Конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Право на образование"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Тарасова Евгения Викторовна

Конспект урока по обществознанию для 9 класса по теме "Право на образование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию для 9 класса.

Тема: «Образование. Наука».

Цели: изучить особенности науки и образования; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.

Основные понятия: наука, образование, самообразование, знания.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

План изучения нового материала

1. Что такое образование? Его функции.

2. Элементы системы образования России.

3. Право на образование.

4. Что такое наука? Система наук.

Ход урока

I.            Организационный момент

Опрос домашнего задания.

1 учащийся – Искусство, его специфика и место в жизни человека.

2 учащийся – Мораль, содержание морали и ее функции.

II.           Изучение новой темы

1. Что такое образование. Его функции.

Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию.

Первые школы появились в Древнем Египте – в третьем тысячелетии до н.э. – профессиональные школы чиновников, писцов.

В Средние века большинство школ Западной Европы были церковными (или монастырскими). Обучение в таких школах было платным и велось на латинском языке. Учеников учили читать, писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церковные гимны и совершать церковные обряды.

Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских городских частных и муниципальных школ. Латынь в этих школах постепенно вытеснялась национальными языками.

На Руси первые школы появились более тысячи лет назад, в них учились дети бояр и дружинников.

Первая академия была основана в 1687 г. – Славяно-греко-латинская академия..

12 января 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении в Москве университета. Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, затем они переходили на юридический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной специальности.

К функциям образования ученые относят:

1. передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

2. освоение социальных и культурных норм общества,

3. обеспечение профессиональной ориентации и профессионального образования молодежи и др.

2. Элементы системы образования.

 Пути получения образования

 

Обучение в учебных заведениях                                                                      Самообразование

                                                                     Образование в семье

Основные элементы системы образования в России

1. Дошкольное образование (ясли, детские сады)

2. Общее образование (начальное, основное, среднее)

3. Профессиональное образование

а) начальное – ПТУ, училища, лицеи

б)среднее – колледжи, техникумы

в) высшее – институты, академии, университеты

4. Дополнительное образование.

3. Право на образование.

Читать дополнительный материал.

Ответить на вопросы

1. Ст.2

- что такое воспитание?

- что такое образование?

- почему они неразрывно связаны?

- приведите примеры как обучение связано с воспитание.

2. Ст 5. О чем говориться в этой статье?

- кто имеет право на образование?

- на бесплатное образование?

- кому оказывает содействие в получении образования?

- полное или частичное финансовое обеспечение содержания лиц в период получении я образования?

4. Что такое наука? Система наук.

Наука – одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

Стр 181 учебника, выписать:

Функция – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Цель – получение нового знания.

Характерные черты

Обоснованность утверждений                                                                          Системность исследований

                                                                   Достоверность полученных результатов

Наука включает:

1. Ученых с их знаниями, способностями, опытом.

2. Научные учреждения.

3. Специальное оборудование.

4. Методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент).

5. Особый язык.

III.  Подведение итогов урока

Прорешать тест.

IV. Домашнее задание

Параграф 22, вопрос 2

Параграф 23, 1,4

Дополнительный материал.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Тест по теме «Образование. Наука».

 1. Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?

1) среднее профессиональное                 3) основное общее

2) высшее профессиональное                 4) среднее общее

2. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1) основное общее образование                          3) среднее профессиональное образование

2) среднее общее образование                            4) дополнительное образование

3. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1) среднее профессиональное образование                             3) среднее общее образование

2) основное общее образование                                               4) начальное общее образование

4. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее образование                                           3) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование                        4) высшее профессиональное образование

5. Что отличает науку от других областей духовной культуры?

1) воспитательное воздействие на личность                                           3) использование художественных образов

2) теоретическое объяснение явлений природы и общества                4) обращение к сверхъестественным силам

6. Особенность научного знания состоит в том, что оно

 1) направлено на создание материальных ценностей                       3) всегда применяется в реальной жизни

2) основано на художественных образах                                            4) стремится к объективности

7. Верны ли следующие суждения об образовании?

 А. Образование служит для передачи знаний и опыта от одних поколений к другим.

Б. В основе образования лежат накопленные людьми культурные традиции, система ценностей.

1) верно только А                               3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

 А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А                            3) верны оба суждения

2) верно только Б                             4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.

Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.

1) верно только А                                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                                         4) оба суждения неверны

10. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) является областью духовной культуры;

2) использует художественные образы;

3) требует точности и обоснованности утверждений;

4) создает духовные ценности.

Черты сходства

Черты отличия

Ответ 1423

11. Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) логичность и доказательство выводов

Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам

Д) объективное отражение действительности

 

1) религия

2) наука

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Ответ 22112

Тест по теме «Образование. Наука».

 1. Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?

1) среднее профессиональное                 3) основное общее

2) высшее профессиональное                 4) среднее общее

2. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1) основное общее образование                          3) среднее профессиональное образование

2) среднее общее образование                            4) дополнительное образование

3. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1) среднее профессиональное образование                             3) среднее общее образование

2) основное общее образование                                               4) начальное общее образование

4. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее образование                                           3) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование                        4) высшее профессиональное образование

5. Что отличает науку от других областей духовной культуры?

1) воспитательное воздействие на личность                                           3) использование художественных образов

2) теоретическое объяснение явлений природы и общества                4) обращение к сверхъестественным силам

6. Особенность научного знания состоит в том, что оно

 1) направлено на создание материальных ценностей                       3) всегда применяется в реальной жизни

2) основано на художественных образах                                            4) стремится к объективности

7. Верны ли следующие суждения об образовании?

 А. Образование служит для передачи знаний и опыта от одних поколений к другим.

Б. В основе образования лежат накопленные людьми культурные традиции, система ценностей.

1) верно только А                               3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

 А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А                            3) верны оба суждения

2) верно только Б                             4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.

Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.

1) верно только А                                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                                         4) оба суждения неверны

10. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) является областью духовной культуры;

2) использует художественные образы;

3) требует точности и обоснованности утверждений;

4) создает духовные ценности.

Черты сходства

Черты отличия

11. Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) логичность и доказательство выводов

Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам

Д) объективное отражение действительности

 

1) религия

2) наука

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию 5 класс "Образование в жизни человека"

Тип урока "открытия " нового знания. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию 8 класс "Образование"

Конспект урока по обществознанию для учащихся 8 класса "Обществознание"...