечение: программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений; автор А.И.Кравченко. – М., «Русское слово», 2006г.; базовый уровень; используемый учебник А.И. Кравченко, Е.А.Певцова Обществознание, 9 класс, 9-е издание, М.»Русское слово», 2009г.

Цели:

 - образовательные:  

  • дать учащимся представление о последовательности исторического пути  развития конституционного строя в России;
  • выяснить, почему Конституция РФ является основным законом государства;
  • изучить содержание Конституции РФ с опорой на структуру документа;
  • формирование представления о важности соблюдения законов государства;

 - развивающие:

  • развитие гражданско-правового образования учащихся;
  • продолжит работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;
  • уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;
  • развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
  • развитие умения работать в группе, выслушивать мнения других и излагать свои мысли;

- воспитательные:

  • привитиеинтереса к предмету;
  • формировать политическую культуру и гражданскую позицию у  учащихся;
  • толерантность и уважение к Основному закону страны.

Задачи:

  • способствовать  осознанию ценности Конституции Российской Федерации как основного закона страны;
  • способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя страны;
  • способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

Форма проведения – комбинированный урок, с использованием групповой, коллективной, индивидуальной формы работы .

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методические приемы: аналитическая работа с документом, самостоятельная работа, творческая, поисковая работы, работа в группах.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: учебник А.И.Кравченко Обществознание 9 класс. – М., Русское слово, 2009; Конституция РФ; раздаточный материал к уроку; тетрадь;  мультимедийная презентация, компьютер, проектор.

Документы по проблеме. 

Конституция Российской Федерации.

Основные понятия: конституция, гражданин, гражданское чувство, патриот, гражданство.

Место урока в школьном курсе:

занятие может быть проведено в рамках изучения темы «Политическая система общества» курса «Обществознание» в 9-11 классах.

Этапыурока:

  1. Мотивационный блок (содержательная часть,  организационная часть, проблемная часть )
  2. Подведениеитоговзанятия. Рефлексия.

Ход урока и этапы проведения занятия.

Мотивационныйблок.

  1. Организационныймомент.
  2. Содержательнаячасть. (Слайд 1)

Речеваядеятельность.

Эпиграф  куроку

КакаяКонституциясамаялучшая?

Та, котораялучшеисполняется.

Л. Берне (Слайд 2)

(1786-1837, немецкийпублицист, литературныйкритик)

Наш мир перешагнул уже рубеж XXI века. Какой долгой, мучительной, трудной, кровопролитной была  история человечества! А чего ждем мы в будущем?

Будут ли люди умножать силы зла или творить добро?

Многое зависит от того, какой выбор сделает человек.

Вопрос классу: обратите внимание на эпиграф к уроку, высказывание Берне: «Какая Конституция самая лучшая?

Та, которая лучше исполняется.»

Как вы думаете, почему Л. Берне так считал? (ответы на поставленный вопрос предлагают учащиеся.)

Актуализация темы

Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

(Ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта  или свидетельства о рождении?

(Ответ:ФИО, год рождения,  прописка, гражданство, семейное положение)

Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?

(Ответ: да, Конституция)(Слайд 3)

О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Совершенно верно, о Конституции.

(Слайд 4 . Тема урока) Слушание.

Цели сегодняшнего урока: (Слайд 5)

  • выяснить, почему Конституция РФ является основным законом государства;
  • изучить содержание Конституции РФ с опорой на структуру документа;

 Какую информацию можно извлечь из Конституции? Это мы с вами узнаем.

Изучениеновогоматериала

  1. Беседа с учащимися (речевая деятельность)

Рассмотримпервыйвопрос.

  • Что такое конституция? (в переводе с латинского означает «устройство», постановление) (Слайд 6)

Конституция – основнойЗаконгосударства, определяющий

  • Какустроеногосударство,
  • Какобразованыорганывласти,
  • Каковы права и обязанности граждан.

Приведите 2-3 ассоциации к понятию «Конституция»

  • Какое европейское государство впервые разработало проект конституции? (Франция, 1791 г.) (Слайд 7)
  • Какова история принятия конституции в нашей стране? (Слайд 8)
  1. Сообщениеучащегося. (Доклад, слушание)

- Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.

С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован).

Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено.

Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XXв, в годы правления последнего императора, Николая II.

17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу.

Из уроков истории мы узнали, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы.

Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России.

Вопрос к классу: (речевая деятельность)

-  При каком президенте была принята Конституция? (Слайд 9)

3. Запись в тетради. (Слайд 10)  (записывание)

Развитие конституционного строя (Слайд 11)
1. Середина XIX в. – первый проект Конституции России (не был реализован). (Слайд 12)
2. 17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровал гражданские права и свободы, а также Государственную думу. (Слайд 13)
3. 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. – советские Конституции. (Слайд 14)
4. 12 декабря 1993 г. – первая демократическая Конституция в истории России. (Слайд 15)

4. Работа с документом (сборник Конституции РФ). (Слайд 16)

- Когда и кем была принята Конституция РФ? (речевая деятельность)

( Была принята в результате всенародного голосования, в котором участвовало около 55% населения, из них 60% высказались за конституцию и 40% против.)

- Каково содержание конституции? (Слайд 17)

(Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов: в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений.Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»).

- Какими правами наделены граждане нашей страны? (Слайд 18)

( гражданские права: ст. 19-25, 27-29, 45-54,60,62;

политические права: ст. 30-33, 63;

социальные права: ст.38-43;

экономические: ст.34-37;

культурные права: ст. 26,44).

- Какие обязанности должен выполнять гражданин РФ? (Слайд 19)

( Работа с учебником, стр.95)(поисковая работа)

5. Слово учителя.
- Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоят три задачи: 
Закрепить и гарантировать права человека.
Упорядочить государственную власть.
Утвердить правосудие.

- Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.

Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.

Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип разделения властей. 

Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.

- Для чего,  человеку нужна демократическая, а не подаренная кем-то конституция? ( Для того, чтобы ощущать себя гражданином)

Откройте первую статью документа. Прочитайте... Обратите внимание, сколько названий имеет наша страна? Почему: офиц. документы — РФ, разговорный вариант — Россия.

Какую ещё информацию содержит ст 1.? Это характеристика конституционного строя России. А сейчас мы с вами уточним и рассмотрим подробно основы конституционного строя РФ. Перед вами таблицы, в которых указаны 11 принципов конституционного строя России, но у каждого пропущена строка с содержанием одного из принципов. Ваша задача – восстановить пробелы с помощью текста Конституции.

Работа с таблицей, Конституцией.

Основыконституционногостроя

СтатьиКонституции

Содержание

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1, ст. 3

РФ – демократическое правовое государство с республиканской формой правления.  Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет власть как непосредственно, так и  через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1, ст. 5

Россия – федеративное государство, состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

3. Правовоегосударство

Ст. 1, ч.1

Россия - демократическое правовое государство с республиканской формой правления.

4. Разделениевластей

Ст. 10

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органывсехветвей  властисамостоятельны.

5. Приоритетправчеловека

Ст. 2

Права и свободы человека – высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

6. РФ – социальноегосударство

Ст. 7

РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

7. Суверенитет

Ст. 4

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Суверенитет распространяется на всю территорию России, РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность  своей территории.

8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Равноправиевсехформсобственности.

9. Политическоемногообразие

Ст. 13, ч. 3-5

Признаётся политическоемногобразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (за исключением тех, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства).

10. Идеологическийплюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

Признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

11. Светскийхарактергосударства

Ст. 14

РФ – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозныеобъединенияотделеныотгосударства и равныпередзаконом.

Урок на тему "Конституция РФ". 9-й класс

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
  2. развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
  3. воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.

Учащиеся должны знать:

  1. Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.
  2. Конституция обладает высшей юридической силой.
  3. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
  4. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона. 

Учащиеся должны понимать:

  1. Конституция – закон высшей юридической силы.
  2. Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
  3. Перед Конституцией стоят три задачи:
    а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
    б) упорядочить государственную власть;
    в) утвердить правосудие.

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
  2. характеризовать смысл основных понятий;
  3. анализировать тексты.

Тип урока: изучение нового материала (форма – урок-путешествие). 

Ход урока 

Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей.
Карл Поппер

I. Организационный момент.

– Объяснить эпиграф урока.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала. (Урок-путешествие)

1. Рассказ учителя.

Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.

Конституция (лат.сonstitutio) – установление, учреждение, устройство.

Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.

Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция: (списать с интерактивной доски и обсудить с учащимися)

а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в) обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).

2. Работа с Конституцией РФ. (Конституция на каждом столе)

Учащиеся рассматривают разделы Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, выделяют сущность и ее задачи, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.

(Приложение)

3. Самостоятельная работа.

1) Задание для всего класса. Заполнить таблицу: (интерактивная доска) 

Основы конституционного строя

Статьи Конституции

Содержание

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1, ст. 3

 

2. Федерализм

Ст.1, ч. 1, ст. 5

 

3. Правовое государство

Ст. 1, ч. 1

 

4. Разделение властей

Ст. 10

 

5. Приоритет прав человека

Ст. 2

 

6. РФ – социальное государство

Ст. 7

 

7. Суверенитет

Ст. 4

 

8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

 

9. Политическое многообразие

Ст. 13, ч. 3–5

 

10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1–2

 

11. Светский характер государства

Ст. 14

 

Проверка.

2) Задание: групповая работа по изучению Конституции РФ.

I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод». 

Классификация прав и свобод
http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image002.jpg

II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».

http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image004.jpg

Затем определяет основные направления деятельности субъектов РФ.

III группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».

http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image006.jpg

– Как Конституция определяет статус Президента?

http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image008.jpg

IV группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

V группа изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.

VI группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса». 

Полномочия судов РФ
http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image010.jpg

Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу. Выставляются оценки.

Домашнее задание:

§ 33.

Презентация.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Знаменская школа»

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе

Тема урока:

«Конституция

Российской Федерации»

Учитель:                                                                   Кондратенко

Валентина Владимировна

Знаменка, 2011

Тема урока: Конституция Российской Федерации.

Цель: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.

Задачи:

  1. Добитьсяусвоенияучащимися:

- основных понятий;

- что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.

2. Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.

          3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности,        патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

Наглядность:  Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске, о конституциях, принятых  в нашем Отечестве за всю историю его существования.

* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.

Эпиграфы к уроку:  Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение

          Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.

Аристотель

  1. Проверка домашнего задания по теме: «Закон и власть».

Проверка домашнего задания проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока.

А/ Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации? /Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, суды общей юрисдикции, мировые суды/

Б/  Назовите понятие:

- обжалование в вышестоящий суд приговора, не вступившего в силу. /Кассация/

- лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного права. /Истец/

- лицо, в отношении которого направлены требования. /Ответчик/

- круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов. /Юрисдикция/

- защитник в суде, его профессия – оказание юридической помощи гражданам. /Адвокат/

- должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе. /Прокурор/

- исполнительная власть в стране. /Правительство/

- глава государства. /Президент/

Название суда, который разрешает споры, но не входит в судебную систему страны. /Третейский суд/

Назовите суды, выступающие в качестве суда первой инстанции, осуществляющие правосудие на местах. /Мировые суды/

  1. Изучениеновогоматериала:

Планизученияновогоматериала

  1. ЧтотакоеКонституция?
  2. Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?
  3. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

  1. ЧтотакоеКонституция?

 – Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

        Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.

Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Этоозначаетследующее:

  • ее нормы выше любых других законов;
  • сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.

Таким образом: Конституция оформляет юридически  общественный договор граждан.

В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Обращение к справке на доске:

1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/

Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/

Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/

Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/

Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/

Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила

демократические основы государственного устройства/

Комментарий:

В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.

Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская  Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России. /Преамбулу зачитывает заранее подготовленный ученик/ В Конституции 10 глав.            

/Комментарий схемы на стр. 92 в учебнике А.И. Кравченко/

  1. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России – это значит:

  • иметь права, установленные юридическими нормами;
  • получать от государства гарантии соблюдения прав;
  • быть государству в чем-то обязанным.

Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.

  1. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные /право на жизнь/, политические /свобода слова, совести, мысли/, гражданские /избирательное право/, социально-экономические /отдых, образование, чистую окружающую среду/ и культурные /национальная культура, язык/. /В учебнике стр. 93, обратить внимание обучающихся/

В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. /Кто-то изобучающихся зачитывает их по тексу учебника на стр. 95-96. После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/

В Конституции также зафиксирован порядок подачи жалоб граждан в случае нарушения прав человека и гражданина. /В учебнике стр. 96. Читает кто-то из обучающихся//

Президенту РФ посвящается 4-я глава Конституции РФ. /Для самостоятельного изучения/

  1. Закреплениеизученного:
  1. Заполнитьтаблицу:

/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/    

Основные

конституционныеправа

Примеры

реализацииправ

Личные

Политические

Гражданские  

Имущественные

Права, охраняющие жизнь достоинство личности

Национальные

и т.д.

Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т.д.

Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, свобода вероисповедания и т.д.

Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.

Ст.25

Ст. 20-24

Ст. 26

/Закончитьрекомендуетсядома/

2.  Прокомментироватьэпиграфы к уроку:

Право существует для пользы человечества. Латинское изречение

          Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.                                                           Аристотель

Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?

Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?

3.Предложить обучающимся следующие карточки:

Согласно Конституции РФ:
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданинаобязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;
* высшей ценностью являются
______________________________________;
*
гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.

Объясните, какой критерий положен в основу группировки следующих иллюстраций:

pict0.jpg

/Отвечает один ученик по желанию, остальные поправляют, в случае ошибки/

IV. Домашнее задание: п. 11, закончить таблицу, выписать в тетрадь понятия и их значение /конституция, правовой статус человека/, мини-сочинение на тему одного из эпиграфов к уроку/из второго эпиграфа для заглавия берется только первое предложение/.



20 лет Конституции России

Цели и задачи урока:

1. Осознание ценности Конституции РФ – как основного закона страны.

2. Усвоение конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя РФ.

3.Понимание прав человека. Формирование уважения к правам других людей.

4.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважению к закону, к социальным и правовым нормам.

5. Развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;


Методы и формы обучения:

Методы: Частично поисковый.

Формы: Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: Конституция

Ход урока:

Сообщение целей и задач урока.


Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства исполняется 20 лет.

Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. 

Всем известно, что знать Конституцию должны все.

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам..

Из истории создания Конституции (индивидуальное домашнее задание ученика, презентация)

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде  Советов.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

    Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства.  Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой  и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

   Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

     С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик  распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже  в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

 Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

День Конституции — это день закона,

Ученик: Конституция (от латинского constitutio – устройство) - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Вряд ли есть люди, которые бы не знали о том, что в нашем государстве есть Конституция, являющаяся своеобразным договором между народом, государством, обществом. Конституции часто критикуют, ими гордятся, на них приносят клятву, ими укрепляется государственная власть.

Групповая работа

Учащиеся делятся на 6 групп. Работают с текстами Конституции – классифицируют основные права и свободы
1группа – политические права и свободы;
2 группа – экономические права и свободы человека и гражданина в РФ;
3 группа – личные права и свободы человека и гражданина;
4 группа – социально-культурные права и свободы;
5 группа – юридические права – гарантии человека и гражданина;
6 группа – работая с текстами Конституции РФ, делает подборку видов и содержания конституционных обязанностей человека и гражданина.
Классификация основных прав и свобод человека и гражданина:

  • экономические;
  • политические;
  • личные;
  • социально-культурные;
  • экологические;
  • юридические.

Права человека в Конституции России[

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Российской конституцией гарантированы следующие права человека:

  1. Личные (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью человека к государству):
  • право на жизнь (ст. 20)
  • право на достоинство (ст. 21, ч. 1)
  • право на безопасность (ст. 21, ч. 2)
  • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)
  • право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы (ст. 24, ч. 2)
  • право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
  • право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26, ч. 1)
  • право на пользование родным языком (ст. 26, ч. 2)
  • право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27, ч. 1)
  • право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)
  • свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
  • свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1)
  • право на информацию (ст. 29, ч. 4)
  1. Политические (возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц):
  • право на информацию (ст. 29)
  • право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30)
  • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)
  • право на участие в управлении делами государства (ст. 32, ч. 1)
  • право избирать и быть избранным (ст. 32, ч. 2)
  • право обращений в государственные органы (ст. 33)
  1. Экономические (в числе социально-экономических):
  • свобода предпринимательской деятельности (ст. 34)
  • право на частную собственность (ст. 35, 36)
  • право наследования (ст. 35, ч. 4)
  • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37)
  • право на защиту от безработицы (ст. 37)
  1. Социальные (в числе социально-экономических):
  • право на отдых (ст. 37)
  • право на материнство, детство и отцовство (ст. 38)
  • право на социальное обеспечение (ст. 39)
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
  • право на образование (ст. 43)
  1. Культурные:
  • свобода творчества и преподавания (ст. 44, ч. 1)
  • право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями (ст. 44, ч. 2)
  • доступ к культурным ценностям (ст. 44, ч. 2)
  1. Экологические (выделяются из числа социально-экономических, но классификация признаётся не всеми исследователями):
  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
  • право на достоверную информацию о её состоянии (ст. 42)
  • право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42)

Все права и свободы человека защищаются равным образом, в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод.

Права связаны с обязанностями. Обязанности гражданина Российской Федерации:

  • Соблюдение законов (ст. 15, ч. 2)
  • не допускать нарушения прав и свобод др. лиц.при осуществлении своих прав и свобод (ст. 17, ч. 3)
  • заботиться о своих детях, их воспитании (ст. 38, ч. 2)
  • по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ст. 38, ч. 3)
  • Основное общее образование обязательно (ст. 43, ч. 4)[2]
  • Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (ст. 43, ч. 4)
  • Охрана исторических и культурных памятников (ст. 44, ч. 3)
  • Уплата налогов (ст. 57)
  • Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)
  • Защита Отечества (ст. 59, ч. 1)

Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.


Выводы:
1 Учащиеся под руководством учителя отмечают особенности личных прав и свобод – они не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
2) Помимо прав и свобод в Конституции закреплены и обязанности гражданина России. Обязанности и права неразрывно связаны.
3) Конституция РФ выполнена на уровне достижений современной юридической науки, является тщательно проработанным документом;
4) Основной Закон РФ составлен в соответствии с ценностями, провозглашенными во Всеобщей декларации прав человека.




1 группа изучает главу «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».

http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image004.jpg


2 группа изучает главу «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».


http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image006.jpg


– Статус Президента?


http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image008.jpg


3 группа изучает главу «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

4 группа изучает главу «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.

5 группа изучает главу «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса». 

Полномочия судов РФ


http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image010.jpg


Закрепление: блиц - вопросы по Конституции РФ


– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )

- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)


Ученик:

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Учитель:

  • Конституция РФ принималась в очень тяжелых для страны условиях, в обстановке политического и экономического кризиса;
  • новая Конституция юридически закрепила переход России в разряд стран с рыночной экономикой, уважением к правам человека;
  • наша страна перестала быть советской, социалистической.


В отличие от остальных законов, конституция:

а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в) обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Ученики:

  1. Конституция РФ была принята всенародным голосованием , в ходе референдума , 12 декабря 1993года.Теперь этот день объявлен Днем Конституции России.
  2. Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

  1. День Конституции — это день закона,

Права и защиты наших граждан!

Его мы встретим с почестью сегодня,

Для России — день из самых важных!

Поздравляем всех, от мала до велика,

Богатеет пусть и пусть цветет страна!

Конституция людей любых религий

Единит и бережет всегда!

В день Конституции Российской Федерации

Я от души хочу вам пожелать,

Лишь счастья, независимо от нации,

И чаще толерантность проявлять.

В России нашей множество народностей,

Так пусть же между нами будет мир!

Освободиться нужно от условностей,

Чтоб всех нас флаг РФ объединил!

Учитель:

Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона. 

А напоследок  хочется сказать,

                               Что Родина - это как вторая мать.

                               Ее не выбирают и не губят,

                               А просто берегут и любят.

Давайте всегда будем интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будем безучастны к ее истории. Одним словом будем патриотами!















 

 

 

Урок обществознания

в 9-м классе по теме "Конституция РФ"

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,
  • расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности.
  • воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны. 

ХОД УРОКА

Я рада вас видеть на уроке на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

Ребята, скажите пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта. (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)

Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего урока «Конституция РФ». Запишите пожалуйста тему урока в опорном конспекте, который вы вложите в сою тетрадь.

Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?

Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации

Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

Определяющий:

  • Какустроеногосударство
  • Какобразованыорганывласти
  • Каковы права и обязанности граждан.
  • Герб, гимн, флаг и столица государства

Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая Конституция? "Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция".

Вопрос: Когда в России поставил вопрос о введении Конституции?

Ответы с мест: "1. декабристы – Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г."

После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.

Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Используя текст учебника на стр. 187, докажите, что Конституция – это основной закон страны.(имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ.

Конституция РФ

Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов.

Преамбула – это вступительная, вводная часть.

В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей.

Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»

Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население. (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)

Обратите внимание на ст. 3 Единственным источником власти является народ.

Физминутка.

Конституционный строй (схема)

В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.

Но прежде, скажите что входит в понятие форма государства.

1

Какие бывают формы правления (Республика, монархия)

Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)

Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный)

Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2, 13 ч.3, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак, назовите форму нашего государства (республика)

2

Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)

Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации. главу «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».

http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image004.jpg


Республики – 21

Края – 9

Области – 46

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство

А в каком субъекте РФ мы живем?

А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством?

Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.

Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)

Представьте такую ситуацию:

Я участвую в митинге протеста, это пример демократического государства?

Какая партия имеет больше прав Единая Россия или ЛДПР?

Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.

Назовите три ветви государственной власти.(10 , 94,95, 110118,)  СХЕМА

3

Кто представляет законодательную власть?

На основания ст. 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ

Кто является председателем Государственной Думы?

Кто осуществляет исполнительную власть

Имя председателя правительства РФ

Кем осуществляется судебная власть

Виды судов на основании ст. 118 ч. 2

Кто является главой государства? (президент)  80,81,87

Назовите имя президента.

Кто был первым президентом.

Кто был вторым президентом.

А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их)

Мы с вами на основе Конституции РФ разобрали форму нашего государства.

А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны.

Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Я предлагаю вам послушать мнение президента РФ Д.А. Медведева о нашей Конституции, которое он озвучил в 2008 г., на торжественном заседании, посвященном 15-летию конституции (видео).

И все же никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!

Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке мы приступим к изучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина, которая играет важное значение в жизни каждого человека.

Домашнее задание

П. 40, вопросы.


Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе

Учитель: Котова Оксана Алексеевна

г. Донецк

Ростовская область

Тема урока

«Конституция РФ – основной закон государства»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

  • формирование представлений о Конституции РФ, о ее структуре, о принципе разделения властей, о президенте, парламенте и правительстве РФ; правах и обязанностях граждан,
  • формирование у учащихся умений получать из нормативно-правовых актов и критически осмысливать информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;
  • развитие личности учащихся, повышение уровня ее политической и правовой культуры,
  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Основные понятия

Конституция РФ, принцип разделения властей, президент, правительство, Федеральное собрание, Государственная Дума, депутат, конституционное право, конституционная обязанность

План урока

  1. Конституция РФ и ее структура
  2. Принцип разделения властей
  3. Конституционные полномочия органов государственной власти
  4. Конституционные права и обязанности граждан

Материально-техническое оснащение урока

  • цифровой проектор,
  • персональные компьютеры,
  • презентация «Конституция – основной закон государства»
  • Конституция РФ;
  • карточки с заданиями

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • общее представление о Конституции РФ, о ее структуре.о действующих в РФ органах государственной власти, о конституционных правах и обязанностях граждан;
  • знание ряда ключевых понятий: Конституция РФ, конституционное право, конституционная обязанность, Президент РФ , депутат, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, судебная система;
  • умение работать с текстом Конституции РФ, извлекать нужную правовую информацию
  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности

Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности

3 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

  1. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

  1. Организует мотивационную беседу:

Сначала ее придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из нее вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с ней или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года она была принята.

Вопрос учащимся: «Как вы думаете, о чем или о ком идет речь?».

  1. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

(Слайд 1)

Слушают и обсуждают сказанное учителем, пытаются самостоятельно сформулировать тему урока, обсуждают цели урока

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учении, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Изучение нового материала

30 мин

Презентация «Конституция – основной закон государства»

(Приложение 1)

Тексты Конституции РФ

Карточки с заданиями

  1. Конституция РФ и ее структура

  1. Проводит беседу:

Не бывает такой игры, в которой совсем нет правил. Это будет уже не игра, а бессмысленная толкотня, каждую минуту переходящая в драку. Конечно, жизнь не игра, но в ней тоже, как в игре, обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга. Как же договориться о правилах жизни? Как установить такие правила, чтобы обид и ссор между людьми было как можно меньше? После долгих, очень долгих проб, ошибок и безуспешных попыток самыми разными способами установить для себя хорошие правила жизни люди, наконец-то, придумали способ, который называется жизнь государства и ее граждан по правилам Конституции.

Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

Конституция РФ включает в себя 9 глав

  1. Показывает слайды презентации (слайд 2,3), комментирует новую информацию.

  1. Комментирует содержание ч. 1 ст. 1 Конституции РФ (Слайды 4-8)

  1. Принцип разделения властей
  1. Обращается к учащимся с вопросом:

Кто в вашей семье является главным? Кто решает все главные вопросы в семье? Исходя из ваших ответов можно сделать вывод, что в семье главными являются взрослые, которые решают все важные вопросы. Они обладают родительской властью. Дети с самого рождения обязаны слушать своих родителей.

  1. Показывает и комментирует содержание 9, 10 слайдов презентации:

В государстве главными являются органы государственной власти. Они решают все важные вопросы в стране. В России согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Конституции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

  1. Конституционные полномочия органов государственной власти

  1. Организует работу учащихся в группах.

  1. Определяет задания для групп (Приложение 2), нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

  1. Конституционные права и обязанности граждан

  1. Проводит беседу:

Вы знаете, что в основе жизни и деятельности человека лежит удовлетворение его потребностей. Каждому человеку необходимы пища и воздух, жилище и тепло, любовь и понимание, уважение и забота. Можно сказать, что существует общность потребностей различных людей. Это означает, что каждый нуждается в некоторых обязательных условиях, необходимых для сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. А для этого в первую очередь должны быть признаны определенные права человека, т.е. его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности.

В главе 2 Конституции РФ закреплены основные конституционные права граждан.

Все права можно условно подразделить на 5 категорий

  1. Показывает и комментирует 
    11-13 слайды презентации
  2. Выдает карточки с заданиями двух уровней сложности (Приложение 3), нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию

Отвечают на вопросы

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию

Изучают и анализируют статьи Конституции РФ.

Готовят краткое сообщение по заданной теме.

Формулируют один вопрос для класса по заданной тематике.

Выступают с сообщениями, отвечают на вопросы.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию

Выполняют задания

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Групповая работа

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:осуществляют поиск нужной информации; самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, слушают друг друга, высказывают собственное мнение; задают вопросы; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Проверка выполнения письменных заданий

III. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

5 мин

Карточки для составления синквейнов

Выдает карточки (Приложение 4), нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Познавательные:самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Регулятивные:ориентируются в тексте документа

Проверка выполнения письменных заданий

IV. Итоги урока. Рефлексия

5 мин

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

  1. Какую роль выполняет Конституция в жизни нашего государства?
  2. Почему гражданам РФ важно знать содержание Конституции РФ?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная работа

Личностные понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:прогнозируютрезультаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

V. Домашнее задание

2 мин

Глава 8 Конституции РФ, синквейн на тему «Местное самоуправление»

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение 1

Приложение 2

Задание для первой группы

Используя текст Конституции РФ (Глава 4, ст. 80, 81), подготовьте сообщение о Президенте РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы.

  1. Кем является Президент РФ?
  2. Какие функции выполняет Президент РФ?
  3. На какой срок избирается Президент РФ?
  4. Кто может быть избран Президентом РФ?


Задание для второй группы

Используя текст Конституции РФ (Глава 5, ст. 94- 97, 105), подготовьте сообщение о Федеральном Собрании РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  1. Каким органом власти является Федеральное Собрание РФ? Из каких палат оно состоит?
  2. Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы?
  3. На какой срок избирается Государственная Дума?
  4. Кто может быть избран Депутатом Государственной Думы?
  5. Как принимаются Федеральные Законы РФ?


Задание для третьей группы

Используя текст Конституции РФ (Глава 6, ст. 110-114), подготовьте сообщение о Правительстве РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  1. Из кого состоит Правительство РФ? Как оно формируется?
  2. Какие функции осуществляет Председатель Правительства РФ?
  3. Какими полномочиями обладает Правительство РФ?

Используя текст Конституции РФ (Глава 7, ст. 118, 119, 128), подготовьте сообщение о судебной власти в РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  1. Кто осуществляет правосудие в РФ? Посредством каких судопроизводств?
  2. Кто может быть судьей?
  3. Кто назначает судей на должность?

Приложение 3

Карточка 1.

Задание 1. Используя Конституцию РФ, проставьте в схему номера соответствующих статей.

Гражданские права

Политические права

  • право на жизнь – ст. ___
  • право на свободу и личную неприкосновенность – ст. ____
  • право на достоинство личности – ст. ___
  • право на неприкосновенность 
    частной жизни - ст. ____
  • свобода совести и вероисповедания – ст. ___
  • свобода мысли и слова – ст. ___
  • право выбирать и быть избранным в органы власти и самоуправления – ст. ___
  • право непосредственного участия и через представителей в управлении страной – ст.__
  • право на участие в референдуме – ст. ___
  • право на политическое убежище.- ст. ___

Экономические права

Социальные права

  • право на частную собственность и её наследование – ст. ___
  • право на предпринимательство
    ст. __
  • право на свободное распоряжение своими способностями к 
    труду ст. ___
  • право на равную оплату за равный труд - ст. __
  • право создавать и вступать в профсоюзы для защиты своих интересов - ст. ___
  • право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей ст. ____
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст. ___
  • право на образование – ст.____

Культурные права

  • Право на участие в культурной жизни
    ст. ___


Задание 2. Пользуясь ст. 38, 44, 57, 59 заполните следующую схему:

Конституционные обязанности граждан




Прямая со стрелкой 5Прямая со стрелкой 6Прямая со стрелкой 7Прямая со стрелкой 8






Карточка 2*.

Задание 1. Используя Конституцию РФ, заполните таблицу

Конституционные права

Номера статей Конституции

Гражданские

Политические

Эконмические

Социальные

Культурные



Задание 2. Пользуясь статьями Конституции РФ (Глава 2) заполните следующую схему:

Конституционные обязанности граждан




Прямая со стрелкой 13Прямая со стрелкой 11Прямая со стрелкой 12Прямая со стрелкой 10





Приложение 4

Синквейн № 1.

  1. Конституция РФ
  2. _______________
  3. _______________
  4. _______________
  5. _______________


Синквейн № 2.

  1. Президент РФ
  2. _______________
  3. _______________
  4. _______________
  5. _______________


Синквейн № 3.

  1. Правительство РФ
  2. _______________
  3. _______________
  4. _______________
  5. _______________


Синквейн № 4.

  1. Федеральное Собрание РФ
  2. _______________
  3. _______________
  4. _______________
  5. _______________


Синквейн № 5.

  1. Судебная система РФ
  2. _______________
  3. _______________
  4. _______________
  5. _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...