Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Трубникова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования на основе примерной программы  Боголюбова Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. «Обществознание» (2012 г.) и   следующих нормативно-правовых документов:

 

1.     Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

2.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 8 июня 2015 года № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 2533.

5.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

6.Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» на    2015-2016 учебный год.

 

 

Программа составлена к учебнику: Л.Н.Боголюбов, «Обществознание 10 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2012  г.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие основные цели курса:

- ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;

- дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;

-привлечь  внимание учащихся  к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах — науке, религии, искусстве и т. д.

 

Характеристика содержания курса «Обществознание»

 

Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать зна­комству учащихся с обществом во всем его многообразии.

В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма. В курсе достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо обучения знаниям об обществе, сложившимся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среда непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, филосо­фия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и пра­вовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению со­циальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосоз­нания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демокра­тическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изу­чения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и выс­шего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализиро­вать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отно­шениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установлен­ными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

 

Место и роль предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в 10 классе.

 

Сроки реализации данной программы: 2015-2016 учебный год

Виды контроля:

    Рабочей программой предусмотрен текущий, итоговый контроль.

   Формы контроля: 

     Самостоятельная работа, тестирование, контрольная работа, терминологический диктант, эссе, решение задач.

 

Методы и формы решения поставленных задач.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения.

На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.

         Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Программа по обществознанию для основной школы при­звана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

 

Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана.

При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 10-х классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.

Изучение содержания курса по обществознанию в старшей школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению   и   самореализации;   интереса   к   изучению   социальных   и гуманитарных дисциплин;

• воспитание  общероссийской  идентичности,  гражданской  ответственности, правового   самосознания,  толерантности,   приверженности  гуманистическим  и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-
экономических и гуманитарных   дисциплин   в   учреждениях   системы   среднего   и   высшего
профессионального образования или для самообразования,

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные   данные;   освоение   способов   познавательной,   коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и Общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

—работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

—критическое    осмысление    актуальной    социальной    информации,    поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— анализ современных общественных явлений и событий;

— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.);

—применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

—  аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в написание творческих работ по социальным дисциплинам.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

 

В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен

Знать/понимать

•        биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

•        тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

•        необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

•        особенности социально-гуманитарного познания.


Уметь:

•        характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

•        анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

•        объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);

•  раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

•        осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,  схема, таблица, диаграмма,  аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;    систематизировать, анализировать    и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;

•        оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

•     формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

•        подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

•       применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•успешного    выполнения    типичных    социальных    ролей;    сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

•совершенствования собственной познавательной деятельности;

•критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой   коммуникации;   осуществления   самостоятельного   поиска,   анализа   и использования собранной социальной информации.

•решения   практических  жизненных   проблем,   возникающих  в  социальной деятельности;

•ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

•предвидения  возможных последствий определенных социальных действий;

•оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

•реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

•осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

—  определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

—объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

—решение  познавательных  и  практических задач,  отражающих типичные социальные ситуации;

• применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

• отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

• выбор вида чтения соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• работа   с   текстами   различных   стилей,    понимание   их   специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

• самостоятельное создание  алгоритмов  познавательной деятельности  для решения задач творческого и поискового характера;

• участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

•  формулирование полученных результатов;

•  создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мулътимедийньк технологий;

• пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Критерий оценки знаний учащихся.

Критерии оценки устного ответа:

·              глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

·              твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

·              неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

·               наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

·              отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собойединицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

·              активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

·              активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

·              неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

·              полное отсутствие активности - отметка «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собойединицу (используется очень редко)

Критерии оценки тестового задания:

·              90-100% - отлично «5»;

·              70-89% - хорошо «4»

·              50-69% - удовлетворительно «3»;

·              менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

·              глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

·              привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

·              выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

·              полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель вправе учитывать выполнение следующих требований к учащимся:

- ведение тетради (наличие в ней материала)

- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)

- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности

- готовность к уроку (выполнение домашних заданий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_10_klass.doc417 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»

 городского округа Саранск

Рассмотрена и одобрена на заседании

Кафедры гуманитарного образования

Руководитель кафедры

___________Н.М.Винокурова

29 августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Средняя школа № 32»

________О.А.Забатурина

31августа 2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Средняя школа № 32»

__________П.В. Кичаев

 01 сентября 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 10 А, 10 Б классов

на 2016-2017 учебный год

базовый уровень

Составитель:

Трубникова С.Е.,

учитель обществознания

                                                                                        

      Саранск

2016 год

Пояснительная записка

Программа по обществознанию   для  10  класса  составлена на основе  авторской программы курса  «Обществознание»  Боголюбова Л.Н., Аверьянова Ю.А., Белявского А.В. с учетом возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени среднего полного общего образования,  в соответствии и с учетом следующего нормативно-правового обеспечения:

  • Федеральный  Закон  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»  от  29  декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего полного общего образования»);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», с изменениями;
  • Программы общеобразовательных учреждений. История 9-11 классы, М., Просвещение, 2009, рекомендованные Министерством образования и науки РФ;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  • Приказ Министерством образования и науки РФ от 26.01.2016 года № 38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приказ Министерством образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312, с изменениями);
  • Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. о. Саранск РМ;

Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Программа составлена к учебнику: Л.Н.Боголюбов, «Обществознание 10 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014  г.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие основные цели курса:

  • ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни;
  • дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;

-привлечь  внимание учащихся  к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах — науке, религии, искусстве и т. д.

Характеристика содержания учебного предмета «Обществознание».

Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.

В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма. В курсе достаточно полно представлены реалии российской истории и повседневности, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо обучения знаниям об обществе, сложившимся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среда непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Место и роль предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в 10 классе.

Сроки реализации данной программы: 2016-2017 учебный год

Виды контроля:

    Рабочей программой предусмотрен текущий, итоговый контроль.

   Формы контроля: 

    Самостоятельная работа, тестирование, контрольная работа, терминологический диктант, эссе, решение задач.

Методы и формы решения поставленных задач.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения.

На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.

         Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

         Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана.

При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 10-х классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.

Изучение содержания курса по обществознанию в старшей школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению   и   самореализации;   интереса   к   изучению   социальных   и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание  общероссийской  идентичности,  гражданской  ответственности, правового   самосознания,  толерантности,   приверженности  гуманистическим  и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-
    экономических и гуманитарных   дисциплин   в   учреждениях   системы   среднего   и   высшего
    профессионального образования или для самообразования,
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные   данные;   освоение   способов   познавательной,   коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и Общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  •  работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  •  критическое    осмысление    актуальной    социальной    информации,    поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— анализ современных общественных явлений и событий;

— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.);

  •  применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  •   аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в написание творческих работ по социальным дисциплинам.

        

        

        Требования к уровню подготовки учащихся.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен

Знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.


Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
    объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
    общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
    общества);

•  раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации,  представленной в различных знаковых системах (текст,  схема, таблица, диаграмма,  аудиовизуальный ряд);  извлекать из неадаптированных  оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,  публицистических  и  др.) знания по  заданным темам;    систематизировать,  анализировать    и обобщать неупорядоченную  социальную информацию; различать  в ней  факты и мнения,  аргументы  и вывода;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

•          формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

•           применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • успешного    выполнения    типичных    социальных    ролей;    сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой   коммуникации;   осуществления   самостоятельного   поиска,   анализа   и использования собранной социальной информации.
  • решения   практических  жизненных   проблем,   возникающих  в  социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения  возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

—        определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение  познавательных  и  практических задач,  отражающих типичные социальные ситуации;

•        применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

•        умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

•        поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

•        отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

•        выбор вида чтения соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

•        работа   с   текстами   различных   стилей,    понимание   их   специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

•        самостоятельное создание  алгоритмов  познавательной деятельности  для решения задач творческого и поискового характера;

•        участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мулътимедийньк технологий;

•        пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Содержание учебного курса «Обществознание»

Раздел 1. Общество и человек. (15 часов)

Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.  Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание  мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие  форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни. ( 40 часов)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации  Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её  категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные  направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. 

            Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений. (13 часов)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и  уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.

Материально- техническое обеспечение учебного предмета.

Учебно-методический комплект:

1. Учебник: Л.Н.Боголюбов, «Обществознание 10 класс, базовый уровень», М., «Просвещение», 2014г

2. Учебник «Обществознание. 10 класс и 11 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2012).

3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М. : Просвещение, 2010

Тематическое  планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды и формы контроля знаний

Дата проведения

план

факт

10 А

10 Б

1-2

Что такое общество.

2

Практикум  по теме «Что такое общество»

6-7.09

3-4

Общество как сложная система. 

2

Практическая работа по теме «Общество как сложная система»

Тест

13-14.09

5-6

Динамика общественного развития.

2

Практикум по теме «Динамика общественного развития»

20-21.09

7-8

Социальная сущность человека. 

2

Практическая работа по теме: «Социальная сущность человека»

27-28.09

9

Входная контрольная работа.

1

Тестирование в формате ЕГЭ

4.10

10-11

Деятельность-способ существования людей.

2

Практикум по теме: «Деятельность – способ существования человека»

Тест

5-11.10

12-13

Познавательная и коммуникативная деятельность.

2

Практикум по теме: «Познавательная и коммуникативная деятельность»

12-18.10

14-15

Свобода и необходимость в деятельности человека. 

2

Практическая работа по теме: «Свобода и необходимость в деятельности человека»

19-25.10

16

Современное общество.

1

Практикум по теме: «Современное общество»

26.10

17-18

Глобальная угроза международного терроризма.

2

Семинар.

Тест

8-9.11

19-20

Повторение раздела «Человек в обществе»

2

Тест

15-16.11

21-22

Духовная культура общества.

2

Практикум по теме: «Духовная культура общества»

22-23.11

23-24

Духовный мир личности. 

2

Практическая работа  по теме: «Духовный мир личности»

29-30.11

25-26

Мораль. 

2

Практическая работа  по теме: «Мораль»

6-7.12

27-28

Наука и образование.

2

Практикум по теме: «Наука и образование»

13-14.12

29-30

Религия и религиозные организации.

2

Практикум по теме: «Религия и религиозные организации»

Тест

20-21.12

31-32

Искусство.

2

Практикум по теме: «Искусство»

27-28.12

33-34

Массовая культура.

2

Самостоятельная работа- работа с документами

10-11.01

35-36

Повторение раздела «Общество как мир культуры»

2

Тест

17-18.01

37-38

Современные подходы к пониманию права.

2

Практикум по теме: «Современные подходы к пониманию права»

Тест

24-25.01

39-40

Право в системе социальных норм.

2

Тест

31.01-1.02

41-42

Источники права.

2

Практикум по теме: «Источники права»

7-8.02

43-44

Правоотношения и правонарушения.

2

Практикум по теме: «Правоотношения и правонарушения»

14-15.02

45-46

Предпосылки правомерного поведения.

2

Тест

21-22.02

47-48

Гражданин РФ.

2

Практическая работа по Конституции РФ « Права и обязанности граждан РФ»

28.02-1.03

49-50

Гражданское право.

2

Практическая работа «Заполнение налоговой декларации»

7-14.03

51-52

Семейное право.

2

Практическая работа  

«Составление брачного контракта»

Тест

15-21.03

53-54

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

2

Практическая работа

«Оформление трудового договора»

22.03-4.04

55-56

Экологическое право.

2

Практикум по теме: «Экологическое право»

5-11.04

57-58

Процессуальные отрасли права.

2

Практическая работа « Час суда»

12-18.04

59-60

Конституционное судопроизводство.

2

Практикум по теме: «Конституционное судопроизводство»

19-25.04

61-62

Международная защита прав человека.

2

Практическая работа   «Международные документы по правам человека».

26.04-2.05

63

Правовые основы антитеррористической политики российского государства.

2

Практикум по теме: «Правовые основы антитеррористической политики Российского государства»

3-10.05

64-65

Повторение раздела « Правовое регулирование общественных отношений»

2

Тест

16-17.05

67

Повторение материала по теме « Человек в обществе» «Духовная сфера общества»

1

Итоговая контрольная работа

23.05

68

Повторение материала по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

1

Тест

24.05

Лист корректировки рабочей программы

Предмет обществознание

Класс 10 А

Учитель Трубникова С. Е.

2016- 2017 учебный год

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

Лист корректировки рабочей программы

Предмет обществознание

Класс 10 Б

Учитель Трубникова С. Е.

2016- 2017 учебный год

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  11 КЛАСС (34 ч)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля измерите-ли

Элемен-ты доп.содержания

Оборудование

Д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Что изучает курс «Обществоз-нание»

1

Повторе-ние

 Человек и экономика. Проблемы социально- политической жизни. Человек и закон

Знать основные положения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Вид контроля: выборочное оценивание. Измерители: ответы на вопросы

Глава 1. Человек и экономика

2

Экономика: наука  и  хозяйство

1

Комбинированный

Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности

Знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.

Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

Устный  опрос.

Составить словарик темы.

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 1

3

Экономический рост и развитие

1

Практи-кум

Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл

Знать, что такое «порочный круг бедности».

Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл. 

Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.

Тест

Работа с доку-

ментами

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§2

4

Рыночные отношения в экономике

1

Комбинированный

Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России

Знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.

Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.

Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция

Устный  опрос.

Составить словарик темы.

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 3

5

Фирмы в экономике

1

Семи-нар  

Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями

Знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала

Работа с доку-

ментами

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 4

6

Правовые основы предпринимательской деятельности

1

Лекция

Правовые основы предпринимательства. Организационно- правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело

Знать, какие законы регулируют предприни-мательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования. Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринима-тельской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без госу-дарственной регистрации. Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора

Тест

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 5

7

Слагаемые успеха в бизнесе

1

Комбинированный

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

Знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ- менеджмент и какую должность он занимает в фирме.

Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок. Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование

Устный  опрос.

Работа с доку-

ментами

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 6

8

Экономика и государство

1

Комбинированный

Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?

Знать, в чем заключается ограниченность возможнос-тей рынка «регулировать» экономику. Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.

Уметь объяснять, какие цели преследует прави-тельство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной эконо-мике

Составить словарик темы.

Работа с доку-

ментами

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§7,

Тест

9

Финансы в экономике

1

Комбинированный

Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия

Знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.

Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику. Уметь объяснять, почему возникает инфляция

Тест

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§8

10

Занятость и безработица

1

Комбинированный

Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости

Знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.

Понимать, для чего необходим рынок труда.

Уметь объяснять, почему трудно достичь равновесия на рынке труда

Практикум

Работа с доку-

ментами

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§9

11

Мировая экономика

1

Комбинированный

Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

Знать, что такое «международные экономические отношения». Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма.

Уметь объяснять, какая страна - СШЛ или Нидерланды - больше зависит от международной торговли и почему

Сообщения учащихся

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 10

12

Человек в системе экономических отношений

1

Лекция

Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя

Знать, какие факторы влияют на производительность труда. Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю. Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом.

Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

Работа с доку-

ментами

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 11

13

Контрольная работа по теме «Человек и экономика»

1

Контроль знаний

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Тест

Повтор

Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни

14

Свобода в деятельности человека

1

Лекция

«Свобода есть осознанная необходимость». Свобода и ответственность. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах. Свободное общество

Знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость. Понимать, к чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении.

Уметь объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 12

15

Общественное сознание

1

Комбинированный

Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание

Знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании. Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание. Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания

Работа с доку-

ментами

Составить словарик темы.

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 13

16

Политическое сознание

1

Комбинированный

Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание

Знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно- практический и идеолого-теоретиче- ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии. Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание». Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние

Устный  опрос.

Составить словарик темы.

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 14

17

Политическое поведение

1

Комбинированный

Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения

Знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения.

Понимать, каковы мотивы политического поведения.

Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение

Работа с доку-

ментами Устный  опрос.

Составить словарик темы.

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 15

18

Политическая элита и политическое лидерство

1

Лекция

Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства

Знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера. Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства - традиционного и харизматического. Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство

Беседа

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 16

19

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

1

Семинар

Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

Знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе. Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация в России.

Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России

Работа повопро-сам семинара

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 17

20

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

1

Комбинированный

Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира

Знать, какие религиозные объединения могут действовать в Российской Федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти. Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями

Сообщения учащихся

Устный  опрос.

Составить словарик темы.

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 18

21

Контрольная работа по теме «Проблемы социально- политической и духовной жизни»

1

Контроль знаний

Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Проверочная работа. Тест.

Ответы на вопросы

Глава 3. Человек и закон

22

Современные подходы к пониманию права

1

Комбинированный

Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ

Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву.

Уметь характеризовать основные особенности естественного права

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 19

23

Гражданин Российской Федерации

1

Практи-кум

Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика

Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика. Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ

Практикум

Работа с доку-

ментами

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 20

24

Экологическое право

1

Практи-кум

Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения

Знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство.

Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты.

Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан

Тест

Работа с доку-

ментами Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§21

25

Гражданское право

1

Практи-кум

Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

Знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.

Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений

Работа с доку-

ментами Практикум

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 22

26

Семейное право

1

Семи-нар

Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церкозный брак, гражданский брак. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

Знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье. Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

Работа повопро-сам семинара Работа с доку-

ментами

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 23

27

Право- нос регулирование занятости и трудоустройства

1

Комбинированный

Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Заня тость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование

Знать основные положения но теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения

Устный  опрос.

Составить словарик темы.

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 24 Тест

28

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

1

Комбинированный

Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений

Знать основные положения но теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда

Работа с доку-

ментами

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 25

29

Процессуальное право: уголовный процесс

1

Практикум

Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей

Знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.

Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи

Работа с доку-

ментами

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§26

30

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство

1

Практикум

Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания. Конституционное судопроизводство. Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства

Знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта

Работа с доку-

ментами

Отработка заданий формата ЕГЭ   по теме

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§27

31

Международная защита прав человека

1

Лекция

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

Знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках Совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда

Лекция

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§28

32

Взгляды в будущее

1

Конференция

Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы. Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека. Постиндустриальное (информационное) общество

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе

Презентация работ учащихся

Учебник,

Презента-

ция,

прак-тикум

§ 29

33

Контрольная работа по теме «Человек и общество»

1

Контроль знаний

Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Проверочная работа.

Тест.

Тест

34

Итоговое повторение

1

Итого-вый урок

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...