рабочие программы учителя истории и обществознания
рабочая программа по обществознанию (6 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010 с изменениями;
Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по обществознанию (базовый уровень) - М. "Просвещение" 2019 г. с учетом авторской программы:
Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию к предметной линии учебников (Л.Н. Боголюбова) М.: Просвещение, 2019
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на предметную линию учебников Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6-9_kl_obshchestvoznanie.docx | 932.32 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010 с изменениями;
Рабочая программа разработана на основе примерной программы ООО по обществознанию (базовый уровень) - М. "Просвещение" 2019 г. с учетом авторской программы:
Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию к предметной линии учебников (Л.Н. Боголюбова) М.: Просвещение, 2019
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на предметную линию учебников Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
6 класс
Ученик научится:
1) описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
2) сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
3) объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
4) приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
5) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
6) решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
7) осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
8) самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
Ученик получит возможность научиться:
1) понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
2) определять сущность общества как формы совместной деятельности людей;
3) выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
4) определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
7 класс
Ученик научится:
- 1)использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- 2)выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
- 3)распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- 4)характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- 5)различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- 6)выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- 7)на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях;
- 8)раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- 9)различать отдельные виды социальных норм;
- 10)критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- 11)раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- 12)характеризовать специфику норм права;
- 13)раскрывать сущность процесса социализации личности
Ученик получит возможность научится:
- 1)наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- 2)выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- 3)использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- 4)оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
- 5)оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- 6)оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
- 7)аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- 8)использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
8 класс
Ученик научится:
1)демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
2) распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
3) характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
4) оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
5) различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
6) выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
7) характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
8) на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
9) раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
10) конкретизировать примерами опасность международного терроризма
11) характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
12) описывать явления духовной культуры;
13) объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
14) оценивать роль образования в современном обществе;
15) различать уровни общего образования в России;
16) находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
17) описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
18) объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
19) учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
20) раскрывать роль религии в современном обществе;
21) характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
22) описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
23) объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
24) характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
25) выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
26) приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
27) описывать основные социальные роли подростка;
28) конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
29) характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
30) объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
31) характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; 32) раскрывать основные роли членов семьи;
33) характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
34) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
35) выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
36) объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
37) различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
38) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
39) раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
40) характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
41) характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
42) анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
43) объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
44) анализировать структуру бюджета государства;
45) называть и конкретизировать примерами виды налогов;
46) характеризовать функции денег и их роль в экономике;
47) раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
48) анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
49) анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
50) формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
51) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
52) раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
53) характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
54) использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
55) обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Ученик получит возможность научиться:
1) наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
2) выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
3) осознанно содействовать защите природы;
4) описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; - характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
5) критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
6) раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
7) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;
8) выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
9) формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
10) использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
11) находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа;
12) грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
13) сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
9 класс
Ученик научится:
1) объяснять роль политики в жизни общества;
2)различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
3)давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
4)различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
5)раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
6)называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
7)характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
8)характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
9)объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
10)раскрывать достижения российского народа;
11)объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
12)называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
13)осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
14) характеризовать конституционные обязанности гражданина;
15)характеризовать систему российского законодательства;
16) раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
17) характеризовать гражданские правоотношения;
18) раскрывать смысл права на труд;
19)объяснять роль трудового договора;
20)разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
21)характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
22)характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
23)конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
24)характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
25)раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
26)анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
27)исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
28)находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
1)осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
2)соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
3)аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
4)использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
5)на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
6)оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
7)осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
3. Содержание учебного предмета
6 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ | Кол-во контрольных (тестовых работ) по каждому разделу (теме) |
Тема 1. «Загадка человека» | 14 | Принадлежность двум мирам. Человек - личность. Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Потребности и способности человека. Когда возможности ограничены. Мир увлечений Практикум. «Человек». Учимся быть интересной личностью. | |
Тема 2. «Человек и его деятельность» | 9 | Деятельность человека. Труд – основа жизни. Учение – деятельность школьника. Познание человеком мира и себя. Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя. | |
Тема 3. «Человек среди людей» | 12 | Отношения с окружающими. Общение. Человек в группе. Отношения со сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Семья и семейные отношения. Практикум. «Человек среди людей». | 1 |
Итого: | 35 часов | 1 час |
7 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ | Кол-во контрольных (тестовых работ) по каждому разделу (теме) |
Тема 1. “Мы живем в обществе” | 20 | Как устроена общественная жизнь. Что значит жить по правилам. Экономика и ее основные участники. Производственная деятельность человека. Обмен. Торговля. Реклама. Домашнее хозяйство. Бедность и богатство. Человек в обществе: труд и социальная лестница. Зачем людям государство. Почему важны законы. Культура и ее достижения. | |
Тема 2. “Наша Родина - Россия” | 15 | Наша страна на карте мира. Государственные символы России. Конституция Российской Федерации. Гражданин России. Мы - многонациональный народ. Защита Отечества. | 1 |
Итого: | 35 часов | 1 час |
8 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ | Кол-во контрольных (тестовых работ) по каждому разделу (теме) |
Тема 1. «Личность и общество» | 7 | Что делает человека человеком? Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Как стать личностью | |
Тема 2. «Сфера духовной культуры» | 8 | Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры. | |
Тема 3. «Социальная сфера» | 5 | Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение Практикум. «Социальная сфера». Учимся жить в многонациональном обществе. | 1 |
Тема 4. «Экономика» | 15 | Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица и ее причины. Мировое хозяйство и международная торговля. Практикум. «Экономика». Учимся ориентироваться в основных экономических терминах и понятиях. | |
Итого: | 35 часов | 1 час |
9 класс
Название раздела, темы | Количество часов на изучение раздела, темы | Основное содержание по разделам, темам с указанием названия контрольных (тестовых), практических, лабораторных работ | Кол-во контрольных (тестовых работ) по каждому разделу (теме) |
Тема 1. Политика и власть | 11 | Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. Межгосударственные отношения. Практикум: «Учимся участвовать в жизни гражданского общества» | |
Тема 2. «Гражданин и государство» | 9 | Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Высшие органы государственной власти в РФ. Россия – федеративное государство. Судебная система РФ. Правоохранительные органы РФ. Практикум: «Роль права в жизни граждан». | |
Тема 3. «Основы российского законодательства» | 14 | Роль права в жизни человека, общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые отношения. Семья под защитой закона. Административные правоотношения. Уголовно-правовые отношения. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Практикум. «Учимся устраиваться на работу». | |
Итого: | 34 часа |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
6 класс
Номера уроков | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. |
1. | Вводный урок. | Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиям к результатам обучения. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания. |
Тема 1. Загадка человека - 13 часов, 1 час в неделю. | ||
2. | Принадлежность двум мирам | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность», «личность», «социальные параметры личности». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности . |
3. | Принадлежность двум мирам | |
4. | Человек - личность | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность», «личность», «социальные параметры личности». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности . |
5. | Человек - личность | |
6. | Отрочество – особая пора жизни. | Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. |
7. | Отрочество – особая пора жизни. | |
8. | Потребности и способности человека | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств |
9. | Потребности и способности человека | |
10. | Когда возможности ограничены | Показывать на примерах влияние взаимопомощи в жизни. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, несмотря на ограниченные возможности, умение взаимодействовать с людьми с разными возможностями |
11. | Когда возможности ограничены | |
12. | Мир увлечений | Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, несмотря на ограниченные возможности, умение взаимодействовать с людьми с разными возможностями |
13. | Мир увлечений | |
14. | Практикум. «Человек». Учимся быть интересной личностью. | Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности |
Тема 2. Человек и его деятельность - 9 часов, 1 час в неделю. | ||
15. | Деятельность человека | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности |
16. | Деятельность человека | |
17. | Труд – основа жизни | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. |
18. | Труд – основа жизни | |
19. | Учение – деятельность школьника | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. |
20. | Учение – деятельность школьника | |
21. | Познание человеком мира и себя | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способностей людей |
22. | Познание человеком мира и себя | |
23. | Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. |
Тема 3. Человек среди людей. 11 часов, 1 час в неделю. | ||
24. | Отношения с окружающими | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание |
25. | Отношения с окружающими | |
26. | Общение | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться |
27. | Общение | |
28. | Человек в группе | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства |
29. | Отношения со сверстниками | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. |
30. | Конфликты в межличностных отношениях | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации |
31. | Конфликты в межличностных отношениях | |
32. | Семья и семейные отношения. | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. |
33. | Контрольная работа по теме “Человек среди людей” | Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. |
34. | Практикум «Человек среди людей». | Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах. Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности. |
Итоговое повторение - 1 час | ||
35. | Итоговое повторение «Человек в социальном измерении» | Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. |
ИТОГО: 35 часов |
7 класс
Номера уроков | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. |
1. | Вводный урок. | Познакомиться с содержанием курса, требованиям к результатам обучения. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания. |
Тема “Мы живем в обществе”, 19 часов | ||
2. | Как устроена общественная жизнь | Научатся объяснять понятия: сферы общества, социальные нормы, привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония, правила, манеры, санкции, табу, традиции, этикет, сетикет; называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета |
3. | Что значит жизнь по правилам | |
4. | Экономика и ее основные участники | Научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики. |
5. | Экономика и ее основные участники | |
6. | Производственная деятельность человека | Обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат. |
7. | Производственная деятельность человека | Научатся определять роль бизнеса в современной экономике, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, необходимость получения специальных знаний для занятия бизнесом; объяснять понятия и термины: предпринимательство (бизнес), меценатство, бизнесмен, финансы, экономический продукт, прибыль, купля-продажа, кредит, собственность |
8. | Обмен, торговля, реклама | Научатся: объяснять понятия и термины: обмен, общественное разделение труда, экономический продукт, товар, рынок, стоимость, потребительская стоимость, меновая стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая торговля, розничная торговля, внутренняя торговля, внешняя торговля, реклама, рекламное агентство, торговый знак, бренд, потребитель ; определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг |
9. | Обмен, торговля, реклама | Научатся: объяснять понятия и термины: обмен, общественное разделение труда, экономический продукт, товар, рынок, стоимость, потребительская стоимость, меновая стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая торговля, розничная торговля, внутренняя торговля, внешняя торговля, реклама, рекламное агентство, торговый знак, бренд, потребитель ; определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг |
10. | Домашнее хозяйство | Научатся: определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи; объяснять понятия и термины: семья, экономика, ресурсы семьи, собственность, рантье, проценты, ссуда, бюджет, семейный бюджет, расходы обязательные, расходы произвольные, лимит, лимитировать, оптимизация |
11. | Домашнее хозяйство | Научатся: определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи; объяснять понятия и термины: семья, экономика, ресурсы семьи, собственность, рантье, проценты, ссуда, бюджет, семейный бюджет, расходы обязательные, расходы произвольные, лимит, лимитировать, оптимизация |
12. | Бедность и богатство | Актуализировать информацию о понятии и источниках доходов граждан, сформировать представление о бедности и богатстве, перераспределении доходов. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, уважительно относится к точке зрения других людей, отличать факты и мнения, анализировать статистическую информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности. |
13. | Человек в обществе: труд и социальная лестница. | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. научатся определять зависимость положения на социальной лестнице от труда. |
14. | Практикум «Человек в экономических отношениях». | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль своей деятельности |
15. | Зачем людям государство | Овладевают целостными представлениями о государстве и его функциях, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию |
16. | Зачем людям государство | Овладевают целостными представлениями о связи человека и государства, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию |
17. | Почему важны законы | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике научатся объяснять понятия: закон, законодательные органы, демократический политический режим, справедливость, Конституция, Афинская демократия, свобода и ее границы, противоправный, законность, правопорядок; определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной. |
18. | Почему важны законы | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике научатся объяснять понятия: закон, законодательные органы, демократический политический режим, справедливость, Конституция, Афинская демократия, свобода и ее границы, противоправный, законность, правопорядок; определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной. |
19. | Культура и её достижения | Объяснять смысл понятия «культура, памятник культуры»Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к достижениям культуры. Воспитывать уважение к культуре |
20. | Культура и её достижения | Объяснять смысл понятия «культура, памятник культуры»Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к достижениям культуры. Воспитывать уважение к культуре |
Тема 2. “ Наша Родина - Россия”, 15 часов | ||
21. | Наша страна на карте мира | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма. |
22. | Государственные символы России | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ.Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России |
23. | Государственные символы России | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ.Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России |
24. | Конституция Российской Федерации | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике научатся объяснять понятия: закон, законодательные органы, демократический политический режим, справедливость, Конституция. |
25. | Конституция Российской Федерации | Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике научатся объяснять понятия: закон, законодательные органы, демократический политический режим, справедливость, Конституция. |
26. | Гражданин России | Научатся объяснять понятия: гражданство, право человека, свобода, гражданские права, политические права, социально-экономические права, культурные права, закон, гарантия, всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер, стандарт; определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе» |
27. | Гражданин России | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ |
28. | Практикум. «Права и обязанности гражданина». Почему важно соблюдать законы. | Овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию Учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. |
29. | Мы - многонациональный народ | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. |
30. | Мы - многонациональный народ | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей |
31. | Защита Отечества | Участвовать в коллективном обсуждении проблем, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. научатся объяснять понятия долг, патриотизм, обязанность, защита Отечества, присяга; определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга. |
32. | Защита Отечества | Участвовать в коллективном обсуждении проблем, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. научатся объяснять понятия долг, патриотизм, обязанность, защита Отечества, присяга; определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга. |
33. | Обобщающий урок-игра “Права человека” | Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. |
34. | Контрольная работа по теме “Мы живем в обществе” | Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. |
35. | Итоговое повторение по теме “Мы живем в обществе” | Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. |
ИТОГО:35 часов |
8 класс
Номера уроков | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. |
1. | Вводный урок. | Познакомиться с содержанием курса, требованиям к результатам обучения. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания. |
Тема 1. «Личность и общество» (6 ч), 1 час в неделю. | ||
2. | Что делает человека человеком? | Актуализировать значение понятий личность, индивид, индивидуальность, деятельность. Развивать умение сравнивать понятия, работать с таблицами и схемами. |
3. | Человек, общество, природа. | Актуализировать значение понятий природа, экология. Умение составлять план, работать с причинно-следственными связями между явлениями, высказывать и доказывать свою точку зрения |
4. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Сформировать представление о возникновении и стадиях развития общества, сущности и формах социальных норм. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемами. |
5. | Развитие общества. | Сформировать представление о понятиях: эволюция, революция, реформа, о глобальных проблемах человечества. Умение анализировать информацию, высказывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение, устанавливать причинно-следственные связи, работать с планом |
6. | Как стать личностью | Актуализировать значение понятий индивид, индивидуальность, личность, социализация. Умение сравнивать, работать с таблицей, составлять план, выделять главное, высказывать и аргументировать свою точку зрения |
7. | Практикум. «Как стать личностью». Кого считать личностью? | Обобщить знания по теме, повторить основные понятия и термины, высказывать свою точку зрения, работать в группах |
Тема 2. «Сфера духовной культуры» (8 ч), 1 час в неделю. | ||
8. | Сфера духовной жизни. | Актуализировать значение понятия культура. Умение выделять главное, составлять план, работать со схемами, классифицировать информацию, умение анализировать и делать выводы на основе статистических данных |
9. | Мораль. | Актуализировать значение понятий мораль, нравственность, справедливость, гуманизм. Умение высказывать и подтверждать примерами свою точку зрения, выделять главное, умение понять точку зрения другого человека, работать в парах |
10. | Долг и совесть. | Умение работать с текстом, выделять основную мысль текста, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать уважительное отношение к мнению других |
11. | Моральный выбор – это ответственность. | Умение работать с текстом, выделять основную мысль текста, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать уважительное отношение к мнению других. Осуществлять рефлексию своей деятельности |
12. | Образование. | Актуализировать значение понятий познание, образование, представление о ступенях образования. Сформировать представление о современных тенденциях в развитии образования. |
13. | Наука в современном обществе. | Актуализировать значение понятия наука. Сформировать представление о системе наук, роли науки в развитии общества, принципах работы ученых. Умение выделять главное, работать с планом, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, различать факты и мнения. |
14. | Религия как одна из форм культуры. | Актуализировать значение понятий религия, свобода совести, свобода вероисповедания, секта. Сформировать представление о роли религии, взаимосвязи религии и государства. Умение выделять главное, работать с планом, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, различать факты и мнения. |
15. | Практикум: «Учимся поступать морально». | Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные |
Тема 3. «Социальная сфера» (5 ч), 1 час в неделю. | ||
16. | Социальная структура общества. | Актуализировать значение понятий социальная сфера общества, социальная структура, социальная группа познакомить с понятиями иерархия, социальная мобильность, социальный статус. Умение составлять план, работать с таблицами и схемами, выделять главное, выделять причинно-следственные связи. |
17. | Социальные статусы и роли. | Актуализировать значение понятий социальный статус, социальная роль. Выделять главное, работать с текстом, составлять план, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь выслушать точку зрения другого человека, осуществлять рефлексию своей деятельности. |
18. | Нации и межнациональные отношения. | Актуализировать значение понятий этнос, народ, нация. Выделять главное, работать с текстом, составлять план, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь выслушать точку зрения другого человека, осуществлять рефлексию своей деятельности. |
19. | Отклоняющееся поведение | Сформировать представление о понятиях отклоняющееся, девиантное поведение, видах отклоняющегося поведения. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушать и уважительно относится к мнению другого человека, осуществлять рефлексию своей деятельности |
20. | Практикум. «Социальная сфера». Учимся жить в многонациональном обществе. | Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные |
Тема 4. «Экономика» (14 ч), 1 час в неделю | ||
21. | Экономика и ее роль в жизни общества. | Актуализировать значение понятий экономика, потребности, ресурсы, сформировать представление о понятии и видах экономических благ. Умение выявлять причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать текст, составлять план, высказывать и аргументировать свое мнение |
22. | Главные вопросы экономики. | Сформировать представление о сущности и видах экономических систем, умение работать со схемами, текстом, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, осуществлять рефлексию своей деятельности. |
23. | Собственность. | Сформировать представление о понятии и видах собственности, субъектах собственности, формах собственности и государственном регулировании права собственности; умение выделять главное, составлять план, работать с таблицами и схемами, анализировать текст, выявлять причинно-следственные связи |
24. | Рыночная экономика. | Актуализировать знания о видах экономических систем, сформировать представление о рыночной экономике, ее признаках, особенностях и характерных чертах, спросе и предложении, рыночном регулировании экономических отношений. |
25. | Производство – основа экономики. | Актуализировать знание понятий производство, факторы производства. Умение анализировать, выделять главное, работать с планом, выявлять причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы на основе статистических данных |
26. | Предпринимательская деятельность. | Актуализировать знание понятий предпринимательская деятельность, формы предприятий. Сформировать представление о понятиях малое предприятие, формы предприятий, товарищество, акционерное общество, акция. |
27. | Роль государства в экономике. | Сформировать представление о понятиях налоги, государственный бюджет, видах налогов, влиянии государства на экономику, о способах вмешательства государства в экономику. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, различать факты и мнение, анализировать информацию |
28. | Распределение доходов. | Актуализировать информацию о понятии и источниках доходов граждан, сформировать представление о прожиточном минимуме, потребительской корзине, перераспределении доходов, экономических мерах по социальной поддержке населения. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, уважительно относится к точке зрения других людей, отличать факты и мнения, анализировать статистическую информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности. |
29. | Потребление. | Актуализировать знание понятия и видов потребностей, семейном потреблении сформировать представление о страховании, о государственном регулировании прав потребителей. Умение анализировать информацию, искать и сравнивать информацию из разных источников, применять полученные знания для решения практических ситуаций, анализировать статистические данные |
30. | Инфляция и семейная экономика. | Сформировать представление о номинальных и реальных доходах, формах сбережения граждан, видах банковских услуг, предоставляемых гражданам, инфляции. Умение анализировать и сравнивать информацию, проверять достоверность информации, высказывать и аргументировать свое мнение |
31. | Безработица и ее причины. | Сформировать представление о понятиях безработица и занятость, о причинах и видах безработицы, ее экономических и социальных последствиях, о государственном регулировании уровня безработицы. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, анализировать информацию, проверять достоверность информации, анализировать статистические данные |
32. | Мировое хозяйство и международная торговля. | Сформировать представление о понятиях мировое хозяйство, внешняя торговля, о стратегиях внешнеторговой политики государств. Умение анализировать, сравнивать, высказывать и аргументировать свою точку зрения |
33. | Практикум. «Экономика». Учимся ориентироваться в основных экономических терминах и понятиях. | Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные |
34. | Контрольная работа по теме “Духовная, социальная и экономическая сферы общества” | Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные |
35. | Итоговое повторение по теме “Человек в обществе” | Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. |
ИТОГО: 35 часов |
9 класс
Номера уроков | Наименование разделов и тем. | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме. |
1. | Вводный урок. | Познакомиться с содержанием курса, требованиям к результатам обучения. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания. |
Тема 1. «Личность и общество» (10 ч), 1 час в неделю. | ||
2. | Политика и власть | Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества. Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках |
3. | Государство | Знать признаки и формы Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную |
4. | Политические режимы | Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе |
5. | Правовое государство | Знать принципы правового Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл |
6. | Гражданское общество и государство | Знать основные признаки гражданского общества. Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму |
7. | Практикум по теме «Учимся участвовать в жизни гражданского общества» | Обобщить знания по теме, повторить основные понятия и термины, высказывать свою точку зрения, работать в группах |
8. | Участие граждан в политической жизни | Знать, при каких условиях Уметь оценивать значение принципов конституционного строя; формулировать |
9. | Политические партии и движения | Знать, что такое политические партии и общественные движения. Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий |
10. | Межгосударственные отношения | Умение работать с текстом, выделять основную мысль текста, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать уважительное отношение к мнению других |
11. | Обобщающий урок по теме «Политика» | Знать основные положения главы «Политика». Умение работать с текстом, выделять основную мысль текста, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать уважительное отношение к мнению других. Осуществлять рефлексию своей деятельности |
Тема 2. «Гражданин и государство» (9 ч), 1 час в неделю. | ||
12. | Основы конституционного строя РФ | Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства. Уметь характеризовать |
13. | Права и свободы человека и гражданина: знакомство с темой | Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму |
14. | Права и свободы человека и гражданина: закрепление информации | Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму |
15. | Высшие органы государственной власти в РФ | Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные |
16. | Россия – федеративное государство | Актуализировать значение понятий федерация, субъекты федерации. Умение составлять план, работать с таблицами и схемами, выделять главное, выделять причинно-следственные связи. |
17. | Судебная система РФ | Актуализировать значение понятий судебная система, сформулировать представление об устройстве судебной системы в РФ. Выделять главное, работать с текстом, составлять план, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь выслушать точку зрения другого человека, осуществлять рефлексию своей деятельности. |
18. | Правоохранительные органы РФ | Знать, какие органы называются правоохранительными. Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранитель- |
19. | Практикум по теме: «Роль права в жизни граждан» | Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права |
20. | Обобщение по теме: «Гражданин и государство» | Знать основные понятия главы «Право». Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания |
Тема 3. «Основы российского законодательства» (13 ч), 1 час в неделю | ||
21. | Роль права в жизни человека, общества и государства | Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права. Умение выявлять причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать текст, составлять план, высказывать и аргументировать свое мнение |
22. | Правоотношения и субъекты права | Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений. Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму |
23. | Правонарушения и юридическая ответственность. | Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности. Уметь решать практические |
24. | Гражданские правоотношения | Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений. Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций |
25. | Право на труд. Трудовые отношения | Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда. Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения |
26. | Практикум «Учимся устраиваться на работу» | Актуализировать знание понятий предпринимательская деятельность, формы предприятий. Сформировать представление о понятиях малое предприятие, формы предприятий, товарищество, акционерное общество, акция. |
27. | Семья под защитой закона | Знать, каковы условия вступ- Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами |
28. | Административные правоотношения | Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений. Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; |
29. | Уголовно-правовые отношения | Знать особенности уголовно-правовых отношений. Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений |
30. | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей. Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции |
31. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП. Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами |
32. | Обобщение по теме «Основы российского законодательства» | Знать основные понятия главы «Основы российского законодательства». Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами |
33. | Закрепление по теме «Основы российского законодательства» | Знать основные понятия главы «Основы российского законодательства». Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами |
34. | Итоговое повторение «Политическая сфера общества и право» | Знать основные понятия Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами; характеризовать |
ИТОГО: 34 часа |
Приложение
Контрольная работа 6 класс
Вариант 1
Задание 1. Как Вы думаете, почему наше государство заботится о том, чтобы улучшить условия труда врачей и обеспечить медицинские учреждения современным оборудованием?
Задание 2. Составьте рассказ о своей игровой деятельности, используя следующий план. 1) В какие игры играете Вы и Ваши сверстники? Чем данные игры Вам интересны? 2) Какие знания и умения необходимы для успеха в указанных Вами играх? Как Вы думаете, почему психологи рекомендуют отдавать предпочтение не компьютерным играм, а играм в реальной жизни?
Задание 3. Специалисты Центра «Журавушка» провели опрос среди обучающихся 6-х классов о том, какой способ поведения в конфликтной ситуации предпочитают шестиклассники. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
-Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
-Как Вы оцениваете выбор большинства: позволит ли такая позиция избежать конфликтов среди шестиклассников? Выскажите свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ.
-Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
Задание 4. Писателю К.Г. Паустовскому принадлежит следующее высказывание: «Что такое талант? Трижды и четырежды труд».
- Как Вы понимаете смысл слова «талант»?
- Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек трудился?
Задание 5. Некоторые семьи в современном мире включают три, четыре или более поколений родственников (см. фотографию).
- В чём, по Вашему мнению, достоинство многопоколенной семьи, чем могут быть вызваны разногласия родственников в таких семьях?
- Чем, по Вашему мнению, следует руководствоваться при распределении семейных обязанностей?
Задание 6. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия: Личность, общение, ребенок, воспитание, понимание, психологи.
Вариант 2.
Задание 1. В нашей стране все дети, достигшие возраста 6 лет и 6 месяцев, учатся в школе. 1. Как Вы думаете, почему наше государство заботится о том, чтобы все дети могли учиться?
Задание 2. Подумайте о том, какое место занимает труд в Вашей жизни. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план. 1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома? 2) В каких видах общественно полезного труда (труда на благо своей школы, жителей своего населённого пункта и др.) Вы могли бы участвовать или участвовали? В чём Вы видите полезность такого труда для себя и своих сверстников?
Задание 3.В государстве Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, как они предпочитают проводить своё свободное время. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.
- Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
- Как Вы думаете, много или мало людей не имеют свободного времени? Объясните свой ответ.
- Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
Задание 4. Политическому деятелю Никколо Макиавелли принадлежит следующее высказывание: «Кто сам хороший друг, тот имеет хороших друзей».
- Как Вы понимаете смысл слова «дружба»?
- Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- Какое значение в жизни человека имеет дружба?
Задание 5. В современном мире большинство видов деятельности требует работы не одного специалиста, а целой команды (см. фотографию).
- В чём, по Вашему мнению, преимущество, а в чём трудность работы в команде?
- Какое правило взаимодействия членов команды, по Вашему мнению, может способствовать её успешной работе?
Задание 6. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведенные ниже понятия: Семья, Группа, Брак, Обязанности, Функции, Дети.
Контрольная работа 7 класс
Вариант 1.
Задание 1
В ст. 34 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Свобода предпринимательской деятельности».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей предпринимательской деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время. Составьте рассказ о своих способностях к экономической деятельности, используя следующий план:
1) Какие у Вас есть способности к экономической деятельности? Какое имущество Вам потребуется для реализации своих способностей?
2) В каких видах экономической деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
Задание 2
Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные нормы бывают только формальные.
2) Обряды представляют собой совокупность действий, установленных обычаями или ритуалами.
3) Этикет — принятая в определенных социальных кругах система правил поведения.
4) Социальные нормы помогают сохранить порядок в обществе, являются эталоном поведения.
5) Обычаи относятся к формальным нормам и содержатся в современных законах.
Задание 3
В 2013 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных в стране Z? Предположите почему.
2. Одни люди в стране Y считают обеспечение гражданских прав и свобод, развитие инициатив граждан приоритетом для развития страны; другие, наоборот, приоритет видят в развитии технологий. Какое мнение среди опрошенных преобладает? Какие технологии могут обеспечить развитие страны?
3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе? Почему?
Задание 4
Американскому государственному деятелю XVIII–XIX вв. Томасу Джефферсону принадлежит следующее высказывание: «Законы должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «прогресс человеческой души»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек осознанно следовал правовым нормам?
Задание 5
Семену 13 лет. Какие права есть у Семена? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
1) участвовать на выборах в качестве избирателя
2) вносить вклады в банк
3) покупать в магазине конфеты
4) получать подарки от родителей
5) устраиваться работать курьером в каникулярное время
6) давать согласие на изменение своего имени и фамилии
Задание 6
Семен перебежал дорогу на красный сигнал светофора, в результате чего создал аварийную ситуацию на проезжей части. Какой вид социальных норм нарушил Семен?
Задание 7
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о роли законов в общественной жизни, используя все приведённые ниже понятия.
Право; законы; государство; порядок; Конституция РФ; юридическая ответственность
Вариант 2.
Задание 1
В ст. 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на образование».
2. В подростковом возрасте главная деятельность — это учёба в школе. Проанализируйте своё свободное от учёбы в школе время и место дополнительного образования в нем. Составьте рассказ о видах дополнительного образования, используя следующий план:
1) Какие виды дополнительного образования существуют? Для чего люди получают дополнительное образование?
2) Какие виды дополнительного образования Вы могли бы получать или получаете?
В чём Вы видите пользу дополнительного образования для себя и своих сверстников?
Задание 2
Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Законы это правила, которые устанавливает и охраняет государство.
2) Законы обязаны соблюдать все.
3) Асоциальное поведение всегда связано с нарушением правовых норм, законов.
4) Законы призваны утверждать и защищать справедливость.
5) Законы дают неограниченную свободу людям.
Задание 3
Фонд Общественное мнение в январе 2016 г. провёл опрос совершеннолетних россиян о том,
сколько примерно времени в день они проводят в Интернете.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
2. Одни люди проводят в интернете менее получаса; другие — от получаса до часа. Какая категория среди опрошенных преобладает? Какие полезные ресурсы можно посещать в интернете для самообразования или подготовки к выполнению домашнего задания?
3. Какой ответ на вопрос Вы дали бы, если бы участвовали в опросе?
Задание 4
Немецкому общественному и политическому деятелю XIX в. Карлу Марксу принадлежит следующее высказывание: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
1. Как Вы понимаете смысл термина «обязанности»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек осознанно выполнял свои обязанности?
Задание 5
Даниле исполнилось 14 лет. Какие права появились у Данилы после достижения 14-летнего возраста? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы.
1) участвовать на выборах в качестве избирателя 2) вносить вклады в банк
3) покупать в магазине конфеты 4) получать подарки от родителей
5) устраиваться работать курьером в каникулярное время
6) давать согласие на изменение своего имени и фамилии
Задание 6
Мария Олеговна решила купить себе автомобиль. Как называется организация, куда следует обратиться Марии Олеговне для получение на определенный срок денег, при условии их постепенного возврата с процентами?
Задание 7
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение правах и обязанностях человека и гражданина РФ, используя все приведённые ниже понятия.
Конституция РФ; конституционные обязанности; конституционные права; гражданские (личные) права; политические права; культурные права.
Контрольная работа 8 класс
ВАРИАНТ 1
- Общество, в самом широком смысле слова, означает
1) | естественную среду обитания |
2) | объединение всех людей на земле |
3) | определенную группу людей по интересам |
4) | стадию исторического развития народа |
- В результате научного открытия, ученые изобрели новое лекарство от рака. Данный факт непосредственно связан со сферой
1) | экономики |
2) | духовной культуры |
3) | политики |
4) | социальных отношений |
3. Отметьте верное суждение о взаимодействии природы и современного общества
1) | И в природе и в обществе действуют объективные законы развития |
2) | Общество на современном этапе полностью подчинило себе природу |
3) | Человек и общество не способны противодействовать природной стихии |
4) | Общество развивается, а природа неизменна, статична |
4. Какие из приведенных социальных фактов, явлений характерны для обществ традиционного типа?
1) | парламентаризм, демократические ценности, фабричное производство |
2) | электронные сети, глобализация, высокие технологии |
3) | община, мелкотоварное ремесло, сословная иерархия |
4) | многопартийность, массовое производство, социальное законодательство |
5. К глобальным экологическим проблемам современного мира относится
1) | расширение деятельности транснациональных компаний |
2) | углубление разрыва в развитии между бедными и богатыми странами |
3) | деятельность международных террористических организаций |
4) | загрязнение вод мирового океана отходами вредных производств |
6. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «традиционное общество».
Сословное деление, родовая аристократия, сельская община, массовое производство, патриархальная семья.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Общество представлено взаимосвязью и взаимодействием четырех ______________(1): экономической, политической, социальной и духовной. Общественное _______________ (2) – один из наиболее важных элементов общества. Оно в наиболее полной форме представлено в экономической сфере, хотя и не сводится к ней. Как и материальное, духовное производство целенаправленно, оно удовлетворяет определенные __________________ (3). Продуктом и содержанием духовного производства является ______________(4).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) | производство |
Б) | общество |
В) | общественные потребности |
Г) | культура |
Д) | сфера |
Е) | население |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
- Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Человек в процессе своей жизнедеятельности приобретает знания и опыт. |
2) | Человек осваивает опыт, накопленный предками, а также, передает свои знания следующим поколениям. |
3) | Думается, что приобретенное расширяет поле человеческих возможностей, делает человека более свободным в принятии решений. |
4) | Только знающий и опытный человек способен на самостоятельные решения и поступки. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
- Социологическая служба в 2005 и 2015 гг. провела социологический опрос совершеннолетних россиян, задавая им вопрос: «Какое из следующих суждений о том, что значит для человека работа, более всего подходит лично Вам?»
Результаты (в % от числа отвечавших) представлены в таблице:
Сформулируйте не менее двух существенных различий в результатах опросов. Выскажите предположение о том, чем объясняется каждое из различий.
- Прочтите текст и выполните задания.
- Составьте план текста.
- Какое отличие между неолитической революцией и современным экологическим кризисом называет автор? Каково, по мнению автора, ключевое условия преодоления экологического кризиса?
- Автор говорит о неизбежно наступлении кризиса общества. Объясни смысл понятия «общество». Какие принципы формирования новой цивилизации, с точки зрения автора, должны лежать в её основе?
- Назовите любую глобальную проблему современности, кроме экологической.
ВАРИАНТ 2
- К общественным отношениям относятся связи между
1) | отдельными людьми и их группами |
2) | программистом и персональным компьютером |
3) | географическими условиями и разделением труда |
4) | работниками и орудиями труда |
2.Среди приведенных примеров деятельности людей укажите те, которые иллюстрируют экономическую деятельность.
А) | разработка газового месторождения |
Б) | выборы депутатов парламента |
В) | изменение ставки банковского процента |
Г) | оказание услуг страхования |
Д) | художественное чтение стихотворения |
Выберите правильную комбинацию букв:
1) | АВГ | 2) | АГД | 3) | БВД | 4) | ВГД |
3. Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1) | создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи |
2) | возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек: Нила, Инда, Хуанхэ |
3) | походы Александра Македонского на Восток |
4) | борьба древней Руси с набегами кочевников: печенегов и половцев |
4.Какой из перечисленных признаков характеризует общество как индустриальное?
1) | широко развиваются электронные средства связи |
2) | основу экономики составляет крупное машинное производство |
3) | общество имеет многонациональный состав |
4) | в обществе существует имущественное неравенство |
5. Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит его будущее. Эти проблемы в науке получили название
1) | Общечеловеческие |
2) | Глобальные |
3) | Планетарные |
4) | Всеобщие |
6. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности».
В пище, в отдыхе, в еде, в красоте, в поддержании теплового баланса, в защите .
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Общество отличает тесная _________(1) и взаимообусловленность всех элементов. Точно также как и _________(2) все они являются частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование социального мира.
Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все __________(3) общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое ___(4), мы сможем проследить его последствия во всех сферах.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) | народ |
Б) | Государство |
В) | Сфера |
Г) | Природа |
Д) | Взаимосвязь |
Е) | Решение |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
- Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Крестьянство в России в начале XIX века составляло около 92 % населения. |
2) | Дворянство, в основном, мелкопоместное, не превышало 1%. |
3) | Меньшинство населения обладало сословными привилегиями. |
4) | Очевидно, данное общество можно считать традиционным. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
9.Социологическая служба в стране Z в 2005 и 2015 гг. провела опросы среди городской молодежи, задавая им вопрос: «Удовлетворены ли вы образованием, которое получаете в настоящее время?»
Результаты (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме:
Сделайте вывод об удовлетворенности граждан высшим образованием. Приведите (используя данные диаграммы) три обоснования этого вывода.
10.Прочтите текст и выполните следующие задания:
10.1 Составьте план текста.
10.2 Какие возможности общество обеспечивает личности, соответствующей его требованиям? Какими средствами должен пропагандироваться образ идеальной личности?
10.3 Автор говорит о том, что современный молодой человек должен быть прагматически ориентирован, но ограничен принципами гуманистической морали. Объясните смысл понятия «мораль». В каком случае, считает автор, будет достигнут воспитательный эффект?
10.4 Назовите любой признак, по которому возможно деление на социальные группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по истории и обществознанию .
Рабочие программы по истории и обществознанию для 6-11 классов. Рабочая программа включает следующие разделы:пояснительная записка, требование к уровню подготовки учащихся, содержан...
Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы
Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...
Контрольная работа «Комплект рабочих материалов учителя истории и обществознания, для осуществления обучения учащихся с ОВЗ в интегрированной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реализации разных видов программ»
Школьный курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения историч...
Рабочие программы по истории и обществознанию учителя Прудникова А.В.
Данный материал представляет из себя набор рабочих программ , с помощью которых педагог определяет оптимальные и наиболее эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Настоящая рабочая программа по истории для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Настоящая рабочая программа по обществознанию для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минис...
Рабочая программа учителя истории и обществознания
Настоящая рабочая программа по обществознанию для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минис...