"Защита прав потребителя" презентация и конспект урока обществознания, 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Корнилова Татьяна Алексеевна

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока:  урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Цель урока: формирование  понятий – потребитель, права потребителя; формирование умения  защищать права и интересы потребителя законным образом. 

Технологии и методы: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод, игровые методы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

В каких случаях герои сказок были потребителями? 2

Слайд 3

Продавец (изготовитель) товара, исполнитель работы (услуги) освобождается от ответственности за вред, причиненный потребителю только в двух случаях: 1й. В случае возникновения вреда вследствие непреодолимой силы ( это обстоятельства, не зависящие от воли человека, которые делают невозможным исполнение обязательств по договору; сюда можно отнести природные катастрофы: пожары, наводнения, землетрясения и прочее) 2й. В случае нарушения потребителем установленных правил пользования товаром или правил хранения товара. 3

Слайд 4

Алгоритм работы с текстом Закона 1) Определить объект претензии. 2) Определить сущность претензии. 3) Найти необходимую статью в законе. 4

Слайд 5

5

Слайд 6

1.Определить объект претензии товар 2.Определить сущность претензии Необходимость вернуть товар с существенным недостатком, купленный в интернет - магазине 3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление. Ответьте на вопрос. Ст. 18- В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем существенного недостатка вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы или потребовать замены товара Ситуация №1 Девушка купила в интернет-магазине планшет, почти месяц он работал, а потом выключился и больше не включался. Что делать? Существенный недостаток - недостаток, который делает невозможным использование товара в соответствии с его назначением. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Р Ф 7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные , включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины 6

Слайд 7

Алгоритм работы с текстом Закона 1) Определить объект претензии. 2) Определить сущность претензии. 3) Найти необходимую статью в законе. 7

Слайд 8

«Продажа телефонов с рук на улице» “ Телефончик не нужен?” Мы можем купить данный товар? 8

Слайд 9

«Продажа телефонов с рук на улице» “ Телефончик не нужен?” С чем связана опасность приобретения товара на улице? О чем нужно подумать, прежде чем сделать такую покупку? 9

Слайд 10

«Продажа телефонов с рук на улице» Мы можем купить данный товар? В-четвертых, телефон, предлагаемый как оригинальный (но по цене в 2 раза меньше, чем в магазине) на деле оказывается дешёвой китайской подделкой. В-шестых, телефон, продаваемый “по дешёвке” с рук, может на самом деле быть оригинальным. Но есть риск того, что он КРАДЕНЫЙ. В-пятых, продаваемый телефон может быть … НЕРАБОТАЮЩИМ, переживший несколько ремонтов, либо вообще бракованный. Покупка телефона с рук – это плохой способ сэкономить деньги. БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ! С чем связана опасность приобретения товара? Во-первых, нет кассового чека. Во-вторых, нет гарантийного талона. В-третьих, документы в коробке могут быть поддельными. 10

Слайд 11

Из истории потребительского движения Лига потребителей 1891 г. Нью-Йорк. В 1954 г. – Нидерландский союз потребителей. 15 марта 1962г. о правах потребителей перед Конгрессом США выступил президент США Джон Ф. Кеннеди. С 1983 г. - 15 марта отмечается Международный день потребителя. В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». 11

Слайд 12

Официальный сайт Coюзa потребителей России! В декабре 1990 года в нашей стране создан Союз потребителей Российской Федерации (CПPФ). На сегодняшний день он объединяет более ста общественных организаций которые ведут каждодневную зaщиту потребителей - консультации, составление претензий и исков, ведение дел в судах, независимая потребительская экспертиза безопасности и качества товаров и услуг, проверки соблюдения правил торговли и бытового обслуживания, пoтpeбитeльcкoe просвещение и образование.

Слайд 13

В 1992 году в РФ был принят закон «О защите прав потребителей» Основные права потребителей, закрепленные в законе: на просвещение в области защиты своих прав (ст.3); на надлежащее качество товаров (ст.4); на безопасность товара (ст.7); на информацию (ст. 8-10); на возмещение морального вреда (ст.15); на судебную защиту (ст.17); на государственную и общественную защиту(ст. 40-46).

Слайд 14

Отдел по защите прав потребителей при администрации Кадыйского муниципального района был создан 10 февраля 2010 года ( телефон 8(49442) 3-40-05).

Слайд 15

«Грамотный потребитель …» соблюдает законы; разумно распоряжается имеющимися средствами; всегда читает инструкцию и следует ей; сохраняет товарные, кассовые чеки, гарантийные талоны и квитанции; покупает товар только в специализированных магазинах или в специально отведенных местах для торговли; проверяет срок годности товара; подписывая договор на оказание услуги, внимательно знакомится с содержанием; знает свои права; предъявляет только обоснованные претензии и доводит начатое дело до конца. 12

Слайд 16

13 Мы не подводим окончательные итоги и не спешим ставить точку. Необходимо углублять свои знания по теме. И главное, грамотным потребителем может считать себя лишь тот, кто знает свои права и не боится применять их на практике. Если все вышеперечисленные качества вы обнаружили у себя, значит, вы можете с гордостью носить статус грамотного потребителя.

Слайд 17

Рефлексия: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… 14



Предварительный просмотр:

Тема урока: Защита прав потребителя.

Предмет: обществознание

Класс: 9

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока:  урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Цель урока: формирование  понятий – потребитель, права потребителя; формирование умения  защищать права и интересы потребителя законным образом.

Задачи урока:

Образовательные: знакомство учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве и с некоторыми положениями закона РФ «О защите прав потребителей», с основными понятиями темы.

Развивающие:

 1. Формирование элементарных умений защиты своих прав в данной области.

2. Формирование навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и применение своих знаний при решении практических задач.

Воспитательные:

  1. Воспитание сотруднических отношений в работе в группе.
  2. Воспитание культуры поведения потребителя.

Технологии и методы: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод, игровые методы.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, анализ правовых документов, анализ правовых ситуаций, самооценка.

Основные понятия и термины: Закон о защите прав потребителя, потребитель,  права потребителя, сертификат, материальный ущерб, моральный вред, изготовитель, исполнитель, продавец.

Оборудование урока:

- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей";

- раздаточный материал, выдержки из закона о защите прав потребителей;

- компьютер, проектор, экран, презентация «Защита прав потребителя»;

- видео-ролик «Ситуация №1»;

- музыкальный фрагмент – звук телефона;

- учебник  Боголюбова. Обществознание. 9 класс;

- рабочий лист урока.

План урока:

I. Организационный момент. Подготовка школьников к восприятию новой темы.

  • Вызов интереса
  • Вызов активности
  • Вызов опыта

II. Определение  темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

1. Кто является потребителем?

2. Какие права имеет потребитель?

3. Как потребителю защитить свои права?

IV. Самооценка  за урок.  Итоги урока.

V.  Рефлексия.

Ход урока:

I. Организационный момент.  Подготовка школьников к восприятию новой темы.

- Здравствуйте! Говорят если день начинать с улыбки, то он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок начнем  с улыбки, чтобы он прошел плодотворно и интересно. Давайте покажем, что мы знаем и как умеем работать. 

II. Определение темы и целей урока.

Презентация

Внимание на экран. Перед нами фотографии и рисунки?  На них изображены …(покупатель (потребитель), продавец, закон, товар, качество…).

        Что объединяет все эти изображения?  

        Есть ли  у вас предположение о  теме нашего урока?  

        Тема урока  «Права потребителя», я бы еще добавила «Защита прав потребителя».         

        

Ребята  у каждого на парте   рабочий лист, на нем  мы будем весь урок работать, брать из него необходимую для изучения информацию.

Запишем в рабочих листах тему урока (Учитель пишет на доске).

Как вы думаете,  какие вопросы  темы мы должны выяснить на уроке?

Ответы учащихся: Как правильно выбирать товар? Как проверить качество товара? Кто такой потребитель? Какие законы   защищают  права потребителя? Какие права у потребителя?....

Учитель: Т.О. нам нужно найти ответы на 3 главных вопроса:

1. Кто является потребителем?

2. Какие права имеет потребитель?

3. Как потребителю защитить свои права?

(учитель вывешивает таблички с вопросами на доске)

Мы с вами будем учиться применять знания, полученные на уроке при решении конкретных жизненных ситуаций.

Также в течение урока каждый будет выполнять задания и  оценивать свою работу,  а результаты указывать  в карточке  «Самооценка  за урок» (розового цвета). В конце урока суммируя баллы, вы поставите себе оценку.

Задание №1

«Кто потребитель?»

Задание №2, работа с текстом закона,  по алгоритму

Задание №3, Составил памятку «Грамотный потребитель…»

Самооценка

за урок

7 ответ.

6

ответ.

5-4

ответ.

объект

сущность претензии

статья

5 пунктов

4 пункта

3 пункта

11-10 баллов

9-8

баллов

7-6

баллов

5

4

3

1

1

1

3

2

1

5

4

3

        Ребята, а мы с вами являемся  потребителями? Что вы недавно купили?

III. Изучение нового материала.

Предлагаю ответить на 1 вопрос.

1. Кто является потребителем?

Учитель: Найдите в рабочем листе   определение  понятия - потребитель.

 (ученик читает понятие и его определение)

 «потребитель - гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы либо имеет намерение приобрести, заказать или использовать их исключительно для личных (бытовых)  нужд, не связанных  с  осуществлением предпринимательской деятельности»  Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"

Учитель – обратите внимание, из какого документа взято это определение?

Ученик - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"

Вопросы учащимся:

  • Кто может быть потребителем? – физическое лицо.
  • Каким способом потребитель может получить товар или  услугу? – приобретает, заказывает за деньги. Приобретая что-то за деньги, мы выступаем в качестве потребителей.
  • Если нам  какие-то блага будут предоставляться бесплатно. Будем ли мы в этом случае потребителями? – нет, в тех случаях, когда какие-то блага предоставляются нам бесплатно, Закон не признает нас потребителями.
  • С какой целью потребитель приобретает товар? – пользоваться, использовать для личных нужд.
  • Гражданин, который еще не приобрел, но собирается приобрести товар, является потребителем? – да.
  • Чем отличается потребитель от предпринимателя? – приобретает товар для личный нужд, не связанный с извлечением прибыли.
  • Тот, кому  вручили товар в качестве подарка, будет являться потребителем? -  да  Потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется.

 

Подчеркните  в определении  ключевые слова.

«потребитель - гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы либо имеет намерение приобрести, заказать или использовать их исключительно для личных (бытовых)  нужд, не связанных  с  осуществлением предпринимательской деятельности»

- Кто же является потребителем?  

потребитель – это гражданин, приобретающий товар  для личных  нужд.

( вывешиваем  табличку  с определением  на доске)

Внимание на экран. В каких случаях герои сказок были потребителями?

1. Емеля по отношению к щуке. (Нет, т.к. хотел все и бесплатно)

2. Муха-Цокотуха, когда «пошла на базар». (Да, т.к. заплатила за товар деньги)

А сейчас, настало время проверить свои знания. Выполните  в рабочем листе

Задание №1 «Кто потребитель?»: укажите, идёт ли речь о потребителях в представленных ситуациях с точки зрения Закона о защите прав потребителей.     (1 мин.)

Ситуация.

Ответ«да» или «нет»

1

Родители, получившие в подарок холодильник, купленный сыном.

«да»

2

Пассажир автобуса.

«да»

3

Владелец  гостиницы, приобретающий  новую мебель  для номеров.

«нет»

4

Мужчина, выбирающий в автосалоне машину.

«да»

5

Внучка, получившая в подарок шапочку связанную бабушкой.

«нет»

6

Владелец ремонтной мастерской, закупающий у торговой  фирмы  большую  партию  молний, различных расцветок.

«нет»

7

Школьница, покупающая  книгу в магазине.

«да»

Проверьте выполнение задания  по «карточке – ключ”

 Оцените свою работу,    в карточке «Самооценка  за урок»

И так, теперь мы знаем, кто является потребителем.

2. Какие права имеет потребитель?

Учитель - Какие  у нас есть права как у потребителей?

Ответы учащихся.

1) право на необходимую и достоверную информацию:

Потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию:

- потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре  или услуге:

- о сроке годности,

- о составе,

- о содержании вредных веществ,

- о противопоказаниях к применению,

- о назначении, 

- о правилах использования или хранения,

- о сроке службы,

- о цене товара.

- потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация об  изготовителе  и продавце;

- инструкция обязательно должна быть на русском языке. Например, если к купленному  товару  приложена инструкция только на иностранном языке, это нарушение закона.

Тщательно изучайте все символы на этикетках и ярлыках, внимательно читайте инструкцию и не стесняйтесь задавать вопросы продавцу.

2) право на качество товара:

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу) надлежащего качества.

 - товар надлежащего качества – это товар который соответствует  стандарту;

Документ, удостоверяющий соответствие товара стандарту называется сертификатом.

- товар ненадлежащего качества – не соответствует требованиям и имеет недостатки.

В случае нарушения прав или предоставлении некачественного товара потребитель имеет право:

1. Потребовать, чтобы недостатки были устранены (в течение 20 дней)

2. Договориться с продавцом об уменьшении цены за эту вещь (10 дней для разрешения вопроса)

3. Заменить на такой же, но качественный товар (в течение 7 дней)

4. Заменить на другой товар.

5. Возвратить вещь в магазин до определенного срока, получив деньги обратно.

 (Вы должны знать, что Постановлением  Правительства РФ  определен перечень товаров,  не подлежащий  возврату и обмену – ювелирные изделия, медикаменты, изделия чулочно-носочные, предметы личной гигиены и др. ).

Итак, покупая товар. Не забывайте о том, что, прежде всего, он должен быть качественным. Не стесняйтесь требовать сертификат.

3) право на безопасность товара  - товар или услуга при соблюдении правил

использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу

потребителя и окружающей среде.

 

4) право на возмещение ущерба:

Потребитель  вправе рассчитывать, что вред, причиненный ему некачественным товаром или услугой, будет возмещен в полном объеме. Речь идет о материальном  и моральном  вреде.

- материальный ущерб -   вред, причиненный  некачественным  товаром, услугой или работой.

- моральный вред – физические или нравственные страдания  гражданина (беспомощность, боль, страх, унижение, переживания) которые испытывал потребитель из-за нарушения его прав.


Продавец (изготовитель) товара, исполнитель работы  освобождается от ответственности за вред, причиненный потребителю только в 2 случаях:

 в случае возникновения вреда вследствие непреодолимой силы (еще это называют форс-мажором - это обстоятельства, не зависящие от воли человека, которые делают невозможным исполнение обязательств по договору; сюда можно отнести природные катастрофы, пожары, наводнения, объявление войны и прочее)

 в случае нарушения потребителем установленных правил пользования товаром  или правил хранения товара.

Учитель - Как  на практике реализуются права потребителей,  я предлагаю вам поработать в юридической консультации.   К нам поступило несколько жалоб с просьбой рассмотреть их. Работать будем с текстом закона,  по алгоритму. У вас на столе  статьи из закона РФ «О защите прав потребителей», которыми мы будем руководствоваться в принятии решений.  

Алгоритм работы с текстом Закона.

  1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.).
  2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество (недостаток), неполная информация, нарушение сроков и т.д.).
  3. Найти необходимую статью в законе.

Ситуация  №1.  (видео-ролик)

Девушка купила  в интернет-магазине планшет, почти месяц он работал, а потом выключился и больше не включался. Что делать?

  • Существенный недостаток- недостаток, который делает невозможным использование товара в соответствии с его назначением. (устройство не включается какое может быть использование)
  • Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров"

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)

товар

2.Определить сущность претензии (письменное требование,  об устранении нарушений) (то есть фактические обстоятельства, которые послужили поводом для направления претензии)  (недостатки товара, необходимость вернуть товар, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)

Необходимость вернуть товар с существенного недостатком, купленный в интернет - магазине

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ответьте на вопрос.

Ст. 18- В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем  существенного недостатка  вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы или потребовать замены  товара

Выполним  в рабочем листе

Задание №2, работа с текстом закона,  по алгоритму. Работа в парах. (2-3 минуты)

Ситуация  (для 1й пары).

Гражданин Федотов купил часы, но вскоре они сломались и их пришлось отдать в ремонт. Когда Федотов пришел в назначенный день, чтобы забрать часы, то оказалось, что часы утеряны. Какая ответственность предусматривается для часовой мастерской?

1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)

Работа (услуга)

2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, утеря вещи, нарушение сроков и т.д.)

Утеря вещи потребителя

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ответьте на вопрос.

Ст. 35

- в течение 3х дней заменить однородной вещью или возмещение 2х кратной цены вещи

Ситуация (для 2й пары)

Светлана Григорьевна купила сыну ботинки. Когда сын их надел, то оказалось, что ботинки велики и фасон их не понравился подростку. Можно ли вернуть ботинки в магазин, если с момента покупки прошло 10 дней, товарный чек она потеряла, но ботинки подросток не носил,  и сохранилась упаковка товара?

1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)

товар

2.Определить сущность претензии (недостатки товара, необходимость вернуть товар,  неполная информация, нарушение сроков и т.д.)

Необходимость вернуть товар надлежащего качества

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ответьте на вопрос.

Ст. 25 – потребитель в теч.14 дней может обменять товар или потребовать вернуть деньги

Отсутствие у потребителя товарного чека  не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

- Спасибо вам за работу в консультации. Вы грамотно, пользуясь законом, разобрались с представленными  ситуациями.

Оцените свою работу,  в карточке «Самооценка  за урок»

Слайд “Телефончик  не нужен?” Слышится – звук телефона.

Разбор ситуации. Мы можем купить данный товар?

-О чем нужно подумать, прежде чем сделать такую покупку?

-С чем связана опасность приобретения товара не в специализированных местах его сбыта?

Предполагаемые ответы учащихся:

-нет гарантийного талона;

-нет кассового чека и т.д.

- документы в коробке могут быть поддельными;

-телефон, предлагаемый как оригинальный (но по цене в 2 раза меньше, чем в магазине) на деле оказывается дешёвой китайской подделкой;

- телефон, продаваемый “по дешёвке” с рук, может на самом деле быть оригинальным. Но есть риск того, что он КРАДЕНЫЙ;

-продаваемый телефон может быть … НЕРАБОТАЮЩИМ, переживший несколько ремонтов, либо вообще бракованный,

- Ребята, граждане которые  продают товары на улице, с рук  – не являются изготовителями, исполнителями, продавцами  с точки зрения Закона о защите прав потребителей.

Учитель: Найдите в рабочем листе   определения  понятий – изготовитель, исполнитель, продавец, ваша задача сжать определения до ключевых слов. Подчеркните ключевые слова

(По закону « О защите прав потребителей»

Изготовитель – организация, независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации их потребителям.

Исполнитель - организация, независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец - организация, независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи).

Вывод: мы можем купить данный товар (право на выбор - суверенитет потребителя, то есть свободный выбор потребителями видов и количества товаров и услуг), но предъявить претензии нам будет некому, большая гарантия купить некачественный товар.

Покупка телефона с рук – это плохой способ сэкономить деньги.  

   БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

Еще об одном праве потребителя мы узнали – право на выбор (вывешиваем на доску).

Учитель - Давайте еще раз озвучим  основные права  потребителя (ученик  проговаривает)  

И так, мы определили основные права потребителя. Как вы думаете, о чем дальше пойдет наш разговор?

3. Как потребителю защитить свои права?

А у кого из вас ребята были конфликтные ситуации в отношениях потребитель – продавец? (А у ваших родных?)

- К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Вот почему необходимо знать основы потребительского законодательства, чтобы в подобных ситуациях   поступать правильно.

Учитель: История потребительского движения насчитывает не один десяток лет. Как оно развивалось, мы сейчас узнаем.

(сообщение учащегося) «Из истории потребительского движения».

        Человечеством накоплен большой опыт по защите прав потребителей.

        Одной из первых  организаций выступающих в защиту прав потребителей, была независимая Лига потребителей, созданная 1891 г. В Нью-Йорке.

        В 1954 г. – Нидерландский союз потребителей.

        15 марта 1962г. о правах потребителей перед Конгрессом США выступил  президент  США  Джон  Ф. Кеннеди.          

        С 1983 г. - 15 марта  отмечается  международный день потребителя.

        В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей».

        Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. На сегодняшний день он объединяет более ста общественных организаций  которые ведут каждодневную  зaщиту потребителей. 

В 1992 году  в нашей стране был принят Закон «О защите прав потребителей», в нем закреплены основные права потребителей:

  • на просвещение в области защиты своих прав (ст.3);
  • на надлежащее качество товаров (ст.4);
  • на безопасность товара (ст.7);
  • на информацию (ст. 8-10);
  • на возмещение морального вреда (ст.15);
  • на судебную  защиту (ст.17);
  • на государственную и общественную защиту (ст. 40-46).

        

        В нашем районе  Отдел по защите прав потребителей  при администрации Кадыйского муниципального района  создан 10 февраля 2010 года  (телефон 8(49442) 3-40-05).

С историей движения  по защите прав потребителя, с правами потребителя  мы познакомились.

Но эти права нужно уметь защищать. Каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения?

Существует  четыре основных способа защиты прав потребителя.

Первый  - потребитель может защитить свои права сам. Если права потребителя были нарушены (или в момент оформления покупки или услуги, или вскрылись уже дома), ему нужно немедленно обратиться с устной претензией к  продавцу или исполнителю. В случае отказа необходимо написать претензию, изложить суть, указать факт отказа, к претензии приложить? копии документов, подтверждающие заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, копию паспорта).

        Претензия пишется в 2х экземплярах - один вручается директору организации, а второй экземпляр остается у потребителя, но на нем должна быть поставлена дата и подпись лица, принявшего претензию, либо указана причина отказа. Если директору организации отказывается принять претензию, то ее можно отправить по почте:

  • Заказным письмом (у потребителя остается квитанция  об оплате, которая подтверждает почтовое отправление).
  • С описью вложения (нужно не запечатывать конверт, а попросить почтальона сделать опись вложения, которая подтверждает, что отправлена именно претензия и копия чека или договора, а не поздравительная открытка).
  • С уведомлением о вручении (при получении письма адресат, т.е. директор магазина, распишется в специальном бланке, а почтовая служба перешлет его потребителю. Этот документ подтверждает получение претензии). Все эти документы подтверждают, что потребитель со своей стороны приложил все усилия для решения конфликта.

Второй - потребитель может обратиться в одну из общественных организаций потребителей. В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право:

- проводить проверку качества и безопасности товаров (работ, услуг);

- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;

- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности лиц,

виновных в нарушении прав потребителей;

- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

Третий  - потребитель может обратиться за защитой к специальным государственным органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его защищает государство. В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка.

Четвертый  - потребитель может обратиться за защитой  в суд  с иском о нарушении  своих прав.

        Помните ребята, Закон не сможет защитить ни вас, ни ваших близких, если вы сами не предпримете для этого никаких усилий.

        А сейчас я предлагаю вам  выполнить  в рабочем листе третье задание  - составить памятку «Грамотный потребитель …».  Выполняя задание, используйте знания, полученные  на уроке  и собственный жизненный опыт. (2 мин.)

«Грамотный потребитель …» ( Пожалуйста вспомните и напишите - Как ведет себя грамотный потребитель)

  • всегда честен с собой и окружающими;
  •  соблюдает законы;
  •  знает свои права и не боится применять их на практике;
  • разумно распоряжается имеющимися средствами;
  • всегда читает инструкцию и следует ей;
  • сохраняет товарные, кассовые чеки, гарантийные талоны и квитанции;
  • покупает товар только в специализированных магазинах или в специально отведенных местах для торговли;
  • проверяет  срок годности товара;
  • подписывая договор на оказание услуги, внимательно знакомится с содержанием;
  • предъявляет только обоснованные претензии и доводит начатое дело до конца.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем следует фронтальное обсуждение полученных результатов.

Учитель: Оцените свою работу, в карточке «Самооценка  за урок»

Подводим итоги нашего урока.

Учитель: Мы сегодня много узнали о своих правах как потребителей и их защите. Вспомним, какие вопросы мы ставили в начале урока. Готовы ли вы ответить на них?

(Кто является потребителем?  Какие он имеет права? Как потребителю защитить свои права?)

Учитель: мы не подводим окончательные итоги и не спешим ставить точку. Советую вам углублять свои знания по теме.

        И главное, грамотным потребителем может считать себя лишь тот, кто знает свои права и не боится применять их на практике. Если все вышеперечисленные качества вы обнаружили у себя, значит, вы можете с гордостью носить статус грамотного потребителя.

        Когда вас учат тем или иным премудростям, то нередко говорят: «Поверьте, это вам пригодится в будущем…». Но, как показывает практика, потребительские знания вам нужны и полезны уже сегодня, чтобы с честью выходить из многих жизненных ситуаций и помогать советом другим.

        Самооценка. Ребята, подсчитайте количество баллов и поставьте себе оценку за урок.

Кто поставил себе 5? 4? 3?

Учитель подводит итоги работы и выставляет  оценки за работу. 

        Благодарю вас за работу на уроке. Особенно сегодня  были активны …

Мне интересно было с вами работать. И я хочу узнать, что получили от урока вы.

Рефлексия:  выберите начало фразы и продолжите её. Кто самый смелый!

(по кругу высказываются одним предложением, выбрав из рефлексивного экрана на доске)

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось… 

Домашнее задание: Параграф 16, вопросы 5,6; выучить определения или зад.4.

- Урок окончен!

Интернет-ресурсы:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"

http://souz-potrebiteley.ru/ - официальный сайт Coюзa потребителей России

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17579/c8b966271331ed0f59b793d7144df9b88335c640/ - Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 23.12.2015) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном...

Тема урока: Защита прав потребителя

        

        

                

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)

Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека....

Конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Права и свободы человека" (УМК Боголюбова Л.Н.)

Разработка конкурсного урока на конкурсе "Учитель года - 2013", презентация к уроку. (УМК Боголюбова Л.Н.)...

Конспект урока обществознания в 9 классе коррекционной школы VIII вида Тема: «Конвенция о правах ребёнка»

Урок о важнейшем международном документе по защите прав детей, проведённый в 9 классе коррекционной школы....

КОНСПЕКТ урока обществознания в 9 классе по теме ПРАВО.ОТРАСЛИ ПРАВА

Конспек  урока-практикума по теме "Право. Отрасли права" содержит задания для подготовки в итоговой аттестации по обществознанию....

Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителя (конспект урока, 8 класс)

Конспект урока посвящен изучению технологии совершения покупок, учитывающую: правила покупки, информацию о товарах, способы определения качества товара....

План-конспект урока обществознания в 9 классе: «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»

План-конспект урока обществознания в 9 классе:«Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»...

Конспект урока обществознания по теме "Семья под защитой закона"

Конспект урока обзществознания в 9 классеОсновные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, регистрация брака, расторжение брака, брачный договор, правовая связь членов семьи.Оборудование: презентация...