Конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Права и свободы человека" (УМК Боголюбова Л.Н.)
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Иванова Валентина Владимировна

Разработка конкурсного урока на конкурсе "Учитель года - 2013", презентация к уроку. (УМК Боголюбова Л.Н.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_9_klass.rar1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе

ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная

Кошкинского района Самарской области

Учитель: Иванова Валентина Владимировна

Тема: Права и свободы человека и гражданина

Цель: Создать условия для формирования представлений о юридических нормах, называемых правами человека

Задачи:

Обучающие:  ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка;   показать способы реализации прав человека и защиты их  в жизни.

Развивающие: продолжить  формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону

Тип урока: изучение нового материала

Методы и формы обучения:

Методы: проблемного изучения в обучении.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, коробка, информационные листы, цветные жетоны, маркеры, цветные рабочие листы, буклеты.


Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

1 мин

Приветствие.

Проверка готовности к уроку

Ребята, положите, пожалуйста, мне на стол ваши сотовые телефоны.

Сразу распределяются по группам в соответствии с полученным цветным жетоном.

Сдают телефоны.

2.Актуализ. знаний.

5 мин

Просмотр видеоролика

-Это один из многочисленных роликов, размещенных в сети интернет. Поднимите, пожалуйста, руки, кто сам любит снимать, фотографировать и выкладывать это ВКонтаке, например.

-Это профессиональная съемка?

- Как вы думаете, герои ролика знают, что их снимают на видео?

- А может ли получиться так, что действующие лица не подозревают даже, что идет видеозапись?

- Как вы думаете, это правильно – снимать на телефон, не предупредив?

- Какие права человека при этом нарушаются?

- Какие чувства испытали бы вы, если бы неожиданно увидели себя на видео в интернете?

- Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Называет тему.

Сегодня мы

Цели для учащихся

Смотрят ролик

Поднимают руки

Нет, это скорее всего на телефон.

Кто-то знает, а кто-то нет

Да, такое бывает.

Нет

На личную жизнь, на честь и достоинство

Неприятные эмоции, обида, раздражение

Отвечают

3.Излож. нового материала

(по презентации)

4 мин

По 1 мин

1,5 мин

По

1 мин

20 м

1)Беседа.

Читает ст. 2 Конституции.

- Что такое права человека?

- О каких правах человека и гражданина вы уже знаете?

- Что подразумевает сочетание человек и гражданин?

- Эта связь предусматривает не только права, но и некоторые обязанности человека по отношению к государству, и,  конечно же, меру ответственности. Но это тема для отдельного разговора.

- Что означает выражение «права человека закреплены законом»?

- Почему права нуждаются в защите?

Единая система прав, закрепленная в нашей Конституции, отхватывает все основные сферы жизни общества. Какие сферы вы можете назвать? В соответствии с этим все права делятся на 4 группы.

-личные

-политические

-социально-экономические

-культурные

Групповая работа (прием «вертушка»)

Каждая группа получает лист с названием группы прав: личные, политические, экономические, социальные. В течение 1,5 мин нужно записать все права, которые знают. По сигналу группы передают свои листочки друг другу по кругу, дополняют уже записанное.

- У вас на столах информационные листы. Изучите их, выделите в тексте конкретные права человека. В своих записях и записях товарищей вычеркните те права, которые не относятся к вашей группе.

Результаты вывешиваются на доску.

Обсуждение

- Итак, проверим, что у нас получилось.

(От каждой группы выступает один человек)

Показ на слайде – группы прав.

- Какими  документами вы пользовались, чтобы проверить и дополнить свои записи?

- Это те нормативно-правовые документы, которые определяют и гарантируют наши права и их защиту. Какой из них является самым значимым? Почему?

Это нормы, выражающие

естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, достойно жить, развиваться и т.д.

Перечисляют

Гражданство – устойчивая связь человека и государства.

Права человека прописаны в государственных документах.

Потому что кто-то их нарушает.

Записывают

Работают с документацией

Вывешивают результат на доску.

Каждая группа рассказывает о правах.

Конституция РФ, Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка,

Конституция РФ, обладает высшей юридической силой

4.Закрепле-ние

1 мин

По 1 мин

Групповая работа.Рассмотрим несколько ситуаций.

  1. Определить, какие права были нарушены.
  2. Определить обязанности сторон
  3. Как можно защитить свои права в подобной ситуации?

Обсуждение.

1.Учитель на уроке попросил отдать ему сотовые телефоны. Как вы считаете, это правомерно?

- есть право на неприкосновенность частной собственности, свобода распоряжаться своим имуществом – если телефон отключен, находится в сумке и никому не мешает, учитель не вправе требовать его. Если же своими действиями с телефоном вы нарушаете права своих одноклассников (на образование)  - действия учителя правомерны.

В каких ситуациях мы не можем свободно распоряжаться своим сотовым телефоном?

- К какой группе прав вы отнесете нарушенное право?

- Какие обязанности возникают в этом случае?

2.Вы находитесь в аудитории во время ГИА по обществознанию. Вашему соседу по парте кто-то позвонил.Организатор потребовал отдать телефон.

Какие права одноклассников нарушены в данном случае?

Какие обязанности возникают?

К какой группе прав вы отнесете названое вами право?

3.  Вы узнали, что местный завод сбрасывает свои ядовитые отходы в реку  вышли с друзьями и соседями на митинг протеста. Полицейские запретили шествие и задержали несколько человек.

- Какие права нарушены?

К какой группе прав вы отнесете это право?

- Как можно защитить свои права в этом случае?

4. Вы отвечаете у доски, не можете решить задачу, класс смеется над этим, а одноклассники снимают выступление на телефон, чтобы разместить в интернете.

- Какое право в данном случае нарушается?

- Какие обязанности возникают у сторон?

- К какой группе прав можно отнести это право?

Я хочу с вами поспорить: я снимаю своим собственным телефоном, у меня есть право на свободу пользования имуществом. Что ограничивает мою свободу?

Ст. 24 Конституции (зачитывает)

- Может ли свобода быть абсолютной?

да, учитель может отобрать телефон

нет, не имеете права

на уроке, на экзаменах…

к социально-экономическим

обязанность ученика выключить телефон во время урока

право на образование

учащийся не должен был иметь телефон на ГИА

Организатор обязан удалить ученика из аудитории

Культурные

Право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Политические

Подать в суд

Неприкосновенность личной жизни

Не снимать тайно

Личные

Закон, права других людей

нет

5.Итог урока

3 мин

Почти все сейчас в качестве меры защиты предлагал подать в суд, но вы должны помнить, что до 18 лет вы пока недееспособны, поэтому заявление в суд могут написать только ваши законные представители.

В нашем государстве существует система защиты прав:

Президент РФ – обеспечивает соответствие законодательства конституционным правам

Уполномоченный по правам человека  

- Кто занимает эту должность на федеральном уровне?

- У нас  Самарской области – кто?

Судебная система.

(Лукин Владимир Петрович)

П. Астахов –уполн. по правам ребенка)

Скупова Ирина Анатольевна

(Козлова Татьяна Владимировна)

6.Рефлексия

1 мин

Закончите предложение одним словом. Повторяться нельзя.

(в группах разные предложения)

Сегодня я узнал…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я попробую…

Меня удивило…

Мое вам пожелание: зачитывает по слайду выдержку из Билля о правах человека

Свои телефоны можете забрать.

Отвечают

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания 11 класс

Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...

Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"

Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....

Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Тип урока: Урок-семинар. Оборудование:Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде. Цели урока:образовательная –  анализ текста;развивающая &ndash...

Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»

Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...