Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Цогоева, Светлана, Заурбековна

Урок по курсу обществознания "Человек,общество ,природа.8 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  

                                                                         8 класс. 15.09.2018

                                                                         Обществознание.

                                                                         Учитель: Цогоева С.З.

Урок на тему:  Человек, общество, природа.

Цель урока: познакомить учащихся с основными научными и социально-философскими подходами   о месте и значении природы в жизни человека и о роли человека в  окружающей природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать биологические и социальные черты человека, владеть принципом работы с учебником, вести дискуссию, работать с документами, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

 Предметные: применять освоенный понятийный аппарат,  осуществлять выбор верных критериев для сравнения, поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа.

 Метапредметные –

 1)личностные: формировать компетентности в решении осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, извлекать информацию из мнений и взглядов других людей;

 4) коммуникативные: продолжить умение вести дискуссию,точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии;

Оборудование: учебник «Обществознание» для общеобразовательных организаций под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Городецкой. М, Просвещение», 2018, схемы к уроку, материал для работы в группах, мультимедийная презентация, ФГОС Контрольно- измерительные материалы Обществознание,8 класс.М. «Вако», 2016

Новые слова: экологический кризис, природа, общество, биосфера,ноосфера.

Биосфера- нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населенная живыми организмами; самая крупная экосистема Земли.

Ноосфера – высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества.

Тип урока: комбинированный.

                                           ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Опрос по домашней теме: «Что делает человека человеком?

Тест по теме  «Быть личностью».

А1.Человек как один из людей:

1)гражданин

2)личность

3)индивидуальность

4)индивид

А2.Освоение действующих в группе норм и приспособление к ним:

1)мировоззрение

2)адаптация

3)индивидуализация

4)интеграция

А3.Верны ли суждения о социализации: а)социализация-процесс становления личности б) социализация заканчивается с получением профессии?

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А4.Верны ли суждения о смысле жизни: а) смысл жизни- в поисках ответов на вопросы «кто я», «зачем я» б) смысл жизни- это процесс преодоления жизненных трудностей

     1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

Опрос.

1.Объяснить, что «Человек –существо биосоциальное»?

2. Какие качества человека возникли в обществе?

3.Какова взаимосвязь  между мышлением и речью?

4.Доказать, что самореализация человека возможна только в деятельности?

3.Мотивационно-целевой этап.

Прочитайте отрывок из рассказа американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день» на стр. 14 учебника  и ответьте на вопрос.

«В короткий промежуток между дождями дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки, но главное — опять и опять, жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и недвижное. Они на все смотрели и всем наслаждались. А потом, будто зверьки, вырвавшиеся из глубоких нор, снова неистово бегали кругом, бегали и кричали. Целый час бегали и никак не могли угомониться. И вдруг… редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

Вопрос классу: О чем этот отрывок? О чём мечтают дети, вывезенные на дождливую Венеру?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Попробуйте сформулировать новую тему урока.

Тема урока: «Человек. Общество. Природа».

 

ПРОБЛЕМА: Почему человек должен научиться жить в обществе?

3.Изучение нового материала.

       

ПЛАН:

1.Природа и её значение в жизни человека.

2.Связь человека с природой.

3. Взаимодействие человека и окружающей природы.

4.Человек – звено в цепи эволюции или «Вершина пирамиды».

Задание. Запишите в таблицу, что вам известно по этой теме в графу  «Знаю», а вторую и третью колонки оставьте незаполненными до тех пор, пока не будет изучена  новая тема.

Знаю

Узнал

Хочу еще узнать

 

Работа в группах.

ТЕХНОЛОГИЯ активного редуктивного чтения, критического мышления.

Класс делится на 4 группы. На выполнение задания-15 минут.

1 группа изучает раздел «Что такое природа?» п.2 стр. 13-14

Дополнительное задание: покажи на известных примерах влияние природы  на хозяйственную деятельность людей.

2 группа  -  «Связь человека с природой» п.2,стр.15-16

Дополнительное задание: проанализируй, что в рассказе Р.Бредбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как реалист.

3 группа – «Человек- венец природы?»п.2,стр.16-17

Дополнительное задание: заполни таблицу «Человек – венец природы»?

Аргументы за

Аргументы против

4 группа-  «Вершина пирамиды или звено в цепи?».п.2,стр.17-18.

В каждой группе обучающиеся выполняют свои функции: одни- работают с терминами, понятиями, другие- с персоналиями,третьи- с хронологией.

Дополнительное задание: В чем разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознании» и  «География»?

 

Обсуждение ответов групп. Выбирается лидер группы, который рассказывает содержание своего раздела другим одноклассникам.

 Физминутка. Гимнастика для глаз. 3 минуты.

4.Закрепление изученного материала

 

Технология  «Дебаты». Обсуждаем высказывание мудрых. «Природа- единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах» И.В.Гете(1749-1832), немецкий поэт, философ, ученый

5.Рефлексия.

Знаю

Узнал

Хочу еще узнать

А) Заполните вторую и третью колонки в таблице, предложенную учащимся  в начале урока.

Б) Почему человек должен научиться в обществе?- ответ на проблему урока.

В). Оцени свою работу на уроке.

6.Подведение итогов урока.

 

Таким образом, мы выяснили не только  взаимосвязь между человеком, обществом и природой, но и значимость сохранения природы. Актуальность темы выводит нас на новый уровень учебной деятельности: метод проекта. Примерные темы проектов: «Район, в котором я живу», «Что делаю я и моя семья для сохранения природы».

Домашнее задание:  параграф .2.Вопросы и задания стр.18-19.

 Начать работу над проектом  «Район, в котором я живу», «Что делаю я и моя семья для сохранения природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Презентация к уроку на тему:"Человек, общество, природа" (8 класс)

Презентация к уроку на тему:"Человек, общество, природа" составлена на основе учебника Обществознание. 8 класс: учеб для общеобразоват. организаций; под ред. Л.Н. боголюбова, ресурсов Интнне...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".

Разработка урока по теме: "Человек,общество, природа" знакомит учащихся с различными подходами о месте и значении природы в жизни человека и о роли человека в природе и обществе. На уроке ис...

Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»

Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...