Программа курса "Трудные вопросы обществознания" . Подготовка к ЕГЭ.
элективный курс по обществознанию (11 класс)
Программа составлена для более успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации по курсу обществознание, включает материал 10-11 класса, направлена на повторение теоретического материала по ключевым темам, подготовку к выполнение практической части заданий. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию. Данная рабочая программа ориентирована на работу с предметной линией учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. Программа рассчитана на 56 занятий, 2 занятия в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_11_rp.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101»
«РАССМОТРЕНО» на заседании творческой лаборатории Протокол № 2 от «18» сентября 2020 Руководитель ТЛ:_____ /Савельева Л.А./ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________ /Ермолаева Н.В./ «18» сентября 2020 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101» __________/Малюгина Е.В./ приказ №95/1-О от «18» сентября 2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса: трудные вопросы обществознания
11 класс
среднего общего образования
на 2020/2021 учебный год
Составитель: Зиновьева Т.В., учитель обществознания высшей квалификационной категории |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету обществознание составлена в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1578
- федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ в новой редакции от 13.07.2015
- Сборник примерных рабочих программ. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н Боголюбова10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская.-М.: Просвещение, 2019.- 48с.
Программа составлена для более успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации по курсу обществознание, включает материал 10-11 класса, направлена на повторение теоретического материала по темам и подготовку к выполнение практической части заданий. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию. Данная рабочая программа ориентирована на работу с предметной линией учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Программа рассчитана на 56 занятий, 2 занятия в неделю.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
- отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
- признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
- убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и t мод ел и поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую
- (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Вводное занятие – 1 ч
Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями выполнения различных видов заданий.
РАЗДЕЛ I. Общество и человек – 5 ч
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ II. ДУХОВНАЯ СФЕРА – 5 ч.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
РАЗДЕЛ III. Социальная сфера - 6 ч.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
РАЗДЕЛ IV. Экономическая сфера – 8 ч.
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
РАЗДЕЛ V. Политическая сфера - 10 ч.
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ VI. Право – 10 ч.
Право как особая система норм.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Гуманистическая роль естественного права. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Тестирование в форме ГИА – 3 ч
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Человек в обществе. (8 часов) | ||
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Что такое общество. Общество, как сложная система | 1 |
3 | Деятельность. Социальная деятельность человека | 1 |
4 | Динамика общественного развития | 1 |
5 | Познавательная деятельность | 1 |
6 | Современное общество | 1 |
7 | Угрозы «1 века. Глобальные проблемы современности. | 1 |
8 | Практикум. | 1 |
Раздел 2. Духовная сфера. ( 6 часов) | ||
9 | Духовная культура общества | 1 |
10 | Духовный мир личности. Массовая культура | 1 |
11 | Наука и образование | 1 |
12 | Религия и искусство | 1 |
13 | Практикум. | 1 |
14 | Практикум. | 1 |
Раздел 3. Социальная сфера ( 6 часов) | ||
15 | Социальная структура общества. | 1 |
16 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 1 |
17 | Нации и межнациональные отношения. | 1 |
18 | Молодёжь как социальная группа | 1 |
19 | Семья и брак. Демографическая ситуация в современной России. | 1 |
20 | Практикум | 1 |
Раздел 4. Экономическая сфера (8 часов) | ||
21 | Экономика: наука и хозяйство. | 1 |
22 | Экономический рост и развитие. | 1 |
23 | Рыночные отношения в экономике. | 1 |
24 | Фирма в экономике. Финансовый рынок. | 1 |
25 | Экономика и государство. | 1 |
26 | Инфляция. Безработица | 1 |
27-28 | Практикум | 1 |
Раздел 5. Политическая сфера (10 часов) | ||
29 | Политика и власть. Государство | 1 |
30 | Политическая система. | 1 |
31 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 |
32 | Демократические выборы. | 1 |
33 | Политические партии и партийные системы. | 1 |
34 | Политическая элита и политическое лидерство. | 1 |
35 | Политическое сознание. Политическое поведение. | 1 |
36 | Политический процесс и культура политического участия. | 1 |
36-37 | Практикум | 1 |
Раздел 6. Право ( 18 часов) | 1 | |
38 | Современные подходы к пониманию права. Право в системе социальных норм. | 1 |
39 | Источники права | 1 |
40 | Правоотношения Правомерное поведение | 1 |
41 | Гражданин РФ.Гражданское право РФ | 1 |
42 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения | 1 |
43 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 1 |
44 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 |
45 | Семейное право | 1 |
46 | Трудовое право | 1 |
47 | Уголовное право. Уголовно- процессуальное право. | 1 |
48 | Экологическое право | 1 |
49 | Административное право. Административно - процессуальное право. Процессуальные отрасли права. | 1 |
50 | Воинская обязанность. | 1 |
51 | Международная защита прав человека | 1 |
52 | Судебная система РФ | 1 |
53 | Основы Конституционного права | 1 |
54-56 | Тестирование в форме ГИА | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛАЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Оборудование, электронные образовательные ресурсы | Виды контроля результатов обучения | |
по плану | по факту | |||||
Раздел 1. Человек в обществе. (8 часов) | ||||||
1 | Вводное занятие | 1 | Презентация учителя к занятию, справочная литература электронная, видеолекции для подготовки к ОГЭ | Опрос по понятиям, теоретическим положениям. Решение тематических тестов, работа с текстами, работа с КИМами | ||
2 | Что такое общество. Общество, как сложная система | 1 | ||||
3 | Деятельность. Социальная деятельность человека | 1 | ||||
4 | Динамика общественного развития | 1 | ||||
5 | Познавательная деятельность | 1 | ||||
6 | Современное общество | 1 | ||||
7 | Угрозы «1 века. Глобальные проблемы современности. | 1 | ||||
8 | Практикум. | 1 | ||||
Раздел 2. Духовная сфера. ( 6 часов) | ||||||
9 | Духовная культура общества | 1 | ||||
10 | Духовный мир личности. Массовая культура | 1 | ||||
11 | Наука и образование | 1 | ||||
12 | Религия и искусство | 1 | ||||
13 | Практикум. | 1 | ||||
14 | Практикум. | 1 | ||||
Раздел 3. Социальная сфера ( 6 часов) | ||||||
15 | Социальная структура общества. | 1 | ||||
16 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 1 | ||||
17 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | ||||
18 | Молодёжь как социальная группа | 1 | ||||
19 | Семья и брак. Демографическая ситуация в современной России. | 1 | ||||
20 | Практикум | 1 | ||||
Раздел 4. Экономическая сфера (8 часов) | ||||||
21 | Экономика: наука и хозяйство. | 1 | ||||
22 | Экономический рост и развитие. | 1 | ||||
23 | Рыночные отношения в экономике. | 1 | ||||
24 | Фирма в экономике. Финансовый рынок. | 1 | ||||
25 | Экономика и государство. | 1 | ||||
26 | Инфляция. Безработица | 1 | ||||
27-28 | Практикум | 1 | ||||
Раздел 5. Политическая сфера (10 часов) | ||||||
29 | Политика и власть. Государство | 1 | ||||
30 | Политическая система. | 1 | ||||
31 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | ||||
32 | Демократические выборы. | 1 | ||||
33 | Политические партии и партийные системы. | 1 | ||||
34 | Политическая элита и политическое лидерство. | 1 | ||||
35 | Политическое сознание. Политическое поведение. | 1 | ||||
36 | Политический процесс и культура политического участия. | 1 | ||||
36-37 | Практикум | 1 | ||||
Раздел 6. Право ( 18 часов) | 1 | |||||
38 | Современные подходы к пониманию права. Право в системе социальных норм. | 1 | ||||
39 | Источники права | 1 | ||||
40 | Правоотношения Правомерное поведение | 1 | ||||
41 | Гражданин РФ.Гражданское право РФ | 1 | ||||
42 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения | 1 | ||||
43 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 1 | ||||
44 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 | ||||
45 | Семейное право | 1 | ||||
46 | Трудовое право | 1 | ||||
47 | Уголовное право. Уголовно- процессуальное право. | 1 | ||||
48 | Экологическое право | 1 | ||||
49 | Административное право. Административно - процессуальное право. Процессуальные отрасли права. | 1 | ||||
50 | Воинская обязанность. | 1 | ||||
51 | Международная защита прав человека | 1 | ||||
52 | Судебная система РФ | 1 | ||||
53 | Основы Конституционного права | 1 | ||||
54-56 | Тестирование в форме ГИА | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ»
Элективный курс...
Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ»
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ....
Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ"...