урок 11 класс "Россия в современном мире"
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему
Тип урока: урок изучения нового материала
ЦЕЛЬ: определить геополитическое и экономическое значение России в мире
ЗАДАЧИ:
1. Формировать образ России с точки зрения геополитических и внешнеэкономических аспектов
2. Развивать аналитические, прогностические, картографические умения, умения работать в группе, коммуникативные умения
3. Воспитывать гражданскую позицию, патриотизм
Дидактические материалы к уроку:
1. Презентация
2. Музыкальное сопровождение
3. Шесть шляп мышления (четыре набора) с заданиями
4. Атласы
5. Контурные карты
6. Заготовки интеллектуальных карт
7. Дополнительные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_11_klass.docx | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии 11 класс
«Россия в современном мире»
Учитель: Резникова Н. В.
Тип урока: урок изучения нового материала
Стандарт: 2004 года
Учебник: Бахчиева О.А. География: экономическая и социальная география мира, - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
Цель: определить геополитическое и экономическое значение России в мире
Задачи:
- Формировать образ России с точки зрения геополитических и внешнеэкономических аспектов
- Развивать аналитические, прогностические, картографические умения, умения работать в группе, коммуникативные умения
- Воспитывать гражданскую позицию, патриотизм
Опорные знания и умения: географическое положение России, соседи первого и второго порядков, уровень экономического развития соседних государств, умение составлять диаграммы и анализировать их, умение работать с картами, учебником, дополнительным материалом, составлять интеллект- карты
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, компьютерная презентация, музыкальное сопровождение презентации (группа Кватро «Россия»), шляпы из бумаги ( шесть цветов) с инструкциями по выполнению заданий, контурные карты России, шаблоны интеллект- карт, цветные ручки, карандаши
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Методы работы: картографический, статистический, аналитический, метод «шести шляп мышления»
Ход урока
№ | этап урока | деятельность учителя | деятельность учеников | форма орган-ии познават. деят-ти |
1 | организационный момент | Создание атмосферы готовности к познават. Деятельности. Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе. | Выявление наличия средств обучения | фронтальная |
2 | мотивация к учебной деятельности. Определение темы урока | - Ребята! мы с вами приближаемся к концу 11 класса! За все время изучения географии вы познакомились со многими регионами и странами мира. Поняли, что каждое государство отличается своими уникальными особенностями. Сегодня, на заключительном этапе изучения географии, мы с вами должны познакомится с экономикой и политикой еще одного государства. Какого? Вы, я надеюсь, поймете, из короткой презентации. (включает презентацию, которая демонстрируется на фоне музыкального сопровождения группы Кватро «Россия») - Вы поняли, о каком государстве пойдет речь? Сформулируйте тему урока! - эпиграфом в сегодняшнему уроку я предлагаю фразу « Я горжусь своей страной». Обратите внимание знака препинания в конце нет. Изучив тему урока, каждый из вас поставит тот знак препинания, который посчитает нужным. | Просматривают презентацию. Формулируют тему урока: «Россия в современном мире» записывают эпиграф в тетрадь. | групповая, фронтальная |
3 | Целеполагание | Исходя из темы определите цель! Ради чего мы изучаем такую тему? К чему должны прийти в конце урока? - Какое оно место России? А значит и наше в мировой политике и экономике? Эпиграф урока «Я горжусь своей страной?» Обратите внимание, эпиграф с вопросительным знаком. Это неслучайно, в конце урока вы сами определите какой знак поставить конце предложения! | ставят цель урока: «Определить место России в современном мире» | фронтальная |
4 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Зад.1 Работая парах с соседом по парте, на контурных картах подпишите соседей России первого и второго порядка. Используйте ручки красного и зеленого цвета зад. 2 .для любого государства важным является уровень экономического развития соседей. От этого зависит стабильность экономических и геополитических отношений. Вспомните уровень развития некоторых соседей нашей страны. Для этого я предлагаю вам выполнить задания ЕГЭ. Установите соответствие между представленными диаграммами и государствами - как вы думаете каким образом уровень развития наших соседей повлиял на наше государство? Какое место мы занимаем среди нашего ближайшего окружения? | На контурные карты наносят соседей России. Затем проверяют правильность задание по презентации Каждый индивидуально работает в тетрадях, выполняет тестовое задание | парная индивидуальная |
5 | Выявление места и причины затруднения | почему пока мы не можем точно ответить на этот вопрос? | определяют причину своего затруднения. Не можем точно определить место России среди соседей, т.к. не знаем структуру ее ВВП и геополитическое влияние в мире | фронтальная |
6 | Построение проекта выхода из затруднения | - для того, чтобы разобраться в вопросах, возникших перед нами, я предлагаю объединиться в группы по 4 человека. - в ходе нашей дискуссии каждая группа примерит на себя шляпы различных цветов. Каждая шляпа предполагает определенную деятельность. Деятельность описана в инструкции на шляпе. Действуя по инструкции, мы попытаемся с вами обсудить наиболее значимые проблемы современной России, и, может быть даже найти пути их решения. Время работы с каждой шляпой строго ограничено! - по мере вашего исследования, вы будете строить интеллектуальную карту, шаблон карты у всех одинаков, он на столах ( на презентации вывожу такую же схему, в ней отражается последовательность действий Этапы исследования ( параллельно работают четыре группы ( две с геополитическим положением России, две международным географическим разделением труда, затем обмениваемся информацией)): этап 1. Для начала « оденем белую шляпу». Белая шляпа – отражение фактов. На белой шляпе план действий, который вы должны выполнить, для того чтобы собрать все необходимые факты. Факты носятся в интеллектуальную карту, которая у вас на столах. этап 2. «Одеваем на себя желтую шляпу». Желтая шляпа символизирует все плюсы, отраженные в фактах. Не забывайте вносить их в карту этап 3. «черная шляпа» позволяет выявить все минусы, которые также вносятся в карту этап 4. Работаем в синей шляпе – выявляем цели РФ во внешнеэкономическом сотрудничестве этап 5. Зеленая шляпа – необходимо предложить пути достижения целей, можно использовать примеры известных вам государств | - формируются группы ( по партам) проводят исследование в группе по инструкциям в шляпах | групповая |
7 | минутка отдыха | проводит минутку отдыха | отдыхают | индивидуальная |
8 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | теперь необходимо поделиться информацией друг с другом и каждой группе заполнить недостающую часть карты. Работаем все месте, дискуссионно, задаем вопросы, поправляем, дополняем. | представители от групп сообщают результаты работы, делятся информацией | фронтальная |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | метод «пяти пальцев». Эпиграф к уроку- поставим знак препинания. Заканчиваю легендой о бабочке «Все в твоих руках!» | определяют каждый для себя знак препинания в конце эпиграфа. Осуществляют рефлексию по обрисованной руке | индивидуальная |
10 | оценивание | обсуждение и комментирование результатов, выставление отметок | индивидуальная |
Приложение 1
Задания для групп на шляпах
шляпа | задания | |
геополитическое положение России | место России в МГРТ | |
белая В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. |
|
|
желтая Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения | выделите положительные стороны геополитического положения России. Рядом с выделенными вами фактами поставите «+» | выделите положительные стороны внешнеэкономического положения России. Рядом с выделенными вами фактами поставите «+» |
черная Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. | определите отрицательные стороны в геополитическом положении России. Какие внешние политические угрозы есть у России? Рядом с выделенными вами фактами поставите «+». Затем в интеллектуальной карте отдельно впишите угрозы. | определите отрицательные стороны во внешнеэкономическом положении России. Какие внешние экономические угрозы есть у России? Рядом с выделенными вами фактами поставите «+».Затем в интеллектуальной карте отдельно впишите угрозы. |
синяя Чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.). | какие цели у внешней политики России? В интеллектуальную карту впишите цели. | какие цели во внешнеэкономического сотрудничества России? В интеллектуальную карту впишите цели. |
зеленая Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. | предложите альтернативные, на ваш взгляд, меры по улучшению геополитического положения России. Выделите ваши предложения в карте восклицательным знаком. | предложите альтернативные, на ваш взгляд, меры по улучшению геополитического положения России. Выделите ваши предложения в карте восклицательным знаком. |
красная шляпа Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить. | выскажите свое личное отношение к происходящему в вашей стране |
Приложение №2
- М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
- Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
- С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
- У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
- Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
- М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
- Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
- С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
- У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
- Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
- М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
- Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
- С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
- У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
- Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Рефлексия «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»
Обведите свою левую ладонь. Затем на каждом пальце знаками плюс и минус оцените свою работу на уроке, согласно следующим показателям:
- М (мизинец) – мыслительный процесс. «Я сегодня получил достаточный объем знаний и опыт благодаря своей работе»
- Б (безымянный) – близость цели. «Я достиг цели урока»
- С (средний) – состояние духа. «Сегодня на уроке у меня было хорошее настроение»
- У (указательный) – услуга, помощь. «Я сегодня оказал помощь своему однокласснику ( своим одноклассникам) разобраться в теме»
Б! (большой) – бодрость, физическая форма. « Самочувствие мое на уроке было хорошим, комфортным»
Приложение № 3
Информационные справки «Основные политические и экономические события международного уровня в России» 1999-2015 (по данным РИА Новости)tp://ria.ru/ny2015
1999
1999, декабрь — подписание и ратификация Договора об объединении России и Белоруссии.
1999, 31 декабря — заявление Б. Н. Ельцина об отставке. Назначение исполняющим обязанности президента В. В. Путина.
2003
2003Начались поставки российского газа по «Голубому потоку» в Турцию
2008
2008, 7—12 августа — Вооружённый конфликт в Южной Осетии. Для защиты российских миротворцев и мирного населения Южной Осетии ВС РФ проводят «операцию по принуждению грузинской стороны к миру».
26 августа — подписание Д. А. Медведевым указа о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
2009
2009 В Екатеринбурге состоялся первый саммит БРИК. Участники обсудили «меры по преодолению мирового кризиса, направления реформирования международных финансовых институтов и подготовку к очередной встрече „восьмерки“ в июле». Президент Д. Медведев: «Это выдающееся, можно сказать, историческое событие». С середины 2000-х годов Москва продвигала идею координации усилий «поднимающихся» великих держав – Бразилии, России, Индии, Китая. Одновременно реализовывался проект РИК (Россия-Индия-Китай)
2010
2010, 1 января — Вступил в силу межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Путин приобрел популярность после жестких действий против чеченских боевиков в Дагестане и Чечне. Для многих это была операция не «антитеррор», а «возмездие» – справедливое наказание Чечни за бесчинства боевиков и торговлю людьми, за поражение, которое «маленькая кавказская республика» нанесла России в первую чеченскую войну. Россия принята во Всемирную организацию бизнеса, в Международную торговую палату (МТП), которая объединяет более 7 тыс. предприятий, ассоциаций и компаний в 130 странах. Российские компании получили возможность на равных правах с иностранными партнерами участвовать в формировании кодексов и правил международного бизнеса, исходя из потребностей и реалий своей страны, адаптировать к ним международные нормы. Госдума наконец-то приняла федеральный закон «О свободных экономических зонах». В Шанхае лидеры «шанхайской пятерки» (ее образовали Россия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан 26 апреля 1996 года), приняли в свои ряды Узбекистан и подписали декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ее цели – укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной областях, совместные усилия по обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе. Была принята также Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом
Создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В нее вошли Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан Был создан Совет Россия-НАТО (его возглавил генсек альянса Дж. Робертсон). До этого 19 стран-членов блока просто информировали Москву о принятых решениях. Отныне России получила возможность обсуждать вопросы на равных с остальными, вносить свои предложения и поправки – но не блокировать ключевые решения.
2012
2012 На территории России, Белоруссии и Казахстана начало функционировать Единое экономическое пространство – свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы. Россия официально вступила во Всемирную торговую организацию, став 156-м ее членом – после 18 лет переговоров (с 1993 по 2011 год). Госдума ратифицировала договор о присоединении России к ВТО 10 июля 2012 года. Ради членства в ВТО Россия согласилась снизить таможенные пошлины на импортные товары и ограничить на экспортные, допустить на российский рынок иностранных поставщиков услуг. Саммит АТЭС во Владивостоке на острове Русский. Российские власти рассчитывали, что эта встреча на высоком уровне лидеров Китая, России, США и Японии поможет сместить внешнеторговый баланс России в сторону азиатских стран. И теоретически это удалось – по итогам форума в мире заговорили о «восточном развороте» российской экономики.
2014
2014 Главным внутри- и внешнеполитическим событием уходящего года для России, безусловно, стало вхождение Крыма и Севастополя в состав нашей страны.
2015
Терпение Москвы иссякло в августе, когда был ограничен импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении РФ санкции: США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.
После предложенного Путиным плана урегулирования конфликта ополченцам и представителям Киева удалось в сентябре встретиться в Минске и заключить договоренности, которые привели пусть к шаткому, но перемирию.
К этому времени на восточном направлении России уже удалось добиться куда больших успехов: в мае "Газпром" и китайская CNPC после тянувшихся почти десять лет переговоров смогли договориться о поставках газа в КНР по трубопроводу "Сила Сибири"
зимние Олимпийские игры в Сочи в феврале стали не только главным спортивным, но и главным позитивным событием года для россиян.
Одним из центральных событий года стало открытие Россией нового фронта борьбы с запрещенной в РФ и ряде стран террористической группировкой "Исламское государство" (арабский вариант – ДАИШ) и другими экстремистскими организациями.
Одним из главных успехов международного сообщества в 2015 году стало достижение исторического соглашения между Ираном и "шестеркой" международных переговорщиков об урегулировании многолетней проблемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в современном мире
В данной статье содержатся доказательства того, что уроки литературы не потеряли своей актуальности в современном мире передовых технологий....
Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".
Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....
Современный урок в современном мире в условиях ФГОС
Статья о формах, технологиях и методах проведения современного урока...
Современный урок в современном мире в условиях ФГОС
Формы, методы и технологии проведения современного урока...
Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"
Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...
Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"
Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"Цель урока: выявление функций языка в целом и русского языка в частности, определение статуса русского языка в со...
Методическая разработка к уроку "Типы государств современного мира" в 10 классе
Презентация к уроку "Типы государств" в 10 классе по учебнику Ю.Н.Гладкого (УМК "Полярная звезда")...