Программа факультативного курса "Обществознание: подготовка к ОГЭ"
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к основному государственному экзамену выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, отработку навыков выполнения заданий в форме ОГЭ.Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к основному государственному экзамену выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, отработку навыков выполнения заданий в форме ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa_obshchestvoznanie_podgotovka_k_oge.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
Муниципальное образование «Братский район»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Илирская средняя общеобразовательная школа № 1»
665746, Иркутская область, Братский район, с. Илир, ул. Кирова, 16, e-mail: ilirshool1@mail.ru
РАССМОТРЕНО Принято Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла МКОУ «Илирская СОШ №1» Протокол № 3 от «08» ноября 2017 г. Руководитель МО Ф.И.О. ______Панова И.В. | УТВЕРЖДЕНО от «09» ноября 2017г. Директор МКОУ «Илирская СОШ №1» Ф.И.О. ______ / Дрягина М.Ф. |
Программа факультативного курса
«Обществознание: подготовка к ОГЭ»
для обучающихся 9 класса
Образовательная область: «Общественно-научные предметы»
Разработал:
Дулова Инна Валерьевна
учитель истории и обществознания ,
I квалификационной категории.
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» составлена на основе следующих документов:
-федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
-демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по обществознанию;
-кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена по обществознанию;
-спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию.
Цели курса:
-целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – в форме ОГЭ;
-повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Задачи курса:
-повторение курса обществознания; -формирование умений и навыков решения тестовых заданий;
-знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
-формирование позитивного отношения к процедуре ОГЭ по обществознанию.
Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к основному государственному экзамену выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, отработку навыков выполнения заданий в форме ОГЭ.
Программа курса рассчитана на 33 часа.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
Предусмотрены следующие формы организации работы:
1. теоретический блок, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
2. практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ОГЭ.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Содержание курса
Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» полностью отражает содержание учебных курсов Обществознание 8-9 классы и отвечает требованиям Кодификатора.
№ | Раздел | Теория | Практика |
Введение | Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ | ||
1 | Общество и человек | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
2 | Сфера духовной культуры | Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
3 | Экономическая сфера | Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
4 | Социальная сфера | Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
5 | Сфера политики и социального управления | Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
6 | Право | Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы | Практикум: анализ двух суждений; сравнение; установление соответствия; выбор верных позиций из предложенного списка; установление фактов и мнений |
7 | Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ОГЭ | Задание ориентировано на проверяемое умение: - задание на сравнение; - задание на установление соответствия; - задание на выбор верных позиций из списка; - задание на установление фактов и мнений. Задание ориентировано на проверяемое умение: - задания на анализ источников. | Практикум: анализ различных источников |
8 | Итоговый контроль | Итоговый контроль | Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач |
Список литературы
1. ОГЭ- Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2017.
3. Основной государственный экзамен 2017. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
4. ОГЭ-20___: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2016.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса "Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математике"
Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укр...
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс
Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...
Программа факультативного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике» для учащихся 10-12 классов
Данный курс предназначен для учащихся 10-12-х класса и рассчитан на 102 часов. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, та...
Программа факультативного курса "Подготовка к ГИА"
Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического мат...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА : «ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ-ОГЭ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК).
Факультативный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной актив...
Программа факультативного курса "Подготовка к ЕГЭ по математике"
Программа факультативного курса "Подготовка к ЕГЭ по математике" для учащихся 11 класса, базовый уровень...