Формирование читательской грамотности на уроках обществознания
учебно-методический материал по обществознанию (7 класс)
Формирование читательской грамотности на уроках обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 526.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности на уроках обществознания
Обществознание 7 класс.
Тема «Защита отечества»
Блок заданий на формирование читательской грамотности состоит из двух текстов и трех заданий к ним. Первый текст является выдержкой из федерального закона в Р.Ф, а во втором приведён пример для подтверждения идеи важности защиты своего отечества. Тексты созданы независимо друг от друга и является связными. Блок заданий представляет собой составной текст и по форме является смешанным.
При работе над этим заданиями у обучающихся вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов и событий.
Предметные задачи, которые можно решить, работая с подобранными текстами:
- сформировать у обучающихся представления о необходимости защищать свою страну;
- развивать навыки работы с раздаточным материалом (письменными источниками);
- развивать учебно-исследовательские умения обучающихся, критическое мышление;
- вести аргументированный спор.
- выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов;
- анализировать извлечения из текстов Конституции РФ, федеральных законов и других официальных документов.
Задачи читательской грамотности, которые можно решить, работая с подобранными текстами:
- находить и извлекать информацию;
- интегрировать и интерпретировать информацию;
- осмысливать и оценивать содержание текста
Текст 1
Извлечения из Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе"
Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
- Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание;
Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
занятие военно-прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);
обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;
обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.
Текст 2.
Путешествие в прошлое
Вечером 21 июня 1941 г. в школах проходили выпускные балы, юноши и девушки прощались со школой. А наутро 22 июня стало известно, что в нашу страну вторглись войска фашистской Германии.
Выпускники мечтали стать инженерами, врачами, учителями, но война разрушила их планы. Целыми классами отправлялись они в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. На фронт стремились не только молодые люди, но и пожилые, те, кто по возрасту не обязан был служить в армии. Не годные к строевой службе зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.
Только в Москве за первые четыре дня войны поступило 170 тыс. заявлений добровольцев о зачислении их в ополчение. Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом. Они сражались героически, потери были огромными. После войны, когда выпускники 1941 г. собирались на встречи одноклассников, во многих классах осталось в живых лишь по нескольку человек
Задание 1.
Используя извлечения из Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" , выберите все верные утверждения.
Поставьте «+» напротив каждого верного утверждения.
Постановке граждан на воинский учет производится по достижению совершеннолетия | |
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает проведение уроков ОБЖ | |
В законодательстве Р.Ф. предусмотрена добровольная подготовка гражданина к военной службе | |
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 сентября по 31 декабря |
Умение: идентифицирует (распознает) проблему (явление, действие, взаимодействие и пр.) в информации источника.
Задание 2.
Прочитав текст «Путешествие в прошлое», Дима пришел к выводу, что ополченцы защищали страну только из-за боязни погибнуть на войне. В подтверждение своих слов привел цитату из текста: «Когда над Москвой нависла непосредственная угроза, ополченцы, многие из которых были плохо вооружены и обучены, вступили в бой с врагом»
Согласны ли Вы с Димой?
Объясните свой ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Умение: оценивать информацию о проблеме с позиций непротиворечивости объективным данным и личному опыту.
Задание 3.
Прочитав текст «Путешествие в прошлое», Дима был воодушевлен отвагой и героизмом предков, и решил подготовить доклад на тему «Защитники Родины». Какие из представленных фотографий можно использовать при подготовке такого доклада?
1 | 4 |
2 | 5 |
3 | 6 |
Умение: оценивает информацию о проблеме (явлении, действии, взаимодействии и пр.) с точки зрения полноты описания проблемы, соответствия контексту задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/31/picture-750277-1717127186.jpg)
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-673320-1443355824.jpg)
Примеры заданий по формированию читательской грамотности на уроках обществознания
Примеры заданий по формированию читательской грамотности на уроках обществознания...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-1116030-1550432620.jpg)
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)
В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/09/picture-1267558-1599678452.jpg)
Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/30/picture-77465-1701338372.jpg)
Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/30/picture-77465-1701338372.jpg)
Рабочий лист урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Материал содержит задания разного уровня сложности...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/13/picture-1028015-1718247766.jpg)
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...