Я -гражданин 8 класс
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс)

Михайлов Алексей Алексеевич

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_grazhdanin_8_klass.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания Михайлов А.А. с.Овгорт

Класс: 8

Тема: Я – гражданин  России.

Цели   мероприятия:

Обучающие  - выявить взаимосвязь  государства  и  граждан , охарактеризовать  отличительные  черты  Российского  государства.

Развивающие  - объяснить  значение  понятий  «гражданин», «гражданство».

Воспитательные  - воспитание  в  детях  любви  к  Родине  и  патриотизма.

План  мероприятия.

1.Понятия  «гражданин», «гражданство».

2.Взаимосвязь государства с его  гражданами.

3.Закон  «О  гражданстве»

4.Отличительные  черты  Российского  государства.

Эпиграфы:                              

«А что  такое  гражданин?

Отечества  достойный  сын».

Н.А.Некрасов.

«Мой  друг, Отчизне  посвятим

Души  прекрасные  порывы!»

А.С.Пушкин.

«Боль  гражданства   -  не в  собственной  боли.

Тот ,кто  истинный  гражданин,

Защищает  собой  всё  поле,

Даже  если  он  в  поле  один!»

 Е.Евтушенко.

ХОД УРОКА

Этапы

Содержание

Организационный этап

 

  1. Приветствие.
  2. Проверка домашнего задания и постановка проблемы.
  3. Учитель:        

Все  мы   - граждане   России. Но  в  течение   многих  веков     россияне  были  подданными ,а  не  гражданами. В  отличие  от  подданного  гражданин – это  свободный  человек  своего  Отечества. Он  защищён  законами  страны  и  имеет  много  прав  и  обязанностей. Одно  из  важнейших  прав  гражданина  - это  право  участвовать в  управлении  своей  страной, то  есть  гражданин  имеет  право  выбирать  руководителей  страны, имеет  право  сам  участвовать  в  принятии   решений, важнейших  для  страны, в издании  законов и  так  далее.

               Давайте  составим  краткую  схему – характеристику (Приложение1)

Сергей  Иванович  Ожегов. Толковый  словарь  русского языка.

Гражданин  -  лицо, принадлежащее  к  постоянному  населению  данного  государства, пользующееся  его  защитой  и  наделенное  совокупностью  прав  и  обязанностей.

Гражданство  - это  устойчивая  политическая  правовая  связь  человека с  государством.

Быть  гражданином   -  значит  пользоваться  определёнными  правами  и  нести  необходимые обязанности  по отношению  к  своему  государству. Эти  права  и  обязанности  определяются в  первую очередь в  основном  законе  страны  - Конституции. Среди  важнейших  прав  - право  на  жизнь, свободу, личную  неприкосновенность, на  свободный  труд, право  на  отдых, образование, право  на  свободу  мысли, совести  и  религии.

Деятельностный этап

  1. Изучение нового материала. ТЕОРИЯ

Работа с  текстами  Конституции -  статьи: 20, 21, 23, 25, 28, 29.

Учитель: Иногда в  текстах  слово  Гражданин  пишется  с  большой  буквы. Как  вы  считаете, что включает в  себя  понятие  настоящий  гражданин  Отчизны? (Ответы учащихся).

  • Патриотизм
  • Боль  за  родную  природу
  • Высокая  нравственность
  • Любовь  к  родной  природе, земле, близким, к своей Родине.

Учитель: Для  россиян  понятие  гражданственности  тесно связано с  понятием  патриотизма, любви  к  Родине, ответственностью, неравнодушным  отношением  к  судьбе  Отчизны.

Записи на доске:

«Родина  - Отечество, страна, в  которой  человек  родился и  гражданином  которой  он  состоит».

Д.Н.Ушаков. Толковый  словарь  русского  языка.

«Патриотизм  - нравственный и политический  принцип, социальное  чувство, содержанием  которого  является  любовь  к  Отечеству, преданность  ему, гордость  за  его  прошлое  и  настоящее, стремление  защищать  интересы  родины.

                              Философский  словарь.

Учитель: Россия  лучшим  своим  гражданам  ставит  памятники. В  Москве  на  Красной  площади  памятник  Минину  и  Пожарскому  с  надписью  «Благодарная  Россия  -  Гражданину  Минину  и  князю  Пожарскому».

На  протяжении  тысячелетней  истории  России  большинство  людей, проживавших  в  этой  стране ,и  в  смутные, и  в  хорошие  времена, гордились  своей  принадлежностью  к  ней, к  её  истокам  и  корням, а  в  годы  суровых  испытаний ,отдавали  свои  жизни  за  Родину. Может, поэтому  так  трудно  понять  иностранцам  «загадочную  русскую  душу»?

         Российский  человек  мог  обладать самыми  скромными  способностями  и  дарованиями, но  в  определённых  обстоятельствах  проявлялись  его  особые  свойства, которые  свидетельствовали  о  том, что  это   -  Гражданин.

Учитель:   Приведите  примеры  высокой  гражданственности, которую  в  трудные  для  страны  минуты  показывали  миллионы  россиян.

Вы  можете  сделать  это  на  примере  исторических  героев.

1.Дмитрий  Донской. (Сообщение учащегося.)

Учитель: Много  тяжёлых  испытаний  и  кровопролитных  войн  выпало  на  долю  России  и  её  народа, но  одним  из  самых  трудных  испытаний  стала  

Великая  Отечественная  война, в  которой  российский  народ  проявил  массовый  героизм  во  имя  Родины  и  её  свободы.

2.Зоя  Космодемьянская. ( Сообщение учащейся.)

3.Александр  Матросов. ( Сообщение учащегося.)

Учитель:    Но  вот  война  закончилась  победой  советского  народа, благодаря  его  патриотизму. Кроме  ратных  подвигов  в  истории  нашей  страны  много  мирных  подвигов:  это  -  строительство  городов  ,фабрик, заводов, поднятие  целины, строительство  БАМа  и  самая  яркая  победа  нашего  народа  -  покорение  космоса. Юрия  Гагарина  можно  назвать  Гражданином  с  большой  буквы? Почему? Приведите  свои   примеры  патриотизма  в  наше  мирное  время.

4.Леонид  Рошаль.( Сообщение учащегося.)

5.А.Д.Сахаров.( Сообщение учащейся.)

Рефлексивный этап

Итоги

Домашнее задание. 

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Подросток как гражданин"

Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые  помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

урок по теме "Гражданин.Права гражданина"

Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается  право граждан выбирать и быть избранными....

Урок литературы "Я - гражданин? Я - гражданин!"

Урок проводится после изучения творчества В. Маяковского. предусмотрено проведение индивидуальной и групповой деятельности учащихся....

Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»

Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...

Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами

Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...