Разработки по разделу "Политика" к учебнику Кудиной М.В. Обществознание: учебник для 10-11 кл. Часть 2
презентация к уроку по обществознанию (11 класс)
Презентации по темам "Политическая власть", "Политические институты", "Государство", "Формы государства", "Политическая система"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvo.pptx | 635.94 КБ |
politicheskaya_vlast.pptx | 2.48 МБ |
politicheskaya_sistema.pptx | 1.58 МБ |
politicheskie_instituty.pptx | 809.16 КБ |
formy_gosudarstva.pptx | 717.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи урока: Цель: формирование представлений о государстве как основном политическом институте. Задачи: Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о государстве и его признаках. Рассмотреть государство как особый политический институт, состоящий из комплекса политических институтов. Охарактеризовать функции государства как главного политического института общества.
План урока 1. Государство как политический институт 2. Функции государства
Государство Форма организации политической власти в обществе, служащая для управления общественными делами. Это главный и особый институт политической сферы общества
Отличительные признаки государства Территория – часть земли, ограниченная государственной границей. Население – целостность объединения людей, населяющих данную территорию. Суверенитет – независимость государственной власти в решении внутренних и внешних вопросов. Публичная власть – власть, адресованная народу и служащая её интересам. Аппарат управления и аппарат принуждения – органы государственной власти, решающие конкретные задачи и осуществляющие конкретные функции государства. Наличие монопольных прав – издание законов, сбор налогов, эмиссия денег.
Особый институциональный статус государства Создает нормативный порядок по регламентации отношений управления в обществе выделение статусных групп управленцев (должностных лиц), имеющих право принимать законы и подзаконные акты, а также управляемых. Состоит из комплекса институтов, регулирующих отношения в различных сферах государственной и общественной жизни - отношения между гражданами, государственными органами, между государством и гражданами, коммерческими организациями и гражданами и т.д. (институты судопроизводства, собственности, наследства, кредита, защиты прав потребителей и т.д.) Создает систему государственных органов, наделяемых определенными полномочиями в процессе принятия и реализации государственных решений парламент, правительство, министерства, суды и т.д. Эффективность государства воспринимается населением через эффективность деятельности этих органов.
Основные институты современного государства Государственные институты Задачи государственных институтов Институт законодательной власти Создание представительного законодательного органа власти (правила формирования, полномочия, формы ответственности перед избирателями и т.д.) Институт исполнительной власти Определение порядка функционирования органов управления государства (правительства, министерств и др.) Институт судопроизводства Формирование порядка разрешения споров между гражданами, организациями, государственными органами посредством судов Институт главы государства Обеспечение преемственности механизма власти, верховное представительство интересов страны на международной арене, защита суверенитета и государственной целостности, высший арбитраж в спорах, гарант прав и свобод и др. Институт охраны правопорядка Установление правил борьбы с различными видами антиобщественного поведения, обеспечение деятельности правоохранительных органов. Институт защиты национальной безопасности Защита общества от внешних угроз: формирование нормативной базы, органов безопасности, вооруженных сил и т.д.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Государственное управление - целенаправленное воздействие государства на общественные процессы, отношения, деятельность людей ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ
Внутренние функции государства Внутренние функции Основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества Правотворческая Принятие, изменение или отмена юридических норм. Правоохранительная Контроль за соблюдением законности, обеспечение правопорядка, общественной безопасности, применение санкций к нарушителям. Экономическая Обеспечение стабильности и регулирование экономического курса, хозяйственной и производственной жизни страны, установление правовых основ рынка, ценовой политики, защита прав потребителей, налоговая, кредитная политика, денежная эмиссия и т.д. Политическая Осуществление политической власти, обеспечение политической стабильности, регулирование межнациональных отношений, соблюдение прав и свобод человека, консолидация общества.
Внутренние функции государства Внутренние функции Основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества Социальная Обеспечение благоприятных условий жизни населения путём выработки и осуществления образовательных, здравоохранительных, культурных программ, мер социальной поддержки. Экологическая Обеспечение здоровой среды обитания, охрана окружающей среды, обеспечение рационального использования природных богатств во благо общества. Культурно-воспитательная Создание условий для удовлетворения культурных запросов граждан, формирования духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики, защита интеллектуальной собственности, поддержка развития культуры, в т.ч. финансирование науки. Образовательная Предоставление гражданам равных возможностей получения образования, установление государственных стандартов образования, лицензирование образовательных организаций, финансирование системы образования.
Внешние функции государства Внешние функции Основные направления деятельности государства на мировой арене Обеспечение национальной безопасности Поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства. Защита национальных интересов страны Рост национального благосостояния, сохранение и расширение её влияния в мировой политике, защита экономических и политических позиций на международной арене. Обеспечение условий мирного сосуществования Развитие международных отношений, создание благоприятных условий для сотрудничества с другими странами, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, выдвижение мирных инициатив, участие в урегулировании региональных конфликтов. Участие в решении глобальных проблем современности Предотвращение экологических катастроф и ликвидация их последствий, борьба с международной преступностью и терроризмом, сотрудничество в освоении космоса, участие в создании общепланетарного информационного пространства и т.д.
Домашнее задание § 59, записи в тетради. Задание для 3 групп на стр. 121 в разделе «Работаем в группах», оформить в форме интеллект-карт.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи урока ЦЕЛЬ: Формирование знаний о политической власти, как ключевом вопросе политической сферы. Задачи: Обобщить имеющиеся знания учащихся о политике. Сформировать представление о сущности и концепции власти, охарактеризовать структуру власти. Раскрыть основное содержание политической власти и её легитимности.
План урока Сущность политики Власть: понятие, структура и виды власти Политическая власть Легитимность политической власти
1. ПОЛИТИКА ( πολιτική греч.-искусство управления государством)
Функции политики Обеспечение организованности и порядка в обществе. Укрепление и поддержание целостности общества. Создание гарантий прав и свобод личности. Регулирование и управление социальными процессами Предотвращение и урегулирование социальных конфликтов Социализация граждан и формирование политической культуры населения
2. ВЛАСТЬ ВЛАСТЬ Система социально-политических отношений, выражающих способность влиять на деятельность и поведение людей и социальных групп ВЛАСТЬ Реализуемая способность и возможность субъекта власти повелевать, отдавать приказы, подчинять своей воле действия других людей
СТРУКТУРА ВЛАСТИ
Ресурсы власти
Виды власти Основания классификации Виды власти По используемым властью ресурсам Политическая, экономическая, социальная, культурно-информационная, принудительная По функциям органов власти Законодательная, исполнительная, судебная По режиму управления Демократическая, авторитарная, деспотическая По применяемым методам (средствам) Господство, насилие, убеждение, побуждение, авторитет, манипуляция По институту власти Семейная, школьная, муниципальная, государственная и т.д. По признанности в обществе Легитимная, нелегитимная
Задание. Выскажите свое отношение к данному суждению. Ответ аргументируйте Политика всегда носит властный характер , так как достичь поставленных целей невозможно без принуждения, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей.
3. Политическая власть Способность одного человека или группы лиц контролировать и изменять поведение членов общества с целью побуждения их к участию в решении общих задач. (стр.101) Право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
Субъекты политической власти . государство и его институты, политическая элита и её лидеры, политические партии
Объекты политической власти Индивиды, социальные группы, классы, нации и народности, общество
Особенности политической власти легальность в использовании силы в пределах страны («монополия на законное насилие» ); верховенство (суверенность), обязательность решений власти для общества и других видов власти; публичность, т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам) и безличность (обращение от имени всего общества в форме права-закона); моноцентричность , т.е. наличие единого центра принятия решений; многообразие ресурсов.
Функции политической власти
Основные принципы устойчивости политической власти
4. Легитимность политической власти Сложившееся в обществе доверие широких слоёв населения к власти, основанное на комплексе представлений, обосновывающих её важность, целесообразность и справедливость
Признаки легитимности власти Доверие граждан и одобрение деятельности власти Соответствие политики интересам граждан Низкая протестная активность населения
Виды легитимности политической власти
Домашнее задание § 57, записи в тетради. Устно ответить на вопросы 1,2,6 «Используем полученные знания» на стр. 106
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1 Выберите верные суждения о форме государства и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Форму государства представляют территория, государственные границы и состав населения. 2) По форме правления выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные государства. 3) Политический режим отражает особенности взаимодействия политической власти и общества. 4) По форме государственно-территориального устройства различают унитарные и федеративные государства. 5) К форме государства относится способ формирования политической власти.
Задание 2 В государстве Z существует наследственная передача власти. Однако власть правителя ограничена законами страны и парламентом. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, активно действуют институты гражданского общества. Государство Z включает в себя 33 территории, не обладающие политической самостоятельностью. На основе приведённых фактов сделайте вывод о форме государства Z. (Сначала укажите элементы формы государства, а затем конкретизируйте их для государства Z.)
Задание 3 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Монархия; федерация; форма государства; республика; форма правления.
Задание 4 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА Форма правления Отображает порядок организации и деятельности высших органов государственной власти …… Включает в себя средства и методы реализации государственной властью своих полномочий Государственное устройство Определяет характер и способы взаимодействия центральной власти и региональной Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.
Задание 5 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «государство»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о форме государства; − одно предложение, раскрывающее любую из функций государства. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
План урока Понятие и основные свойства политической системы 1 Политическая система современного российского общества 2 4
Цель и задачи урока: Цель урока: Формирование представления о политической системе на примере РФ Задачи урока: Сформулировать понятие, свойства политической системы, проанализировать её структурные уровни. Рассмотреть политическую систему современного российского общества
1. Понятие и свойства политической системы
Понятие политической системы Политическая система общества - это упорядоченная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
Взаимодействие политической системы и социальной среды
Уровни политической системы
Статусно -ролевой уровень Политические статусы и роли-стандартизированные модели поведения, которые воспроизводятся людьми, независимо от их индивидуальных качеств Президент, министр, депутат, государственный чиновник, гражданин, избиратель, член партии и т.д.
Институциональный уровень Политические институты (нормы, регулирующие различные процесс в сфере политики) и политические организации (государственные учреждения, партии, общественные объединения) . Регулятивная и контролирующая функции по отношению к 1 уровню
Системно-нормативный уровень Представления о способах и принципах организации политической власти в целом (нормы конституционного права) Определяет основные принципы политического устройства общества, формы правления и территориального устройства государства
2. Политическая система современного российского общества
Ветви власти в РФ
Институты государственной власти
Институт парламентаризма Федеральное Собрание
Институт судебной власти Судебная власть
Институт исполнительной власти
Механизм сдержек и противовесов
Домашнее задание § 61 В.2, 3 «Используем полученные знания» на стр. 138: -Составьте сложный план ответа по теме «Механизм сдержек и противовесов в современной политической системе». - Используя Конституцию России, докажите, что в политической системе России работает механизм сдержек и противовесов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи урока Цель: Формирование знаний о политических институтах как регуляторах отношений политической власти и обеспечивающих устойчивость политической системы. Задачи: Обобщить понимание сущности и предназначения социального института в обществе. Сформировать представление о политических институтах, их видах и функциях. -Дать понимание процесса институционализации политической власти. Охарактеризовать систему политических отношений.
План урока 1. Социальные институты и их типы. 2. Политические институты, их виды и функции. 3. Институционализация политической власти. 4. Политические отношения.
1.Социальный институт Исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, созданная для удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества. Институты влияют на поведение людей путем установленных норм и правил.
Социальный институт
Социальный институт Организация Нормы Отношения
Типы социальных институтов Типы социальных институтов Примеры социальных институтов Какие потребности удовлетворяют Экономические Производство, рынок, собственность, банки 1.Добывание средств существования. 2.Создание материальных благ. 3.Обеспечение условий, благоприятствующих производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ. Политические Государство, гражданское общество, власть, армия, суд, партия, институт прав и свобод человека 1.Потребность в безопасности. 2.Осуществление управления. 3.Поддержание социального порядка. 4. Упрочение целостности общества. Социальные Семья, брак, материнство, отцовство, воспитание, здравоохранение, социальная защита 1.Воспроизводство человеческого рода. 2.Наследование. 3.Первичная социализация. 4. Поддержание здоровья людей. 5.Регулирование распределения общественных ресурсов. Культурные Наука, образование, религия, СМИ, искусство 1.Духовные потребности. 2.Создание, хранение, передача духовных ценностей. 3.Социализация подрастающего поколения и передача опыта.
2. Политический институт - … (запишите одно из трех предложенных определений. Поясните свой выбор)
Виды политических институтов
Функции политических институтов 1. Объединение общества, различных социальных групп для реализации их интересов посредством политической власти. 2. Выработка политических программ и организация их осуществления для реализации этих интересов. 3. Защита и развитие системы общественных отношений и ценностей различных групп. 4. Обеспечение оптимального развития политического процесса на основе консенсуса в обществе.
3. Институционализация политической власти Процесс формирования системы социальных норм, правил, статусов и ролей, регулирующей взаимодействие между субъектом и объектом власти в целях удовлетворения определенных общественных (политических) потребностей. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Институционализация политической власти Исторически включала: 1.Выделение статусных групп власти и подчинения. 2. Создание нормативной системы прав и обязанностей для каждой статусной группы, допустимых методов осуществления власти. 3. Формирование механизмов санкций и социального контроля. Формирование устойчивого порядка осуществления власти.
4. Политические отношения. Устойчивые взаимосвязи и взаимодействия в политической сфере.
Характеристики политических отношений Возникают при активном участии сознания людей, выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, партиями, государствами. Активно влияют на многие внутренние и внешние факторы жизни людей. Характеризуются Сложностью, многообразием и многоступенчатостью. Имеют важный инструмент воздействия: власть, принуждение, авторитет.
Классификация политических отношений Тип классификации Виды политических отношений ПО ВИДУ СУБЪЕКТОВ Отношения между партиями, институтами, общественно-политическими государствами, государствами и т.д. ПО ПРЕДМЕТУ ОТНОШЕНИЯ Отношения власти, политического управления, лидерства. ПО ХАРАКТЕРУ ОТНОШЕНИЙ Отношения сотрудничества (союзнические), взаимной ответственности, конкуренции, конфликта.
Домашнее задание § 58, записи в тетради В.1-4 устно «Повторяем изученное» на стр. 113.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи урока: Цель урока: Обобщение, углубление и систематизация знаний по формам государства с целью применения полученных теоретических знаний для решения заданий ЕГЭ. Задачи урока: Рассмотреть форму государства как систему организации, устройства и реализации государственной власти; Обобщить и систематизировать информацию о формах правления, выделить характеризующие признаки; Систематизировать знания о формах государственно-территориального устройства. Выделить их характерные признаки.
Ф ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 1 ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 2 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА. КОНФЕДЕРАЦИЯ 3 План урока
1. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. ФОРМА ГОСУДАРСТВА совокупность характеристик, отражающих организацию, устройство и реализацию государственной власти. Форма государства как совокупность характеристик государства включает три элемента: - форму правления, форму государственно-территориального устройства, политический режим
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим Совокупность реально сложившихся в обществе форм, методов и способов осуществления политической власти и государственного управления Система организации высших органов власти в обществе Способ территориальной организации государства, определяющий распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями Как управляют? Кто управляет? Как организованы население и власть?
2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ МОНАРХИЯ Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляется им бессрочно и, как правило, передается по наследству ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКА Ф орма правления, которая предполагает выборность высших органов власти, срочность полномочий чиновников и зависимость власти от избирателей. Способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений и компетенция ее органов, степень участия населения в их формировании, правовой статус главы государства
ВИДЫ МОНАРХИЙ Исторические особенности Национальные и религиозные традиции Социальная структура Абсолютная (неограниченная) Ограниченная Предпосылки: МОНАРХИЯ греч. « μοναρχία» – « единовластие» Дуалистическая Парламентарная (конституционная)
Признаки абсолютной монархии
Признаки дуалистической монархии
Признаки парламентарной монархии
ВИДЫ РЕСПУБЛИК Президентская Парламентарная Смешанная ( полупрезидентская ) Предпосылки: Исторические особенности и традиции Отсутствие жесткой сословной иерархии в обществе Частое изменение международного статуса государства Общественное недоверие политическим лидерам лат. «res publica» – « общественное дело»
Признаки президентской республики
Признаки парламентарной республики
Признаки смешанной республики
3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА Унитарное государство Это простое по строению государство, не имеющее в своем составе административно- территориальных единиц, обладающими признаками государственности ФОРМА государственно- территориального устройства Федеративное государство Это сложная форма политико-территориального устройства государства, которая предполагает наличие отдельных государственных образований, являющихся субъектами федерации и обладающих признаками государственности Национально-территориальная организация государства, способ распределения власти на территории государства между центральными и местными органами
ПРИЗНАКИ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА Единая конституция и система законодательства, единое гражданство. Единая система высших представительных, исполнительных и судебных органов, руководящих местным самоуправлением. Компетенция органов центральной власти распространяется на всю территорию страны и не ограничивается полномочиями местных органов. Одноканальная система налогообложения, единый бюджет, единая валюта. Единая армия и единое руководство международными делами. Территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (области, провинции, кантоны и др.). Они не имеют права принимать законы, избирать парламенты. Унитарные государства делятся на: - централизованные- с жестким подчинением территорий центру и децентрализованные - с определенной самостоятельностью территориальных единиц в решении своих вопросов развития (Швеция, Казахстан, Португалия, Великобритания, Польша, Белоруссия, Испания, Китай)
ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА Территория федерации формируется из территорий ее субъектов, обладающих особым статусом и определённым набором прав. Субъекты могут принимать законы и осуществляют управление на определенной территории, иногда- судопроизводство. Две системы законодательства и органов государственной власти – на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. Разграничение компетенций и ответственности между двумя уровнями власти; отношения между центром и регионами закрепляются общегосударственной конституцией. Наличие верхней палаты федерального парламента позволяет субъектам федерации участвовать в принятии общегосударственных решений. Наряду с обычным гражданством возможно установление гражданства субъектов федерации. У субъектов федерации отсутствует право произвольного выхода из состава государства, что обеспечивает его территориальную целостность. (Россия, Германия, США, Австрия, Индия, Швейцария)
КОНФЕДЕРАЦИЯ Союз самостоятельных суверенных государств, который образуется на основе соответствующего договора с целью совместного решения определенных проблем: организация совместной обороны, координация внешней политики, развитие общей системы коммуникаций. Субъекты конфедерации обладают суверенитетом и имеют право свободного выхода из неё. Никакие решения конфедерации не имеют силы без согласия её субъектов. (Союзы с конфедеративными элементами: Европейский союз, Союз Независимых государств).
Домашнее задание § 60, записи в тетради. В. 2 письменно на стр. 129 «Используем полученные звания «Анализируем социальную информацию» на стр.130 Company Logo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...
Контрольная работа по обществознанию 8 класс ориентирована на учебник Л.Н. Боголюбова Обществознание 8 класс
Иотговая контрольная работа по обществознанию состоит из 2 часте. Первая часть содержит задания на выбор ответа. Вторая часть направлена на проверку умения находить и извлекать нужную информацию в ада...
Поурочные разработки к учебнику Боголюбов Л. Н., Обществознание, 6 класс.
Боголюбов Л.Н., Обществознание, Поурочные разработки, 6 класс....
Поурочные разработки к учебнику Боголюбов Л. Н., Обществознание, 7 класс
Поурочные разработки к учебнику Боголюбов Л. Н., Обществознание, 7 класс...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа пок учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018 к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /.Тростенцова Л.А , Ла
Рабочая программа к учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для о...