Урок - диспут по теме "Человек и природа" в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок в форме диспута повышает мотивацию учащихся ,заставляет мыслить ,развивает речевую и коммуникаттивную культуру ,позволяет глубоко осмыслить художественное произведение ,в данном случае повествование в рассказах В.П.Астафьева "Царь - рыба".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-disput_v_11kl._ivanova_l.a.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Учитель: Иванова Любовь Ананьевна

МБОУ «Кезская СОШ №1»

УРОК-ДИСПУТ ПО ТЕМЕ:

«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

(на основе жизненного опыта и прочитанных произведений)

Цели:

  1. Сосредоточить внимание учащихся на проблемах взаимоотношений человека и природы.
  2. Подвести к осмыслению экологической проблемы, требующей нашего вмешательства.
  3. Развивать устную речь, учить общению и творчеству.

Урок-диспут требует определенной подготовки:

  1. Обучение культуре полемики, с этой целью ученикам раздаются памятки.

Памятка.

«Правила проведения диспута»

  1. Прежде чем принять участие в диспуте, подумай о чем ты будешь говорить. Главное - аргументы, логика, убедительность.
  2. Спорь честно, не искажай мысли и слова товарища.
  3. Помни, что лучшим доказательством служат точные и бесспорные факты, текст  произведения.
  4. Отстаивай свое мнение, говори ясно, просто, четко.
  5. Уважай мнение товарища, если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать, что ты не прав.
  1. Диспут должен быть действительно творческим, обсуждением, ребята не должны изрекать истины, угодные учителю.
  2. Темы диспута ученики могут предлагать сами, они должны быть личностно значимы для участников.

Урок-диспут по литературе активизирует учащихся, вызывает интерес к чтению, развивает устную речь, уверенность в себе, коммуникабельность.

Оборудование урока:

  1. Картины и фотографии с изображением природы.
  2. Портреты писателей: В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ч.Т. Айтматова, Б.Л. Васильева.
  3. Выставка книг: В.П. Астафьев «Царь – рыба», В.Г. Распутин  «Прощание с Матерой», Ч.Т. Айтматов «Плаха», Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».
  4. Толковые словари С.И.Ожегова, В.И.Даля.
  5. На доске высказывания о природе писателей, определения «диспута»

а) Диспут от латинского глагола «рассуждают», «спорю» - публичный спор

б) Высказывания на доске:

   «Красота спасет мир». Достоевский.

   «Человек – царь природы ?»

   «Самый опасный браконьер сидит в душе каждого из нас…»   В.П. Астафьев

в)  ЧЕЛОВЕК                   ПРИРОДА

Ход урока:

1. ЧЕЛОВЕК                                 ПРИРОДА

    Какие отношения возникают между ними?

    Ответы учеников:

  1. Человек любит природу, восхищается, посвящает ей стихи (примеры из художественной литературы).
  2. Человек использует природные богатства: нефть, газ, железную руду, древесину, водные ресурсы.
  3. Губит, приносит вред, загрязняет… (примеры из СМИ).
  4. Защищает, оберегает… (примеры из СМИ и жизненного опыта).
  5. Природа мстит человеку ….и т.д.
  6. …………………………………
  1. Обратимся к известной формуле

«Человек-царь природы?»

Я намеренно поставила знак вопроса.

Кто согласен с этой формулой, подтвердите свой ответ доказательствами,

Кто не согласен, также аргументируйте свой ответ

+ СОГЛАСНЫ                                 - НЕ СОГЛАСНЫ

Учитель записывает на доске аргументы в защиту той и другой точки зрения. Завязывается спор.

3. Обращение к культурологическому источнику.

Посмотрим, как думает В.П.Астафьев. Обратимся к отрывку из повествования «Царь-рыба» центральная глава (одноименная)

(Ученики обращаются к тексту, читают отрывки, предложенные учителем. Кульминационный поединок Царь – рыбы и царя всей природы, которые оказались на одном крючке).

а) Найдите предложение, где отражена точка зрения Астафьева на вопрос «Человек – царь природы?»

б) Найдите сходства и различия между человеком и царь - рыбой.

в) Какие средства выразительности использовал автор?

Рефлексия: Поменял ли кто-нибудь из вас свою точку зрения на высказывание «Человек – царь природы?» Почему?

Выводы: Природа выше человека, сильнее мудрее: ставя ловушку Царь-рыбе, которая олицетворяет природу, человек попадает в нее сам «На одном «крючке» человек и природа…»

4. «Самый опасный браконьер сидит в душе каждого из нас», - говорит Астафьев. Согласны ли вы с писателем? Какой браконьер сидит в вашей душе?

Аргументируйте

+ СОГЛАСНЫ                                             - НЕ СОГЛАСНЫ

Выводы: (предполагаемые) диспута:

  1. Человек – часть природы
  2. Погибнет природа – погибнет человечество
  3. Наша задача – создавать, оберегать, возрождать природу вокруг нас и внутри себя, жить в гармонии.

Домашнее задание: Написать эссе на тему «Одному природа – мать, а другому мачеха. А вам?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут

Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является  обобщить и с...

Урок-диспут "Проблемы экологии" в 10 классе

Our lesson we shall devote to one of the most serious problems on the planet.You know about 250 years ago men lived in harmony with nature, because industry wasn’t  much developed. Today however ...

урок-диспут "Право и мораль" по обществознанию для 9 класса

материал содержит много интересного из жизни ,литературы, конституции, кинемотографа....

Урок развития речи в 9-м классе. Диспут «О времени, о Чацком, о себе»

Для того чтобы герои классической литературы, жившие сто, а то и двести лет назад, вызывали интерес и понимание у современного школьника, необходим «мостик» между проблемами «лишних ...

Конспект урока-диспута "Скажем наркотикам -- нет!" 8 класс

Урок-диспут "Скажем наркотикам – нет!"Цель: профилактика употребления несовершеннолетними наркотических веществ, предупреждение вовлечения их в антиобщественную деятельностьЗадачи:...

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...