Рабочая программа по обществознанию (10 класс)
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Рабочая программа по обществознанию. Учебник: Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под редакцией Бордовского Г.А. – Обществознание 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_10_fgos.docx | 54.48 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 10
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/______________ ФИО Протокол №_____ от «____»_________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СШ № 10 __________/______________ ФИО от «____»_________20___г. | «Утверждено» Приказом №_____ от «____»_________20___г. |
Рабочая программа
по обществознанию
для 10 класса
Учитель: Жукова Елена Борисовна
Квалификационная категория: высшая.
2020/2021 учебный год
Класс: 10
Количество часов: всего - 68 ч., в неделю - 2 ч.
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту СОО и составлена на основе программы:
Соболева О.Б. – Программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов. – М.: Вентана-Граф, 2015
Учебное пособие: Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под редакцией Бордовского Г.А. – Обществознание 10 класс – М.: Вентана-Граф, 2018
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответсвенной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных
социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать к принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявление особенностей научного познания;
- выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
- выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в жизни человека;
- применение полученных знаний о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
- умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей;
- раскрытие связи между мышлением и деятельностью;
- способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;
- умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социальных и правовых знаний.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- Выделять черты социальной сущности человека;
- определять роль духовных ценностей в обществе;
- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
- различать виды искусства;
- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
- выявлять особенности научного познания;
- различать абсолютную и относительную истины;
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
- Выделять критерии социальной стратификации;
- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
- характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
- характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
- характеризовать основные методы научного познания;
- выявлять особенности социального познания;
- различать типы мировоззрений;
- объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
- выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
– Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
2. Содержание учебного предмета
Введение Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.
Человек как часть природы и общества
Антропосоциогенез. Человек; биосоциальная сущность человека; антропогенез, социогенез; версии происхождения человека; отличия человека от высших животных; Ноmо sapiens.
От индивида к личности. Индивид, индивидуальность, личность; характер; способности; темперамент; коммуникативные качества; социальная коммуникация; толерантность.
Сущность деятельности. Поведение животных и деятельность человека; потребности и виды потребностей; подходы к определению структуры деятельности, соотношение интересов и потребностей; ведущие виды деятельности: игра, учение, груд; материальная, духовная и социальная деятельность.
Сознательное и бессознательное. Феномен сознания; структура сознания; самосознание; индивидуальное и общественное сознание; бессознательное; интуиция, инсайт; индивидуальное и коллективное бессознательное.
Познание и его виды. Процесс познания; чувственное и рациональное познание; мышление и речь; типы мышления; виды познания; научное познание; эмпирический и теоретический уровни научного познания; особенности социального познания.
Истина и её критерии. Истина, заблуждение; объективность истины; конкретность истины; абсолютная истина; относительная истина; критерии истины; практика.
Феномен человека. Темы исследовательских заданий: 1. Теории происхождения человека. 2. Опыт самоисследования. 3. Сравнение человека и животных. 4. Сравнение разных видов познания.
Социальная сфера жизни общества
Общество как система. Понятие «общество» в широком и узком смысле; общественные науки; социальная система; черты общества как системы.
Сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Подсистемы общества, сферы общественной жизни; элементы общества: социальные институты, социальные общности, группы и организации; проблема взаимосвязи и доминирования сфер общественной жизни; социальное взаимодействие и общественные отношения.
Социальная структура общества. Подходы к структурированию общества; классовые теории структуры общества; социальная дифференциация и стратификация; проблема социального неравенства и социальной справедливости.
Социальная мобильность. Социальная мобильность; виды; различные критерии классификации социальной мобильности; каналы социальной мобильности; люмпены и маргиналы: их роль в развитии общества.
Социальные группы. Социальная группа; социальные группы: малые и большие, первичные и вторичные, формальные и неформальные; референтные группы; положение человека в малой группе — лидер и аутсайдер.
Молодёжь как социальная группа. Молодёжь с точки зрения социологии; возрастные границы молодёжи; социально-психологические особенности молодёжи; молодёжная культура; особенности современной молодёжи; проблемы молодёжи, государственная молодёжная политика.
Социальные институты. Социальный институт; институционализация; виды социальных институтов; взаимосвязь и иерархия социальных институтов; символы социальных институтов; функции социальных институтов и борьба за влияние на индивида.
Семья в современном обществе. Понятия семьи и брака; семья и брак в социологическом и юридическом смысле; виды семьи; функции семьи.
Брак и формы брака. Социологическая и юридическая сущность брака; формы брака; незарегистрированный брак; нетрадиционные формы брака.
Проблемы современной семьи. Сущность кризиса института семьи; причины кризиса института семьи; подходы к определению перспектив развития института семьи; изменение функций в современной семье; альтернативы семье; проблемы развития института семьи в России; депопуляция; семейная политика Российской Федерации и её правовые основы.
Многообразие социальных институтов. Социальные институты; примеры социальных институтов, их происхождение и становление, структура и функции, взаимодействие с другими институтами, тенденции развития в современном обществе.
Социальные нормы и социальный контроль. Социальные нормы; виды социальных норм: обычай, моральные нормы, правовые нормы; социальный контроль; санкции; формальные и неформальные санкции; позитивные и негативные санкции.
Девиантное поведение. Девиантное поведение; одобряемые и порицаемые отклонения; делинквентное поведение; причины девиации; способы борьбы с девиантным поведением.
Социализация. Социализация; социальная адаптация; этапы социализации; виды социализации; агенты социализации; нарушения социализации; десоциализация; ресоциализация.
Адаптационные стратегии личности в изменяющемся
обществе. Социальная адаптация; ресурсы адаптации; факторы адаптации; типы адаптивного поведения; адаптационная стратегия.
Социальные статусы, статусный набор. Социальный статус; виды статусов; основные и неосновные статусы; доминантный статус; несовпадение статусов; предписанные и достигаемые статусы; статусный набор.
Социальные роли и ролевой конфликт. Социальная роль; ролевое поведение; ролевой конфликт; ролевой стереотип; способы разрешения ролевого конфликта.
Социометрия. Социометрия; групповая сплочённость; авторитет; лидерство; типы лидеров: явный лидер, формальный и неформальный лидер, деловой лидер, эмоциональный лидер, универсальный лидер («социометрическая звезда»).
Социальный конфликт и его виды. Конфликт; эскалация конфликта; внутриличностный конфликт; межличностный конфликт; межгрупповой конфликт.
Разрешение конфликтов. Конфликтная ситуация; соперничество; сотрудничество; компромисс; избегание конфликта (уклонение), конфронтация, конформизм; участники конфликта; этапы конфликта; итоги конфликта; приспособление; переговоры.
Этнические общности. Национальные отношения. Этнос; род; клан; племя; народность; нация; этническая и гражданская нация; этническая интеграция и дифференциация; этническое смешивание, поглощение, расщепление и плюрализм, сепаратизм, резервация; национализм; шовинизм; геноцид; расизм; национальная политика.
Духовная сфера жизни общества
Введение. Культура и антикультура. Духовная сфера жизни общества, культура; материальные и духовные ценности; антикультура; человек как создатель и продукт культуры.
Функции культуры. Функции культуры: социальная регуляция, адаптация, социализация, ценностная ориентация, информирование, трансляционная, символическая, познавательная, творческая, коммуникативная, релаксационная, гуманистическая.
Мировая и национальная культура, культура Запада и Востока. Типология культуры: мировая культура, национальная культура, региональная культура.
Что такое массовая культура? Народная культура, фольклор; элитарная культура; массовая культура; доминирующая культура; субкультура и контркультура; китч; диалог культур.
Молодёжные субкультуры. Субкультура; молодёжные субкультуры; виды молодёжных субкультур.
Материальная и духовная культура. Свобода и ответственность личности. Материальная культура; духовная культура; ценности; духовные ценности; идеалы; мотивы; свобода и ответственность.
Духовная жизнь человека и общества. Духовная жизнь человека; духовная жизнь общества; структура духовной жизни; противоречивость духовной жизни; научно-техническое и морально-нравственное развитие.
Искусство и его виды. Функции искусства. Художественная культура; искусство; виды, жанры, направления, стили искусства; художественный образ; функции искусства.
Философия, её направления и функции. Философия; структура философского знания: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика; материализм; идеализм; дуализм; рационализм, эмпиризм; объективный идеализм; субъективный идеализм; метафизика, диалектика; функции философии; методология; аксиология.
Философия Античности, Средневековья и Возрождения. Античность; натурфилософия; софистика; киники, стоики, эпикурейцы; патристика, схоластика; гуманизм; теизм; утопия.
Философия от Нового времени до современности. Эмпиризм; рационализм; агностицизм; экзистенциализм; технократизм; космизм.
Сущность и структура религии, атеизм. Религия; вера; Бог; сверхъестественное; религиозное сознание; религиозный опыт; религиозные представления; религиозное учение; религиозный культ; миссионер; секта, конфессия, церковь; атеизм.
Виды и функции религии. Первые формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия; национальные религии; мировые религии; новые религиозные движения; функции религии.
Моральные ценности и поведение. Мораль, нравственность, этика; добро и зло; моральный идеал; золотое правило морали; категорический императив; моральный поступок, добродетель, порок; долг, честь, совесть; стыд.
Мировоззрение и менталитет. Мировоззрение; мироощущение; мировосприятие; миропредставление; миропонимание; обыденное и теоретическое мировоззрение; мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение; менталитет, ментальность.
Наука и её виды. Наука; виды наук: естественные и точные; социальные и гуманитарные.
История науки, НТР. Научная парадигма; научная революция; научно-техническая революция.
Проблемы развития науки, паранаука. Сциентизм и антисциентизм; наука и паранаука.
Сущность образования. Образование, обучение, воспитание; виды образования; уровни образования; функции образования; закон об образовании в Российской Федерации.
Современное образование. Демократизация образования; информатизация образования; гуманитаризация и гуманизация образования; интернационализация образования, Болонский процесс.
Современная культура. Информационное общество; глобализация; постмодернизм; гламур; флэшмоб.
Проблемы современного общества
Формы общественного развития. Общество как динамическая система; социальное изменение; социальное развитие; прогресс; регресс; реформа; революция; модернизация.
Типология обществ. Типы общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное); простые и сложные, открытые и закрытые.
Современные тенденции развития России. Переходный период; сепаратизм; депопуляция; угрозы безопасности и их преодоление.
Глобализация и информатизация. Глобальные проблемы. Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу. Информатизация; компьютерная революция; глобализация; глобальные проблемы; виды глобальных проблем: экологические проблемы, изменение климата, истощение ресурсов, проблема «Север — Юг», терроризм; пацифизм; экопессимизм; ценности потребления; природосохраняющие технологии.
Современное социальное развитие. Социальное развитие современной России; переходный период; сепаратизм; социальное развитие современного мира; социальное развитие вашего региона.
Заключение 1 час. Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | К-во час. | Дата | |
план | факт | |||
1 | Введение | 1 | ||
Тема: Человек как часть природы и общества | 8 | |||
2 | Человек - биосоциальное существо | 1 | ||
3 | Индивид, индивидуальность, личность | 1 | ||
4 | Сущность деятельности | 1 | ||
5 | Сознательное и бессознательное | 1 | ||
6 | Познание и его виды | 1 | ||
7 | Истина и её критерии | 1 | ||
8 | Феномен человека | 1 | ||
9 | Повторительно – обобщающий урок «Человек как часть природы и общества». | 1 | ||
Тема: Социальная сфера жизни общества | 28 | |||
10 | Общество как социальная система | 1 | ||
11 | Сферы общественной жизни и их взаимосвязь | 1 | ||
12 | Социальная структура общества | 1 | ||
13 | Социальное неравенство | 1 | ||
14 | Социальная мобильность | 1 | ||
15 | Социальные группы | 1 | ||
16 | Малая группа | 1 | ||
17 | Молодежь как социальная группа | 1 | ||
18 | Социальные институты | 1 | ||
19 | Функции социальных институтов | 1 | ||
20 | Семья в современном обществе | 1 | ||
21 | Брак и формы брака | 1 | ||
22 | Проблемы современной семьи | 1 | ||
23 | Семейная политика Российской Федерации | 1 | ||
24 | Урок-семинар: Многообразие социальных институтов | 1 | ||
25 | Социальные нормы | 1 | ||
26 | Социальный контроль | 1 | ||
27 | Девиантное поведение | 1 | ||
28 | Социализация индивида | 1 | ||
29 | Социальные статусы статусный набор | 1 | ||
30 | Социальные роли и ролевой конфликт | 1 | ||
31 | Социометрия | 1 | ||
32 | Социальный конфликт и его виды | 1 | ||
33 | Разрешение социальных конфликтов | 1 | ||
34 | Этнос и его виды | 1 | ||
35 | Межнациональные отношения | 1 | ||
36 | Урок-практикум: Человек в социальной среде | 1 | ||
37 | Повторительно – обобщающий урок «Социальная сфера жизни общества» | 1 | ||
Тема: Духовная сфера жизни общества | 22 | |||
38 | Понятие культуры. Функции культуры | 1 | ||
39 | Типология культуры | 1 | ||
40 | Формы культуры | 1 | ||
41 | Молодежные субкультуры | 1 | ||
42 | Материальная и духовная культура | 1 | ||
43 | Духовная жизнь человека и общества | 1 | ||
44 | Художественная культура | 1 | ||
45 | Искусство и его виды | 1 | ||
46 | Философия и её направления и функции | 1 | ||
47 | Философия Античности, Средневековья и Возрождения | 1 | ||
48 | Философия: от Нового времени до современности | 1 | ||
49 | Сущность и структура религии. Атеизм | 1 | ||
50 | Виды и функции религии | 1 | ||
51 | Моральные ценности и поведение | 1 | ||
52 | Мировоззрение и менталитет | 1 | ||
53 | Наука и её виды. История науки, НТР | 1 | ||
54 | Проблема развития науки . Паранаука | 1 | ||
55 | Сущность образования. | 1 | ||
56 | Современное образование. | 1 | ||
57 | Современная культура | 1 | ||
58 | Урок-практикум: Человек в сфере духовной культуры | 1 | ||
59 | Повторительно – обобщающий урок «Духовная сфера жизни общества» | 1 | ||
Тема: Проблемы современного общества | 7 | |||
60 | Формы общественного развития | 1 | ||
61 | Типология обществ | 1 | ||
62 | Современные тенденции развития России. | 1 | ||
63 | Глобализация и информатизация | 1 | ||
64 | Глобальные проблемы | 1 | ||
65 | Современное социальное развитие России. Социальное развитие нашего региона | 1 | ||
66 | Повторительно – обобщающий урок «Проблемы современного общества» | 1 | ||
67 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | ||
68 | Итоговая тестовая работа на промежуточной аттестации | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...