Конспект урока по обществознанию по теме "Права ребёнка"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Сагипова Тамара Дорджиевна

Целью данного урока является обощить знания детей об их правах и обязанностях.  Урок обобщения полученных знаний с применением методики УДЕ ( граф-схема с методом "пустых клеток", взаимообратные задания, единый текст с использованием теоретического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

Конспект урока по обществознанию
Тема:
«Права ребенка»
7 класс

Подготовил: 
учитель истории и обществознания
высшей категории
Сагипова Тамара Дорджиевна

г. Элиста. 2019г.

Тема: «Права ребенка»

«Человечество обязано давать,
детям лучшее, что имеет».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
                                                                                                   
      (Декларация прав человека)

Цель урока: обобщить знания детей об их правах и обязанностях.

Задачи:

  • Образовательные:
  •   сформировать представление о системе прав ребенка;
  • объяснить, что не бывает прав без обязанностей
  • Развивающие:
  • Развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;
  • развитие мыслительной, творческой и практической деятельности (способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности).
  • Воспитательные:
  • повысить интерес к предмету;
  • развивать самостоятельность, умение работать парами;
  • содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за поступки и поведение.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний с применением методики УДЕ. (граф-схема с методом «пустых клеток», взаимообратные задания, единый текст с использованием теоретического материала, данного в учебнике.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные:

  • формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
  • строить логическое рассуждение.

Коммуникативные:

  • формировать умение работать в паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
  • развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • уметь правильно распределять рабочее время.

Личностные:

  •  грамотно излагать мысли;
  • развивать активность и находчивость при решении заданий;
  • формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-  формировать морально – этические ценности: уважение к правам и    обязанностям друг друга.

 

Основные понятия: ребенок, право, обязанности, Конвенция, Декларация, Конституция, Семейный кодекс, Уполномоченный по правам ребенка.

Оборудование: доска, компьютер, экран, презентация, технологические карты, отрывок из Устава школы.

Опережающее задание: мини -сочинение «Мои права в моей семье».

                                                         

Ход урока:

I. Организационный момент.

Тему урока не сообщаю, показываю видеоролик.

Исходя из этого ролика, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Дети отвечают)

Вы уже знаете, что вам принадлежат основные права человека и гражданина. Многими правами Вы уже пользуетесь и сейчас. А сейчас небольшой экскурс в историю и выясним, каково было правовое положение детей в России.

  Детство — период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его характер. Жизнь детей в это время зависит от взрослых, прежде всего от родителей.

Какого было отношение к детям в разные исторические эпохи? 
Еще 200—300 лет назад, когда основной ячейкой общества являлась большая  многодетная семья, детей ценили как рабочие руки
 
Детства, как особой стадии развития человека, в Средние века не существовало. В те времена художники изображали детей как маленьких взрослых: у них были взрослыми не только лица, но и одежда. Как только   ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого, но небольшого размера. Лишь в XVI—XVII веках появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2—4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.

 Прежние времена отличались высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Дети умирали от болезней, которые тогда не умели лечить, а также от антисанитарии, которая царила в жилищах. Кроме того, детей надо было кормить, а если случался голод — явление частое в древнем и средневековом обществах, — еду получали в первую очередь те, кто сам добывал ее, т.е. взрослые. 

  Вот почему в ребёнке видели не только будущего кормильца, но и серьезную обузу.

  Первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Древние спартанцы уничтожали физически слабых младенцев, считая, что они приносят несчастье родителям и не способны защищать отечество в битве с врагом.

Средневековье пестрит сообщениями о побоях и родительском деспотизме.

Русское слово «ребенок», вероятно, произошло от «раба» - зависимость или от «orbus» - осиротевшего, потому что именно сироты выполняли тяжелую, «рабскую работу». А древнерусское слово «отрок», означало и дитя, и подростка, и юношу (буквально «не имеющий права голоса»). Главенствующим было положение отца семейства.  Сильна была родительская власть над детьми. Права жизни и смерти над детьми родители не имели, но в качестве серьезного преступления убийство детей не рассматривалось. Так в Соборном уложении Алексея Михайловича Романова в 1649 году за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. А дети, убившие своих родителей, подвергались казни. Можно было наказывать своих детей. Отец с помощью наказаний принуждал детей к повиновению.  Всем известный Домострой - свод житейских правил и наставлений XVI века советовал «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство в семейные отношения не вмешивалось. Жаловаться дети на родителей не могли. Для спасения остальных членов семьи отец мог отдать в холопы (рабство) одного из детей. Обычной практикой было насильственное пострижение детей в монахи.

II. Основная часть

1.Разминка «Наши права»

– Посмотрим видео презентацию и вспомним какие у вас есть права.

1слайд- право на жизнь и развитие.

- Ребята, какое право имеет ребенок при рождении? (Имеет право на имя).

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.

– Я буду каждому из вас примерять эту кепку, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы).

2. Задание: Граф-схема «Права ребенка»

Инструкция: надо заполнить граф-схему, используя приведенный ниже текст о правах ребенка. (запишите номера, под которыми указаны права, в соответствующий блок схемы)

5 учеников выполняют задания у доски. (Взаимопроверка выполненного задания)

-Давайте проверим, как вы справились с заданием, поменяемся листочками и друг с другом и сверим ответы- смотрим ответы на экране и сверяем.

3.Задание: «Приходи сказка»

Чтоб закрепить свои знания о правах, выполним взаимообратные задания                                               «Приходи сказка». Все дети любят сказки и не раз слышали, что все они заканчиваются словами- «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок». В каждой сказке отражены права человека.

Инструкция: Дается описание нарушенных прав героев сказок, вы должны назвать героя и из какой сказки. (на экране выводится верный ответ-картинка с изображением героя)

Задания: «Какие права героя и из какой сказки нарушены?»

А теперь обратное задание, вам будут показаны картинки с изображением героев сказок, а вы определите какие права героев нарушены.

Задание: Единый текст с использованием теоретического материала «Учимся пользоваться своими правами», данного в учебнике.

Инструкция: Ребята, откройте учебник на странице 22. Внимательно прочитайте текст «Учимся пользоваться своими правами»                                                                               

Ваша задача последовательно по смыслу вставить пропущенные слова в текст. Если будут затруднения можно использовать текст. (Проверяем-по одному зачитывают по предложению)

-Ребята, мы с вами закрепили права, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

 Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Подумайте, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нес никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком в обществе?                      (ответы детей)

 Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить, о чем? (О своих обязанностях).

- А сможете ли вы назвать свои обязанности, которые надо обязательно выполнять. (Ответы учащихся)

Затем на экране выводится слайд:      

                                               

Ученики обязаны
(из Устава школы):

1)​ Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.

2)​ Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.

3)​ Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.

4)​ Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.

5)​ Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.

 - Ребята, а как вы думаете, всегда ли у людей были права? (ответы детей)

Как вы видите права существовали не всегда, к счастью мы с вами живем в современном мире. И наши права закреплены в документах.

Конечно же, Вы знаете народную мудрость: «Что написано пером, того не вырубишь топором.» Закрепление прав в законах делает их прочными, придает им обязательную силу.

С первой минуты своего рождения маленький человек находиться под защитой законов.

И главный из них- «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав человека». Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами: (слайд)

- Конвенция о правах ребенка

- Декларация прав человека»                                                                                                                                                             - Конституция Российской Федерации.

– Семейный кодекс Российской Федерации.

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

– Федеральный закон об образовании.

– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

-В случае нарушения твоих прав, ты имеешь право обратиться к Уполномоченному по правам ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ -                                              Кузнецова Анна Юрьевна

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Калмыкия- Умгаева Ольга Валерьевна

На дом было задано опережающее задание написать мини-сочинение                               «Мои права в моей семье». (заслушать ответы)

Подведение итогов: Наш урок подошёл к концу. Сегодня многие из вас проявили активность. Выставление оценки.

Рефлексия:

-что на уроке было интересным?

-что нового узнали на уроке?

-чему научились и что вызвало затруднение?

Дом. задание: Из газет и журналов, источников Интернета подобрать статьи о нарушении прав детей или рисунок на тему «Защита прав ребенка»

                                                                                                                                                       

                                                       


Список источников:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

конспект урока по обществознанию для 9 класса "Права ребёнка"

Урок проводится в 9 классе. Обучающиеся уже знакомы с темой «Права человека», так как данный урок является вторым по теме «Права человека».  Обучающимся было задано опережающее домашнее задание: ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....