Методическая разработка классного часа "Конституция Российской Федерации"
классный час по обществознанию (9 класс)

Янушкевич Марина Брониславовна

Классный час разработан с целью повышения правовой грамотности обучающихся. Форма классного часа - деловая игра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОУ СПО «Тувинский сельскохозяйственный техникум»

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

Преподаватель Янушкевич М.Б.

Кызыл. 2010 г.

АННОТАЦИЯ

Наименование работы:      Классный час «Конституция  

                                                    Российской Федерации»

Цели:                                     Обучающая – закрепить знание  

                                                   основного закона Российской Федерации.

                                                      Развивающая – сформировать умение работы

                                                   с первоисточником.

                                                   Воспитательная -  воспитание чувства

                                                   патриотизма, гражданственности и любви к

                                                   Родине.

Краткое содержание:         Методическая разработка знакомит  

                                                с методикой проведения  и ходом                                                         

                                                   классного часа «Конституция РФ» с

                                                   использованием методов проблемно –

                                                   развивающего обучения.

Содержание:

  1. методические рекомендации по проведению классного часа
  2.  Дидактический материал

Автор:                                      Янушкевич  Марина Брониславовна,

                                                    преподаватель права.

Наименование учреждения:  

ФГОУ СПО «Тувинский сельскохозяйственный техникум»

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Введение ………………………………………………….. ………………. 4

Методика подготовки  классного часа…………………………………… 5

Методика проведения и ход классного часа……………………………... 6

Сценарий…………………………………………………………………… 7

Заключение …………………………………………………………….… 17

Список использованной литературы………………………………….…18

Приложение 1……….……………………………………………………. 19

Приложение 2…………………………………………………………….. 21

Приложение 3…………………………………………………………….. 22

Приложение 4…………………………………………………………….. 24

ВВЕДЕНИЕ

     Процесс развития современного образования требует применение различных форм и методов активного развивающего обучения. Главной задачей образования является не овладение суммой знаний, а интересное изучение нового материала. Необходимо развивать творческое мышление студентов и самостоятельного поиска информации. Это помогает формировать критическое мышление студентов и тем самым формирует умение самообразования и самоорганизации.  Для выполнения этой задачи недостаточно урока, необходимо организовывать процесс обучения студентов во внеурочное время и в нетрадиционной форме. Классный час в форме игры является одним видов обучения во внеурочное время.

    При проведении игры в рамках классного часа используется групповая форма работы со студентами.

    При проведении классного часа «Конституция РФ» так же используются информационные технологии: на слайдах размещены вопросы для участников конкурса, которые также зачитываются преподавателем. Ответы к вопросам так же студенты могут наблюдать на проекторе.

    Методическая цель: классный час разрабатывался и проводился с целью обмена опытом с преподавателями в области применения нетрадиционных форм обучения во внеурочное время.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО ЧАСА

   Подготовка классного часа проводится совместно преподавателем и студентами. Преподаватель разрабатывает сценарий, рекомендует литературу, составляет вопросы для игры, делает презентацию игры. Студенты подбирают информацию для вводной части классного часа- доклады по истории Конституции РФ.

   Участниками игры в рамках классного часа  «Конституция РФ» могут быть студенты 2 курса экономического отделения, а так же студенты 3 курса отделений механизации, фермерского и ветеринарного отделений. Данный классный час может быть проведен как в отдельной учебной группе, так и между учебными группами. Если игра проходит в отдельной учебной группе, то необходимо разбить ее на 3-4 команды. Жюри конкурса выбирается пожеланию преподавателя из числа студентов или из числа преподавателей.

   В ходе подготовки классного часа преподаватель проводит индивидуальные и групповые консультации. А также помогает с поиском материала для студентов, которые готовят доклады. Выступающие должны быть назначены преподавателем.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

   В начале классного часа преподаватель  приветствует всех присутствующих, проверяет готовность к игре.

   Классный час начинается со звучания гимна России. В вводном слове преподаватель рассказывает о значимости проведения данного мероприятия  именно в этот день, говорит о том, что такое Конституция и насколько она важна для граждан Российской Федерации.

   В начале классного часа на экран проецируются слайд с текстом преамбулы Конституции РФ. Далее выступают докладчики. Каждое выступление сопровождается слайдами.

Интеллектуальная игра начинается с представления команд - название и девиз. Представляется жюри конкурса.

Игра разбита на четыре тура. Баллы подсчитываются после каждого. Побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Задания зачитываются ведущим в сопровождении слайдов, ответы также появляются на экране проектора.

В заключение игры победителям выдаются грамоты, которые являются стимулятором для самостоятельной образовательной деятельности студентов.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

1. Звучит гимн РФ. (слайд 1)

2. Учитель: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, соединяя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Так начинается Конституция РФ. Эта часть конституции называется преамбула. (слайд 2)

3. Чтение докладов.

Студент: 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года, и с тех пор День Конституции является одним из самых важных государственных праздников России.

Конституция является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Студент: Со времени первого принятия в Конституцию был внесен ряд поправок, последними из которых являются положения о том, что «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» и о том, что «Государственная Дума избирается сроком на пять лет» (Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 года).

Учитель: Это далеко не первая Конституция России. Окунемся немного в историю.

Студент:   Впервые о Конституции стали говорить в начале 19 века  при  Александре -1 и движении декабристов. Во время восстания в 1825   года солдаты кричали,   что  они       за    «Константина и  его  супругу Конституцию». Но основная масса  народа не представляла  себе, что такое «конституция».  Значительные шаги в направлении  конституционного правления были  предприняты  в царствование императора Александра-2. Это судебная реформа, развитие земства, проект  конституционного закона, отмена крепостного права. 

  

Студент:  Николаем - 2  был принят Манифест от 17 октября- конституционный акт, где выражалась воля императора   «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы  на началах действительной неприкосновенности личности, свобода слова, совести, собраний, союзов». Гарантировалось право участвовать в выборах  в Государственную Думу, и в 1906 году были приняты  Основные государственные законы Российской Империи, которые привели к значительным преобразованиям.

                                                                                                                                     Студент:  (слайд 3) Конституция РФ 1918 года принята 5- Всероссийским  съездом Советов 4-10июля.  Ее особенности   заключались  в следующем: определяла основы   устройства общества,    руководствуясь   лозунгами   и   декретами (до 1918года), носила   классовый характер,   полностью   отрицала  концепцию о  народе,  как носителя и  источнике суверенитета  государства,  закрепляла    установление  диктатуры пролетариата.  Таким образом, Конституция РСФСР  1918 года,- Конституция  революционного типа, принятая в результате   насильственного   изменения   общественного  строя,  которая отвергала   все   прежние   правовые   установки. 

                                       

Студент: (слайд 4) Появление Конституции СССР 1924 года (РСФСР) связано с новыми событиями в истории нашего государства. Это объединение Российской Советской  Федеративной  Социалистической  Республики с  другими независимыми республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Она носила открыто классовый характер, включены положения, определяющие статус и полномочия Федерации.

Студент: (слайд 5) В 1936 году появилась Конституция СССР. Причины ее появления - вступление страны в новый этап своего развития, который ознаменовал собой построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что  привело к значительному  расширению  социалистической демократии, закреплены равноправия граждан, введены главы об основных  правах и обязанностях граждан, закреплено право на труд.  

 

Студент: (слайд 6) Конституция СССР 1977года (РСФСР -  1978года)  вошла в историю как конституция «развитого социализма» появление ознаменовало, что общество вступило в этап «развитого социализма»; т.е.  советское государство из  государства «диктатуры пролетариата» превращается в  общенародное  государство. Утвержден принцип равенства граждан перед законом независимо от  происхождения, социального и  имущественного положения, образования и языка, отношение к религии. Установлено  что РСФСР является суверенным государством.  

Студент(слайд 7) Весной 1993года, по инициативе Бориса Николаевича Ельцина, был разработан проект  Конституции РФ, но тогда Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов не позволил принять данный проект.12 декабря 1993 году состоялся всенародный референдум, и была принята новая Конституция. Она ориентирована на общепринятые принципы и нормы  международного права, провозглашенные в ней права и  свободы человека и гражданина   полностью соответствуют системе  прав и свобод, определенных Всеобщей декларации прав человека. 

Учитель: Сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества. На сегодняшнем классном часе мы проверим насколько хорошо вы знаете Конституции РФ.

4. Объявление начала игры.

5. Представление команд.

6. Представление жюри.

7. Игра:

Учитель: Начнем первый тур нашей игры.

Тур № 1.Какое это право?

 На всех участников изготовить цветные флажки или карточки, где каждый цвет будет соответствовать определенной группе прав:

- зеленый - гражданские;

- синий - политические;

- красный - социальные;

- белый - экономические;

- желтый - культурные.

Команды занимают свои места, перед каждым участником - набор цветных карточек для «голосования».

В барабанчике или коробке закрытые билеты с номерами статей из Конституции РФ.

Ход игры

Учитель вынимает номер статьи Конституции РФ и  зачитывает статью, а затем ученики определяют, какую карточку нужно поднять. Побеждает команда, у которой будет больше правильных ответов.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

 

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

 

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

 

Статья 49

 

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

(слайд 8)

ОТВЕТЫ

Гражданские права

Статьи 20-28, 45, 48, 49

Политические права

Статьи 29-33

Экономические права

Статьи 34-36

Социальные права

Статьи 37-43

Культурные права

Статья 44

Подсчет баллов – за каждый правильный ответ 1 балл.

Тур № 2. Тест.

Текстом Конституции пользоваться нельзя. Игра проводится в форме теста. Команда поднимает карточку с правильным вариантом ответа или говорит правильный ответ.

Вопросы

Ответы

1

2

1. Президент РФ является главой партии, государства, правительства?

Государства

2. При вступлении в должность президент приносит народу клятву, обещание, присягу?

Присягу

3. Президент РФ избирается на 6, 4, 5 лет?

На 6 лет

4. Подписывает и обнародует федеральные законы: премьер, президент или председатель Госдумы?

Президент

5. Как называется парламент РФ: Госдума, Федеральное собрание, Совет Федерации?

Федеральное собрание

6. Госдума избирается на 5, 3, 4 года?

5 лет

7. Какому государственному органу принадлежит законодательная власть Президенту, Правительству, Федеральному собранию?

Федеральному собранию

8. Федеральное собрание является постоянно, временно или по вызову действующим органом?

Постоянно

9. Исполнительную власть в РФ осуществляет премьер, правительство или президент?

Правительство РФ

10. Какой суд является высшим судебным органом по уголовным  и  гражданским  делам:   Конституционный, Высший арбитражный или Верховный суд РФ?

Верховный суд РФ

(слайд 9, 10,11)

Подсчет баллов – за каждый правильный ответ 1 балл.

Тур № 3. Закончи предложение.

Приготовить 12 карточек, на которых будут написаны статьи Конституции. Легкий мячик.

Ведущий берет карточку сверху, называет номер статьи, читает текст статьи (но не до конца), выдерживает паузу (20-30 секунд) и бросает мячик любой команде. Данная команда,  должна  закончить содержание статьи: если не может ответить, то мячик бросают другой команде. Предложенные статьи и слово, на котором можно остановиться:

(слайд 12,13,14,15)

1. Ст. 1 - демократическое;

2. Ст. 8 (2) - частная;

4. Ст. 10 - разделения;

5.  Ст. 22 - на свободу;

6. Ст. 29 - мысли;

7. Ст. 31 - собрания;

8. Ст. 38(2) - право;

9. Ст. 41(1) - здоровья;

10. Ст. 59(1) - гражданина;

11. Ст. 59(2) - федеральным;

12. Ст. 63(1) - международного;

Подсчет баллов – за каждый правильный ответ 1 балл.

Тур № 4. Соотнеси предметы с правильной статьей Конституции.

На столе разложены предметы. Команды имеют тексты Конституции РФ. Поочередно от каждой команды выходят «делегаты» и с завязанными глазами вытягивают предметы.

Главная цель - определить, на какие статьи может указывать данный предмет.

Предполагаемые ответы:

1. ключ - ст. 25, 40;

2.  книга - ст. 43;

3.  повестка в суд - ст. 47, 48, 49;

4. трудовая книжка - ст. 37(1);

5. зверек или растение - ст. 58,42;

6. кукла - ст. 38(1);

7.  крестик - ст. 28, 14;

8. таблетки - ст. 41.

(слайд 16)

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. (ключ)

Статья 40

        3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. (ключ)

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование. (книга)

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. (повестка в суд)

 Статья 48

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. (повестка в суд)

 

Статья 49

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. (повестка в суд)

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. (трудовая книжка)

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. (растение)

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. (растение)

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. (кукла)

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. (крестик)

 Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. (крестик)

 

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. (таблетки)

 

 

Подсчет баллов – за каждый правильный ответ 1 балл.

8. Подведение итогов игры. Награждение победителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Предложенная методика проведения классного часа «Конституция Российской Федерации», основана на современных педагогических технологиях, которые помогают формировать критическое мышление у студентов, и способствуют самообучению студентов, а также формируют патриотические чувства и гражданственность студентов.

    Использование мультимедийных средств позволяет облегчить работу преподавателя в подготовке проведения мероприятия и самого его проведения.

   Использование игровых форм обучения, коим является данный классный час, который является внеклассным мероприятием и не ограничивается временем, так же способствует обучению студентов, при работе с Конституцией РФ у студентов формируются умения работы с законами, умение выбирать нужную для себя правовую информацию.

Работа в группе формирует у студентов ответственность за действия.

Знание основного закона, а соответственно и своих основных прав помогает студенту осознавать  себя членом российского общества и свою значимость для него.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ

2.Основы права .Степанова Т.А. 2004 г. , 224 Стр. , Учебное пособие; СПО.

3. 

Приложение 1

Статьи Конституции РФ для тура №1

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

 

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

 

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

 

Статья 49

 

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Приложение 2

Статьи Конституции РФ для тура № 3

Статья 1

 

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

 

Статья 8

 

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 10

 

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 22

 

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 29

 

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 31

 

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 38

 

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статья 41

 

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 59

 

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 

Статья 63

 

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Приложение 3

Статьи Конституции РФ для тура № 4

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. (ключ)

Статья 40

        3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. (ключ)

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование. (книга)

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. (повестка в суд)

 Статья 48

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. (повестка в суд)

 

Статья 49

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. (повестка в суд)

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. (трудовая книжка)

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. (растение)

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. (растение)

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. (кукла)

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. (крестик)

 Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. (крестик)

 

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. (таблетки)

Приложение 5

Дидактический материал для тура № 4

1. Повестка в суд

Вручается адресату

                         СУДЕБНАЯ ПОВЕСТКА

                     ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ N ___

_______________________________   Куда ___________________________

суд вызывает Вас в качестве ___   ________________________________

___________ к __ час. ____ г.     ________________________________

по делу _______________________   ________________________________

по адресу _____________________   ________________________________

_______________________________   Кому ___________________________

                                  ________________________________

Работник аппарата суда            ________________________________

    Лицо, вызываемое в суд в качестве  свидетеля  или  эксперта  и

др., обязано своевременно явиться в судебное заседание.

    В случае, если вызванный свидетель, эксперт,   переводчик   не

явился в судебное  заседание   по   причинам,   признанным   судом

неуважительными, он может быть подвергнут штрафу  в   размере   до

десяти установленных федеральным  законом   минимальных   размеров

оплаты труда.

    Свидетель при неявке в судебное заседание   без   уважительных

причин по вторичному вызову может быть подвергнут приводу (ст. 168

ГПК РФ).

Подлежит возврату в суд                       Уголовное дело N ___

2. ключ

3. любая книга

4. трудовая книжка

5. цветок

6. кукла

7. крестик

8. таблетки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Символы Российской Федерации".

Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации» Цель: знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.Задачи:дать основ...

Разработка урока Конституция Российской Федерации

Работа выполнена для урока обществознания 9 класса, выполнена в технолгии критического мышления. Содержит авторскую презентацию, конспект урока, рабочие листы для учащихся, самоанализ. Заслужила высок...

Методическая разработка классного часа "Бриг "Меркурий" - гордость, честь и слава Российского флота"

В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств. Важно помочь молодым людям определить правильные ориентир...

Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции"

Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции" включает технологическую карту урока и презентацию, разработана на основе ФГОС ООО. Может быть использована в качестве обобщающег...

Методическая разработка классного часа "25 января - День российского студенчества"

Методическая разработка классного часа  «25 января - День российского студенчества» предназначена для просвещения молодежи об истории создания и традициях празднования Дня российского...

Методическая разработка классного часа на тему «Конституция Российской Федерации»

Цель: актуализация и расширение знаний студентов о конституционных основах Российской Федерации, формирование гражданского понимания необ­ходимости знания Конституции как основного закона.Задачи:с...