Конспект урока по обществознанию по теме "Права ребёнка"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Целью данного урока является обощить знания детей об их правах и обязанностях. Урок обобщения полученных знаний с применением методики УДЕ ( граф-схема с методом "пустых клеток", взаимообратные задания, единый текст с использованием теоретического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebenka.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»
Конспект урока по обществознанию
Тема: «Права ребенка»
7 класс
Подготовил:
учитель истории и обществознания
высшей категории
Сагипова Тамара Дорджиевна
г. Элиста. 2019г.
Тема: «Права ребенка»
«Человечество обязано давать,
детям лучшее, что имеет».
(Декларация прав человека)
Цель урока: обобщить знания детей об их правах и обязанностях.
Задачи:
- Образовательные:
- сформировать представление о системе прав ребенка;
- объяснить, что не бывает прав без обязанностей
- Развивающие:
- Развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;
- развитие мыслительной, творческой и практической деятельности (способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности).
- Воспитательные:
- повысить интерес к предмету;
- развивать самостоятельность, умение работать парами;
- содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за поступки и поведение.
Тип урока: урок обобщения полученных знаний с применением методики УДЕ. (граф-схема с методом «пустых клеток», взаимообратные задания, единый текст с использованием теоретического материала, данного в учебнике.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные:
- формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
- формировать умение работать в паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- уметь правильно распределять рабочее время.
Личностные:
- грамотно излагать мысли;
- развивать активность и находчивость при решении заданий;
- формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формировать морально – этические ценности: уважение к правам и обязанностям друг друга.
Основные понятия: ребенок, право, обязанности, Конвенция, Декларация, Конституция, Семейный кодекс, Уполномоченный по правам ребенка.
Оборудование: доска, компьютер, экран, презентация, технологические карты, отрывок из Устава школы.
Опережающее задание: мини -сочинение «Мои права в моей семье».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Тему урока не сообщаю, показываю видеоролик.
Исходя из этого ролика, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Дети отвечают)
Вы уже знаете, что вам принадлежат основные права человека и гражданина. Многими правами Вы уже пользуетесь и сейчас. А сейчас небольшой экскурс в историю и выясним, каково было правовое положение детей в России.
Детство — период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его характер. Жизнь детей в это время зависит от взрослых, прежде всего от родителей.
Какого было отношение к детям в разные исторические эпохи?
Еще 200—300 лет назад, когда основной ячейкой общества являлась большая многодетная семья, детей ценили как рабочие руки
Детства, как особой стадии развития человека, в Средние века не существовало. В те времена художники изображали детей как маленьких взрослых: у них были взрослыми не только лица, но и одежда. Как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого, но небольшого размера. Лишь в XVI—XVII веках появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2—4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.
Прежние времена отличались высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Дети умирали от болезней, которые тогда не умели лечить, а также от антисанитарии, которая царила в жилищах. Кроме того, детей надо было кормить, а если случался голод — явление частое в древнем и средневековом обществах, — еду получали в первую очередь те, кто сам добывал ее, т.е. взрослые.
Вот почему в ребёнке видели не только будущего кормильца, но и серьезную обузу.
Первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Древние спартанцы уничтожали физически слабых младенцев, считая, что они приносят несчастье родителям и не способны защищать отечество в битве с врагом.
Средневековье пестрит сообщениями о побоях и родительском деспотизме.
Русское слово «ребенок», вероятно, произошло от «раба» - зависимость или от «orbus» - осиротевшего, потому что именно сироты выполняли тяжелую, «рабскую работу». А древнерусское слово «отрок», означало и дитя, и подростка, и юношу (буквально «не имеющий права голоса»). Главенствующим было положение отца семейства. Сильна была родительская власть над детьми. Права жизни и смерти над детьми родители не имели, но в качестве серьезного преступления убийство детей не рассматривалось. Так в Соборном уложении Алексея Михайловича Романова в 1649 году за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. А дети, убившие своих родителей, подвергались казни. Можно было наказывать своих детей. Отец с помощью наказаний принуждал детей к повиновению. Всем известный Домострой - свод житейских правил и наставлений XVI века советовал «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство в семейные отношения не вмешивалось. Жаловаться дети на родителей не могли. Для спасения остальных членов семьи отец мог отдать в холопы (рабство) одного из детей. Обычной практикой было насильственное пострижение детей в монахи.
II. Основная часть
1.Разминка «Наши права»
– Посмотрим видео презентацию и вспомним какие у вас есть права.
1слайд- право на жизнь и развитие.
- Ребята, какое право имеет ребенок при рождении? (Имеет право на имя).
– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.
– Я буду каждому из вас примерять эту кепку, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
– А какой документ подтверждает это?
– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.
– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы).
2. Задание: Граф-схема «Права ребенка»
Инструкция: надо заполнить граф-схему, используя приведенный ниже текст о правах ребенка. (запишите номера, под которыми указаны права, в соответствующий блок схемы)
5 учеников выполняют задания у доски. (Взаимопроверка выполненного задания)
-Давайте проверим, как вы справились с заданием, поменяемся листочками и друг с другом и сверим ответы- смотрим ответы на экране и сверяем.
3.Задание: «Приходи сказка»
Чтоб закрепить свои знания о правах, выполним взаимообратные задания «Приходи сказка». Все дети любят сказки и не раз слышали, что все они заканчиваются словами- «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок». В каждой сказке отражены права человека.
Инструкция: Дается описание нарушенных прав героев сказок, вы должны назвать героя и из какой сказки. (на экране выводится верный ответ-картинка с изображением героя)
Задания: «Какие права героя и из какой сказки нарушены?»
А теперь обратное задание, вам будут показаны картинки с изображением героев сказок, а вы определите какие права героев нарушены.
Задание: Единый текст с использованием теоретического материала «Учимся пользоваться своими правами», данного в учебнике.
Инструкция: Ребята, откройте учебник на странице 22. Внимательно прочитайте текст «Учимся пользоваться своими правами»
Ваша задача последовательно по смыслу вставить пропущенные слова в текст. Если будут затруднения можно использовать текст. (Проверяем-по одному зачитывают по предложению)
-Ребята, мы с вами закрепили права, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
Подумайте, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нес никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком в обществе? (ответы детей)
Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить, о чем? (О своих обязанностях).
- А сможете ли вы назвать свои обязанности, которые надо обязательно выполнять. (Ответы учащихся)
Затем на экране выводится слайд:
Ученики обязаны
(из Устава школы):
1) Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
2) Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
3) Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
4) Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
5) Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.
- Ребята, а как вы думаете, всегда ли у людей были права? (ответы детей)
Как вы видите права существовали не всегда, к счастью мы с вами живем в современном мире. И наши права закреплены в документах.
Конечно же, Вы знаете народную мудрость: «Что написано пером, того не вырубишь топором.» Закрепление прав в законах делает их прочными, придает им обязательную силу.
С первой минуты своего рождения маленький человек находиться под защитой законов.
И главный из них- «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав человека». Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами: (слайд)
- Конвенция о правах ребенка
- Декларация прав человека» - Конституция Российской Федерации.
– Семейный кодекс Российской Федерации.
– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
– Федеральный закон об образовании.
– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
-В случае нарушения твоих прав, ты имеешь право обратиться к Уполномоченному по правам ребенка.
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ - Кузнецова Анна Юрьевна
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Калмыкия- Умгаева Ольга Валерьевна
На дом было задано опережающее задание написать мини-сочинение «Мои права в моей семье». (заслушать ответы)
Подведение итогов: Наш урок подошёл к концу. Сегодня многие из вас проявили активность. Выставление оценки.
Рефлексия:
-что на уроке было интересным?
-что нового узнали на уроке?
-чему научились и что вызвало затруднение?
Дом. задание: Из газет и журналов, источников Интернета подобрать статьи о нарушении прав детей или рисунок на тему «Защита прав ребенка»
Список источников:
- Л.Н. Боголюбов и др., Обществознание. 7 класс. М., Просвещение,2010
- Конвенция о правах ребёнка 1989 г.
- Конституция РФ 1993 г.
- Семейный кодекс
- http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
- http://www.semkodeks.ru/
- http://www.constitution.ru/
- http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)
Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...
План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"
План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.
Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....
конспект урока по обществознанию для 9 класса "Права ребёнка"
Урок проводится в 9 классе. Обучающиеся уже знакомы с темой «Права человека», так как данный урок является вторым по теме «Права человека». Обучающимся было задано опережающее домашнее задание: ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....