Рабочая программа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 10 класса (базовый уровень)
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Рабочая программа по обществознанию расчитана на базовый уровень и предназначена для обучающихся 10 класса.
Программа включает в себя содержание учебного материала за год 68 часов ( 2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.obshchestvoznanie_10_klass.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 г. Томска
Согласовано Утверждаю
на заседании директор
методического совета МАОУ СОШ №32 г. Томска
протокол №_____ от _______ М.Н. Крюкова
«_____»___________ 2019г. «_____»________ 2019 г.
Рабочая программа
по обществознанию
Класс:10
(срок реализации: 1 год)
Количество часов: 68
Разработчик программы:
Мокина Елена Васильевна
Томск – 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2015), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2015 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2014 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по обществознанию.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2017 года. Примерные программы по обществознанию, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами.
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2014.
- Обществознание, 10-11классы. (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова)
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и Основами финансовой грамотности.
Необходимо взаимодействия курса обществознания 10 класс и курса «Основы финансовой грамотности» (темы: налоги физических и юридических лиц, платежи в интернете, долговые обязательства, кредит на образование).
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего (полного) образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2015 года №1312. в рамках среднего (полного) образования и в соответствии с учебным планом МАОУ ОСОШ № 32 на изучение предмета «Обществознание» в 10 классе выделено 2 часа в неделю.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 136 ч. для изучения на базовом уровне учебного предмета, в том числе в 10 и 11 классах по 68 часов из расчета 2 часа в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся (работу с источниками социальной информации, критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Оценивание таких видов работы осуществляется выборочно. По особенно актуальным темам курса запланировано 10 письменных практических работ с обязательным оцениванием всех обучающихся.
- Планируемые результаты
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, творчески применяет полученные знания.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
- Содержание учебного предмета.
10 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Человек в обществе.
Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.
Общество как мир культуры.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Правовое регулирование общественных отношений.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Заключение.
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
- Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 | Особенности курса «Человек и общество» | 1 | |
2 | Повторение 8-9 класс | 1 | |
3 | Тест «8-9 класс» | 1 | |
4 | Понятие общества | 1 | |
5 | Общество и общественные отношения | 1 | |
6 | Природа и общество | 1 | |
7 | Человек, индивид, личность | 1 | |
8 | Тест «Человек и общество» | 1 | |
9 | Сущность человеческой деятельности | 1 | |
10 | Тест «Деятельность человека» | 1 | |
11 | Многообразие деятельности | 1 | |
12 | Защита рефератов «Виды деятельности» | 1 | |
13 | Деятельность и общение | 1 | |
14 | Зачет. Род деятельности в жизни человека | 1 | |
15 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 1 | |
16 | Итоговое повторение за 1 четверть | 1 | |
17 | Защита рефератов «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» | 1 | |
18-19 | Познание. Познавательная деятельность человека | 2 | |
20 | Тест. Познавательная деятельность | 1 | |
21 | Истина и ее критерии | 1 | |
22 | Зачет. Истина и ее критерии | 1 | |
23 | Научное познание | 1 | |
24 | Ненаучное познание | 1 | |
25 | Обобщение. Особенности научного и ненаучного познания | 1 | |
26 | Социальное познание | 1 | |
27 | Защита рефератов. Социальное познание | 1 | |
28 | Самопознание | 1 | |
29 | Особенности самопознания | 1 | |
30 | Итоговый тест за 2 четверть | 1 | |
31 | Духовно-теоретическая деятельность | 1 | |
32 | Духовно-практическая деятельность | 1 | |
33 | Тест. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность | 1 | |
34 | Мировоззрение | 1 | |
35 | Убеждение, вера | 1 | |
36 | Тест. Мировоззрение, убеждение, вера | 1 | |
37 | Менталитет человека и общества | 1 | |
38 | Практикум. Менталитет | 1 | |
39 | Нравственная оценка деятельности | 1 | |
40 | Становление нравственного в человеке | 1 | |
41 | Сочинение «Цель оправдывает средства» | 1 | |
42 | Тест. Нравственная оценка деятельности | 1 | |
43 | Обобщение. Деятельность и духовный мир человека | 1 | |
44 | Трудовая деятельность | 1 | |
45 | Изобретательская деятельность | 1 | |
46 | Тест. Материально-производственная деятельность человека | 1 | |
47 | Зачет. Трудовая деятельность | 1 | |
48 | Проблема гуманизации труда | 1 | |
49 | Современный работник | 1 | |
50 | Итоговое обобщение за 3 четверть | 1 | |
51 | Как делают изобретения | 1 | |
52 | Свобода в деятельности человека | 1 | |
53 | Свобода есть познанная необходимость | 1 | |
54 | Что такое свободное общество | 1 | |
55 | Тест. Свобода и необходимость | 1 | |
56 | Исторический процесс и его участники | 1 | |
57 | Роль народных масс в истории | 1 | |
58 | Социальные группы, общественные объединения | 1 | |
59 | Диспут «Роль личности в истории» | 1 | |
60 | Политическая деятельность | 1 | |
61 | Обобщение. Политическая деятельность | 1 | |
62 | Тест. Политика и право | 1 | |
63 | Общественный прогресс | 1 | |
64 | Прогресс и регресс | 1 | |
65 | Зачет. Критерии прогресса | 1 | |
66 | Тест. Критерии прогресса | 1 | |
67 | Повторение за год | 1 | |
68 | Итоговый тест за год | 1 |
Информационно – методическое обеспечение
Литература для учителя:
- Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2016г
- Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории ,10 класс Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос» 2017г
- Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2016г.
- Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016г.
- Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л. Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2017
- Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2018г.
- Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова.- Волгоград, 2017
Литература для учащихся:
- Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2016г.
- Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, «Астрель» 2017г
- Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, 2018г
Оборудование и приборы:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Презентации по темам
Варианты тестовых заданий по каждой теме
Мультимедийные пособия.
1-С Репетитор «Обществознание» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Обществознание» 2018-2019 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...