Рабочая программа учебного предмета "Обществознание", 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Махмудова Зухра Абдулвагабовна

            Рабочая  программа по обществознанию  для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования,  примерных базисных учебных планов и программы курса «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 6-9 классы» (М.: Просвещение, 2020)

          Программа реализуется по УМК «Обществознание 6-9 классы» авторского коллектива под руководством Л.Н.Боголюбова.  Для реализации содержания учебного предмета  используется учебник «Обществознание. 6 класс» – М.: Просвещение, 2020. К учебнику для 6 класса АО «Просвещение» прилагается электронная форма (ЭФУ). Она представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные  элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvonanie_6_klass.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Рабочая  программа по обществознанию  для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования,  примерных базисных учебных планов и программы курса «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 6-9 классы» (М.: Просвещение, 2020)

          Программа реализуется по УМК «Обществознание 6-9 классы» авторского коллектива под руководством Л.Н.Боголюбова.  Для реализации содержания учебного предмета  используется учебник «Обществознание. 6 класс» – М.: Просвещение, 2020. К учебнику для 6 класса АО «Просвещение» прилагается электронная форма (ЭФУ). Она представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные  элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

          Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определении собственной позиции; нравственной и правовой культуры,  экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

Воспитание общероссийской идентичности,  гражданской ответственности, уважение  к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых и оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Место предмета в учебном плане

В 2020-2021 учебном году на курс «Обществознание» в 6 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 35 часа в год.

Курс 6 класса является пропедевтическим и позволяет успешно достичь личностных, предметных, а также метапредметных результатов, определенных ФГОС основного общего образования.


Планируемые результаты

освоения курса «Обществознание» по итогам обучения в 6 классе

Требования к результатам обучения
и освоения содержания курса по обществознанию

Личностные результаты:

— мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

— заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

— ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

— отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

— убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;

— сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.

Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих сферах:

Познавательная:

— биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия человека и животного;

— основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

— способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья;

— роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд;

— познание человеком мира и самого себя;

 межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения;

— семья как малая группа и семейные отношения.

На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межличностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и выполнения подростками основных социальных ролей.

Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).

Ценностно-мотивационная:

— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

— знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

— установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

— приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.

Трудовая:

— осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

— понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного труда как основного вида деятельности для учащихся.

Эстетическая:

— понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека).

Коммуникативная:

— знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении;

— знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;

— умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации;

— понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию;

— умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

— развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные результаты:

— сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

— овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям). Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои способности:

1) в использовании элементов причинно-следственного анализа;

2) в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;

 3) в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выборе верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её;

5) в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта;

7) в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей; в повседневном руководстве этическими и правовыми нормами;
8) в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения.

Содержание курса «Обществознание» в 6 классе

Глава I. Человек в социальном измерении. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.

Глава II. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.

Глава III. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Главное правило доброго человека. Будь смелым. Что такое страх. Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводный урок

1

Глава I. Человек в социальном измерении

2

Человек  личность

1

3

Индивидуальность - плохо или хорошо?

1

4

Человек познает мир

1

5

Что такое самосознание

1

6

Человек и его деятельность

1

7

Основные формы деятельности человека

1

8

Потребности человека

1

9

Мир мыслей и чувств

1

10

На пути к жизненному успеху

1

11

Поддержка близких - залог успеха

1

12

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

13

Практикум по теме «Слагаемые жизненного успеха»

1

14

Повторение главы Человек в социальном измерении

1

Глава II. Человек среди людей.

15

Межличностные отношения

1

16

Виды межличностных отношений

1

17

Человек в группе

1

18

О поощрениях и наказаниях

1

19

Общение

1

20

Особенности общения со сверстниками

1

21

Конфликты в межличностных отношениях

1

22

Как не проиграть в конфликте

1

23

Практикум по теме «Человек среди людей»

1

24

Практикум по теме «Правила успешного общения»

1

25

Повторение главы Человек среди людей

1

Глава III. Нравственные основы жизни.

26

Человек славен добрыми делами

1

27

Доброе - значит, хорошее

1

28

Будь смелым

1

29

Смелость города берет

1

30

Человек и человечность

1

31

Прояви внимание к старикам

1

32

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

1

33

Практикум по теме «Гуманизм и его проявления»

1

34

Итоговый контрольный тест

1

35

Итоговое повторение

1

Литература для учителя

Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, Т.Е. Лискова, Е. Л. Рутковская]. — М. : Просвещение, 2020. — 143 с.

Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций /под ред. Л.Н. Боголюбова – М: Просвещение, 2020. – 160 с.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Интернет-портал реестра основных образовательных программ http://fgosreestr.ru/registry/primernaya- osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

Литература для учащихся

  1. Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Л.Н. Боголюбова.  М: Просвещение, 2020.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. — М.: Аванта+, 2002.
  3. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.3. Духовный мир человека. — М.: Аванта+, 2004.
  4. Ясина И. Человек с человеческими возможностями / И. Ясина. — М., 2010.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.potomu.ru — детская онлайн-энциклопедия.
  2. http://inclusive-edu.ru/multimedia/1/447 — Светлана Алёхина об инклюзивном образовании в России.
  3.  http://gogul.tv — информационно-познавательный сайт для детей и родителей.
  4. www.krugosvet.ru —  Энциклопедия «Кругосвет»
  5. www.megabook.ru – Мегаэнциклопедия портала «Кирилла и Мефодия»
  6. school-collection.edu.ru/catalog/?&subject%5B0%5D=21
  7. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  8. festival.1september.ru/articles/588115/
  9. www.clow.ru/ruspeople.html
  10. www.planetashkol.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...