Урок обществознания. 10 класс. Наука в современном мире. Кузьмин В.А.
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
Тема урока: Наука в современном мире
Цель урока: создать условия для расширения представления о науке и о ее роли в современном обществе.
Изучение темы вносит вклад в достижение результатов.
личностных:
— понимание ценности научного знания и необходимости развития науки в нашей стране и мире в целом;
метапредметных:
— умение работать с различными источниками социальной информации;
— информационно-коммуникативные умения учащихся;
предметных:
— умение применять обществоведческие знания для рефлексии личного социального опыта, осмысления и оценки событий и процессов реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obshchestvoznaniyu_nauka_v_sovremennom_mire_konspekt_uroka.docx | 212.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмин Владислав Александрович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга
Класс: 10
Тема урока: Наука в современном мире
Цель урока: создать условия для расширения представления о науке и о ее роли в современном обществе.
Изучение темы вносит вклад в достижение результатов.
личностных:
— понимание ценности научного знания и необходимости развития науки в нашей стране и мире в целом;
метапредметных:
— умение работать с различными источниками социальной информации;
— информационно-коммуникативные умения учащихся;
предметных:
— умение применять обществоведческие знания для рефлексии личного социального опыта, осмысления и оценки событий и процессов реальной жизни.
Задачи занятия:
1) углубить представления учащихся о науке, раскрыть значение понятия «наука» в трех значениях: как система знаний, как особый вид деятельности, как социальных институтах, изучить функции науки;
2) показать особенности современного этапа развития науки;
3) обсудить проблемы современного науки
1. Мотивация к учебной деятельности.
Однажды сороконожка пришла к ученой сове и пожаловалась на больные лапки. Болели все ее сорок ножек. Что делать? Серьезно подумав над проблемой, углубившись в научные книги, сова через несколько часов подсчетов и размышлений посоветовала сороконожке стать белкой. Тогда останется всего четыре лапки, а значит, от 90% боли удастся избавиться.
- Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой? – спросила сороконожка.
- А это уже твоя проблема. Я только даю советы, основанные на научных теориях - ответила сова.
Вопросы: Какая проблема поднимается в данной истории? Каково назначение научных теорий? Как в науке, на Ваш взгляд, должна соотноситься теория и практика?
Перечислите науки, основы которых вы изучаете в школе.
На какие виды их можно разделить?
В чём вы видите главное различие естественных и социальных наук?
Какие науки вам больше всего интересно изучать и почему?
2. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы постараемся расширить ваше представление о науке, выяснить, какие функции выполняет наука в современном обществе, обсудим проблемы современной науки.
Мы употребляем понятие «наука» в разных значениях
Работа с текстом (Приложение1)
Класс делится на две группы
Задание для первой группы
Как автор определяет сущность науки? Найдите любые три определения понятия наука.
Задание для второй группы
Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования.
Ответ первой группы.
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности;
Наука - такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования;
Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
- На основе представленной информации систематизируйте значение термина «наука». Результат представьте в виде схемы (Приложение 2)
Учащиеся проверяют правильность заполнения схемы по слайду презентации и комментариям учителя.
Когда мы говорим «наука физика», «наука биология», «наука культурология», мы имеем в виду определенную систему знаний, сложившуюся на сегодняшний день в различных областях.
Когда мы говорим «научное исследование», «научное мировоззрение», мы имеем в виду науку как вид деятельности, способ познания мира, вид познания.
Вспомните особенности научного познания.
Учащиеся перечисляют особенности, учитель делает дополнение
- объективность (описание объекта исследования без личных пристрастий и гипотез субъекта – исследователя, опора на факты),
- предметность (соотнесение с определенным фрагментом реальности),
- истинность и верификация (возможность экспериментальной проверки результатов исследований, соответствие полученных знаний содержанию объекта познания, проверка практикой),
- причинность и обоснованность (наличие и доказательство причинно-следственных связей между явлением и законами или принципами),
- системность (упорядоченность, логичность и целостность научного знания);
Демокрит писал: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Возникновение любых материальных объектов и систем имеют некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Все в мире связано причинно-следственными связями, а задача науки - установить эти связи.
Когда мы говорим о развитии науки в какой-либо стране в какой-либо период, мы подразумеваем самое широкое понятие науки как социальный институт.
Обобщая все значения термина можно сказать:
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, самом познании и имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов (учащиеся записывают определение понятия в тетрадь).
Ответ второй группы
1) Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;
2) Под методом науки понимаются приемы, способы исследования, «как осуществляется исследование».
2) Классификация наук:
естественные (науки о природе);
гуманитарные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека);
технические (науки о технике и числах)
3) пример, допустим:
физика (изучает неживую природу);
биология (изучает законы развития живой природы);
политология (изучает властные отношения в обществе)
- Как еще мы можем классифицировать науки?
Классификация наук по направленности и по непосредственному отношению к практике (фундаментальные и прикладные). Обобщение проводится по слайду презентации (Приложение3)
Приведите примеры фундаментальных и прикладных наук (биология – фундаментальная наука, а экология – прикладная).
«Искать истину – и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина» (Аристотель)
Эти слова выгравированы на здании Национальной академии наук в Вашингтоне.
Потребности развития общества в значительной степени определяют направления научных исследований, создавая определенный социальный заказ. Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие науки. В разные периоды истории человечества на передовом краю науки оказывались разные ее направления – развитие электроники, борьба со СПИДом, нанотехнологии. Но функции науки в обществе не меняются вне зависимости от того или иного этапа ее развития.
Используя материал учебника, заполните таблицу.
функции науки | сущность |
Для закрепления выполняется задание в формате ЕГЭ
1. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?
1) культурно-мировоззренческую
2) производственную
3) социальную
4) нравственную
2. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая
2) социальная
3) познавательная
4) производительной силы
5) прогностическая
6) рекреационная
(23)
3. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ НАУКИ
A) экологи предупредили об опасном
для живых организмов загрязнении вод Байкала
Б) учёные разработали новую конструкцию
истребителя и организовали её серийное производство 1) производственная
B) финансовые аналитики высказали
предположения о тенденциях развития банковской 2) прогностическая
системы на ближайшие годы
Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая
в результате работы специалистов по генной
инженерии стала недоступна для вредителей
Д) метеорологи высказали предположение о том,
что в результате изменения климата практически
исчезает весна в средних широтах, после зимних
холодов сразу наступает летняя жара
Е) учёные-фармацевты следят за качеством
производимого лекарственного препарата
(212121)
Лев Николаевич Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, не только не благо, но несомненное и очевидное зло».
Как вы понимаете высказывание писателя?
В развитии человечества наметилось противоречие, которое состоит в том, что развитие морали отстает от развития науки. Это приводит к тому, что человечество не готово взвешенно и только во благо использовать результаты своих научных достижений.
В 1945 г. С Ш А использовали атомные бомбы против Японии. С этого момента стало совершенно ясно, что наука— обоюдоострое оружие. С одной стороны, научный прогресс открывает всё более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с другой — научные достижения нередко ведут к обострению противоречий общественного развития. Всё это возлагает на учёного особую ответственность. Ученый обязан не только следовать принципам научной этики
—не искажать результаты исследований, не выдавать чужие результаты за свои, но и ответственно относиться к возможным последствиям внедрения своего изобретения в жизнь. Таким образом, требованием современной жизни является гуманизация науки.
Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.
«В 2007 г. в России было проведено социологическое исследование на тему "Отношение населения к науке, инновациям и образованию".
Практически одновременно похожие исследования, в которые были включены довольно несложные тесты по оценке уровня научных знаний, были
проведены ещё в 38 странах мира. Самый высокий уровень научных знаний оказался у жителей Скандинавии — Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии. Россия заняла лишь 32-е место. По некоторым вопросам россияне показали даже не недостаток знаний, а своё устойчивое заблуждение, давая неправильный ответ. Например, 68% населения считают астрологию наукой, 44% уверены, что "радиация создана человеком", и 36% считают, что "обычные растения не содержат гены, а генетически модифицированные — содержат"
Результаты данного исследования можно считать свидетельством слабости науки или школьного образования? Как вы думаете, что и кому нужно делать, чтобы исправить данное положение?
Суммарные бюджетные расходы на российскую науку в 2019 г. составили более 400 млрд р., что примерно в двадцать раз больше, чем затраты на эти же цели в 2000 г. Власти России стараются изыскивать дополнительные средства на поддержание и развитие науки. Ярким примером может служить ультрасовременный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых
технологий «Сколково», а также повышение зарплат научным работникам и решение их социальных проблем.
Как вы думаете, на решение каких проблем в области развития российской науки нацелены данные меры?
Запишите в тетради основные проблемы науки в современном мире.
Для закрепления выполняется задание в формате ЕГЭ
Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
(3456)
3. Рефлексия.
В завершении урока, используя памятку (Приложение 4), составьте кластер на тему «Наука».
Закончите фразу (по выбору)
Было интересно…
Было трудно….
Я понял, что….
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
4. Домашнее задание.
Обязательное: выучите материал по записям в тетради.
Вариативное:
1. Назовите и проиллюстрируйте любые три влияния современной науки на развитие общества.
2. С точки зрения героя произведений А. Конан Дойла Шерлока Холмса, научные знания человеку не очень нужны — если некую информацию можно при необходимости найти и в открытом доступе, то держать эти знания в голове не требуется. В этом с Холмсом согласен только каждый третий житель России, Южной Кореи и Европы, каждый четвёртый японец и только каждый седьмой американец.
А каково ваше мнение? Свою позицию обоснуйте.
Дополнительное:
Выберите любое высказывание, напишите эссе в соответствии с критериями.
1. «Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека» (А.П. Чехов)
2. «Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию» (Жолио-Кюри)
3. «Наука безжалостна. Она беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения» (Н.В. Карлов)
Приложение
1.
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом
2.
3.
Памятка
Как составлять кластер
Кластер - это сложная нелинейная схема, отражающая явление во всём его многообразии и взаимосвязях.
1. Выделите социальный объект, общую характеристику которого вы хотите дать.
Запишите его большими буквами и ярким цветом в центре рабочего листа.
2. Определите, какие характеристики данного объекта вам известны (признаки,
структурные элементы, классификации, теории происхождения, этапы и тенденции развития, с в я з и, функции, оценки, примеры и т. д.). Заштрихуйте их вокруг основного объекта более мелким шрифтом, разными цветами.
3. Вспомните в чем проявляется каждая из характеристик (например, если вы писали основания для классификации, то теперь можно написать виды). Запишите эти проявления рядом с характеристикой тем же цветом, что и характеристика. Но более мелким шрифтом.
4. Некоторые из проявлений можно еще конкретизировать (например, для видов написать примеры)
5. Определите, как связаны между собой все составляющие будущей схемы выберите и расставьте линии для их соединения: подразделение на, вследствие этого, взаимосвязь, взаимовлияние.
6. Проверьте, чтобы ни одна позиция не осталась без связей. Если так получается, значит она лишняя или в вашем кластере есть ошибка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 11 классе Религия в современном мире
В презентации рассрываются следующие вопросы: Роль религии в жизни общества, религия как одна из форм культуры, мировые религии, свобода совести и религиозные организации в современной России...
Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".
Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....
Разработка урока обществознания на тему "Многообразие современного мира" (профильное изучение, 11 класс)
Данный урок продолжает формирование знаний учащихся по теме «Современный этап мирового развития». Позволяет подвести учащихся к выводу о том, что современный мир может быть справедливо устроен только ...
Технологическая карта к уроку обществознания 10 класс "Религия в современном мире".
Технологическая карта по обществознанию 10 класс "Религия в современном мире". Учащиеся на уроке научатся: определять, что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие миров...
урок 11 класс "Россия в современном мире"
Тип урока: урок изучения нового материалаЦЕЛЬ: определить геополитическое и экономическое значение России в миреЗАДАЧИ:1. Формировать образ России с точки зрения ге...
Самоанализ открытого урока по обществознанию "Наука в современном мире"
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями научного знания, со сложившейся в современном обществе квалификацией наук и основными элементами системы организации науки....
Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе
Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развит...