Рабочая программа учебного предмета "Обществознание" 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Трубникова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  разработана для учащихся 9-х классов в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования на основе примерной  программы  Боголюбова Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. «Обществознание» (2012 г.) и   следующих нормативно-правовых документов:

 

1.     Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

2.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 8 июня 2015 года № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 2533.

 

5.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

6.Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» на 2015-2016 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

Цели  курса обществознания для 9 классов заключаются в следующем:

ü     развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познава­тельных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореа­лизации;

ü     воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к соци­альным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

ü     освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социаль­ной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом каче­ствах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

ü     овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основ­ах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

ü     формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

ü     формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;

ü     воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию.

Методы и формы решения поставленных задач

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения.

На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.

  Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Программа по обществознанию для основной школы при­звана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Формы организации учебного процесса:

ü      коллективная;

ü      групповая;

ü      индивидуальная.

ü      

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков: лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, «круглые столы», дискуссия.

 Характеристика содержания курса «Обществознание»

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. 

        Курс « Обществознание» предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных учебных заведений, завершающих изучение  предмета в первом концентре.  Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание  призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

    Курс Обществознания 9 класса включает  изучение 2 тем. Тема «Политика » дает представление о соотношении политики и власти,  определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни.   Следующая тема «Право» вводит ученика в круг проблем правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.

Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и пра­вовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению со­циальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосоз­нания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демокра­тическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изу­чения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и выс­шего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализиро­вать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отно­шениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установлен­ными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Место и роль предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.    Данная программа по обществознанию  предназначена  для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают  предмет  в первом  концентре обществоведческого  образования в средней школе. 

Сроки реализации данной программы: 2015-2016 учебный год

Виды контроля:

    Рабочей программой предусмотрен текущий, итоговый контроль.

    Формы контроля: 

      Самостоятельная работа, тестирование, контрольная работа, терминологический диктант, эссе, решение задач.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению   и   самореализации;   интереса   к   изучению   социальных   и гуманитарных дисциплин;

• воспитание  общероссийской  идентичности,  гражданской  ответственности, правового   самосознания,  толерантности,   приверженности  гуманистическим  и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-
экономических и гуманитарных   дисциплин   в   учреждениях   системы   среднего   и   высшего
профессионального образования или для самообразования,

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные   данные;   освоение   способов   познавательной,   коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и Общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

—работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

—критическое    осмысление    актуальной    социальной    информации,    поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

   — анализ современных общественных явлений и событий;

— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.);

—применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

—  аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен

Знать/понимать:

-   социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-   сущность общества как формы совместной деятельности людей.

Уметь:

-   описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

-   сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

-   объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

-   оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

-   решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-   для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-   нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-   первичного анализа и использования социальной информации.

 

Критерий оценки знаний учащихся.

Критерии оценки устного ответа:

·              глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

·              твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

·              неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

·               наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

·              отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собойединицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

·              активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

·              активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

·              неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

·              полное отсутствие активности - отметка «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собойединицу (используется очень редко)

Критерии оценки тестового задания:

·              90-100% - отлично «5»;

·              70-89% - хорошо «4»

·              50-69% - удовлетворительно «3»;

·              менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

·              глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

·              привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

·              выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

·              полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель вправе учитывать выполнение следующих требований к учащимся:

- ведение тетради (наличие в ней материала)

- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)

- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности

- готовность к уроку (выполнение домашних заданий).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...