Программа факультативного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ"
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ege_11_klass.docx | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
Муниципальное образование «Братский район»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Илирская средняя общеобразовательная школа № 1»
665746, Иркутская область, Братский район, с. Илир, ул. Кирова, 16, e-mail: ilirshool1@mail.ru
РАССМОТРЕНО Принято Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла МКОУ «Илирская СОШ №1» Протокол № 3 от «08» ноября 2017 г. Руководитель МО Ф.И.О. Панова И.В. | УТВЕРЖДЕНО от «09» ноября 2017г. Директор МКОУ «Илирская СОШ №1» Ф.И.О. / Дрягина М.Ф. |
Программа факультативного курса
«Обществознание: подготовка к ЕГЭ»
для обучающихся 11 класса
Образовательная область: «Общественно-научные предметы»
Разработал:
Дулова Инна Валерьевна
учитель истории и обществознания ,
I квалификационной категории.
2017 г.
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Курс поможет будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.
ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Срок реализации: 1 год.
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Цель курса: повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера, систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию
Содержание курса включает:
- Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию.
- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.
- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
- Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий разного уровня; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
- Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Требования к уровню подготовки выпускников
Ученик должен знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Содержание программы
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч.)
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Блок "Человек и общество" (3 ч.)
Системное строение общества. Общество как динамическая система. Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
3. Блок "Человек. Познание" (3 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
4. Блок "Социальная сфера" (3 ч).
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
5. Блок "Экономическая сфера " (3 ч.)
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
6. Блок "Политология" (4 ч.)
Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Тренинг по выполнению заданий части 1и 2 по данному блоку.
7. Блок "Право" (3 ч.)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
8. Общая характеристика заданий части 2 (28-31). Особенности заданий 28-31 (2 ч).
28-31 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
9. Специфика заданий 32-34 (3 ч).
32- – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. 33– задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. 34– задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества . 35– задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
10. Эссе как творческая работа выпускника (4 ч).
36 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
11. Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ (3ч.)
Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.
Учебно-тематический план курса - 34 часа
№ | Тема | Кол-во часов | Тип занятия | Дата проведения |
1 | Введение. ЕГЭ по обществознанию | 1 | лекция |
|
2 | Структура и содержание экзаменационной работы | 1 | практикум |
|
3 | Блок «Человек и общество» | 1 | лекция |
|
4 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
5 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
6 | Блок «Человек. Познание» | 1 | лекция |
|
7 | Тренинг по выполнению заданий А из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
8 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | тренинг |
|
9 | Блок "Социальная сфера" | 1 | лекция |
|
10 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
11 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
12 | Блок "Экономическая сфера " | 1 | лекция |
|
13 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
14 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
15 | Блок "Политология" | 1 | лекция |
|
16 | Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов | 1 | семинар |
|
17 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
18 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
19 | Блок "Право" |
| ||
20 | Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов | 1 | семинар |
|
21 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
22 | Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку | 1 | практикум |
|
23 | Особенности заданий 28-31 | 1 | семинар |
|
24 | Структура и специфика заданий на анализ документа | 1 | практикум | |
25-26 | Специфика заданий 32-34 | 2 | семинар практикум |
|
27 | Составление сложного плана по темам раздела Задание 35 | 1 | практикум | |
28-30 | Эссе (36задание) как творческая работа выпускника | 3 |
| |
31 | Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. | 1 | семинар |
|
32-34 | Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ | 3 | Тестирование в формате ЕГЭ |
|
Литература
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2011
Баранов П.А., Шевченко С.В ЕГЭ 2015. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий. .- м.:2014
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2015
Пазин Р.В.. Обществознание в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ Учебное пособие.- Самара., 2015
Рутковская Е.Л., ЕГЭ-2014..Практикум по обществознаниию; Человек и общество:подготовка к выполнению заданий АВС - М.: Экзамен, 2014
Королькова Е. С,. Рутковская Е.Л, ЕГЭ-2014..Практикум по обществознаниию; Экономика. Социология:подготовка к выполнениюзаданий АВС - М.: Экзамен, 2014
Лазебникова А.Ю ЕГЭ 2014 Практикум по обществознаниию;:подготовка к выполнению части С - М.: Экзамен, 2014
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ-2014. Обществознание. Типовые тестовые задания задания./ А.Ю. Лазебникова Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова,. - М.: Экзамен, 2014
Фомина С.А. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание 10-11 классы. Формирование умения написания эссе.Задания повышенной сложности. Учебное пособие.- Волгоград:Учитель., 2015
Лазебникова А.Ю Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2013.
ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2014 .
Чернышева О. А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.ЕГЭ
Лазебникова Е.Л. ЕГЭ-2014. Обществознание. Тематические тестовые задания задания./ А.Ю. Лазебникова Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова,. - М.: Экзамен, 2014.
Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Базовый уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2012.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса "Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математике"
Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укр...
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс
Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...
Программа факультативного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике» для учащихся 10-12 классов
Данный курс предназначен для учащихся 10-12-х класса и рассчитан на 102 часов. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, та...
Программа факультативного курса "Подготовка к ГИА"
Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического мат...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА : «ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ-ОГЭ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК).
Факультативный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной актив...
Программа факультативного курса "Подготовка к ЕГЭ по математике"
Программа факультативного курса "Подготовка к ЕГЭ по математике" для учащихся 11 класса, базовый уровень...