Статья "Изучение проблем современной демографии в школьном курсе обществознания"
статья по обществознанию (10, 11 класс)
Статья "Изучение проблем современной демографии в школьном курсе обществознания" предлагает варианты изучения темы "Демография" в 10 - 11 классе , Интернет ресурсы по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение проблем современной демографии в школьном курсе обществознания.
И.А. Дудкина,
учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 569 Санкт-Петербурга
Проблемы современной демографии изучают в школьном курсе географии и обществознания. Демографическую ситуацию рассматривают на уроках экономики при изучении маркетинга.
Школой 569 выбран социально-экономический профиль. Предпрофильная подготовка начинается с первого класса. 10-11 классы изучают на профильном уровне экономику, право. Задача школьного обучения не только дать учащимся сумму знаний, но и научить учиться, способствовать повышению социальной активности учащихся.
Развитие самостоятельной учебной деятельности, применение знаний и умений, полученных на уроках географии, информатики, экономики, обществознания стало главной задачей урока-конференции «Демографическая ситуация в современной России».
В процессе работы учащиеся познакомились с демографическими проблемами, тенденциями изменения народонаселения России, основными направлениями демографической политики государства. Подготовительный этап способствовал развитию умения вести поиск, систематизировать статистическую информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, подтверждать примерами теоретические положения. Участие в конференции позволило развить коммуникативные навыки: аргументировать свою позицию в ходе дебатов, строить монологическую речь. В процессе работы формировалось отношение к демографическим проблемам современного общества как значимым.
Работа проходила в несколько этапов:
1 этап – формирование групп,
2 этап – сбор и обработка данных по теме,
3 этап – создание электронной презентации, подготовка выступления
4 этап – выступление на конференции.
5 этап – рефлексия
Оборудование урока: мультимедийный проектор и ПК, электронная презентация.
Тип урока: урок-конференция с элементами дебатов.
Продолжительность: 90 минут.
Вводное слово учителя
Демогра́фия (греч. δέμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (A. Guillard, Eléments de statistique humaine ou Démographie comparée? — 1855).
Демография имеет свой четко очерченный объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.
Процессу углубления знаний о народонаселении способствует тесная связь с экономической, исторической, социологической наукой, этнографией, географией населения, социальной гигиеной, правоведением. Сопредельные науки присущими им методами изучают законы функционирования и развития народонаселения.
Сегодня о демографических проблемах говорят и пишут ученые и журналисты, выходят серии популярных работ, курс демографии преподается в ряде вузов России.
Задача нашей конференции познакомиться с демографическими проблемами, рассмотреть пути их решения.
План урока:
1.Мировая демографическая ситуация.
2. Демографическая ситуация в России.
3. Государственная демографическая политика.
Выступление учащихся сопровождается демонстрацией
- графика роста народонаселения мира,
- динамики численности населения развитых и развивающихся стран.
1. Демографическая ситуация в мире.
С древнейших исторических эпох до начала XIX века численность населения земли колебалась в пределах 1 миллиарда человек. Только около 1830 г. она достигла 1 млрд человек. Затем население Земли стало расти взрывообразными темпами. Совершенно очевидно, что если растет численность населения, значит, увеличиваются потребности населения в продовольствии и промышленных товарах, в новых землях, во все больших количествах топлива, металла, машин. Увеличивается нагрузка на экологическую систему планеты.
ООН опубликовала аналитический доклад (называется "Мировые демографические тенденции") о будущем человечества. Согласно прогнозу, наш мир станет более населенным, урбанизированным и пожилым.
По данным доклада численность населения планеты составит 7 млрд. в 2012 году, 8 млрд. - в 2025-м и 9 млрд. в 2045-м году. Глобальные темпы прироста населения достигли своего пика в период 1965-1970 годов, когда они составляли 2% в год, впоследствии они неуклонно сокращались: в 2005-2010 годы темп прироста составит 1.17% в год, а в 2045-2050 годы уменьшится до 0.36%.
Однако в различных странах этот процесс идет по-разному. В "богатых" государствах численность населения будет сокращаться (с 1.23 млрд. в 2009 году до 1.25 млрд. в 2050-м), в "бедных", наоборот, расти (с 5.6 млрд. до 7.9 млрд. за тот же период времени), причем в наиболее бедных государствах к 2050 году население удвоится.
К 2050 году в четырех странах - Индии, Нигерии, Пакистане и Конго - прирост составит более 100 млн. человек. В свою очередь, за этот же период сократится население 45 государств Японии (25 млн.), Украине (15 млн.) и Германии (8.4 млн.).
Менее чем за десятилетие фактически возникает новое государство с численностью населения, равной Китаю. На наших глазах изменяется геополитическая картина мира: соотношение населения Севера и Юга, т. Е. развитых и развивающихся стран.
Параллельно с этим будут расти масштабы международной миграции.
В свою очередь, уменьшение размера семей и увеличение продолжительности жизни обусловливают процесс старения населения во всем мире. В 1950 году лишь 8% от общей численности населения планеты составляли люди в возрасте 60-ти лет или старше. К 2009 году эта доля увеличилась до 11%, в 2050 году она достигнет 22% и превысит число детей в возрасте до 15 лет.
Процесс старения населения протекает более быстрыми темпами в более развитых регионах, где доля пожилых людей, по оценкам, в 2009 году составляла 21% и уже значительно превосходит число детей. К 2050 году каждый третий житель индустриально развитых государств перешагнет 60-ти летнюю отметку. Здесь лидером станет Европа (35% в 2050 году), однако наиболее быстрыми темпами доля лиц пожилого возраста будет увеличиваться в Азии и Латинской Америке. Старение населения порождает многочисленные бюджетные проблемы во многих государствах.
В 2008 году впервые в истории число жителей городов превысило число жителей сельских районов. Ожидается, что урбанизация будет происходить быстрыми темпами во многих развивающихся странах, в результате чего к 2050 году 70% всех жителей планеты будут проживать в городах.
Учитель
Каковы черты демографической ситуации в России?
Пользуясь информацией сайта http://www.gks.ru/, дети готовят ответ на вопрос. Группа учащихся сопровождает свое выступление слайдами:
- Динамика рождаемости в России
- Динамика смертности в России
2.Демографическая ситуация в России
Исследования ученых говорят, что в демографическом положении России действуют достаточно негативные тенденции.
Россиян становится меньше.
в России продолжается демографический кризис.
За истекшее столетие Россия пережила несколько периодов суженного воспроизводства, т.е. не обеспечивался прирост. Два из этих периодов были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых войн. Сказались и годы массовых репрессий.
После второй мировой войны детская смертность быстро сокращалась, одновременно возросли показатели рождаемости. Но уже с середины 60-х годов уровень рождаемости снизился, достигнув 2,1 – 2,2 детей на одну женщину детородного возраста. Это уже не обеспечивает простого воспроизводства населения.
Резкое падение рождаемости в 90-е годы лишь усугубило неблагоприятное положение с воспроизводством населения.
Возврат же к высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 50-х годов, когда более половины населения страны было сельским, сейчас маловероятен.
3. Экономисты о демографии
Выступление ученик сопровождает слайдом с портретом Г. Бэккера
В чем причины такого поведения людей в вопросе воспроизводства? В чем причины низкой рождаемости?
Американский экономист и социолог Гэри Бэккер предложил экономический подход к объяснению человеческого поведения.
А вот как он вкратце объясняет суть своего экономического подхода к проблемам семейной жизни:
"...люди женятся тогда, когда надеются получить больше радости от брака, чем от жизни в одиночестве и поисках более идеального спутника. Точно так же число детей в семье зависит от затрат и благ, связанных с появлением ребенка на свет.
Поэтому люди стремятся иметь меньше детей, если жена работает и имеет хорошо оплачиваемую работу, когда государственные субсидии и налоговые льготы на иждивенцев уменьшаются, когда стоимость образования и получения профессии возрастает и так далее".
Эти выводы Гэри Беккера (подкрепленные тщательным анализом материалов статистики) позволит найти ответ на вопрос: почему рост благосостояния ведет не к росту, а к сокращению числа детей в семьях?
Эта проблема, особенно острая для европейских стран, где численность населения стала падать, а доля стариков расти из-за падения рождаемости при росте продолжительности жизни, потребовала специальных мер. Рекомендации американского экономиста оказались очень кстати.
Гэри Беккер подвел экономическое обоснование и под явление, получившее название "кризиса семьи" и проявившееся в резком росте числа разводов в большинстве развитых стран. Он пишет:
"...люди разводятся, когда они больше не верят в то, что лучше и дальше сохранять семью. В частности, уровень разводов возрастает, когда заработки женщин начинают превышать доходы мужчин; для таких женщин выигрыш от брака сокращается".
Отсюда парадоксальный вывод Беккера: чем последовательнее преодолевается дискриминация женщин, чем выше становятся их социальное положение и доходы, тем глубже кризис семьи и ниже рождаемость. Причина проста: высокооплачиваемая женщина начинает рассматривать обзаведение семьей и ребенком как переход на службу в семейную "мини-фабрику". И если блага, которые ей сулит эта новая работа меньше, чем то, что она уже имеет, то у мужчины немного шансов сделать ее хранительницей своего домашнего очага.
Комментарий учителя.
Негативной особенностью России является тот факт, что в результате демографического перехода рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся.
4. В чем причины высокой смертности?
Учащиеся демонстрируют слайды с диаграммами причин смертности.
Основные классы причин смертности в России в 2007 году:
болезни — 87,5 % ;
системы кровообращения — 56,9 % ;
от новообразований — 13,9 %;
инфекционные и паразитарные заболевания — 1,6 %;
алкогольные отравления — 1,2 %;
ДТП — 1,9 %;
самоубийства — 2,0 %;
убийства — 1,2 %.
Основные угрозы жизни
Слабое развитие медицины, особенно в части диагностики сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний из-за того, что соответствующие учреждения не создавались государственными органами в советское и постсоветское время, а спрос на эти медицинские услуги сдерживается низкими доходами населения.
Спиртные напитки. За первую половину 90-х годов продажа спиртных напитков на душу населения возросла более чем вдвое. Доля крепких напитков в структуре потребления — более чем на треть, а процент некачественного алкоголя — до 38 %. Смертность от отравлений спиртным возросла в 2-3 раза. Ежегодно в России от алкогольных отравлений умирает около 40 тыс. чел. [15]. С начала сентября 2006 более пяти тысяч жителей России отравились суррогатным алкоголем. 295 из них скончались [16]. Однако главный вклад алкогольная смертность вносит не через алкогольные отравления, а через сердечно-сосудистые заболевания и через смертность от внешних причин. Здесь уже счёт идёт не на сотни и тысячи, а на многие сотни тысяч преждевременно умерших россиян [17].
Уровень насилия в обществе. Россия входит в пятёрку «лидеров» по количеству убийств на 100 тыс. населения. Некоторые демографы считают, что чрезвычайно высокий уровень насилия (включая бытовое насилие) представляет собой одну из основных угроз для развития человеческого потенциала в России[18].
Около 30-40 тысяч человек ежегодно пропадают без вести. Большей части из них нет в живых.
Дорожно-транспортные происшествия. На российских дорогах ежегодно погибают около 35 тыс. человек.
Плохая экологическая обстановка. Выбросы промышленных отходов и автомобильных выхлопов повышают риск онкологических и респираторных заболеваний.
Непопулярность здорового образа жизни. В частности, забота о собственном здоровье не является высокой ценностью в рамках менталитета существенной части населения, что предопределяет высокую алкоголизацию, смертность от несчастных случаев (включая ДТП), аномальную распространённость ряда болезней и др.
В России наблюдается учащение случаев заболевания «социальными» инфекционными болезнями, в частности сифилисом и туберкулезом. Особенно распространён туберкулез в российских тюрьмах. При этом особую опасность представляет форма туберкулёза, не поддающаяся лечению антибиотиками.
По продолжительности жизни Россия далеко отстаёт от развитых стран, заняв в 1999 году среди 162 стран, для которых этот показатель рассчитывался, 100-е место (109-е для мужчин и 74-е для женщин).
В сумме всех условий сложилась ситуация, получившая название «Русский крест»
«Ру́сский крест» (иногда также «славянский крест») в демографии —пересеклись две кривые – падение рождаемости и роста смертности.
Некоторые исследователи считают, что значительное влияние на уровень смертности оказывает сырьевой характер экономики.
Согласно моделям вычислительной биологии, в системе, живущей за счет ограниченного ресурса, населения всегда будет "слишком много". Углеводородный Боливар выдерживает лишь одного-единственного седока - того, кому, в конце концов, достается всё. Страна, сидящая на экспортной игле, будет всеми правдами и неправдами избавляться от "лишнего" населения. Это не "злой умысел" и не "жидомасонский заговор", а неумолимая логика существования таких систем.
В современном мире продолжительность жизни большинства людей, в основном, зависит от такого фактора, как страна проживания. В статистике заключена поразительная сила убеждения: если средняя продолжительность жизни в государстве 56 лет, то, даже если человек ведет здоровый образ жизни, он редко дотянет до 65 - чаще уходит вместе со своим поколением.
Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляцию – суженное воспроизводство и сокращение численности населения, с отрицательным естественным приростом.
5. Демографическая ситуация в МО Рыбацкое
На слайдах демонстрируется
- динамика численности населения Петербурга
- численность населения МО Рыбацкое
Муниципальное образование Рыбацкое находится на юго-востоке Санкт-Петербурга в Невском районе.
В 2007 году в Санкт-Петербурге зафиксировано некоторое улучшение демографической ситуации – коэффициент естественной убыли населения (в расчете на 1000 населения) сократился на 18,0% и составил 5,4 чел. В 2007 году увеличение коэффициента рождаемости (в расчете на 1000 населения) составило 8%.
Снизился уровень младенческой смертности – количество умерших детей в возрасте до 1 года (в расчете на 1000 родившихся) сократилось до 4,4 (4,7– годом ранее)
Учащимися был составлен запрос в администрацию МО Рыбацкое.
По сведениям, полученным в администрации численность населения микрорайона составила ок. 50 тыс., т.е. выросла по сравнению с 2000 годом.
Нами был сделан вывод, что основными причинами роста населения в микрорайоне были некоторое увеличение рождаемости, миграция (заселение новостроек).
6. Дебаты
Учащиеся выражают позитивное и негативное отношение к проблеме сокращения народонаселения России.
Я не вижу ничего страшного в уменьшении численности населения.
Умирают больные, остаются здоровые, заботящиеся о своем здоровье.
В семье с одним ребенком занимаются его воспитанием и образованием, не плодят нищету как многодетные семьи. Таким образом, снижение количества населения повышает его качество.
С сокращением численности населения становится менее острым жилищный вопрос, наследникам достанется жилая площадь умерших родственников, дети будут жить комфортней.
Недостаток рабочих рук заставит обновить технологию на производстве, заменив тяжелый малооплачиваемый труд автоматикой.
Армия станет меньше, а порядка – больше, служить будут профессионалы, вооружат их новой техникой.
Я считаю, что депопуляция приводит к негативным последствиям.
1. Сокращение численности трудоспособного населения приводит к падению экономической активности населения, ухудшению экономической ситуации.
Предприятия вынуждены искусственно ограничивать свое развитие из-за нехватки рабочих, инженеров, управленцев. К тому же необходимо провести техническое переоборудование производства на основе новых технологий. Встает вопрос о подготовке молодых рабочих и технических кадров.
2.Сократится численность новобранцев, способных служить в российской армии.
3. Увеличение числа жителей старших возрастов увеличивает нагрузку на пенсионную систему.
Если раньше несколько работающих содержали одного пенсионера, то в близком будущем , вполне возможно, одному работающему придется содержать нескольких пенсионеров. Резко возрастет налоговая нагрузка на экономику.
4. Старение населения увеличивает давление на систему здравоохранения.
5.Уменьшение численности ведет к уменьшению плотности населения, возможна колонизация пустынных приграничных территорий выходцами из перенаселенных сопредельных государств.
Изменение этнического, языкового и конфессионального состава населения отдельных районов и регионов создает в перспективе опасность их превращения в участки, неподконтрольные государственной власти.
6. Возникают психологические проблемы: инфантилизация детей в малодетных семьях, углубления одиночества пожилых людей, их отчуждения от молодых поколений.
7. Пути нейтрализации угроз
Вопрос к аудитории.
Что нужно и можно сделать для того, чтобы остановить процесс депопуляции?
Нейтрализовать демографическую угрозу своему будущему Россия может, если остановит падение рождаемости, рост смертности населения.
Демографическую рецессию можно переломить, лишь преодолев сырьевой характер российской экономики.
Проведение продуманной миграционной политики.
По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), численность постоянного населения Российской Федерации на 1 октября 2009 года составила 141,9 млн человек и с начала года увеличилась на 5,3 тыс.человек, или на 0,004%.
8. Демографическая политика государства.
Демонстрируются слайды
- титульный лист Концепции
- основные разделы содержания.
В сентябре 2001 г. была принята Концепция демографического развития РФ до 2015 года.
В 2007 г. была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
В Концепции определены основные принципы, задачи и механизмы реализации.
Какие меры государства, направленные на улучшение демографической ситуации вы можете назвать?
Правовые
- Принятие законодательных актов
Экономические
- 2008 год был объявлен годом семьи
- выплаты при рождении ребёнка
- помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям
- материальная поддержка многодетных семей
- закон о «материнском капитале» (с 2007 по 2016 г)
Воспитательные, пропагандистские
- введение обязательных трех уроков физкультуры в неделю
- социальная реклама на телевидении
9. Вывод. Итог подводит учитель.
Таким образом, решение проблемы демографии тесно связано с общей ситуацией в экономике и социальной сфере.
Стабилизация численности населения и необходимые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важнейшим ресурсом развития страны.
А значит и от вас зависит будущее нашей страны.
Процесс изменения численности населения наглядно демонстрирует проецируемый на экран действующий счетчик населения.
10. Рефлексия проводилась по следующим вопросам
- Были вы знакомы ранее с демографическими проблемами России?
- Что нового вы узнали о проблеме народонаселения?
- Как вы оцениваете демографическую ситуацию в России?
Работая над темой, учащиеся познакомились с материалами научных исследований, статистическими данными, графиками, таблицами, отражающими динамику демографической ситуации. Основным источником информации стали ресурсы Интернет. Объёмный статистический материал был найден на сайтах:
http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики;
http://petrostat.gks.ru – сайт Петростата (Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области);
http://www.gov.spb.ru – сайт администрации Санкт-Петербурга;
http://demoscope.ru – «Демоскоп Weekly» - электронная версия бюллетеня «Население и общество» Института демографии Государственного университета - Высшей школы экономики;
http://www.demographia.ru –Демография.ру | Институт демографических исследований.
Вариантом изучения темы может быть лабораторная работа с подготовленными статистическими данными, технология кейсов, работа в парах в компьютерном классе с Интернет-ресурсами.
Данный материал можно использовать на уроке в 11 классе «Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи» (базовый уровень) и «Демография современной России», «Институт семьи и брака» (профильный уровень).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демография России. Элективный курс.
В программе данного элективного курса была сделана попытка соединить изучение географии с изучением материальной и духовной культуры народов России, что поможет учащимся понять причины раз...
Использование современных педагогических технологий в школьных курсах истории и обществознания
Статья отнесена к разделу:Преподавание истории...
Разработка комплекса ситуационных заданий по теме школьного курса физики «Законы сохранения в механике» на основе современных подходов к развитию интеллекта учащихся.
Подготовка первого варианта комплекса ситуационных заданий по теме школьного курса физики «Законы сохранения в механике», нацеленных на формирование когнитивного и метакогнитивного опыта учащихся....
Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.
В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...
Проблемные вопросы школьного курса "Обществознание"
Как эффективней подготовиться к ЕГЭ...
Современное содержание образования школьного курса информатики
laquo;Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы,...
Проектирование и экспертиза теста по разделу (теме) одного из школьных курсов обществознания
Проектирование педагогического теста по любой дисциплине, в т.ч. обществознания имеет свой научно обоснованный алгоритм и предполагает создание комплекта методических материалов, в который входят: код...