Программа факультатива по обществознанию.
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Программа факультатива по обществознанию. Программа предназначена для обучающихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_obshchestvoznaniyu.docx | 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ташаринская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Протокол № 1 от «28» августа 2018 г. Руководитель методического объединения ____________/Е. Н. Лакина/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______/Г. В. Шаталова/ «28» августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Ташаринская СОШ __________ /О. Х. Логинова/ Приказ № 61/15-04 от « 29» августа 2021 г. |
Рабочая программа по курсу
внеурочной деятельности по обществознанию
« Подготовка к ОГЭ» 9 класс
Составитель: Стукалова И.,
учитель истории и обществознания
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса для 9 класса составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г и в соответствии Примерной программой по обществознанию для основной школы. Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ОГЭ. Программа предполагает наличие осознанного выбора девятиклассниками предмета по выбору для сдачи в форме государственной итоговой аттестации.
Программа рассчитана на 34 часа. Представляется режим прохождения курса: в 1 и 2 полугодии 9 класса по 1 часу в неделю.
Программа представляет возможность более эффективной организации учебного процесса в целях реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования по обществознанию и для подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Цели программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к аттестации в форме ОГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.
Задачи программы:
- повысить предметную компетентность учеников;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- ознакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11кл.
Программа содержит сведения о многочисленных формах контроля. Её реализация поможет развивать и совершенствовать метапредметные умения и навыки.
Обществознание как учебный предмет представляет собой синтез наук, объектом изучения которых является человеческое общество и отдельные стороны его жизни. Поэтому обществознание включает в себя основы экономики, политологии, права, философии, социологии, психологии и других наук. Знания основ обществознания помогает обществу в эффективном решении множества проблем, стоящих перед ним в экономической, политической, социальной или духовной сфере.
Предмет «обществознание» привлекателен в выборе учащимися 9 классов для сдачи в форме ОГЭ, так как для подросткового возраста свойственно как стремление разобраться в самом себе, стремление изменить мир вокруг себя. Большинство подростков (из 26 человека- 15) выбирают данный курс, так как в дальнейшем предполагают продолжать обучение в 10 классе, затем получать высшее образование. Для поступления в вуз именно обществознание будет одним из вступительных экзаменов и поэтому уже в 9 классе учащиеся хотят сосредоточиться на главном, систематизировать свои знания, чтобы было легче учиться в 10 классе, а затем меньше времени заняло бы повторение во время подготовки к ЕГЭ. Именно эти два мотива побуждают подростков к выбору подготовительных курсов по обществознанию.
Программа данного курса составлена с учётом и на основе:
1. Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
2. Образовательной программы образовательного учреждения.
Метапредметные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся метапредметных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного предмета «Обществознание» являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Ожидаемый результат:
Основным результатом освоения данного курса учащимися 9 класса станет их готовность к успешной сдаче государственной итоговой аттестации, как теоретическая, так и практическая, моральная и психологическая.
Основные виды деятельности учащихся:
индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);
индивидуальная работа по выполнению заданий ОГЭ:
- решение тестовых заданий
- решение заданий на анализ признаков событий или явлений
- решение заданий на классификацию событий, явлений;
- решение заданий на умение дать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- составление простого плана.
- парная работа
- групповая работа
- творческая работа (составление кроссвордов по терминам идр.)
- прохождение компьютерного тестирования по теоретическим основам образовательных линий (в соответствии с Кодификатором)
- онлайн тестирование на проверенных учителем бесплатных сайтах Интернета.
Формы контроля:
Проверка планов-конспектов, схем, составленных учащимися дома
Во внеурочное время принятие учителем теоретических зачётов по образовательным линиям Кодификатора (индивидуально)
Взаимопроверка теоретической подготовленности учащихся по теме
Проверка подготовки (теоретической) во время работы с презентацией, содержащей частичные сведения и пустые графы для фронтальной беседы
Компьютерное тестирование по освоенной теме
Письменное тестирование
Проверка сформированности УУД при решении индивидуальных заданий ОГЭ
Контроль знания основных терминов и понятий (решение кроссвордов)
Контроль знания и умения оперировать основными терминами и понятиями (работа с текстом, в который требуется вставить буквы, которые соответствуют понятиям, приведённым вслед за текстом)
Виды контроля:
Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.
Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.
Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения.
Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития
Содержание курса
№ п/п | Название раздела | К-во часов |
1 | Особенности ОГЭ по обществознанию | 2 |
2 | Человек и общество | 4 |
3 | Сфера духовной культуры | 4 |
4 | Социальная сфера | 3 |
5 | Экономика | 5 |
6 | Сфера политики и социального управления | 4 |
7 | Право | 4 |
8 | Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второго уровня части 2 | 4 |
9 | Практическое решение тестовых заданий | 2 |
10 | Итоговое обобщение | 2 |
Календарно-тематическое планирование.
Номер урока | Тема | Дом. задание | Кол-во часов |
1 | Введение. ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ОГЭ по обществознанию. | Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2021 | 1 |
2 | Основные типы заданий и навыки работы с ними. Общество – динамичная саморазвивающаяся система | Выполнение заданий демоверсии ОГЭ 2021 | 1 |
3 | Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами. | Тесты | 1 |
4 | Глобальные проблемы современности. Человек и его ближайшее окружение. | Составление плана текста | 1 |
5 | Социальные конфликты и пути их решения. Задания на установление соответствия. | Тесты | 1 |
6 | Биологическое и социальное в человеке. Личность и межличностные отношения. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
7 | Личность и мораль. | Составление плана текста | 1 |
8 | Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. | Тесты | 1 |
9 | Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. | Составление плана текста | 1 |
10 | Особенности подросткового возраста. Решение задач. | Тест | 1 |
11 | Социальная структура. Страты и классы. Решение тестов. | Выполнение заданий 2-й части | 1 |
12 | Неравенство и социальная дифференциация. | Составление плана текста | 1 |
13 | Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
14 | Экономика и её роль в жизни общества. Экономические цели и функции государства. Анализ статистических данных. | Составление плана текста | 1 |
15 | Экономические системы. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Задания на установление соответствия. Разбор ситуаций. | Тесты | 1 |
16 | Рынок и рыночный механизм. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. | Записи в тетради | 1 |
17 | Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. | Составление плана текста | 1 |
18 | Налоги, уплачиваемые гражданами. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
19 | Принципы конституционного устройства РФ. | Тесты | 1 |
20 | Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста. | Записи в тетради | |
21 | Власть. Роль политики в жизни общества. Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий к тексту. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
22 | Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. | Тесты | 1 |
23 | Основы Конституционного строя Российской федерации. | Составление плана текста | 1 |
24 | Правоохранительные органы в Российской федерации. | Записи в тетради | 1 |
25 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
26 | Семейные правоотношения. Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов. | Тесты | 1 |
27 | Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второго уровня части 2 | Выполнение заданий в формате ОГЭ | 1 |
28 | Практическое применение знаний теории в практике решения заданий второго уровня части 2 | Выполнение заданий к тексту | 1 |
29 | Диагностическая работа в формате ОГЭ. | 1 | |
30 | Анализ выполнения диагностической работы. | 1 | |
31 | Практическое решение тестовых заданий | Составление плана текста | 1 |
32 | Выполнение заданий в формате ОГЭ. | Тесты | 1 |
33 | Выполнение итоговой работы. | Выполнение итоговой работы | 1 |
34 | Итоговое повторение | 1 |
Литература:
- «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2019;
- Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2019;
- Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
- ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016.
- Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
- Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2008.
- Конституция РФ.- Новосибирск 2017
- Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000
- Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2010
- Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010
- Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2011.
- Сборник кодексов РФ. – М., 2002
- Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Основные Internet-адреса:
- http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки
- http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
- http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
- http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена
- http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"
2. Электронные учебные пособия:
- 1С: Школа. Экономика и право 9-11 классы.
- Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
- Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание
- Видеохрестоматия "Основы права"
- Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс"
- Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс
Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....
программа факультатива по обществознанию ( подготовка к ЕГЭ) 11 класс
рабочая программа факультатива...
Программа по факультативу по обществознанию 8 класс
Изучение факультативного курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере правовых отноше...
Рабочая программа факультатива по обществознанию 10 кл
Рабочая программа для проведения факультативных занятий по обществознанию для подготовки к ЕГЭ...
Программа факультатива по обществознанию «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» для обучающихся 11 класса
Курс предназначен для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпуск...
Рабочая программа факультатива по обществознанию 11класс "Работа над сложными заданиями по обществознанию"2021-2022 уч. год
Рабочая программа составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по обществознанию, методических рекомендаций ФИПИ 2022года....