Программа факультативного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ"
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Дулова Инна Валерьевна

В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.

Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ege_11_klass.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:


Похожее изображение 

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное образование «Братский район»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Илирская средняя общеобразовательная школа № 1»

665746, Иркутская область, Братский район, с. Илир, ул. Кирова, 16, e-mail: ilirshool1@mail.ru

РАССМОТРЕНО

Принято

Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла

МКОУ «Илирская  СОШ №1»

Протокол № 3

от «08» ноября 2017 г.

Руководитель МО

Ф.И.О. Панова И.В.

УТВЕРЖДЕНО

от «09» ноября 2017г.

Директор

МКОУ «Илирская  СОШ №1»

Ф.И.О.     / Дрягина М.Ф.

Программа факультативного курса

«Обществознание: подготовка к ЕГЭ»

для обучающихся 11 класса

Образовательная область: «Общественно-научные предметы»

Разработал:

Дулова Инна Валерьевна

учитель истории и обществознания ,

I квалификационной категории.

2017 г.

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.

Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Курс поможет будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.

ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.


Срок реализации: 1 год.

Программа элективного курса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.

 Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.

Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

Цель курса: повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера, систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ

  Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. 

Задачи курса:

- повышение предметной компетентности учеников;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию

Содержание курса включает:

- Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию.

- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.

- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

- Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий разного уровня; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

- Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Требования к уровню подготовки выпускников

Ученик должен знать и понимать

биосоциальную сущность человека

основные этапы и факторы социализации личности

место и роль человека в системе общественных отношений

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

основные социальные институты и процессы

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

предвидения возможных последствий определенных социальных действий

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Содержание программы

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч.)
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах  ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Блок "Человек и общество" (3 ч.)

Системное строение общества. Общество как динамическая система. Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.  Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.

3. Блок "Человек. Познание" (3 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
4. Блок "Социальная сфера" (3 ч).
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.

5. Блок "Экономическая сфера " (3 ч.)
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
6. Блок "Политология" (4 ч.)
Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.  Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Тренинг по выполнению заданий части 1и 2 по данному блоку.

7. Блок "Право"  (3 ч.)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному блоку.
8. Общая характеристика заданий части 2 (28-31). Особенности заданий 28-31 (2 ч).
28-31 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

9. Специфика заданий 32-34 (3 ч).
32- – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. 33– задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. 34– задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества . 
35– задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
10. Эссе как творческая работа выпускника (4 ч).
36 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

11. Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ (3ч.)

Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.

Учебно-тематический план курса - 34 часа

Тема

Кол-во часов

Тип занятия

Дата проведения

1

Введение. ЕГЭ по обществознанию

1

лекция

 

2

Структура и содержание экзаменационной работы

1

практикум

 

3

Блок «Человек и общество»

1

лекция

 

4

Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

5

Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

6

Блок «Человек. Познание»

1

лекция

 

7

Тренинг по выполнению заданий А из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

8

Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

тренинг

 

9

Блок "Социальная сфера"

1

лекция

 

10

Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

11

 Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

12

Блок "Экономическая сфера "

1

лекция

 

13

 Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

14

Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

15

Блок "Политология"

1

лекция

 

16

 Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

1

семинар

 

17

Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

18

Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

19

Блок "Право"  

 

20

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

1

семинар

 

21

 Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

22

 Тренинг по выполнению заданий из части 1 и 2 по данному блоку

1

практикум

 

23

 Особенности заданий 28-31

1

семинар

 

24

Структура и специфика заданий на анализ документа

1

практикум

25-26

Специфика заданий 32-34

2

семинар практикум

 

27

Составление сложного плана по темам раздела Задание 35

1

практикум

28-30

Эссе (36задание) как творческая работа выпускника

3

 

31

Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию.

1

семинар

 

32-34

Итоговый контроль. Пробный ЕГЭ

3

Тестирование в формате ЕГЭ

 


Литература

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2011

Баранов П.А., Шевченко С.В ЕГЭ 2015. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий. .- м.:2014

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2015

Пазин Р.В.. Обществознание в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ Учебное пособие.- Самара., 2015

Рутковская Е.Л., ЕГЭ-2014..Практикум по обществознаниию; Человек и общество:подготовка к выполнению заданий АВС - М.: Экзамен, 2014

Королькова Е. С,. Рутковская Е.Л, ЕГЭ-2014..Практикум по обществознаниию; Экономика. Социология:подготовка к выполнениюзаданий АВС - М.: Экзамен, 2014

Лазебникова А.Ю ЕГЭ 2014 Практикум по обществознаниию;:подготовка к выполнению части С - М.: Экзамен, 2014

Лазебникова А.Ю. ЕГЭ-2014. Обществознание. Типовые тестовые задания задания./ А.Ю. Лазебникова Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова,. - М.: Экзамен, 2014

Фомина С.А. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание 10-11 классы. Формирование умения написания эссе.Задания повышенной сложности. Учебное пособие.- Волгоград:Учитель., 2015

Лазебникова А.Ю Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2013.

ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2014 .

Чернышева О. А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.ЕГЭ

Лазебникова Е.Л. ЕГЭ-2014. Обществознание. Тематические тестовые задания задания./ А.Ю. Лазебникова Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова,. - М.: Экзамен, 2014.

Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Базовый уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2012.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математике"

     Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического материала укр...

«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса

         Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс

   Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...

Программа факультативного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике» для учащихся 10-12 классов

   Данный курс предназначен для учащихся 10-12-х класса и рассчитан на 102 часов. Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, та...

Программа факультативного курса "Подготовка к ГИА"

Факультативный курс «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА» входит в образовательную область «Математика» и представляет углубленное изучение теоретического мат...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА : «ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ-ОГЭ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК).

Факультативный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка, способствует развитию познавательной актив...

Программа факультативного курса "Подготовка к ЕГЭ по математике"

Программа факультативного курса "Подготовка к ЕГЭ по математике" для учащихся 11 класса, базовый уровень...