Программа по факультативу по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Изучение факультативного курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере правовых отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_obshchestvoznaniyu_8_klass.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Гражданин. Государство и право» 8 класс
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа факультативного курса:
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1-89 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
-Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312, с изменениями, внесёнными Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994.
-Региональный базисный учебный план Республики Алтай, утверждённый Приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай № 512 от 15.08.2005 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Алтай», с изменениями, внесёнными Приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай от 25.07.11 № 1069, от 05.08.2011 № 1078.
-САНПиН 2.4.2821-10, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011 регистрационный № 19993.
Цель: формирование более глубоких знаний о правовом статусе гражданина России, его политических и гражданских правах.
Задачи:
- познакомить с суммой практических знаний о правах и долге гражданина;
- усвоить минимум понятий;
- освоить ценности общества и культуры, способы самоопределения в них;
- представить реальные возможности участия в исследовательской и практической деятельности;
- формировать у учащихся социально-значимые компетенции.
УМК:
- Александрова, И.Ю. Обществознание. Интенсивный курс/ И.Ю.Александрова. – М.: ВАКО, 2009. – 134 с.
- Баранов, П.А. Обществознание: учебное пособие/ П.А. Баранов. – М.: АСТ, 2014. – 281 с.
- Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию/ Е.В.Домашек. – М.: Просвещение, 2008. – 234 с.
- Лозовский, Л.Ш. Практикум по обществознанию/ Л.Ш.Лозовский. – М.: Просвещение, 2005. – 123 с.
- Махоткина, А.В. Обществознание в схемах и таблицах/ А.В. Махоткина, Н.В. Махоткина. – М.: Дрофа, 2011. – 112с.
- Сазонова, Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах/ Г.Г.Сазонова, Е.В.Домашек. – М.: Просвещение, 2009. – 167 с.
Изучение факультативного курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере правовых отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
Рабочая программа факультативного курса конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса. Она рассчитана на 33 учебных часа (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
• выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
- признаки и формы принципы правового государства, основные признаки гражданского общества.
- основное назначение права в обществе, признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности.
- суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений.
- роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей;
- основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение.
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
уметь:
- вступать в коммуникации, аргументировано отстаивать свою точку зрения, анализировать нормативно-правовые документы;
- ориентироваться в функциональности различных социальных и государственных служб;
- называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию;
- характеризовать ветви власти; объяснять смысл понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой
- объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму;
- оценивать значение принципов конституционного строя; формулировать
на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач; - анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий
и общественных движений в современном мире; - характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму, делать выводы, высказывать собственные суждения;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Основное содержание факультативного курса 8 класс (33 часа)
Тема 1. Право и его роль в жизни общества и государства. (7 ч.)
Право и его роль в жизни общества и государства. (1 ч.)
Что такое право. Из истории права. Теория государства и права. Основные функции права, признаки права.
Норма права. Нормативно правовой акт. (1 ч.)
Нормы права. Состав нормы права. Отличительные особенности норм права. Нормативно правовые акты. Основные признаки. Закон.
Понятие правоотношений (1 ч.)
Признаки правоотношений. Структура, содержание правоотношения. Виды правоотношений. Отрасли права. Основные субъекты правоотношений.
Признаки и виды правонарушений (2 ч.)
Признаки правонарушения. Виды правонарушения. Виды проступков.
Понятие и виды, юридической ответственности. (2 ч.)
Юридическая ответственность. Признаки юридической ответственности. Задачи юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности: материальная, уголовная, административная, гражданско-правовая. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
Тема 2. Основной закон государства. Органы государственной власти Российской Федерации. (6 ч.)
Основы конституционного строя Российской Федерации. (2 ч.)
Конституция РФ. Отличие конституции от других нормативно правовых актов. Структура конституции РФ. Основы конституционного строя.
Федеративное устройство России. (2 ч.)
Субъекты Российской Федерации. Федеративное устройство России. Принципы федерализма в Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации. (2 ч.)
Система органов государственной власти Российской Федерации. Ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Федеральное собрание. Полномочия правительства Российского государства. Основные функции президента РФ. Сфера деятельности, основные полномочия Президента РФ.
Правоохранительные органы. Судебная система. (2ч.)
Функции правоохранительных органов. Состав правоохранительных органов. Структура судебной системы в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Права и свободы человека и гражданина. (13 ч.)
Понятие прав, свобод и обязанностей. (1ч.)
Признаки прав человека. Права и свободы человека. Права и свободы гражданина. Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ. Группы прав. Гарантии прав человека и гражданина. Основные обязанности гражданина.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. (2ч.)
Основные принципы Декларации прав ребенка. Перечень прав, закрепленных в Конвенции о правах ребенка. Несовершеннолетний.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. (2ч.)
Защита прав и свобод гражданина. Способы защита прав и свобод гражданина.
Гражданские правоотношения. (2ч.)
Особенности гражданских правоотношений. Виды гражданских правоотношений. Субъекты гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность.
Право собственности. Право потребителя. (2 ч.)
Собственность. Содержание права собственности. Основные виды гражданско-правовых сделок. Содержание и условия договора. Классификация договоров. Закон РФ «О защите прав потребителей» 1992 года.
Семейные правоотношения. (1 ч.)
Особенности, принципы правового регулирования семейных правоотношений.
Личные и имущественные права и обязанности супругов.
Права и обязанности родителей и детей.(1ч.)
Родительские права. Права несовершеннолетних детей. Меры ответственности за нарушение родительских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения. (2 ч)
Право на труд по конституции РФ. Особенности трудовых правоотношений. Трудовой договор. Виды трудовых договоров. Трудоустройство несовершеннолетних.
Тема 4. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. (5ч.)
Административные правоотношения, правонарушения и наказания. (2ч)
Субъекты административной ответственности. Особенности и виды административных правонарушений.
Основные понятия и институты уголовного права. (1ч.)
Уголовная ответственность несовершеннолетних.(2 ч.)
Преступление. Классификация преступлений. Уголовная ответственность. Виды уголовных наказаний. Формы уголовной ответственности несовершеннолетних. Итоговое повторение: «Гражданин. Государство и право» (1ч.)
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые репродуктивные, индуктивные и дедуктивные.
Основной формой организации образовательного процесса является - классно-урочной форма. Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консу
льтаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ и т.д. Используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Количество часов | Примечание | |
Тема 1. Право и его роль в жизни общества и государства. (7 ч.) | |||
1 | Право и его роль в жизни общества и государства. | 1 | |
2 | Норма права. Нормативно правовой акт. | 1 | |
3 | Понятие правоотношений. | 1 | |
4 | Признаки и виды правонарушений. | 1 | |
5 | Признаки и виды правонарушений. | 1 | |
6 | Понятие и виды, юридической ответственности. | 1 | |
7 | Понятие и виды, юридической ответственности. | 1 | |
Тема 2. Основной закон государства. Органы государственной власти Российской Федерации. (8 ч.) | |||
8 | Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 | |
9 | Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 | |
10 | Федеративное устройство России. | 1 | |
11 | Федеративное устройство России. | 1 | |
12 | Органы государственной власти Российской Федерации. | 1 | |
13 | Органы государственной власти Российской Федерации. | 1 | |
14 | Правоохранительные органы. Судебная система. | 1 | |
15 | Правоохранительные органы. Судебная система. | 1 | |
Тема 3. Права и свободы человека и гражданина. (12 ч.) | |||
16 | Понятие прав, свобод и обязанностей. | 1 | |
17 | Особенности правового статуса несовершеннолетних. | 1 | |
18 | Особенности правового статуса несовершеннолетних | 1 | |
19 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | 1 | |
20 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | 1 | |
21 | Гражданские правоотношения. | 1 | |
22 | Гражданские правоотношения. | 1 | |
23 | Право собственности. Право потребителя. | 1 | |
24 | Право собственности. Право потребителя. | 1 | |
25 | Семейные правоотношения. | 1 | |
26 | Права и обязанности родителей и детей. | 1 | |
27 | Право на труд и трудовые правоотношения. | 1 | |
Тема 4. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. (7 ч.) | |||
28 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | 1 | |
29 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | 1 | |
30 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | |
31 | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | |
32 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | |
33 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | |
34 | Итоговое повторение: «Гражданин. Государство и право» | 1 |
Контрольно – измерительные материалы
- Поздеев, А.В. Обществознание «Государство и право» класс/ А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013. – 112с.
Информационно-методическое обеспечение
- Володина, С.И. Основы правовых знаний. /С.И. Володина, В.В. Спасская – М.: Дрофа, 2011. – 112с.
- Володина, С.И. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» /С.И. Володина, В.В. Спасская – М.: Просвещение, 2013. – 167 с.
- Морозова, Л.А.Основы государства и права./ Л.А. Морозова – М.: «Новая волна», 1999. – 231с.
- Никитин, А.Ф.Основы государства и права./ А.Ф. Никитин – М.: Дрофа, 2000.-186с.
- Певцова, Е.А. Основы правовых знаний. Практикум./ Е.А. Певцова – М.: Владос, 2001.-213 с.
Перечень Интернет-ресурсов:
- http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
- http://www.rnon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.edu.ru-федеральный портал «Российское образование»
- http://www.school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал
- http://ege. edu.ru-портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.school-collection.edu. гu - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://apkpro.ru- Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
- http: //www. Iseptember.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»
- 10.http://www.it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
- http://www.standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения
- http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам
- http://www.hist.ru - исторический альманах «Лабиринт времен»
- http://www.vciom.ru- Всероссийский Центр изучения общественного мнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа факультатива по обществознанию ( подготовка к ЕГЭ) 11 класс
рабочая программа факультатива...
Рабочая программа по факультативу "Математика" 8 класс
В данной программе представлена пояснительная записка и тематическое планирование...
Рабочая программа математического факультатива в 7 классе «Задачи и формулы в жизни»
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках....
Программа факультатива по обществознанию «Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию» для обучающихся 11 класса
Курс предназначен для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпуск...
Рабочая программа по факультативу Романтики" 6 класс адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Содержание программного материала включает музыкальные сочинения для слушания и исполнения, вокальные упражнения. Основу программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной кул...
Рабочая программа факультатива по обществознанию 11класс "Работа над сложными заданиями по обществознанию"2021-2022 уч. год
Рабочая программа составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по обществознанию, методических рекомендаций ФИПИ 2022года....