Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
______________/ ________________/
«____»_______________20____ Приказ №___ от ____.____.20____
М.П.
Рабочая программа
по__Обществознанию
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №____ от ___.___.20__
Класс __9 «А», «Б», «В», «Г»
количество часов в год __34___
УМК Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.Л. Городецкая. Обществознание 9 класс, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2019 г.;
ФИО учителя: Лахтюк Н.Н.
Рабочая программа обсуждена на МО учителей общественно – научных дисциплин.
_____________________________________ «_____»________________2021
Руководитель МО __ /__________________
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020)).
- Устав школы.
Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 9 классах по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Программа ориентирована на работу на УМК:
Обществознание. 9 класс под редакцией академика Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова (М.: Просвещение, 2019).
Материал УМК "Обществознание" под ред..Л.Н. Боголюбова обеспечивает преемственность обучения. УМК соответствует стандартам образования профильного уровня обучения. Пособие адаптировано к познавательным возможностям и способностям учащихся данного возраста. Прослеживаются межпредметные связи (философия, социология, политология, социальная психология, экономика и др.) УМК дает возможность учащимся, обучающимся в классах социально-гуманитарного или социально-экономического профиля, углубленно изучать курс обществознания, что способствует более эффективной подготовке к ЕГЭ. Ученики получают теоретические знания в полном объёме курса. Материал подобран интересный, изложен на проблемном уровне, что позволяет ученикам не только получить теоретический материал, но и применять его в практической деятельности (работа с текстом, справочным материалом). В УМК много документов, познавательных заданий к ним, которые заставляют ученика разрешать ту или иную проблему. Методический аппарат комплекса, включающий вводные вопросы к тексту, рекомендации по повторению материала, перечень основных понятий, вопросы и задания, стимулирует школьников к изучению тем курса. Материал УМК способствует развитию личности ученика, его гражданственности, развитию кругозора, формированию активной жизненной позиции.
Линия УМК «Обществознание под ред.Боголюбова. 5-9 классы. Издательство «Просвещение» имеет ряд преимуществ:
- учебники освещают основы конкретных наук — экономики, философии, социологии, политологии, культурологии, этики.
-книги написаны простым, доступным языком, с яркими примерами, ориентирующими учащихся в повседневной жизни.
-учебники снабжены цветными иллюстрациями, графиками и диаграммами, отражающими основные вопросы параграфов и несущими определённую методическую и познавательную направленность.
-в конце учебников помещены списки литературы и словари, включающие все те понятия и термины, которые нашли отражение в параграфах книг.
Цели изучения обществознания в основной школе:
Главная цель изучения обществознания в школе-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценно
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение обществознания в основной школе дает возможность достичь следующих
результатов
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• навыки смыслового чтения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения:
• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
• формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
• формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
• развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 класс (34часа)
Тема 1. Политика и социальное управление (8 ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, ил роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Гражданин и государство (7 ч.)
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Высшие органы государственной власти в РФ. Судебная система РФ. Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат.
Тема 3. Основы российского законодательства ( 10 ч.)
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства.
Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Тематическое планирование
№ п\п | Название урока | Кол –во часов |
1 | Политика | 11 |
2 | Гражданин и государство | 7 |
3 | Основы российского законодательства | 13 |
4 | Резерв времени | 3 |
5 | Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование 8 класс (34 часа)
№ п\п | Название урока | Кол –во часов | Дата | Примечание | |
по плану | по факту | ||||
Введение. Повторение курса 7 класса. | 1 | ||||
Входная контрольная работа №1 | 1 | ||||
1. Личность и общество – 3 часа | |||||
1.1 | Быть личностью | 1 | |||
1.2 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | |||
1.3 | Развитие общества | 1 | |||
2. Сфера духовной культуры – 7 часов | |||||
2.1 | Сфера духовной жизни | 1 | |||
2.2 | Мораль. Долг и совесть. | 1 | |||
2.3 | Контрольная работа №2 "Личность и общество" (по итогам I четверти) | 1 | |||
2.4 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | |||
2.5 | Образование. Средние и высшие учебные заведения в г.Улан-Удэ | 1 | |||
2.6 | Наука в современном обществе | 1 | |||
2.7 | Религия как одна из форм культуры. Религии Бурятии. | 1 | |||
3. Экономика – 14 часов | |||||
3.1 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | |||
3.2 | Главные вопросы экономики. Гос.бюджет РФ | 1 | |||
3.3 | Контрольная работа №3 за I полугодие "Личность. Духовная культура. Экономика". | 1 | |||
3.4 | Собственность | 1 | |||
3.5 | Рыночная экономика | 1 | |||
3.6 | Производство – основа экономики | 1 | |||
3.7 | Предпринимательская деятельность | 1 | |||
3.8 | Роль государства в экономике | 1 | |||
3.9 | Распределение доходов | 1 | |||
3.10 | Потребление. Пенсионные программы. | 1 | |||
3.11 | Инфляция и семейная экономика. Бюджет моей семьи. | 1 | |||
3.12 | Безработица, ее причины и последствия | 1 | |||
3.13 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | |||
3.14 | Контрольная работа №4 по теме "Экономика" (по итогам III четверти) | 1 | |||
4. Социальная сфера – 5 часов | |||||
4.1 | Социальная структура общества | 1 | |||
4.2 | Социальные статусы и роли | 1 | |||
4.3 | Нации и межнациональные отношения. Толерантность в Бурятии. | 1 | |||
4.4 | Отклоняющееся поведение | 1 | |||
4.6 | Годовая контрольная работа №5 по курсу обществознания 8 класс | 1 | |||
Резерв времени | 3 |
Тематическое планирование 9 класс
№ п\п | Название урока | Кол –во часов |
1 | Введение. Повторение курса 8 класса. | 1 |
2 | Входная контрольная работа №1 | 1 |
Политика-9 часов | ||
3 | Политика и власть | 1 |
4 | Государство | 1 |
5 | Политические режимы | 1 |
6 | Правовое государство | 1 |
7 | Гражданское общество и государство | 1 |
8 | Контрольная работа №2 "Политика" (по итогам I четверти) | 1 |
9 | Участие граждан в политической жизни | 1 |
10 | Политические партии и движения | 1 |
11 | Межгосударственные отношения | 1 |
Гражданин и государство- 7 часов | ||
12 | Основы конституционного строя РФ | 1 |
13 | Права и свободы человека и гражданина | 1 |
14 | Высшие органы государственной власти в РФ | 1 |
15 | Контрольная работа №3 за I полугодие "Гражданин и государство". | 1 |
16 | Россия- федеративное государство | 1 |
17 | Судебная система РФ | 1 |
18 | Правоохранительные органы РФ | 1 |
Основы российского законодательства- 10 часов | ||
19 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 |
20 | Правоотношения и субъекты права | 1 |
21 | Правоотношения и юридическая ответственность | 1 |
22 | Гражданские правоотношения | 1 |
23 | Право на труд. Трудовые отношения | 1 |
24 | Семья под защитой закона | 1 |
25 | Контрольная работа №4 по теме «Основы российского законодательства»» (по итогам III четверти) | 1 |
26 | Административные правоотношения | |
27 | Уголовно-правовые отношения | 1 |
28 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 |
29 | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов | 1 |
30 | Итогово-повторительный урок | 1 |
31 | Годовая контрольная работа № 5 по курсу обществознания 9 класса | 1 |
32-34 | Резерв времени | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...