Программа факультативного курса "Актуальные вопросы обществознания"
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Пояснительная записка.
Пояснительная записка
1. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
· Рабочая программа факультативного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10 класса разработана на основании авторских программ учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ авторов:
Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.
А.И. Кравченко. Обществознание. 10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.
2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.
Основными задачами элективного курса являются:
· повышение предметной компетентности обучающихся;
· закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
· отработать задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.
3. Место курса в учебном плане.
На курс «Актуальные вопросы обществознания» учебным планом предусмотрено 34 учебных часа, 1ч. в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_fakultativnyy_kurs.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Согласовано Зам.директора по УВР ____________/Т.В.Плотникова | Рассмотрено на ШМО протокол № Руководитель ШМО __________/В.Ю.Тойбахтина | Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ№7» от |
Рабочая программа
факультативного курса «Актуальные вопросы обществознания»
10 класс
Пояснительная записка
- Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
- Рабочая программа факультативного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10 класса разработана на основании авторских программ учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ авторов:
Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.
А.И. Кравченко. Обществознание. 10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.
- Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.
Основными задачами элективного курса являются:
- повышение предметной компетентности обучающихся;
- закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
- отработать задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.
- Место курса в учебном плане.
На курс «Актуальные вопросы обществознания» учебным планом предусмотрено 34 учебных часа, 1ч. в неделю.
- УМК.
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» включает обучение на основе учебников:
- Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.
- А.И. Кравченко. Обществознание.10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.
- П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник.
Москва, АСТ, 2017
- П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.
- П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Политика, АСТ, 2016.
- П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.
- П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
- П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
- П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Человек. Познание. Москва, Астрель, 2015.
- П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2016.
- П.А. Баранов. Право. 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2015.
- Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Москва, Интеллект-Центр, 2015.
- А.В. Клименко. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. Москва, Дрофа, 2016.
- Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
- Г.Э. Королева. Экономика: 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2016.
- А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен, 2016.
- А.Ю.Лазебникова. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетитор. Москва, Эксмо, 2015.
- А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2014. Обществознание. Репетитор. Москва, Эксмо, 2014.
- А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен, 2016.
- А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен, 2015.
- А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь. Москва, Экзамен, 2016.
- А.В. Махоткин. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Москва, Эксмо, 2016.
- А.В.Половникова. Обществознание. Задания с кратким ответом: часть В: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Москва, Астрель, 2016.
- А.В.Половникова. Обществознание: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания повышенного уровня сложности В4, В6, В7. Москва, Астрель, 2015.
- А.В.Половникова. Обществознание: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»: тестовые задания базового уровня сложности В1- В3, В5. – Москва, Астрель, 2015.
- Е.Л.Рутковская. ЕГЭ 2016. Обществознание: сборник заданий. Москва, Эксмо, 2016.
- Е.Л.Рутковская. Обществознание. Тема «Человек и общество»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности: А1 – А4. Москва, Астрель, 2016.
- Е.Л.Рутковская Е.Л. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по обществознанию. Москва, Русское слово, 2015.
- Е.Л.Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. Москва, Интеллект-Центр, 2015.
- О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2016. Обществознание. Москва, Астрель, 2016.
- О.А. Котова, Т.Е. Лискова Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2015. Обществознание. Москва, Астрель, 2015.
- О.А. Котова, Т.Е. Лискова Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2014. Обществознание. Москва, Астрель, 2014.
- Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Человек и общество. 10-11 класс. Москва, Просвещение, 2014.
- О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 классе. Москва, Русское слово, 2015.
Ресурсы Интернета по обществознанию
http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации
http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста
http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка
http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений России
http://sernyarossii.ru - Семья России
http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами
http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
Рекомендуемые сайты
http: //evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm
http: //expert.ru/
http: //slon.ru/
http: //scepsis.ru/
http: //www.antropogenez. ru/
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
5. Планируемые результаты освоения.
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся в приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета),
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;
- успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.
Уровень подготовки учащихся предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
6. Информация об организационных формах занятий.
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов.
Приёмы организации деятельности:
- лекция
- дискуссии
- написание эссе
- практическая работа
- самостоятельная работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
- анализ источников;
- написание эссе;
- решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМ ЕГЭ).
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса обществознания, а также пройдут необходимый этап подготовки к сдаче экзамена.
7. Средства диагностики степени достижений учащихся:
- тестирование
- индивидуальный устный, фронтальный опрос;
- взаимопроверка
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
- виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
- написание эссе; составление кластера, синквейна
- составление презентаций;
- практическая работа
- самостоятельная работа
Содержание курса
Введение (2 часа)
Тема « Человек» (5 часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Тема «Общество» (7 часов)
Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития.
Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Тема «Духовная сфера общества» (9 часов)
Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Искусство.
Мораль. Духовная жизнь человека, ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Тема «Социальные отношения» (9 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.
Социальные группы, их типы.
Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Итоговое обобщение (2 часа)
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
10 класс | ||
1 | Введение | 2 |
2 | Человек | 5 |
3 | Общество | 7 |
4 | Духовная сфера общества | 9 |
5 | Социальные отношения | 9 |
6 | Итоговое обобщение | 2 |
Итог | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Тема занятия | № урока по теме | |
Дата план | Дата факт | |||
Введение (2 часа) | ||||
03.09 | 03.09 | 1 | Структура работы по обществознанию | 1 |
10.09 | 10.09 | 2 | Алгоритм написания творческой работы | 2 |
Тема «Человек» (5 часа) | ||||
17.09 | 17.09 | 3 | Природное и общественное в человеке | 1 |
24.09 | 24.09 | 4 | Понятие истины, ее критерии | 2 |
01.10 | 01.10 | 5 | Мышление и деятельность. Потребности человека | 3 |
08.10 15.10 | 08.10 15.10 | 6-7 | Решение заданий по теме | 4-5 |
Дата | № урока | Тема занятия | № урока по теме | |
Дата план | Дата факт | |||
Тема «Общество» (7 часов) | ||||
22.10 | 23.10 | 8 | Системное строение общества. Социальные институты | 1 |
12.11 | 12.11 | 9 | Понятие общественного прогресса | 2 |
19.11 | 19.11 | 10 | Многовариантность общественного развития | 3 |
26.11 03.12 | 26.11 03.02 | 11 - 12 | Глобализация. Глобальные проблемы | 4 - 5 |
10.12 17.12 | 10.02 17.02 | 13-14 | Решение заданий по теме | 6-7 |
Тема «Духовная сфера общества» (9 часов) | ||||
24.12 | 24.02 | 15 | Понятие культуры. Формы и разновидности культуры | 1 |
14.01 | 14.01 | 16 | Наука | 2 |
21.01 | 21.01 | 17 | Образование. Система образования РФ | 3 |
28.01 | 28.01 | 18 | Религия | 4 |
Дата | № урока | Тема занятия | № урока по теме | |
Дата план | Дата факт | |||
04.02 | 04.02 | 19 | Искусство | 5 |
11.02 | 11.02 | 20 | Мораль | 6 |
18.02 04.03 11.03 | 18.02 04.03 11.03 | 21-23 | Решение заданий по теме | 7-9 |
Тема «Социальные отношения» (9 часов) | ||||
18.03 | 18.03 | 24 | Социальная стратификация и мобильность | 1 |
01.04 | 01.04 | 25 | Социальные группы | 2 |
08.04 | 08.04 | 26 | Этнос. Межнациональные отношения | 3 |
15.04 | 15.04 | 27 | Социальный конфликт | 4 |
22.04 | 22.04 | 28 | Социальные нормы и социальный контроль | 5 |
Дата | № урока | Тема занятия | № урока по теме | |
Дата план | Дата факт | |||
29.04 | 29.04 | 29 | Отклоняющееся поведение и его типы | 6 |
06.05 | 07.05 | 30 | Семья и брак | 7 |
13.05 20.05 | 13.05 20.05 | 31-32 | Решение заданий по теме | 8-9 |
Итоговое обобщение (2 часа) | ||||
33-34 | Итоговое обобщение | 1-2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики»
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра - 9» и «Геометрия - 9», а также приобретение новых знаний, необходимых для успешного усвоения математик...
Учебная программа факультативных занятий "Избранные вопросы математики" 7класс
Методическая деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл.
В содержании курса уделяется внимание изучению дискуссионных вопросов отечественной истории в период с 9-н.21 в. для уч-ся 10-11 кл....
Программа факультативного курс « Избранные вопросы математики» в 5 – 6 классах ;
Пояснительная записка к программе факультативного курса. Темы факультатива « Избранные вопросы математики» дополняют основной курс математики сведениями, важными в общеобразовательном...
Программа факультативного курса по математике для 7-8-го классов "Избранные вопросы алгебры"
Предлагаемый курс объёмом 68 часов, рассчитанный на два учебных года для 7-8 классов. Курс предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по избранным вопросам алгебры, изучаемым ...
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
Программа курса "Трудные вопросы обществознания" . Подготовка к ЕГЭ.
Программа составлена для более успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации по курсу обществознание, включает материал 10-11 класса, направлена на повторение теоретического материала по кл...