« Религия как одна из форм культуры»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
- Особенности религиозной веры.
- Роль религии в жизни общества.
- Религиозные организации и объединения.
- Свобода совести, свобода вероисповедания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_temu_religiya_kak_odna_iz_form_kultury.docx | 54.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»
Дата:
Класс: 8
Есть Бог, есть мир, они живут во век,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилёв
Цели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций; применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный конфликт; характеризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи мировых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание.
Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь
Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Постановка проблемы .Решите кроссворд.
1.м | о | 8.р | а | л | ь | |||||||
2.о | б | щ | е | с | т | в | о | |||||
3.к | у | л | ь | т | у | р | а | |||||
4.п | а | т | р | и | о | т | и | з | м | |||
5.и | г | р | а | |||||||||
6.л | и | ч | н | о | с | т | ь | |||||
7.о | б | я | з | а | н | н | о | с | т | и |
- Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
- Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
- Достижения людей в материальной и духовной жизни.
- Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
- Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
- Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
- Они всегда там, где права.
!!! Найдите ключевое слово (религия)
3. Изучение нового материала.
План.
- Особенности религиозной веры.
- Роль религии в жизни общества.
- Религиозные организации и объединения.
- Свобода совести, свобода вероисповедания.
Мы с вами начали изучение основных сфер жизни общества.
-Перечислите их.
-С какой сферой мы начали знакомство? (духовной)
-Что мы с вами уже изучили? (образование, совесть, наука, мораль…..)
-Что еще относится к этой сфере мы узнаем с вами на уроке.
3. Изучение нового материала
-Какие ассоциации вызывает у вас слово « религия» ? (Бог, вера, божество, христианство, крест, душа, ислам, буддизм, пророк, духовенство, церковь, мечеть)
Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.
Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно 40 тыс. лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.
Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «Мнение» с. 95 спросить одного ученика с места).
Одни исследователи переводят это слово с латинского как «относиться с особым почтением», другие переводят слово «религия» как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.
Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».
- ответим на вопрос: Что такое религия?
Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (Записать в рабочем листе).
- Религия — это то, что должно быть чисто и святовоздаваемо богам; что имеет смысл, если только они замечают это и если есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние (Цицерон).
- Религия — это познание всех наших обязанностей как божественных заповедей (религия — это не просто взгляд на мир, а жесткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распределять свои усилия) (И. Кант).
- Религия есть опиум народа. Религия есть самосознание человека, который или еще не обрел себя, или уже снова потерял себя (К. Маркс).
Исторические формы развития религии бывают:
- Племенные Что мы о них знаем ?
- Национальные Назовите их.
- Мировые
-Перечислите мировые религии (христианство, ислам, буддизм)
-Прежде чем мы перейдем с Вами к следующему пункту плана давайте заслушаем небольшие сообщения Ваших одноклассников, которые дома подготовились и сейчас хотят поделиться с нами нужной информацией, которая касается мировых религий. Сейчас мы предоставим слово нашим выступающим.
Выступление учащихся.
1. Особенности религиозной веры.
-А сейчас ребята, давайте поработаем в группах, при этом Вам разрешается негромко обсуждать вопросы и ответы.
I группа- прочитав текст учебника на с. 96 попробует обозначить «Особенности религиозной веры»
2. Роль религии в жизни общества.
II группа- прочитав текст на с.97-98 обозначит задачи которые религия выполняет в обществе.
III группа- изучив дополнительный материал (10 заповедей) попробует ответить на вопросы текста.
(1 группа )
1.Убежденность в существовании сверхъестественных сил;
2.Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;
3.Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.
(2 группа) Как Любой социальный феномен религия выполняет в обществе определенные задачи:
- Регулирует поведение людей в обществе- религиозные нормы диктует, как себя вести, вводят ограничения;
- Воспитывает человека- побуждает к развитию таких положительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность;
- Отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и предназначении человека;
- Снимает психологическое напряжение- верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облегчение, приток сил;
- Объединяет общество для решения различных задач.
(3 группа) Делая выводы можно говорить о том, что любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.
3. Религиозные организации и объединения
Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят: (запись в рабочий лист)
-церковь
-секты
-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.
Найдите в учебнике на с.98, 99 текст характеризующий каждую из этих организаций.
1 ученик - Церковь
Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.
2 ученик - Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.
-Какие черты характерны для секты: замкнутость, (обособленность, претензии на исключительность своей роли, абсолютная нетерпимость к инакомыслию)
3 ученик -Организация
Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признается ее участниками Богом (его новым воплощением) и носителем Абсолютной истины.
4. Свобода совести, свобода вероисповедания.
-Ребята, у Вас на партах лежит Конституция РФ, напоминаю Вам, это наш основной и главный закон, которой действует на всей нашей страны. Конституции РФ провозглашены: (ст.28)
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»
I -Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.
II -Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.
III (в толковом словаре) Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д
Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:
Таблица в тетрадь.
На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.
IV. Рефлексия
-Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал.
Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя».
Наш урок подходит к концу, заполните оценочную таблицу в вашем буклете.
V. Домашнее задание и выставление оценок: § 12 читать, отв. На вопр.
Решите кроссворд.
1. | 8. | |||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.
4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
7.Они всегда там, где права.
Решите кроссворд.
1. | 8. | |||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.
4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
7.Они всегда там, где права.
Решите кроссворд.
1. | 8. | |||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.
4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
7.Они всегда там, где права.
Решите кроссворд.
1. | 8. | |||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.
4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
7.Они всегда там, где права.
Решите кроссворд.
1. | 8. | |||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.
4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
7.Они всегда там, где права.
Решите кроссворд.
1. | 8. | |||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.
4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
7.Они всегда там, где права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Религия как одна из форм культуры
Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе. Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. Раскрыть смысл свобо...
Религия,как одна из форм культуры.
Презентация к уроку обществознания по учебнику Боголюбова....
Урок обществознания. 8 класс.Религия как одна из форм культуры
Презентация к уроку обществознания 8 класс "Религия как одна из форм культуры" (учебник под редакцией Л. Боголюбова)...
Религия как одна из форм культуры
урок обществознания по теме "Религия как одна из форм культуры"...
Презентация для 8 класса "Религия как одна из форм культуры" раздел "Сфера духовной культуры"
Тема очень важна для формирования мировоззрения школьников, поэтому в презентации предложено достаточное количествозаданий на размышление....
Религия как одна из форм культуры
Материал предназначен для урока обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова....
«Религия как одна из форм культуры»
МетоМетодическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в п...